Напоминание

Организация развивающей среды уголка конструирования в группе старшего дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ


Автор: Емельянова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 223"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Организация развивающей среды уголка конструирования в группе старшего дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация развивающей среды уголка конструирования в группе старшего

дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ

Емельянова Ирина Викторовна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 223»,г. Новокузнецк

Одним из самых любимых и увлекательных видов работы для детей и воспитателей

является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием

оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю

жизнь.

Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в

которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных

областей

достигается

легко.

Конструирование

относится

к

продуктивным

видам

деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Под детским

конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из

строительного

материала

и

деталей

конструкторов,

изготовление

поделок

из

бумаги,

картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала

(картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи

и т.п.). Вообще, конструирование — это крайне интересное и полезное занятие для детей

любого возраста. Оно совмещает в себе множество навыков:

в игре дети проявляют фантазию;

учатся группировать предметы между собой;

улучшают координацию;

развивают творческие способности;

учатся логически мыслить.

1

В конструкциях дети отображают свои обобщенные представления о предметах. И очень

важно,

чтобы

воспитатель

учил

детей

наблюдательности,

умению

всматриваться

в

окружающий мир. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать

занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в

процессе работы, как грамотно помочь детям осваивать новые навыки .

К

сожалению,

ещё

не

во

всех

группах

детских

садов

есть

отдельные

зоны

конструирования, где воспитанники могли бы в полной мере проявить свои таланты и

заняться

увлекательной

и

полезной

конструктивно-модельной

деятельностью.

Однако

организация

такого

уголка

дело

не

сложное,

напротив,

увлекательное

и

нужное.

Задавшись

целью

создать

такой

уголок,

наполнить

его

богатым

и

разнообразным

материалом, педагог найдёт поддержку коллег и родителей детей, а лучшей наградой его

труду послужат радость и творческие находки наших воспитанников ( рисунок 1)

Рисунок 1 « Стенд для уголка конструирования промышленного производства»

Значительную часть времени дошкольники проводят в учреждениях образования.

Важнейшая

составляющая

этой

задачи

организация

предметно-пространственной

среды,

соответствующей

компонентам

воспитательного

и

развивающего

процесса,

выполняемого педагогами.

Известно, что обстановка, в которой растёт ребёнок — оформление помещений, мебель,

игрушки — оказывает влияние на воспитание и становление личности. Для этого мы

2

проводим самоанализ группы чтобы наметить план дальнейшей работы по обновлению и

пополнению материалов и оборудования уголка конструктивных игр:

технические средства обучения

учебно-наглядные пособия

В работе со старшими дошкольниками используют следующие виды конструирования:

1.. Конструирование из строительного материала.

2. Из бумаги и картона

3. Из природного материала

4. Из бросового материала и вспомогательного материала

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,

стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать

на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших

дошкольников.

Поэтому мы прежде всего обращаем внимание на следующие аспекты:

соблюдение правил безопасности при организации уголка и подборе оснащения.

соответствие возрасту детей группы.

доступность, функциональность, практичность (возможность использовать

оборудования и материалов на занятии, в игре, могут ли дети сами его брать и

складывать на место).

развивающая направленность зоны: даёт ли детям возможность организовывать

сюжетные игры с постройками, узнавать новое, расширять кругозор (особенно

важно в старших группах).

присутствуют ли в оснащении уголка: разные виды конструкторов, наборов для

моделирования; игрушки для обыгрывания построек, изображения ролевых

персонажей (прохожие, милиционер, работник кафе, больницы и т. д), фигурки

животных, игрушечный транспорт разных размеров; материал для конструирования

из бумаги, природного, бросового и вспомогательного (пластилин, клей, проволока,

мелкие элементы для декорирования).

способствует ли развитию творчества, фантазии (наличие детских поделок,

рисунков, развивающей литературы, пособий).

3

эстетичность, оригинальность и креативность оформления.

Кроме

того,

в

уголке

должны

непременно

быть

в

наличии

схемы,

рисунки

и

фото

построек, городских и деревенских пейзажей, возможно даже поместить фотографии

населённого пункта, где проживают дети. Отличным дополнением являются лепбуки и

дидактические материалы ( рисунок 2,3)

Рисунок 2 « Лепбуки по конструированию»

Рисунок 3 «Дидактический материал по конструированию»

Схемы построек из различных конструкторов ( рисунок 4). Самостоятельно изготавливая

схему, помните, что она не должна быть похожа на чертёж. Схема должна быть проста и

интуитивно

понятна

ребёнку,

вместе

с

тем

подсказывать

ему

внешний

вид

готового

изделия, число элементов конструкции, места и способы их соединения.

4

Рисунок 4 «Схемы конструирования»

Не следует забывать о наличии запаса бумаги разной текстуры и формы, природного и

бросового

материала,

игрушек

для

обыгрывания

или

плоскостных

изображений

персонажей, транспорта, деревьев, клумб, оград.

Поскольку оборудование для конструирования отличается большим разнообразием, но

требует постоянного пополнения и обновления, необходимо вести паспорт уголка.

В нём будут указаны все имеющиеся материалы, основные и вспомогательные, виды

конструкторов, развивающие игры и прочее. Это поможет воспитателю владеть ситуацией,

знать,

что

требуется

изменить,

дополнить,

а

коллегам,

молодым

педагогам

ознакомиться со всем содержимым уголка и перенять опыт педагога. ( Таблица1)

Таблица 1 «Примерный образец паспорта

математического уголка в ДОУ»

Раздел

Содержание раздела

Руководители уголка

Воспитатель или воспитатели группы, образование,

категория

Место размещения

Группа, ДОУ

Цель и задачи уголка

Указываются цели и задачи, например:

Способствовать повышению интереса детей к

конструированию и моделированию, развитию

логического мышления, памяти, внимания, творческих

способностей, воспитание чувства дружбы, коллективизма,

самостоятельности, бережного отношения к оборудованию

уголка.

Пояснительная записка

Указываются актуальность создания уголка, основные

виды деятельности в нём, ожидаемые результаты работы.

Конструкторы строительные

Отдельно перечисляются конструкторы обычные (с

указанием материала, из которого изготовлены) и

тематические (с указанием тем).

5

Конструкторы технические

(для моделирования)

Указывается название конструктора, материал, тип

крепления (штифтовый, на винтах).

Материалы для

конструирования из бумаги

Перечень материалов.

Природный материал

Перечень материалов.

Бросовый материал

Перечень материалов.

Вспомогательные материалы

Перечень (пластилин, клей, проволока, элементы

декорирования поделок).

Дидактические развивающие

игры

Перечень игр, возможно краткое описание.

Наглядные пособия,

литература

Перечень литературы и пособий (папки, альбомы с

иллюстрациями, плакаты, схемы, фото).

Конспекты

При желании воспитатель может дополнить паспорт

конспектами различных видов деятельности в уголке, а

также планом работы уголка на полугодие или год (темы и

задачи совместной деятельности с детьми).

Важной

особенностью

конструирования

является

тесная

связь

с

игрой.

Дети

конструируют

не

для

того,

чтобы

поставить

готовое

изделие

на

полку

и

потом

восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают

играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять

воспитателю - грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых

моментов

и

в

зависимости

от

игры

подбирать

уместные

виды,

формы

и

техники

конструирования.

Необходимо помнить, что работа с детьми помимо соблюдения стандартов образования

всегда

требует

и

непосредственного

человеческого

внимания

воспитателя.

В

своём

стремлении дать детям как можно больше знаний нельзя забывать и об индивидуальном

подходе к каждому ребёнку в группе.

Литература

1.

С.Л. Новослова Игра дошкольника/ Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова , С.Л. Новоселова

и др/ Под ред.С.Л. Новоселовой – М6 Просвещение., 1989 – 286с.

2.

Куцакова Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду. Авторская

программа ./ Л.В.Куцакова – М:Совершество.,1999. – 240 с

6

3.

Лиштван З.В. Конструирование : пос для восп детского сада/ З.В. Лиштван –

М.:Просвещение., 1981-159С.

4.

Поддъяков Н.Н.Сенсорное воспитание в детском саду./ Н.Н. Поддъяков, В.Н.

Аванесова – М: Просвещение, 1981.

5.

Полякова М.Н. Развитие творческой самостотельности старших дошкольников в

конструктивных играх /Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного

возраста в игровой деятельности: Сборник / Полякова М.Н., Бабаева Т.И.,Крулех

М.В. и др / под ред Т.И. Бабаевой - СПБ «Детство-Пресс», 2004 – 192 с.

7



В раздел образования