Автор: Созарукова Оксана Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№38
Населённый пункт: г.Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: Организация логопедических занятий в условиях ФГОС
Тема: «Лексико-грамматические игры и упражнения при ознакомлении детей с профессиями»
Раздел: дошкольное образование
«Лексико-грамматические игры и упражнения при ознакомлении детей с
профессиями»
Цель
: Обобщить знания детей о профессиях
Задачи:
1.
Продолжать учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.
2.
Закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.
3.
Упражнять детей в образовании
имен существительных множественного числа
именительного падежа.
4.
Развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.
5.
Воспитывать у детей интерес к людям различных профессий.
Области интеграции
:
1.. Речевое развитие;
2 . Художественно-эстетическое;
3. Физическое развитие;
Словарная
работа:
стетоскоп,
фонендоскоп,
мастерок,
доярка,
фермер,
скрипач,
фотопленка, фотоаппарат; ерошит.
Предшествующая работа:
Знакомство с профессиями по книге Г.П. Шалаевой « Большая книга профессий»
Чтение
В.Маяковского
«Кем
быть?»,
Дж.
Родари
«Чем
пахнут
ремесла».
Е.А.Алябьева «Логометрические упражнения без музыкального сопровождения»
Лепка на тему: «Инструменты», «Профессии»
Конструирование из бумаги на тему: «Кем хочу стать»
с/р игры «В поликлинике», «Парикмахерская», «Ателье». «Мой магазин»
Оборудование:
Иллюстрации по профессиям к игре «Один-много»
Картинки с инструментами по профессиям к игре «Скажи ласково»
Ход
Логопед: Ребята, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть этого дня, а
теперь выдох – выдохнем все огорчения и неприятности.
Мы с вами на предыдущих занятиях знакомились с разными профессиями
Я предлагаю поиграть в игру «Один - много»
Игра «Один - много» - логопед на доске выставляет детям иллюстраций по
профессиям, дети их называют в единственном числе и во множественном:
=дворник – дворники =продавец – продавцы
=скрипач – скрипачи =фотограф - фотографы
=милиционер – милиционеры =почтальон - почтальоны
=фермер – фермеры =парикмахер - парикмахеры
=маляр – маляры = фигурист – фигуристы
=врач – врачи = повар = повара
= строитель – строители = садовник – садовники
=художник – художники = доярка – доярки
= фокусник – фокусники
Логопе д: Молодцы, все справились с заданием. А люди каких профессий
работают в детском саду?
Дети:
заведующая,
музыкальный
руководитель,
медсестра,
повар,
воспитатель,
помощник
воспитателя,
садовник,
дворник,
инструктор
по
физической культуре, логопед, старший воспитатель, плотник
Д\у «Какое слово лишнее?» - логопед называет слова, дети должны выделить
лишнее слово и объяснить свой выбор:
Шофер, машина, повар, милиционер
Ребенок: машина – транспорт, а не профессия и аналогично со словами:
Подметает, расчищает, убирает, лечит
Ребенок: лечит врач, а остальное делает дворник
Пилит, варит, стругает, сверлит
Ребенок: варит повар, а остальное делает плотник
Отрезает, взвешивает, подстригает, упаковывает
Ребенок: подстригает парикмахер, а остальное относится к продавцу
Ножницы, шампунь, фен, бинт
Ребенок: бинтом пользуется врач, а остальными инструментами парикмахер
Градусник, шприц, врач, вата
Ребенок: врач это профессия, а остальные инструменты для работы врача
Пальчиковая гимнастика «Мы шоферы»
Едем, едем на машине (дети рулят)
Нажимаем на педаль (имитируют нажим на педаль ногой)
Газ включаем, выключаем
Смотрим пристально мы в даль
Дворники счищают капли (две ладошки вместе перед собой)
Вправо, влево, чистота! (ладошки вправо – влево)
Волосы ерошит ветер
Мы шоферы – хоть куда! (большой палец руки вперед)
Игра «Скажи ласково»
Логопе д: на столе разложены картинки с изображением инструментов по
профессиям , вы должны взять картинку, и назвать ее ласково:
поварешка – поварешечка стетоскоп- стетоскопчик
бинт – бинтик таблетки-таблеточки
фотопленка-фотопленочка посылки –посылочки
фотоаппарат – фотоаппаратик ручка –ручечка
краски –красочки кисти – кисточки
ножницы – ножнички расческа – расчесочка
рубанок – рубаночек пила – пилочка
мастерок – мастерочек кастрюля –кастрюлька
Логопе д : Молодцы, все справились с заданием.
Раздается стук, логопед открывает дверь и находит там письмо.
Логопе д: Ребята, что это?
Дети: Это письмо.
Логопе д: А кто приносит письма?
Дети: Почтальон.
Логопед: Правильно. Сейчас мы узнаем, что в письме. (открывает письмо).
Знаете, в нашем городе объявлен конкурс детских газет, посвященный
самой главной профессии. Нам нужно узнать и напечатать в газете.
Скажите, человек какой профессии первым узнает новости и рассказывает
их людям?
Дети: Журналист.
Логопед: А как он узнает их?
Дети: Берет интервью, фотографирует, записывает, снимает на
видеокамеру.......
Логопед: Где журналист может узнать новости?
Дети: В детском саду, в школе, в библиотеке, в магазине……….
Логопед: Молодцы. (входит ребенок-журналист)
Журналист: Я пришел узнать о самой главной профессии
Логопед: Мы всё тебе расскажем. Дети будут представителями разных
профессий. ( дети берут картинки с изображением людей разных
профессий).
Журналист: здравствуйте, кем Вы работаете?
Ребёнок: Я работаю кондитером.
Журналист: Что Вы делаете на работе?
Ребёнок: На работе я пеку торты и пирожные.
Журналист: здравствуйте, кем Вы работаете?
Ребёнок: Я работаю ветеринаром.
Журналист: Что Вы делаете на работе?
Ребёнок: Я лечу животных.
Журналист: здравствуйте, кем Вы работаете?
Ребёнок: Я работаю садовником.
Журналист: Что Вы делаете на работе?
Ребёнок: Я ухаживаю за растениячми.
Журналист: здравствуйте, кем Вы работаете?
Ребёнок: Я работаю шахтером.
Журналист: Что Вы делаете на работе?
Ребёнок: Я добываю уголь.
Журналист: здравствуйте, кем Вы работаете?
Ребёнок: Я работаю дворником.
Журналист: Что Вы делаете на работе?
Ребёнок: Я убираю улицы.
Журналист: здравствуйте, кем Вы работаете?
Ребёнок: Я работаю шофером.
Журналист: Что Вы делаете на работе?
Ребёнок: Я перевожу людей и грузы.
Логопед: А теперь возьмите необходимые для работы инструменты. (дети
берут картинки). Журналист, а что ты используешь в своей работе?
Журналист: Мне нужны микрофон, ручка, фотоаппарат. А что необходимо
вам для работы?
Ребёнок-кондитер: Мне нужны миксер, кастрюля и разные продукты.
Журналист: Что нужно для работы ветеринару?
Ребёнок: Мне для работы нужны бинт, вата, лекарства, животные.
Журналист: Что нужно для работы садовнику?
Ребёнок: Мне для работы нужны садовые ножницы, лейка, лопата, грабли.
Журналист: Что нужно для работы шахтеру?
Ребёнок: Мне для работы нужны отбойный молоток и вагонетка.
Журналист: Что нужно для работы дворнику?
Ребёнок: Мне для работы нужны метла, лопата, грабли.
Журналист: Что нужно для работы водителю?
Ребёнок: Мне для работы нужны машина, колеса, бензин.
Логопед: Ну, что, журналист, ты выяснил какая профессия самая важная?
Журналист: Нет.
Логопед: А мы знаем.
Дети (хором): Все профессии нужны, все профессии важны.
Журналист: Я так и напишу. А вы поможете мне сделать фотографии?
Дети: Да (садятся за стол и рисуют представителей разных профессий).
Затем все работы приклеиваются на большой лист и вывешиваются на
всеобщее обозрение.