Автор: Тишунина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал №1 МБДОУ детского сада № 139 г.Пензы
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: Проект
Тема: Проект по развитию речи через театрализованную деятельность «Театральный сундучок» (Старшая группа)
Раздел: дошкольное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе развития ребенка остро стоит вопрос о резком
росте речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Анализ работы с
детьми выявил ряд проблем в их речевом развитии: они с трудом рассказывают
о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения,
плохо
запоминают
стихи. В
связи
с
этим
был
сделан
вывод,
необходима
дополнительная работа по данной проблеме.
Поэтому для углубленной работы по данной проблеме было принято
решение об организации проектной деятельности по теме: «Развитие речи
детей старшего возраста через театрализованную деятельность».
На основе вышеизложенного определена основная цель проекта -
повышение
эффективности
развивающей
работы
с
детьми
старшего
дошкольного возраста, профилактика речевых нарушений через организацию
театрализованной деятельности.
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств:
применяется
художественное
слово,
наглядный
образ,
музыкальное
сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В
дошкольном
возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты,
трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его
сопереживать
персонажам.
Дети
учатся
в
коллективе,
видеть
красоту,
сочувствовать.
Используя
театрализованное
творчество,
позволяет
воспитывать
у
них
отрицательное
отношение
к
жестокости,
хитрости,
трусости.
Расширять
и
углублять
знания
об
окружающем
мире.
Развивать
у
ребенка
психические
процессы
(внимание,
память,
воображение),
эмоционально-волевую
сферу
ребенка.
Новизна данного проекта заключается в том, что драматизация сказок
игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство
детей
с
культурным
наследием
русского
народа,
формирование
любви
к
фольклору, укреплять традиции народных праздников.
Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают
воображение, знакомят с героями этнических произведений.
Основная
цель:
развитие
творческих
способностей
ребенка,
психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.
Задачи проекта:
1.
Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить
и выражать свое состояние в игре.
2.
Выработать чувство ответственности в своих силах.
3.
Помочь формированию взаимоотношений.
4.
Научить
детей
слушать,
воспринимать,
отвечать
на
вопросы,
пересказывать, сочинять.
5.
Помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации,
пантомимы).
1
6.
Помочь
овладению
коммуникативными
навыками
и
развитию
эмоциональной сферы детей.
7.
Поддерживать
желание
выступать
перед
детьми,
родителями
и
сотрудниками детского сада.
Реализация работы по проекту:
- Программа реализуется во время свободного от занятий время .
-
Работа
с
родителями,
где
проводятся
совместные
театрализованные
представления, праздники, кукольные театры.
- Внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются дети.
- костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и
радовать их своим внешним видом.
Организация работы по проекту
Формы работы
1.
Групповые занятия
Продолжительность занятия зависит от возраста детей.
Занятия проводятся в свободное время. Время проведения занятий15-20
мин.
Принципы проведения занятий.
Наглядность - осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей,
построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность
-
направленные
на
поиск
разрешения
проблемных
ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер - на расширение кругозора,
на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части - установить контакт с детьми, настроить детей и
родителей на совместную работу.
Основные процедуры работы - чтение сказок, рассказов, стихов. Игры « Бегал
заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток.», «Дует
ветер нам в лицо» и.т. д
Часть. 2.Продуктивная
В
нее
входит
художественное
слово,
объяснение
материала,
рассматривание
иллюстраций,
рассказ
воспитателя,
направленный
на
активизацию творческих способностей детей.
Элементы занятий:
- сказкотерапия, с элементами импровизации.
-
разыгрываются
этюды,
стихи,
потешки,
сказки,
небольшие
рассказы
с
использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для
дошкольников)
- Игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание
стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.
-
рисование,
аппликации,
коллажи
-
использование
различных
видов
нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала.
Часть.3. Завершающая
2
Цель
занятия
–
получение
знаний
посредством
создания
совместных
спектаклей,
игр,
викторин.
А
так
же
получение
ребенком
положительных
эмоций
на
занятии.
На
практических
занятиях
по
ИЗО
деятельности
организуются выставки детских работ.
2.Индивидуальная работа
На
индивидуальных
занятиях
с
детьми
разучивают
стихи,
потешки,
загадывание и отгадывание загадок и схем.
3.Работа с родителями
- привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.
- консультации для родителей.
- анкетирование.
- совместные спектакли.
Таблица 1
План взаимодействия с родителями
Сроки
Тема
Форма проведения
1
квартал
« Рол ь
т е а т р а л и з о в а н н о й
деятельно сти
в
р а з в и т и и
творче ских
с п о с о б н о с т е й
детей.
Стендовая информация
«Знаете ли вы своего ребёнка?»
анкетирование
2
квартал
«Театр своими руками»
Изготовление атрибутов, кукол для
спектаклей
«Мои любимые герои»
Выставка рисунков
3
квартал
«Театральная мозаика»
Стендовая информация
«В мире сказок»
Фотовыставка
итоги
Семейный
альбом
«Те ат р
дома»
Выставка альбомов
Итоговый спектакль совместно
с родителями
Подведение итогов
Методические приемы
Беседы – проводятся с целью освоения нового материала.
Подвижные игры - организуются для раскрепощения и отдыха детей.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются как форма занятия.
Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка.
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
Работа
с
семьей
–
проводится
с
целью
привлечения
родителей
к
совместной
творческой
деятельности,
участие
в
экскурсиях,
развлечениях, праздниках
Изготовление поделок и рисование -
проводится с целью развития
творческих способностей, воображения, памяти.
Создание предметно-окружающей среды в группе
Музыкально-театральный центр
3
В музыкально-театрализованном центре собраны костюмы, декорации
и различные виды кукол необходимые для постановок спектаклей, этюдов и
игр.
Сиди - аудиотека: «Птичьи голоса», «Музыка для релаксации», музыкально-
дидактические игры, «Музыка для ритмических движений».
Видеоматериалы : диски с записями сказок, детских спектаклей.
Ноутбук, CD-плеер, музыкальный центр.
Уголок детского творчества «Акварелька»
Здесь размещаются детские рисунки, связанные с темой занятия, поделки,
творческие работы сделанные детьми и совместно с родителями.
Принципы работы с детьми:
Принцип сотрудничества - взаимосвязь ребенка и педагога.
Принцип
оценки
коммуникативного
поведения
-
анализ
речевых
нарушений,
определения
путей
их
преодоления
и
профилактики
появления.
Принцип
доступности -
обучение
в
соответствии
с
возрастными
особенностями детей.
Принцип проблемный - организованная деятельность в процессе игр,
досугов,
во
время
которых
дети
сами
добывают
новые
знания
и
закрепляют полученные навыки.
Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства - уважительное
отношение к мнению ребёнка, поддержка его инициативы, видение в
ребёнке целенаправленного партнера.
Принцип дифференциации, учета индивидуальности – обеспечение
оптимальных
условий
для
самореализации
каждого
воспитанника
в
процессе
освоения
речевой
деятельностью
с
учетом
возраста,
пола
ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его
эмоциональной и познавательной сферы.
В основу проекта положена идея организации театральной мастерской,
формирования нового семейного опыта совместной творческой деятельности
по целенаправленному развитию специальных умений и навыков, готовности к
речевому и игровому творчеству у детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
повышение
темпа
развития
речи
в
целом
за
счет
включения
детей
старшего дошкольного возраста в театрализованную деятельность;
речевое раскрепощение ребенка;
раскрытие
творческого
потенциала,
воспитание
творче ской
направленности личности; повышение общей культуры ребенка;
позитивное взаимодействие детей в коллективе;
повышение
уровня
родительской
компетенции
в
вопросах
речевого
развития и воспитания детей;
укрепление института семьи.
Способы
проверки
достижения
требований
к
знаниям,
умениям
дошкольника
4
Срок
Название методики
Цель
5-6 лет
Сентябрь
«Учимся
четко
говорить
по-
разному»
Р а з в и в а т ь
ф а н т а з и ю
и
творчество,
выразительность,
жестов. Мимики и голоса.
Игра «Назови ласково соседа»
Упражнять детей в изображении
героев
с
помощью
мимики
и
жестов
Май
Мини-спектакль
по
сказкам
совместно с родителями
Р а з в и в а т ь
ф а н т а з и ю
и
творчество,
выразительность,
жестов. Мимики и голоса.
Викторина «Мы любим сказки»
З а к р е п л я т ь
у м е н и я
д е т е й
использовать различные средства
выразительности
в
передаче
образов героев сказок.
Перечень основных средств обучения.
Телевизор
CD-плеер
Музыкальный центр
Ноутбук
Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)
Наглядный материал:
Иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам.
Акварель, гуашь, кисточки.
Цветная бумага.
Природный и бросовый материал.
Цветные карандаши.
Клей, кисточки, фломастеры.
Картон, альбомные листы.
Атрибуты к играм.
Художественная литература
Дидактические игры.
Ожидаемый результат
Познавательная деятельность.
1.Имеют представление об истории театра.
2. Знают названия кукол разных стран (Пинокио, Петрушка, … и т. д. )
3. Умеют использовать атрибуты, различные виды кукол в играх, в
постановках спектаклей.
4. Умеют использовать мимику, пантомимику
5
5.Умеют придумывать разные сказки, рассказы.
6. Имеют представления о традициях, культуре народов Сибири.
Изодеятельность
1.Имеют представление о поэтах и художниках.
2. Умеют выражать настроение в рисунках и поделках.
3.Знают основные виды народного искусства.
Развитие речи
1.
Чёткая дикция, применение чистоговорок, скороговорок;
Этнографический материал
Старшая группа
Сентябрь – ноябрь
1.
Элементы русского национального костюма.
2.
Русские народные игры.
3.
Сказки, сценки.
4.
Фонограммы к этюдам.
5.
Песенки.
6.
Загадки.
7.
Игры.
8.
Пословицы.
Старшая группа
Сентябрь – ноябрь
Виды творческой
деятельности
Методы
Средства
Основы кукловождения
Прививать устойчивый
интерес к театру, желание
инсценировать, закрепить
навыки кукловождения.
Фонограмма, атрибуты
к спектаклю
Этюд: «Кот и петушок»
Актерское мастерство
Развивать у детей память,
выразительность.
Работа перед зеркалом
Этюды на внимание,
фантазию
Самостоятельная
драматизация
Побуждать детей
придумывать сказки,
используя разный театр.
Куклы верховые,
пальчиковый театр.
Проведение досугов и
развлечений
Воспитывать добрые
чувства, правильно
оценивать поступки
действующих лиц
Сказка: «Крылатый,
мохнатый да
масляный», «Заяц
хвастун»
Декабрь - февраль
Виды творческой
деятельности
Методы
Средства
Основы кукловождения
Продолжать обучать
Игра: «Театр двух
6
приемам кукловождения.
актеров»
Этюды: «А коток,
коток, коток»
«Встреча друзей»
Актерское мастерство
Развивать у детей память,
фантазию, умение
выражать эмоции
Этюды на внимание,
фантазию, атмосферу.
Карточки мнемосхемы
Самостоятельная
драматизация
Продолжать развивать
инициативу и
самостоятельность в
создании образов
персонажей.
Проведение досугов и
развлечений
Побуждать детей
придумывать небольшие
сказки и разыгрывать их.
Сказка: «Сказка о
дружбе»
«Здравствуй, зимушка
- зима»
Март – май
Виды творческой
деятельности
Методы
Средства
Основы кукловождения
Продолжать обучать
приемам кукловождения.
Бибабо, большие куклы.
Игра: «Театр двух
актеров»
Этюд: «Дует ветер нам в
лицо»
Актерское мастерство
Расширять диапазон
эмоционального
восприятия и выражения
эмоций (испуг, радость,
горе, удивление).
Мнемосхема «Нарисуй
сказку»,
Этюд: «Жили у бабуси»
Самостоятельная
драматизация
Продолжать учить
передавать характерные
особенности персонажей
спектакля.
Костюмы, декорации для
конкретного спектакля
Сказка: «Мороз, солнце и
ветер»
Инсценировка: «Едем в
автобусе»
Проведение досугов и
развлечений
Побуждать детей к
самостоятельному
сочинению и
разыгрыванию
небольших сказок. Учить
Декорации, атрибуты
7
самостоятельно,
выбирать сказку,
готовить небольшие
атрибуты, распределять
между собой роли.
филиал №1 «Ёлочка» Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детского сада №139 г. Пензы «Берёзка»
8
Проект по развитию речи через
театрализованную деятельность
«Театральный сундучок»
(Старшая группа)
Воспитатели:
Тишунина О.Н.
2017--2018гг.
9