Автор: Ирина Владимировна Спицкая
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства""
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "КОЛЛЕКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Раздел: среднее профессиональное
КОЛЛЕКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Спицкая Ирина Владимировна, преподаватель
КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства».
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться
и развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци
Аннотация: Статья освещает опыт групповой работы, применяемой на уроках физики
с целью формирования коммуникативных навыков у студентов.
Цель: познакомить с особенностями организации групповой деятельности учащихся,
показать на практике формы организации групповой деятельности.
Ключевые слова: групповая работа, коммуникация.
Наиболее востребованный в настоящее время уровень образования – это среднее
профессиональное образование. На современном этапе развития общества государство
направляет
запрос
–
подготовить
конкурентоспособную
личность.
Для
успешной
самореализации
в
современном
российском
обществе
человек
должен
обладать
следующим
набором
ключевых
компетентностей:
готовность
делать
осознанный
и
ответственный выбор, готовность к самообразованию, информационная компетентность,
социальная
компетентность,
коммуникативная
компетентность.
От
выпускников
колледжей требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, быстрота и
точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это
значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе. Коммуникация
сегодня
является
одним
из
наиболее
важных
процессов,
происходящих
в
любой
организации
или
на
предприятии.
Для
того
чтобы
научить
студентов
общаться
я
использую
различные
формы
работы,
такие
как
индивидуальная,
фронтальная
и
групповая, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование
такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в
сотрудничестве – учиться вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в
сотрудничестве. Часто я организую работу студентов в малой группе, что позволяет
чувствовать
себя
полноправными
членами
команды
и
стимулирует
желание
учиться.
Деление
на
группы
рассматривается
в
качестве
одного
из
самых
важных
признаков
дифференциации. Различие в построении процесса в группах – другой важный момент. Во
время
дифференциации
обучение
должно
подвергаться
изменениям,
что
является
обязательным условием. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что современным
требованиям
образования
соответствует
коммуникативно-деятельностный
подход
в
обучении, в котором инициативны все стороны учебного процесса. Именно групповое
взаимодействие
позволяет
развивать
необходимые
качества
для
дальнейшего
формирования компетенций. Группа – это общность людей, объединенных совместной
деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью. Групповая
работа,
с
моей
точки
зрения,
способствует
формированию
всех
вышеперечисленных
ключевых
компетенций, учит студентов к совместной работе и, следовательно, ведет к
созданию команды. Создание команды в будущем будет помогать ребятам в нескольких
видах деятельности. К ним относятся умения определять проблемы и искать возможности
их
решения;
отстаивать
свою
точку
зрения
через
дискуссию;
достигать
согласия-
компромисса
при
выполнении
работы;
достигать
определенной
гибкости
в
принятии
решения.
Примером такой технологии могут быть уроки изучения нового материала, уроки-
закрепления,
зачетные
уроки,
которые
проводятся
после
изучения
целого
раздела
дисциплины. Организуя работу в группе, ставлю цель научить всех без исключения
студентов в группе активно общаться, где каждый участник одновременно выступает в
роли
«генератора
идей»,
«понимающего»,
«критика».
Поэтому
считаю,
что
наиболее
эффективна работа в группах из 3-4 человек с разным уровнем знаний и темпом работы.
Данные
группы
обязательно
формируются
с
учетом
психологической
совместимости
участников группы. Работа студентов с разным уровнем знаний, умений и навыков в одной
группе ведет к их взаимному обогащению: одних учит быть успешными лидерами, другим
дает возможность получить дополнительные знания от более подготовленных студентов и
высказать свое мнение. Заключительным этапом групповой работы является презентация
полученного
результата
в
виде
проекта,
подготовленного
делового
письма
или
презентации. Публичная презентация результатов деятельности, сделанная всеми членами
группы
или
ее
отдельными
представителями.
Развитию
умения
слушать
и
слышать
партнера по команде служит и такой вид работы, как опрос лидером остальных студентов
в группе и выставление им оценок. Лидеры групп всегда опрашиваются преподавателем, а
затем идет работа в группе. При проведении групповой работы в малых группах лидер
начинает
опрос
с
более
сильного
студента,
затем
опрашивает
более
слабых.
Таким
образом, используя групповые формы работы, меняя распределение ролей в одной группе
или
состав
групп,
я
получаю
положительный
результат
–
сформированные
коммуникативные навыки.
В
зависимости
от
типа
выполняемого
задания
и
характера
организуемой
деятельности могу выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно
обеспечить взаимодействие студентов в малых и крупных группах:
Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной
или
письменной
форме
(или
заносят
результаты
в
общую
таблицу),
соотносят
с
результатами
деятельности
других
групп,
дополняя
друг
друга,
исправляя
ошибки,
оценивая эффективность групповой работы.
Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты
работы на общее обсуждение.
Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании
работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.
Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании
работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.
В своей работе я применяю такие приемы групповой работы как, обсуждение,
обучение, проверка, совместное изучение.
Обсуждение
В первой паре вначале прочитайте полностью текст, затем охарактеризуйте такой вид
работы в паре, как обсуждение по пунктам: 1) позиции (роли) обучающихся, 2) цели
работы, 3) предмет деятельности, 4) техники работы, 5) результаты, продукты.
Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос, выраженные как в тексте некоторого
автора, так и в высказываниях друг друга. Во время обсуждения позиции обучающихся не
отличаются.
Прочитав или услышав (например, объяснение преподавателя) одно и то же, каждый
из напарников что-то понимает по-своему (на рис. 1 это обозначено серым цветом), а в
чем-то их мнение совпадает. В диалоге представления каждого из
партнеров по поводу предмета обсуждения расширяются, углубляются,
уточняются.
Таким образом, цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чем все
мнения совпадают, а затем свои представления расширить.
Учитывая особенность этого вида работы в паре, предлагаю
студентам тексты со спорными идеями, с неоднозначным ответом, с
логической незавершенностью, требующими субъективной оценки и т.п. Например, по
предмету естествознание можно предложить выдвинуть различные гипотезы.
Задание для работы во второй паре: воспроизведите схему, фиксирующую сущность
обсуждения,
вначале
составив
алгоритм
того,
как
вы
будете
её
обсуждать,
затем
придумайте вопросы по тексту, которые вы зададите в третьей паре.
Задание для работы в третьей паре: задайте вопросы, оформленные во второй паре, и
ответьте на вопросы напарника.
Совместное изучение
В первой паре вначале прочитайте полностью текст, затем разберитесь в схеме.
Составьте план текста.
В паре можно совместно что-либо изучать. Совместно можно изучать то, чего никто из
двоих еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих.
Предмет совместного изучения – это тексты третьего. В этом уже есть
отличие изучения и обсуждения; предмет последнего вида работы – как
тексты
третьего,
так
и
друг
друга.
В
результате
специально
организованной коммуникации должно появиться общее поле понимания.
Общее должно быть, с одной стороны, в представлениях обоих студентов,
с другой – общее должно быть материализовано, например, в совместной
формулировке плана или схеме (см. рис. 2.)
Задание для работы во второй паре: с партнером изучите следующий
абзац
(используя
способ
работы,
описанный
выше);
оформите
законченный абзац по какой-либо теме своего предмета. Составьте план,
по которому учащиеся могут изучать оформленный вами абзац.
Задание для работы в третьей паре: совместно с напарником проиграйте предложенный
вами план изучения фрагмента.
Задания для работы в малой группе: проследите свою работу в паре: что вам удалось, а
что нужно было делать по-другому.
Обучение
В первой паре вначале прочитайте полностью текст, затем охарактеризуйте такой вид
работы в паре, как обучение по пунктам: 1) позиции обучающихся, 2) цели работы, 3)
предмет деятельности, 4) техники работы, 5) результаты, продукты.
Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно.
Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий,
другой
–
обучаемый.
За
счет
организованного
взаимодействия
второй
становится
носителем
того,
чем
владеет
первый
(рис.
3.)
Таким
образом,
предмет
обучения
–
информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник.
Необходимые условия для осуществления взаимообучения:
– Ребята, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты
содержания:
один
ученик
знает
одно,
второй
–
другое.
Обеспечить
взаимообучение можно только на новом материале!
– Эти фрагменты не должны зависеть друг от друга.
– Обучать нужно малыми порциями.
Процесс пошагово:
1. Нацеливание на то, чему будет посвящено обучение, как оно будет проходить, какой
должен быть получен результат.
2. Изложение материала небольшими фрагментами.
Во время объяснения важно фиксировать основные моменты, понятия, схемы и т.п. в
тетради обучаемого.
3. Инициирование ученика на задавание вопросов на понимание.
Важно приучать обучающихся заботиться о собственном знании: «Как я могу проверить,
что текст мне понятен?»
4. Восстановление студентом изложенного ему материала.
5. Проверка и закрепление усвоенного.
Понятно, что после изложения всех фрагментов следует задать вопросы, позволяющие
проверить понимание всей темы.
6. Анализ и рефлексия действий, которые осуществляли «преподаватель» и «студент».
Задание для работы во второй паре: воспроизведите схему, фиксирующую сущность
обучения, придумайте вопросы по тексту, которые вы зададите в третьей паре.
Задание для работы в третьей паре: задайте вопросы, оформленные во второй паре, и
ответьте на вопросы напарника.
Проверка как вид работы в паре
Когда
важно
за
счет
закрепления
получить
не
автоматизированные
действия,
а
сформировать осознанные умения, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как
проверка.
Она
может
быть
взаимной
или
односторонней.
При
проверке
в
паре
различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. Подчеркну, что работа в паре
здесь используется не с целью обучения, не с целью оценивания, а с целью обнаружения и
исправления ошибок. Достоинства такой проверки – во-первых, в ходе комментирования,
объяснения своих действий студент часто сам обнаруживает ошибки; во-вторых, проверка
осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется.
В заключение хочется отметить, что при организации познавательной деятельности
студентов необходим дифференцированный подход. Дифференцированный подход может
быть осуществлен на любом из этапов урока: при проверке домашнего задания, при
закреплении
изученного
на
уроке
материала,
при
самостоятельной
работе.
Для
обеспечения
включенности
каждого
ребенка
на
занятии
необходимо
сочетание
организационных форм обучения: групповой, коллективной, парной и индивидуальной.
Такая организация работы позволяет запустить мышление, речь и действия у каждого
ученика
по
поводу
определенной
учебной
задачи.
Любой
материал,
даваемый
преподавателем, необходимо проработать в парах, важные темы и понятия студенты
должны прорабатывать в парах сменного состава, закрепляя их индивидуальной работой.
Итак, на уроке можно использовать вариант четырёхтактной структуры урока:
1.
Фронтальная работа – необходимый минимум учебного материала;
2.
Постоянные пары – тренаж, повторение, закрепление того, что зафиксировано во
время только что предшествовавшей фронтальной работы;
3.
Пары сменного состава – глубокая проработка отдельных моментов фронтальной
подачи материала;
4.
Индивидуальная работа – самостоятельная работа.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.
Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П.Аникеева. – Москва:
Сфера, 2012. – 224 с.
2.
Диагностика
социально-психологических
характеристик
малых
групп
с
внешним
статусом / сост. С.А. Багрецов, В.М. Львов. – Санкт-Петербург: «Лань», 2011. – 640 с.
3.
Донцов, А. И. Проблемы групповой сплоченности: учеб. пособие / А. И. Донцов. –
Москва : изд-во МГУ, 1979. – 128 с.
4.
Донцов, А.И. Психологическое единство коллектива: учеб. пособие / А. И. Донцов. –
Москва : МГУ,1982. – 156 с.
5.
Журавлев, А.Л. Социально-психологические проблемы управления / А. Л. Журавлев //
Прикладные проблемы социальной психологии. – 2012. – № 2. – С. 173-185.
6.
Коломинский,
Я.
Л.
Психология
взаимоотношений
в
малых
группах
(общие
и
возрастные особенности): учеб. пособие / Я. Л Коломинский. – Минск: Тетра-Системс,
2011. – 141 с.
7.
Неймер,
Ю.
Л.
Сплоченность
как
характеристика
первичного
коллектива
и
еѐ
социологическое измерение // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 23-30.