Напоминание

Использование поведенческой терапии с целью улучшения адаптации ребенка с РДА


Автор: Бронникова Светлана Николаевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 10
Населённый пункт: г.Бикин. Хабаровский край.
Наименование материала: Статья
Тема: Использование поведенческой терапии с целью улучшения адаптации ребенка с РДА
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ С ЦЕЛЬЮ

УЛУЧШЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА С РАННИМ ДЕТСКИМ

АУТИЗМОМ

В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических

разработок по социально – бытовой реабилитации, которые позволили бы

детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни.

За рубежом наибольших успехов в области социальном – бытовой

реабилитации достигли сторонники поведенческой терапии, усилия которых

направлены на формирование независимости самостоятельности ребенка в

его повседневном поведении. Выделяют два крупных направления в рамках

поведенческой терапии:

- оперантное обучение,

- обучение по программе ТЕАССН.

В данной работе я хочу привести конкретные примеры форм использования

методов оперантного обучения в сочетании с традиционными приемами

организации социально – бытового поведения аутичных детей.

Общая организация поведения.

Первыми шагами в процессе обучения служат установление контакта с

ребенком, исследование его возможностей, особенностей интересов и

работа по общей организации его поведения. При формировании установки

у ребенка на выполнение требований взрослого и заинтересованности

ребенка в этом выполнении в начале часто приходится использовать

простейшие естественные потребности ребенка; на что я первым делом

обращала внимание. Так, например, если он захотел пить, я просила его для

начала сесть на стул. Часто же на попытку что – либо потребовать от него, он

начинал капризничать, мог закричать и ударить. И не в коем случае при

таком его поведении нельзя отменять свое требование, так как такой способ

добиться своего может закрепиться в сознании ребенка. И, конечно же,

нужно делать предварительный анализ того, что Ваш ребенок сможет

выполнить, прежде чем что – либо требовать от него. Мои наблюдения

показывают, что лучше всего закрепляется поведение, которое награждается

не каждый раз, а время от времени. Это, кстати, касается и нежелательного

поведения. Например, если в ответ на каприз ребенок после долгих отказов

все- таки получал то, что требует, очень вероятно, что в дальнейшем он будет

использовать тот же способ достижения желаемого.

По моим наблюдениям трудности в адаптации аутичного ребенка в быту

семьи, его отказ что – то сделать часто связаны со страхами. Ребенок боялся

ходить в туалет из – за шум воды, мыться (так как вода попадала ему в глаза),

идти гулять, потому что боялся соседской собаки и людей. Проблема может

решиться, если близкие понимают, что стоит за отказом ребенка, терпеливо

одобряют его, дают возможность освоиться в пугающей ситуации,

почувствовать себя хозяином.

Организация стереотипов бытового поведения.

Стереотипность, свойственная аутистам, можно хорошо использовать для

формирования бытовых стереотипов. При это речь взрослого должна быть

четкой и краткой, следует продумать фразы, сопровождающие действия,

которые будут повторяться раз за разом. Необходимо сначала подключат

ребенка к самым легким операциям, подчеркивая, как у него хорошо

получается, какой он молодец, как быстро одевается и как аккуратно ест.

Прежде чем начать обучение нужно тщательно продумать действия, выбрать

наиболее удобную и простую последовательность для конкретно имеющейся

ситуации. Например, при умывании найти удобное место для мыла, какой

рукой лучше брать щетку, а какой пасту. Этот при ем так же был использован

в моей практике, и оказался очень эффективным при нескольких же

повторениях. Известно, что такой же пооперационный анализ используется

при работе со слепыми и умственно отсталыми детьми.

Пространственная и временная организация занятия и распорядка дня

аутичного ребенка.

Во – первых, очень важно подобрать удобные подходящие по росту стол и

стул, стол нужно расположить так, чтобы ничего не отвлекало его внимания,

и наоборот, выделялись предметы, на которые Вам хотелось бы обратить его

внимание. Приятные и легкие задания, чередования заданий с

развлечениями помогут Вам ослабить негативизм ребенка к учебной

ситуации.

Во – вторых, важен ритм занятия. Аутичный ребенок способен очень недолго

оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и

выполнения произвольных действий. Тренировки в первое время могут быть

очень короткими (3-5 минут), но при это необходимо, чтобы ребенок сразу

испытал успех. Оперантный и особенно эмоционально – коррекционный

подходы рекомендуют эмоционально обыгрывать удачу.

Уменьшению тревожности, упорядочиванию поведения аутичного ребенка

способствует и временная организация его жизни. Существование четкого

распорядка дня, семейных привычек и традиций, если последовательность

событий предсказуема, они неукоснительно должны соблюдаться,

повторяясь изо дня в день (прогулка, еда, сон, занятия и т.д.).

Некоторые операции, которые особенно трудны для ребенка, можно

вставлять в игровой сюжет, интересный ребенку, чтобы дать ему

возможность попрактиковаться вне учебной ситуации. Сочетание четкой

пространственной организации, расписаний и игровых моментов может

заметно облегчить обучение аутичного ребенка навыкам бытового

поведения.

Все вышеперечисленные методики были использованы мною на практике. И

благодаря именно поведенческой терапии мы достигли хороших результатов

в адаптации ребенка, хотя бы на уровне группы, среди остальных детей.

И делая краткий вывод из всей проделанной мной коррекционной работы, с

аутичным ребенком, следует выделить ряд положений:

На этапе налаживания контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на

проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий. Будьте

более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его

желаний и настроения. Часто он сам предлагает ту форму взаимодействия,

которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно

на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не

забывая конечно о целях работы).

Все, что происходит на занятиях должно сопровождаться эмоциональным

комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и

ситуации.

Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым

разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять

спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный момент и

постараться помочь выйти ему из состояния дискомфорта.

Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у

разных детей с диагнозом аутизм может быть различной: на что один

отреагировал вполне дружелюбно, у другого может вызвать резко

отрицательную реакцию. Мало того, дин и тот же ребенок может вести себя

совершенно по-разному в сходных положениях. В случае, если ребенок

принял предложенное, постараться развивать ситуацию, если же возникла

реакция отторжения, следует оставить игру. Безусловно это потребует от

педагога и психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от

развития событий.



В раздел образования