Напоминание

Проект по развитию речи через театрализованную деятельность «Театральный сундучок» (Старшая группа)


Автор: Тишунина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал №1 МБДОУ детского сада № 139 г.Пензы
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: Проект
Тема: Проект по развитию речи через театрализованную деятельность «Театральный сундучок» (Старшая группа)
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе развития ребенка остро стоит вопрос о резком

росте речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Анализ работы с

детьми выявил ряд проблем в их речевом развитии: они с трудом рассказывают

о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения,

плохо

запоминают

стихи. В

связи

с

этим

был

сделан

вывод,

необходима

дополнительная работа по данной проблеме.

Поэтому для углубленной работы по данной проблеме было принято

решение об организации проектной деятельности по теме: «Развитие речи

детей старшего возраста через театрализованную деятельность».

На основе вышеизложенного определена основная цель проекта -

повышение

эффективности

развивающей

работы

с

детьми

старшего

дошкольного возраста, профилактика речевых нарушений через организацию

театрализованной деятельности.

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств:

применяется

художественное

слово,

наглядный

образ,

музыкальное

сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В

дошкольном

возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты,

трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его

сопереживать

персонажам.

Дети

учатся

в

коллективе,

видеть

красоту,

сочувствовать.

Используя

театрализованное

творчество,

позволяет

воспитывать

у

них

отрицательное

отношение

к

жестокости,

хитрости,

трусости.

Расширять

и

углублять

знания

об

окружающем

мире.

Развивать

у

ребенка

психические

процессы

(внимание,

память,

воображение),

эмоционально-волевую

сферу

ребенка.

Новизна данного проекта заключается в том, что драматизация сказок

игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме.

Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство

детей

с

культурным

наследием

русского

народа,

формирование

любви

к

фольклору, укреплять традиции народных праздников.

Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают

воображение, знакомят с героями этнических произведений.

Основная

цель:

развитие

творческих

способностей

ребенка,

психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.

Задачи проекта:

1.

Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить

и выражать свое состояние в игре.

2.

Выработать чувство ответственности в своих силах.

3.

Помочь формированию взаимоотношений.

4.

Научить

детей

слушать,

воспринимать,

отвечать

на

вопросы,

пересказывать, сочинять.

5.

Помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации,

пантомимы).

1

6.

Помочь

овладению

коммуникативными

навыками

и

развитию

эмоциональной сферы детей.

7.

Поддерживать

желание

выступать

перед

детьми,

родителями

и

сотрудниками детского сада.

Реализация работы по проекту:

- Программа реализуется во время свободного от занятий время .

-

Работа

с

родителями,

где

проводятся

совместные

театрализованные

представления, праздники, кукольные театры.

- Внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются дети.

- костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и

радовать их своим внешним видом.

Организация работы по проекту

Формы работы

1.

Групповые занятия

Продолжительность занятия зависит от возраста детей.

Занятия проводятся в свободное время. Время проведения занятий15-20

мин.

Принципы проведения занятий.

Наглядность - осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей,

построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)

Проблемность

-

направленные

на

поиск

разрешения

проблемных

ситуаций.

Развивающий и воспитательный характер - на расширение кругозора,

на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части - установить контакт с детьми, настроить детей и

родителей на совместную работу.

Основные процедуры работы - чтение сказок, рассказов, стихов. Игры « Бегал

заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток.», «Дует

ветер нам в лицо» и.т. д

Часть. 2.Продуктивная

В

нее

входит

художественное

слово,

объяснение

материала,

рассматривание

иллюстраций,

рассказ

воспитателя,

направленный

на

активизацию творческих способностей детей.

Элементы занятий:

- сказкотерапия, с элементами импровизации.

-

разыгрываются

этюды,

стихи,

потешки,

сказки,

небольшие

рассказы

с

использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для

дошкольников)

- Игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание

стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.

-

рисование,

аппликации,

коллажи

-

использование

различных

видов

нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала.

Часть.3. Завершающая

2

Цель

занятия

получение

знаний

посредством

создания

совместных

спектаклей,

игр,

викторин.

А

так

же

получение

ребенком

положительных

эмоций

на

занятии.

На

практических

занятиях

по

ИЗО

деятельности

организуются выставки детских работ.

2.Индивидуальная работа

На

индивидуальных

занятиях

с

детьми

разучивают

стихи,

потешки,

загадывание и отгадывание загадок и схем.

3.Работа с родителями

- привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.

- консультации для родителей.

- анкетирование.

- совместные спектакли.

Таблица 1

План взаимодействия с родителями

Сроки

Тема

Форма проведения

1

квартал

« Рол ь

т е а т р а л и з о в а н н о й

деятельно сти

в

р а з в и т и и

творче ских

с п о с о б н о с т е й

детей.

Стендовая информация

«Знаете ли вы своего ребёнка?»

анкетирование

2

квартал

«Театр своими руками»

Изготовление атрибутов, кукол для

спектаклей

«Мои любимые герои»

Выставка рисунков

3

квартал

«Театральная мозаика»

Стендовая информация

«В мире сказок»

Фотовыставка

итоги

Семейный

альбом

«Те ат р

дома»

Выставка альбомов

Итоговый спектакль совместно

с родителями

Подведение итогов

Методические приемы

Беседы – проводятся с целью освоения нового материала.

Подвижные игры - организуются для раскрепощения и отдыха детей.

Словесные, настольно-печатные игры – организуются как форма занятия.

Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка.

Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.

Работа

с

семьей

проводится

с

целью

привлечения

родителей

к

совместной

творческой

деятельности,

участие

в

экскурсиях,

развлечениях, праздниках

Изготовление поделок и рисование -

проводится с целью развития

творческих способностей, воображения, памяти.

Создание предметно-окружающей среды в группе

Музыкально-театральный центр

3

В музыкально-театрализованном центре собраны костюмы, декорации

и различные виды кукол необходимые для постановок спектаклей, этюдов и

игр.

Сиди - аудиотека: «Птичьи голоса», «Музыка для релаксации», музыкально-

дидактические игры, «Музыка для ритмических движений».

Видеоматериалы : диски с записями сказок, детских спектаклей.

Ноутбук, CD-плеер, музыкальный центр.

Уголок детского творчества «Акварелька»

Здесь размещаются детские рисунки, связанные с темой занятия, поделки,

творческие работы сделанные детьми и совместно с родителями.

Принципы работы с детьми:

Принцип сотрудничества - взаимосвязь ребенка и педагога.

Принцип

оценки

коммуникативного

поведения

-

анализ

речевых

нарушений,

определения

путей

их

преодоления

и

профилактики

появления.

Принцип

доступности -

обучение

в

соответствии

с

возрастными

особенностями детей.

Принцип проблемный - организованная деятельность в процессе игр,

досугов,

во

время

которых

дети

сами

добывают

новые

знания

и

закрепляют полученные навыки.

Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства - уважительное

отношение к мнению ребёнка, поддержка его инициативы, видение в

ребёнке целенаправленного партнера.

Принцип дифференциации, учета индивидуальности – обеспечение

оптимальных

условий

для

самореализации

каждого

воспитанника

в

процессе

освоения

речевой

деятельностью

с

учетом

возраста,

пола

ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его

эмоциональной и познавательной сферы.

В основу проекта положена идея организации театральной мастерской,

формирования нового семейного опыта совместной творческой деятельности

по целенаправленному развитию специальных умений и навыков, готовности к

речевому и игровому творчеству у детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

повышение

темпа

развития

речи

в

целом

за

счет

включения

детей

старшего дошкольного возраста в театрализованную деятельность;

речевое раскрепощение ребенка;

раскрытие

творческого

потенциала,

воспитание

творче ской

направленности личности; повышение общей культуры ребенка;

позитивное взаимодействие детей в коллективе;

повышение

уровня

родительской

компетенции

в

вопросах

речевого

развития и воспитания детей;

укрепление института семьи.

Способы

проверки

достижения

требований

к

знаниям,

умениям

дошкольника

4

Срок

Название методики

Цель

5-6 лет

Сентябрь

«Учимся

четко

говорить

по-

разному»

Р а з в и в а т ь

ф а н т а з и ю

и

творчество,

выразительность,

жестов. Мимики и голоса.

Игра «Назови ласково соседа»

Упражнять детей в изображении

героев

с

помощью

мимики

и

жестов

Май

Мини-спектакль

по

сказкам

совместно с родителями

Р а з в и в а т ь

ф а н т а з и ю

и

творчество,

выразительность,

жестов. Мимики и голоса.

Викторина «Мы любим сказки»

З а к р е п л я т ь

у м е н и я

д е т е й

использовать различные средства

выразительности

в

передаче

образов героев сказок.

Перечень основных средств обучения.

Телевизор

CD-плеер

Музыкальный центр

Ноутбук

Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)

Наглядный материал:

Иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам.

Акварель, гуашь, кисточки.

Цветная бумага.

Природный и бросовый материал.

Цветные карандаши.

Клей, кисточки, фломастеры.

Картон, альбомные листы.

Атрибуты к играм.

Художественная литература

Дидактические игры.

Ожидаемый результат

Познавательная деятельность.

1.Имеют представление об истории театра.

2. Знают названия кукол разных стран (Пинокио, Петрушка, … и т. д. )

3. Умеют использовать атрибуты, различные виды кукол в играх, в

постановках спектаклей.

4. Умеют использовать мимику, пантомимику

5

5.Умеют придумывать разные сказки, рассказы.

6. Имеют представления о традициях, культуре народов Сибири.

Изодеятельность

1.Имеют представление о поэтах и художниках.

2. Умеют выражать настроение в рисунках и поделках.

3.Знают основные виды народного искусства.

Развитие речи

1.

Чёткая дикция, применение чистоговорок, скороговорок;

Этнографический материал

Старшая группа

Сентябрь – ноябрь

1.

Элементы русского национального костюма.

2.

Русские народные игры.

3.

Сказки, сценки.

4.

Фонограммы к этюдам.

5.

Песенки.

6.

Загадки.

7.

Игры.

8.

Пословицы.

Старшая группа

Сентябрь – ноябрь

Виды творческой

деятельности

Методы

Средства

Основы кукловождения

Прививать устойчивый

интерес к театру, желание

инсценировать, закрепить

навыки кукловождения.

Фонограмма, атрибуты

к спектаклю

Этюд: «Кот и петушок»

Актерское мастерство

Развивать у детей память,

выразительность.

Работа перед зеркалом

Этюды на внимание,

фантазию

Самостоятельная

драматизация

Побуждать детей

придумывать сказки,

используя разный театр.

Куклы верховые,

пальчиковый театр.

Проведение досугов и

развлечений

Воспитывать добрые

чувства, правильно

оценивать поступки

действующих лиц

Сказка: «Крылатый,

мохнатый да

масляный», «Заяц

хвастун»

Декабрь - февраль

Виды творческой

деятельности

Методы

Средства

Основы кукловождения

Продолжать обучать

Игра: «Театр двух

6

приемам кукловождения.

актеров»

Этюды: «А коток,

коток, коток»

«Встреча друзей»

Актерское мастерство

Развивать у детей память,

фантазию, умение

выражать эмоции

Этюды на внимание,

фантазию, атмосферу.

Карточки мнемосхемы

Самостоятельная

драматизация

Продолжать развивать

инициативу и

самостоятельность в

создании образов

персонажей.

Проведение досугов и

развлечений

Побуждать детей

придумывать небольшие

сказки и разыгрывать их.

Сказка: «Сказка о

дружбе»

«Здравствуй, зимушка

- зима»

Март – май

Виды творческой

деятельности

Методы

Средства

Основы кукловождения

Продолжать обучать

приемам кукловождения.

Бибабо, большие куклы.

Игра: «Театр двух

актеров»

Этюд: «Дует ветер нам в

лицо»

Актерское мастерство

Расширять диапазон

эмоционального

восприятия и выражения

эмоций (испуг, радость,

горе, удивление).

Мнемосхема «Нарисуй

сказку»,

Этюд: «Жили у бабуси»

Самостоятельная

драматизация

Продолжать учить

передавать характерные

особенности персонажей

спектакля.

Костюмы, декорации для

конкретного спектакля

Сказка: «Мороз, солнце и

ветер»

Инсценировка: «Едем в

автобусе»

Проведение досугов и

развлечений

Побуждать детей к

самостоятельному

сочинению и

разыгрыванию

небольших сказок. Учить

Декорации, атрибуты

7

самостоятельно,

выбирать сказку,

готовить небольшие

атрибуты, распределять

между собой роли.

филиал №1 «Ёлочка» Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детского сада №139 г. Пензы «Берёзка»

8

Проект по развитию речи через

театрализованную деятельность

«Театральный сундучок»

(Старшая группа)

Воспитатели:

Тишунина О.Н.

2017--2018гг.

9



В раздел образования