Автор: Бронникова Светлана Николаевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 10
Населённый пункт: г.Бикин. Хабаровский край.
Наименование материала: Статья
Тема: Использование поведенческой терапии с целью улучшения адаптации ребенка с РДА
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ С ЦЕЛЬЮ
УЛУЧШЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА С РАННИМ ДЕТСКИМ
АУТИЗМОМ
В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических
разработок по социально – бытовой реабилитации, которые позволили бы
детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни.
За рубежом наибольших успехов в области социальном – бытовой
реабилитации достигли сторонники поведенческой терапии, усилия которых
направлены на формирование независимости самостоятельности ребенка в
его повседневном поведении. Выделяют два крупных направления в рамках
поведенческой терапии:
- оперантное обучение,
- обучение по программе ТЕАССН.
В данной работе я хочу привести конкретные примеры форм использования
методов оперантного обучения в сочетании с традиционными приемами
организации социально – бытового поведения аутичных детей.
Общая организация поведения.
Первыми шагами в процессе обучения служат установление контакта с
ребенком, исследование его возможностей, особенностей интересов и
работа по общей организации его поведения. При формировании установки
у ребенка на выполнение требований взрослого и заинтересованности
ребенка в этом выполнении в начале часто приходится использовать
простейшие естественные потребности ребенка; на что я первым делом
обращала внимание. Так, например, если он захотел пить, я просила его для
начала сесть на стул. Часто же на попытку что – либо потребовать от него, он
начинал капризничать, мог закричать и ударить. И не в коем случае при
таком его поведении нельзя отменять свое требование, так как такой способ
добиться своего может закрепиться в сознании ребенка. И, конечно же,
нужно делать предварительный анализ того, что Ваш ребенок сможет
выполнить, прежде чем что – либо требовать от него. Мои наблюдения
показывают, что лучше всего закрепляется поведение, которое награждается
не каждый раз, а время от времени. Это, кстати, касается и нежелательного
поведения. Например, если в ответ на каприз ребенок после долгих отказов
все- таки получал то, что требует, очень вероятно, что в дальнейшем он будет
использовать тот же способ достижения желаемого.
По моим наблюдениям трудности в адаптации аутичного ребенка в быту
семьи, его отказ что – то сделать часто связаны со страхами. Ребенок боялся
ходить в туалет из – за шум воды, мыться (так как вода попадала ему в глаза),
идти гулять, потому что боялся соседской собаки и людей. Проблема может
решиться, если близкие понимают, что стоит за отказом ребенка, терпеливо
одобряют его, дают возможность освоиться в пугающей ситуации,
почувствовать себя хозяином.
Организация стереотипов бытового поведения.
Стереотипность, свойственная аутистам, можно хорошо использовать для
формирования бытовых стереотипов. При это речь взрослого должна быть
четкой и краткой, следует продумать фразы, сопровождающие действия,
которые будут повторяться раз за разом. Необходимо сначала подключат
ребенка к самым легким операциям, подчеркивая, как у него хорошо
получается, какой он молодец, как быстро одевается и как аккуратно ест.
Прежде чем начать обучение нужно тщательно продумать действия, выбрать
наиболее удобную и простую последовательность для конкретно имеющейся
ситуации. Например, при умывании найти удобное место для мыла, какой
рукой лучше брать щетку, а какой пасту. Этот при ем так же был использован
в моей практике, и оказался очень эффективным при нескольких же
повторениях. Известно, что такой же пооперационный анализ используется
при работе со слепыми и умственно отсталыми детьми.
Пространственная и временная организация занятия и распорядка дня
аутичного ребенка.
Во – первых, очень важно подобрать удобные подходящие по росту стол и
стул, стол нужно расположить так, чтобы ничего не отвлекало его внимания,
и наоборот, выделялись предметы, на которые Вам хотелось бы обратить его
внимание. Приятные и легкие задания, чередования заданий с
развлечениями помогут Вам ослабить негативизм ребенка к учебной
ситуации.
Во – вторых, важен ритм занятия. Аутичный ребенок способен очень недолго
оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и
выполнения произвольных действий. Тренировки в первое время могут быть
очень короткими (3-5 минут), но при это необходимо, чтобы ребенок сразу
испытал успех. Оперантный и особенно эмоционально – коррекционный
подходы рекомендуют эмоционально обыгрывать удачу.
Уменьшению тревожности, упорядочиванию поведения аутичного ребенка
способствует и временная организация его жизни. Существование четкого
распорядка дня, семейных привычек и традиций, если последовательность
событий предсказуема, они неукоснительно должны соблюдаться,
повторяясь изо дня в день (прогулка, еда, сон, занятия и т.д.).
Некоторые операции, которые особенно трудны для ребенка, можно
вставлять в игровой сюжет, интересный ребенку, чтобы дать ему
возможность попрактиковаться вне учебной ситуации. Сочетание четкой
пространственной организации, расписаний и игровых моментов может
заметно облегчить обучение аутичного ребенка навыкам бытового
поведения.
Все вышеперечисленные методики были использованы мною на практике. И
благодаря именно поведенческой терапии мы достигли хороших результатов
в адаптации ребенка, хотя бы на уровне группы, среди остальных детей.
И делая краткий вывод из всей проделанной мной коррекционной работы, с
аутичным ребенком, следует выделить ряд положений:
На этапе налаживания контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на
проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий. Будьте
более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его
желаний и настроения. Часто он сам предлагает ту форму взаимодействия,
которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно
на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не
забывая конечно о целях работы).
Все, что происходит на занятиях должно сопровождаться эмоциональным
комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и
ситуации.
Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым
разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять
спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный момент и
постараться помочь выйти ему из состояния дискомфорта.
Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у
разных детей с диагнозом аутизм может быть различной: на что один
отреагировал вполне дружелюбно, у другого может вызвать резко
отрицательную реакцию. Мало того, дин и тот же ребенок может вести себя
совершенно по-разному в сходных положениях. В случае, если ребенок
принял предложенное, постараться развивать ситуацию, если же возникла
реакция отторжения, следует оставить игру. Безусловно это потребует от
педагога и психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от
развития событий.