Автор: Ефремкина Анна Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Икар"
Населённый пункт: Самарская область, г. Тольятти
Наименование материала: методический материал
Тема: "Развитие общекультурных компетенций средствами хореографии в учреждении дополнительного образования детей "
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Икар»
г.о. Тольятти
Доклад на тему:
«Развитие общекультурных компетенций средствами хореографии в
учреждении дополнительного образования детей »
Выполнила:
Ефремкина Анна Сергеевна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Икар»
Тольятти 2020
1
Содержание
1.Учреждение дополнительного образования детей ..............................................3
2.Значение хореографии в развитии ребенка…………...........................................5
3.Что такое компетенции. Какие компетенции развивает хореография.................9
3.1.Понятие компетенции………………………………………………………...9
3.2.Какие компетенции развивает хореография .................................................10
3.3.Общекультурные компетенции.......................................................................11
3.4.Ценностно-смысловые компетентности........................................................12
4. Вывод ..................................................................................................................... 14
Список исползуемой литературы.............................................................................16
2
1.
Учреждение дополнительного образования детей
Учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного
учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие
мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных
образовательных программ и услуг в интересах
личности, общества, государства.
В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет
уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения
необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и
профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6
до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют
общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.
Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении
системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных
организаций, органов по делам молодёжи.
В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы
культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся
культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности,
но и закладываются основы будущего, формируются те значимые
социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно
решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит
развитие сферы образования и формирование различных институтов
общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К
социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в
практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с
детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века
трансформировалась в систему дополнительного образования детей.
3
Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее
в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых,
произошли принципиальные изменения в общественном сознании – взгляд на
человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с
позиций культурно-исторической педагогики развития; во-вторых, усиливается
тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной
цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные, информационные,
досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их
родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального
образования для личности и общества. Одним из таких видов признано
дополнительное образование, основное предназначение которого –
удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и
образовательные потребности детей. Учреждение дополнительного образования
детей – это новый тип образовательного учреждения, имеющий свою
специфику и задачи в едином образовательном пространстве. Основная из них –
создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в
соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом,
постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал
свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Понятно, что в
рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно.
4
2.
Значение хореографии в развитии ребёнка
Хореография — танцевальное искусство. Это искусство описывать танец с
помощью различных жестов и знаков. Танец — ритмичные, выразительные
телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и
исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее
из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность
человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего
тела. Хореография в широком смысле обнимает все виды танцевального
искусства; в более тесном смысле под хореографией понимается способ
изображения условными знаками различные танцевальные движения (простые
и сложным паи т. д.).
Во время занятий танцем в организме человека происходит ряд адаптационных
процессов, которые помогают ему приспособиться к регулярной нагрузке, если
она не превышает физиологически допустимую. Степень физической нагрузки
не должна превышать физический потенциал человека, так как могут
возникнуть различные нарушения здоровья. Недостаток движения так же
опасен (гиподинамия), это один из основных факторов (наряду с ожирением,
неправильным питанием и вредными привычками) возникновения заболеваний
сердечно -сосудистой системы и диабета. Таким образом, занятия танцем имеют
большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и
свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от
сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги вовнутрь
носками, физические недостатки постепенно исправляются. Также улучшается
координация движений, сила мышц, развиваются динамические возможности и
дыхательная система, укрепляется сердечно – сосудистая система.
5
Физические занятия влияют на опорно-двигательный аппарат, то есть на
систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий. Под действием
физических тренировок мышечные волокна утолщаются, кости начинают
значительно перестраиваться. Процесс костного обновления происходит
постоянно, при этом одна часть кости рассасывается, а другая
восстанавливается. Поэтому регулярные занятия танцами укрепляют кости.
Физические нагрузки влияют на связки и сухожилия, утолщая их и делая более
прочными. Танцы оказывают положительное влияние и на суставы. Амплитуда
движений в суставе возрастает, а хрящевая ткань уплотняется. Но не стоит
забывать, что чрезмерные физические нагрузки оказывают негативное влияние
на состояние суставов.
Хорошо развитая мышечная система – это надежная опора для скелета.
Например, из-за слабости мышц спины и плечевого пояса появляется
искривление позвоночника, грудная клетка деформируется и как следствие
работа легких и сердца затрудняется, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д.
Развитая мускулатура укрепляют позвоночный столб, берёт часть нагрузки на
себя, тем самым разгружая его, предотвращает "выпадение" межпозвоночных
дисков.
Под влиянием физической нагрузки мышцы становятся не только более
эластичными, но и более твердыми. Занятия танцами способствуют лучшему
кровоснабжению и питанию мышц, увеличивают способность мышц к
растяжению, эластичные связки совершенствуют движения, увеличивая их
амплитуду. Возможность адаптации человека к различной физической работе
расширяется.
Кроме физического развития также растет культура поведения: дети
становятся более вежливыми, начинают относиться внимательней к
окружающим, находят общие интересы с товарищами, чувствуют себя частью
коллектива. Между мальчиками и девочками складываются дружеские
6
отношения. Культура поведения растёт не только во время занятий, но и в
обычной жизни. "Движения - это не такой пустяк. Уметь ходить, уметь стоять,
говорить, уметь быть вежливым - это не пустое ... Умение встать - тоже много
значит" (А.С. Макаренко).
Через танец воспитываются нравственные качества. Во время исполнения
или просмотра танцевального номера у детей вызываются яркие эмоции, они
учатся чувствовать характер и сопереживать, проявлять свое отношение,
отличать хорошее от плохого и делать выводы.
Танцевальное искусство имеет и познавательное значение. В танце отражены
чувства, эмоции, жизнь людей, которые расширяют кругозор ребёнка,
обогащают его новыми знаниями и представлениями.
Педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы ребенок
приобретал черты своего характера, имел свои взгляды, складывал своё
мировоззрение, т.е. формировался как личность.
Исходя из целей любых программ по хореографии, основными задачами
являются:
1)
Укрепление здоровья.
- Способствование росту и развитию опорно-двигательного аппарата.
- Формирование правильной осанки.
- Содействие профилактике плоскостопия.
- Развитие и совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно -
сосудистой и нервной систем организма.
2)
Совершенствование психомоторных способностей.
- Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации, силовых
способностей.
7
- Содействие развитию чувств ритма, музыкального слуха, памяти, внимания,
умению согласовать движения с музыкой.
-
Формирование
навыков
пластичности,
выразительности,
грациозности
танцевальных движений.
- Развитие мелкой моторики.
3)
Развитие творческих и созидательных способностей детей.
- Развитие мышления и воображения.
- Расширение кругозора.
- Воспитание эмоционального выражения, раскрепощенности, уверенности в
себе.
- Формирование музыкальных навыков.
-
Развитие
инициативы,
творческой
активности,
чувства
товарищества,
взаимопомощи, умения работать в коллективе.
Современные рекомендации родителям по физическому воспитанию детей.
В первую очередь родителям следует приучить ребёнка к утренней гимнастике,
выполнение её можно начать с ясельного возраста. Однако, по мере роста и
развития ребенка, физическая нагрузка должна увеличиваться. Ребёнка можно
отдать в танцевальную студию.
Для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия нужно
помнить, что:
- отдых должен быть достаточным по времени, как пассивный, так и активный,
- во время выполнения уроков дома, положение тела должно быть правильным,
- мебель должна соответствовать росту ребёнка,
- должна быть удобная обувь и одежда,
8
- спальное место должно быть правильно подобранным (матрас должен быть
полужестким, а подушка невысокой).
Таким образом, хореография развивает физические способности ребёнка, его
нравственные качества, учит быть культурным, расширяет кругозор, обладает
большой силой эмоционального воздействия и поэтому является незаменимым
средством целостного формирования ребёнка как личности.
3. Что такое компетенции. Какие компетенции развивает хореография
3.1. Понятие компетенции
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — это
личностная способность человека решать определённый класс
профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально
описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам.
Совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для
эффективной деятельности в заданной предметной области
называют Компетентностью (от англ. competence).
Различают следующие виды компетенций:
Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и
навыков познавательной деятельности. Владение механизмами
целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности
собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных
ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение
измерительными навыками, использование статистических и иных методов
познания.
Информационная компетенция — это способность самостоятельно
искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую
информацию.
9
Коммуникативная компетенция — это владение навыками
взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе.
Знакомство с различными социальными ролями.
3.2. Какие компетенции развивает хореография
В настоящее время одной из главных задач образования является поиск средств
и методов развития, образовательных компетенций учащихся как условие,
обеспечивающее качественное усвоение программы.
Наиболее полный набор ключевых компетенции разработал: Андрей
Викторович Хуторской доктор педагогических наук, академик, который
представил их в 4-х основных группах:
1. Ценностно – смысловые.
2. Учебно – познавательные.
3. Общекультурные.
4. Компетенции личностного самосовершенствования.
В своей работе я использую инновационные методы преподавания, в частности
развивающее обучение – это обучение, которое направлено на формирование
личности ученика на изучение индивидуальных особенностей детей и учет их в
учебном процессе, на развитие природных задатков и духовных потребностей
учащихся. Развитие личности проходят ряд этапов. Каждый тесно связан
предыдущим, ранее достигнутый органически включается в образование более
высокого. На первом году обучения развивается – выворотность ног, подъем
стопы, гибкость, танцевальный шаг элементарные танцевальные движения
(галопы, подскоки). На основе выученного материала строятся более сложные
танцевальные комбинации. Большое значение на занятиях я придаю
музыкальности, музыкальному сопровождению, которое развивает
художественный вкус, особую музыкальную культуру. Экзерсис у станка
содержит много трудных движений, которое в старших классах комбинируется
друг с другом, составляя более сложные комбинации, что дает возможность
развивающее обучение сделать эффективным.
10
Компетенции для ученика- это образ его будущего, ориентир для освоения.
Как решить проставленную проблему?
1.Получив задание разберись в нем. (Как правильно выполнить элемент, на что
надо обращать внимание?)
2. Не пренебрегай опытом других- он твой помощник ( не стесняйся спросить
не понятные тебе элементы у учителя, у подруги).
3. Определи, что тебе может понадобиться в работе (Если это работа у станка
или танцевальные элементы нам понадобится: осанка, выворотность ног,
мимика лица, пластика тела).
4. Составляя план , не строй воздушных замков, исходи из реальных
условий. (Готовясь на контрольные уроки или на экзамены, покажи уже
отточенные танцы, не в коем случи не надо показывать сырые номера).
5. Будь внимательнее при завершении работы. ( Не отвлекайся, не суетись, не
торопись).
6. Итоговый анализ-залог успешной работы в дальнейшем.( Хорошо
отработанные элементы, отточенные движения в итоге красивый
профессиональный номер.
Компетенции не сводится только к знаниям и умениям. Компетенция является
сферой отношений существующих между знанием и действием в практике.
3.3. Общекультурные компетенции
Общекультурные компетенции - познание и опыт деятельности в области
национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы
жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические
основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки
и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой
сфере, например, владение эффективными способами организации свободного
времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира,
расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
Общекультурные компетенции:
11
Проявляют личностные качества — гражданские, нравственные,
интеллектуальные, общей культуры.
Сформированы представления о необходимости соблюдать в мире людей
общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.
Стремятся жить в гармонии с окружающим миром.
Процесс формирования культуры личности, а значит и её компонентов -
общекультурных компетенций, продолжается в течение всей жизни человека.
Важный период её формирования - школьные годы.Формирование
общекультурной компетентности происходит на базе общекультурного
содержания образования, включающего в себя «основы изучаемых наук,
искусств, отечественных и мировых традиций, получивших отражение в
учебных предметах и образовательных областях, и выражается в форме
понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, обрядовых действий,
текстовых, художественных и иных произведений, считающихся
фундаментальными достижениями человечества»
3.4. Ценностно-смысловые компетентности
Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с
ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и
предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих
действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают
механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и
программа его жизнедеятельности в целом. Под ценностно-смысловыми
компетенциями мы понимаем компетенции, связанные со способностью видеть,
понимать, беречь окружающий мир, природу; принимать научные знания как
ценности; уметь гармонично адаптироваться в современном мире, выбирать
12
ценностные, целевые и смысловые установки для своих действий
инновационного характера, самостоятельно выявлять противоречия и
принимать решения. От этих компетенций во многом зависит дальнейшая
жизнедеятельность людей, их самоопределение и саморазвитие. Более того,
ценностно-смысловой компонент свойствен всем компетенциям.
Наличие у детей ценностно-смысловых компетенций:
Умеют адекватно оценивать свои способности и возможности.
Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для
дальнейшего образования.
Понимают необходимость личностного роста для успешного
самоопределения в будущем.
Выбирают приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью
и интересную работу.
При выборе будущей профессии большинство выпускников
ориентируются на интерес к конкретной области деятельности, не
пренебрегая и материальной стороной
.
Поскольку все виды компетенций буквально встроены в деятельность,
возникает необходимость по-новому рассмотреть специфику профессиональной
деятельности. При этом будем опираться на принятый в науке взгляд на
деятельность специалиста , и профессиональное становление личности .
Формирование ценностно-смысловых компетенций студентов, мы полагаем,
связано с обучением их деятельному овладению гуманистической методологией
творческого преобразования мира, гармонизации отношений в системе
«человек - природа - общество» на основе законов природы и общества. Нет
сомнений в том, что важнейшая роль в этом процессе отводится экологизации
образования и естественнонаучного в том числе. Данный вопрос привлекал
внимание естественников-методистов, поскольку окружающую среду можно
изучать с ее атрибутами как физическую, химическую, биологическую и т.д.,
13
что, в свою очередь, связано с расширенным пониманием экологии. Однако
учебно-методического комплекса, способствующего формированию ценностно-
смысловых компетенций будущих учителей в процессе изучения дисциплин
естественнонаучного цикла на основе компетентностного подхода, в настоящее
время в литературе не встречается.
4.Вывод
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на
формировании у учащихся компетенций обеспечивающих им возможность
успешной социализации. Сущностью компетентностного подхода в
формировании личностных качеств и характеристика личностного развития,
данная Б.Ф. Ломовым и Джоном Равен, позволяет заключить, что учащиеся
должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем
многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти
качества обуславливают формирование компетентной личности в современном
мире.
Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков,
обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека
реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация
компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов
деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру
компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и
навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы.
При теоретическом анализе представленных в литературе определениях нельзя
не обратить внимание на тот факт, что, несмотря на такое разнообразие, одной
из
важнейших
характеристик
элементов
компетентности
и
компетенций,
подчеркивается
именно
активность
и
действенность
имеющихся
знаний
и
опыта, наличие потенциальной (потребность, мотив, цель, инструментальная
основа) и реализованной структуры (внутренняя и внешняя деятельность) в
14
компетентности. Следует отметить и разграничение компетентностей по сферам
деятельности в «Стратегии модернизации содержания общего образования»:
•
компетентность
в
сфере
самостоятельной
познавательной
деятельности,
основанная
на
усвоении
способов
приобретения
знаний
из
различных
источников информации, в том числе внешкольных;
•
компетентность
в
сфере
гражданско-общественной
деятельности,
(выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
•
компетентность
в
сфере
социально-трудовой
деятельности
(в
том
числе
умение
анализировать
ситуацию
на
рынке
труда,
оценивать
собственные
профессиональные
возможности,
ориентироваться
в
нормах
и
этике
взаимоотношений, навыки самоорганизации);
• компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья,
семейного бытия и проч.);
• компетентность в сфере культурно – досуговой деятельности (включая выбор
путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно
обогащающих личность.
Таким образом, рассматривая множество подходов и мнений к определению
«ключевых компетенций», можно отметить, что в совокупности их значений
лежит представление о гуманистическом типе личности, которая должна стать
проводником
ценностей
и
убеждений,
освоенных
ею
в
современной
образовательной среде.
Список использованной литературы
15
1.
Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и
структурирования // Культурно-историческая психология.– 2008. - №2. –
C. 19-\
2.
Сост. Л.В.Свешникова Рефлексивные техники эмоционального
состояния детей. Волгоград. Учитель 2011
3.
Сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова Коммуникативная
компетентность педагога ДОУ Волгоград, Учитель, 2011
4.
Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс Коммуникативный тренинг педагоги,
психологи, родители. С.-Петербург Речь 205
5.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года.
6.
Мессерер А. Танец, мысль, время. -М.: Искусство, 1979.-412 стр..
7.
Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники:
учебное пособие / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2003.
8.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата
образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – №
5. – С. 34–42.
9.
Селевко Г.К. – Компетентности и их классификация // Народное
образование. – 2004. – № 4. – С. 136–144.
16