Напоминание

картотека Кубанских игр


Автор: Титаренко Галина Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 68"
Населённый пункт: город Краснодар Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: картотека Кубанских игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека

Кубанских подвижных игр

Оформила учитель-логопед

Галина Борисовна Титаренко

«ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ»

На Кубани есть поверье старинное:

«Кто найдет подкову, тому она

счастье принесет».

Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку

передают подкову друг другу.

Как только музыка замолкает, тот, у кого осталась подкова

в руках, выходит в круг и танцует.

«СБЕЙ ШАПКУ»

Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне

по кругу, друг за другом. С окончанием музыки должны

быстро сбить шапку с помощью шашки.

Выигрывает тот, кому это удается, тогда он приглашает

казачку на танец, и они пляшут.

Затем игра повторяется.

«ПЛЕТЕНЬ»

Играющие стоят шеренгами у

четырех стен комнаты, взявшись

за руки крест-накрест. Дети

первой шеренги подходят к

стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место.

Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате,

выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки,

легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или

остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами,

соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та

шеренга, которая первая построится.

«КРИВОЙ ПЕТУХ»

Дети стоят по кругу. Один в центре.

Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На

иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: - Кто там?

- Это я, Тарас.

Дети: - Лови нас, не открывая глаз.

Кого поймал, должен угадать.

«ЗАЩИТИ КУРЕНЬ»

Подгруппа детей (8-10) стоят вокруг импровизированного куреня на

расстоянии 1,5-2м. водящий в центре куреня, у него шашка. У

каждого ребенка кольцо из полых резиновых трубок. По команде

воспитателя «В курень попади!» дети быстро поочередно бросают

кольца, стараясь попасть в курень.

«НАПОИ ЛОШАДКУ»

Ребенок становится за линию на расстоянии 2-3 м от игрушечной

лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза.

Малыш должен подойти и напоить ее /подвести ведро к морде

лошади/.

«ПЕРЕТЯЖКИ»

Участники делятся на две команды и становятся на крайних линиях

лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней черте и, не

поворачиваясь, выстаиваются в одну шеренгу так, что каждый

играющий одной команды занимает место между двумя

играющими другой команды.

Участники игры берут друг друга за руки. По сигналу начинают

«перетяжки». Каждая команда старается перетянуть всех

противников за ту крайнюю черту, где они раньше стояли.

Побеждает команда, которой удается это сделать.

Если во время

«перетяжки» цепь

разорвется, то два

человека, допустившие

разрыв, выходят из игры.

«ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)

Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга.

«Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со

словами: Кто с утра чертей гоняет, Спать мешает казаку

Песни звонкие спивает, И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос.

Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, - забирает

кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе Не понятно никому,

Размычались на заре. Почему «Му-му, му-му»

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к

себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять, Утка уточек не зря

Но не долго ему спать. Учит крякать «кря-кря-кря»

Действие повторяется – казак забирает «утку».

Надоело казаку

«кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

- Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротники», а

казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

«КУБАНКА – ШАПКА КАЗАКА»

Ребята делятся на равные две команды.

Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку.

Надо попробовать ее во время падения одеть на голову или палку.

Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок.

«КОННИКИ»

Игроки – «конники» верхом на палках наперегонки устремляются от

старта по свистку «атамана» к плетню, который надо преодолевать с

помощью палки, пользуясь ее как шестом. Затем перепрыгивают

водное препятствие «на коне», не замочив своих ног и «коня»,

достать палкой с шеста кубанку. Победит тот, кто успешно достигнет

цели.

«СТАДО»

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы.

Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах

площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок!

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая!

Гони стадо в поле

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают.

По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на

противоположную сторону площадки.

Пастух защищает овец.

Все, кого поймал волк, выходят из игры.

«ПОДСОЛНУХИ»

Игроки стоят в несколько — рядов- это «подсолнухи». Один

«земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок расположения

«подсолнухов». По команде ведущего: «Солнышко!», «земледелец»

уходит. Два «подсолнуха» меняются местами. К началу считалки

«земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца

считалки должен определить перемещение. Во время считалки

«солнышко» ходит по кругу, а «подсолнухи» постоянно

поворачиваются лицом к нему.

Считалка: Солнце: Солнце светит!

Все: Дождь идет!

Солнце: Семечко!

Все: Растет! Растет!

Солнце: К солнцу тянется росток!

Все: Тонкий, тонкий стебелек!

Солнце: Небосвод весь обегая,

Все: Солнце светит не мигая.

Солнце: Земледелец, не зевай,

Все: Перемены отгадай!

«ТОПОЛЕК»

В игре участвуют: ведущий- «тополь», игроки- «пушинки», 3 игрока-

«ветры».

В центре площадки в кругу диаметром 2 м стоит ведущий «тополь»,

вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий:

На Кубань пришла весна,

Распушила тополя!

Тополиный пух кружится,

Но на землю не ложится.

Дуйте, ветры, с кручи

Сильные, могучие!

После этих слов налетают «ветры» и «уносят»,

т.е. ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются

в круг к тополю. За чертой они недосягаемы.

Пойманные «пушинки» становятся «ветрами».

Выигрывают те, кто остается около тополя.

«ПТИЦЕЛОВ»

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать.

Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазам. Птицы

ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птицы песни поют.

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас зовет.

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие

останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он

нашел, подражает крику птиц, которую он себе выбрал. Птицелов угадывает

название птицы и имя игрока.

Угаданная птица становится птицеловом.

«ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ»

Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или

отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий.

Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг. Кто – либо

из участников хоровода проходит под руками детей

противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и

так – до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут

водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные

руки игроков должны находиться в правильном (не ломанном)

соединении.

«ГОРШКИ»

Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится

«горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяевами». Они

становятся за горшками. Один из играющих – водящий – изображает

покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

-Почем горшок?

Хозяин отвечает:

-По денежке.

А он не с трещиной?

- Попробуй.

Покупатель легко ударяет по «горшку»

пальцем

и говорит:

- Крепкий, давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг

другу руки, напевая:

Чичары, чичары, собирайтесь гончары

По кусту, по насту, по лебедю горазду!

Вон!

Со словом «вон» и «хозяин», и «покупатель» бегут в разные стороны и вокруг

горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а

опоздавший – водящий.



В раздел образования