Напоминание

Развитие двигательного опыта детей через включение фольклора в процесс физического воспитания в практике работы инструктора по физической культуре ДОУ


Автор: Медведева Наталья Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №37"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Развитие двигательного опыта детей через включение фольклора в процесс физического воспитания в практике работы инструктора по физической культуре ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие двигательного опыта детей

через включение фольклора в процесс физического воспитания

в практике работы инструктора по физической культуре ДОУ

Медведева Наталья Николаевна, инструктор по физической культуре

МБ ДОУ «Детский сад № 37»,г. Новокузнецк

Физическая

культура

это

часть

системы

физкультурно-оздоровительного

комплекса,

основная ее форма – физкультурные занятия. Однако постоянное использование только

данной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие,

к снижению их результативности. Нетрадиционные подходы к построению и содержанию

занятий,

позволяют постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать

подход

к

каждому

ребенку,

разумно

распределять

нагрузку,

учитывая

уровень

двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.

Рисунок 1 «Физкультурные занятия в ДОУ»

Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет

и с п о л ь з о в а н и я

н о в ы х

с п о с о б о в

о р г а н и з а ц и и

д е т е й, нестандартного

оборудования, внесения

некоторых

изменений

в

традиционную

форму

построения

занятия, оставив неизменным главное:

1

на

каждом

занятии

должны

реализовываться

задачи

обучения,

воспитания

и

развития ребёнка;

обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение,

закрепление, совершенствование;

содержание

и

методика

проведения

должны

способствовать

достижению

тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических

качеств.

Структура физкультурных занятий общепринятая и содержит три части:

Рисунок 2 «Структура НОД по физической культуре»

Использование вариативных и нетрадиционных физкультурных занятий в ДОУ создает

благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении

физических

упражнений,

содействует

развитию

разносторонних

способностей

детей.

Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить

сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением

двигательными

действиями

и

их

использованием.

Без

обобщения

невозможен

перенос

правильного выполнения в другие ситуации.

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда

выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность

самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее

воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

Физические

упражнения

при

правильном

психолого-педагогическом

подходе

являются

2

мощным

оптимизирующим

фактором,

а

также

средством

всестороннего

гармонического

развития ребенка.

3

Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое

является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее

содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает

ребёнку

моторные

характеристики

собственного

тела,

формирует

быстроту

и

лёгкость

в

бесконечном

пространстве

двигательных

образов,

учит

относиться

к

движению,

как

к

предмету игрового экспериментирования.

Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с

помощью которой дети входят в ситуацию (сюжет), через движения тела учатся передавать

свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии,

новые формы движений.

Дети

любят

сказки,

и

этот

факт

позволяет

поставить

небольшие

по

объёму

сюжетные

зарисовки

вместе

с

загадками

и

стихотворениями

на

ступень

пьедестала

наиболее

эффективных мотивационных приёмов.

4

5

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка -

серьезнейшее

средство

нравственного

воспитания.

Она

делает

души

ребят

мягче,

отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это

духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной

народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения

сознания

и

совершенствования

взаимодействия

с

окружающим

миром.

Правильное

целесообразное

чередование

умственной

и

физической

деятельности

детей

является

надёжным

показателем

продуманного

содержания

занятия

и

его

квалифицированного

поведения.

В

работе

дошкольных

учреждений

рекомендуется

использовать

различные

типы

фольклорных физических занятий:

1. Двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного

творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений можно

использовать 10 - 15 потешек или загадок двигательного характера или можно задействовать

сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками ил загадками.

2 . Сюжетные

физкультурные

занятия

с

«вкраплением»,

«вплетением»

элементов

фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки.

3

. Театрализованные

физкультурные

занятия

с

использованием

имитационных,

мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр – драматизаций. Дети

выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных

и птиц.

4. Музыкально - ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах,

игра и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий.

5. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр.

6 . Познавательные

занятия

с

использованием

элементов

фольклора.

Включение

фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям

дошкольного возраста.

7 . Интегрированные

физкультурные

занятия

с

элементами

фольклора

позволяют

осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области

физического воспитания.

Характерными чертами таких занятий являются:

ярко выраженная дидактическая направленность;

руководящая роль инструктора по физической культуре;

строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки;

постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального

рассказа

воспитателя,

в

котором

задается

воображаемая

ситуация,

перед

детьми

раскрываются

условия

принятия

роли,

сообщается

последовательность

выполнения

упражнений

и

их

содержание.

В

разновозрастной

группе

применяются

разнообразные

приемы

создания

игровой

мотивации,

которые

способствуют

увлеченному

выполнению

детьми

физических

упражнений.

При

подборе

упражнений

учитываются

возрастные

ПРИЛОЖЕНИЕ

6

Приложение 1

Подвижные игры на темы сказок

Название игры

Правила

«Теремок»

Дети стоят в кругу — это теремок. Несколько детей надевают маски

героев сказки: мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.

Дети поднимают руки, сцепленные друг с другом, и говорят слова:

«Вот стоит теремок,

Он не низок, не высок.

Как войдёт в него зверёк,

Так захлопнется замок».

Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и

выбегают из него.

На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки.

Кто попадётся, перестаёт быть «зверьком» и встаёт в теремок с

остальными детьми.

Игра проводится, пока не останется самый ловкий

«Волк и

козлята»

Выбирается волк, остальные дети — козлята.

Дети — козлята прыгают по площадке, приговаривая:

«Мы весёлые козлята,

Озорные все ребята,

Не боимся никого,

Кроме волка одного.

(подходят к волку)

Серый волк, не зевай,

Нас скорее догоняй».

На последние слова «волк» догоняет «козлят».

Кого поймал (осалил), тот приседает.

Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят.

Затем выбирается новый «волк»

«Красная

Шапочка»

Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре ребёнок, у

которого на голове красная шапочка, слегка прикрывающая глаза.

7

Дети идут вокруг Красной Шапочки и говорят:

«Маленькая девочка

Красненькая Шапочка

К бабушке с корзинкой шла

И ребяток здесь нашла.

Шапочку ты не снимай,

Кто позвал тебя, узнай?»

Ребёнок, на которого указывает воспитатель, зовёт: «Красная

Шапочка!»

Она должна угадать, кто её позвал, назвать имя.

Угаданный ребёнок становится Красной Шапочкой

«Бармалей»

Выбирается ребёнок — Бармалей, ему одевается маска героя. Он

подходит к детям со словами:

«Я добрейший Бармалей,

Очень я люблю детей.

Кто пойдёт со мной гулять:

Бегать, прыгать и скакать?»

Дети отходят от Бармалея, приговаривая:

«Не хотим с тобой идти,

Лучше нас ты догони!»

Дети убегают от Бармалея. Пойманных детей он уводит в свой

«домик».

Затем игра продолжается с вновь выбранным ребёнком

«Муха-

Цокотуха»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре — ребёнок в шапочке

Мухи-Цокотухи.

Дети идут по кругу, проговаривая слова:

«Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо,

В гости мы к тебе идём,

Кого хочешь, приведём.

Может, пчёлок полосатых?

Или гусениц мохнатых?

Кровопийцев — комаров?

Или толстых червяков?»

Ребёнок в центре (Муха-Цокотуха) выбирает. Если ребёнок назвал

пчёлок, то дети летят по кругу и жужжат; если гусениц — идут

мелкими шагами; если комариков — летят, произнося «з-з-з»; если

червяков — идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая

туловище.

После каждого показа ведущий выбирает ребёнка, который, по его

мнению, выполняет движения лучше всех и он становится ведущим

«Зайцы и лиса»

Дети в масках зайчиков стоят в кругу.

Ребёнок в маске лисы ходит за кругом и говорит:

8

«Ох, растаял домик мой,

Как же мне идти домой.

Надо к зайчику бежать,

Его домик отобрать».

Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:

«Тук-тук-тук…

Серый зайка, выбегай

И со мною поиграй».

«Зайка» и «лиса» бегут наперегонки за кругом: кто первый займёт

домик. Кто проиграл — тот становится «лисой»

9

Примерный перечень и описание подражательных движений

№ п/

п

Образ и вид движения

Исходное

положение

Начальный этап

обучения

1-й этап

усложнения

2-й этап

усложнения

Творческое исполнение

движения

1

2

3

4

5

6

7

1

«Мышка»

(ходьба на носках

семенящим шагом)

Стоя на носках, согнуть в

локтях руки; кисти рук

перед грудью соединить

пальцами вниз

Знакомство с

повадками и

характерными

чертами мышки

через движение

рук с поворотами

головы и всего

туловища.

Попытка

имитационного

движения мышки

Ходьба на носках

с

имитационными

движениями рук,

в чередовании с

обычной ходьбой

Ходьба на носках

семенящим

шагом, с высоким

подниманием от

пола пяток и ими-

тационными

движениями рук

и головы,

подражая мышке

и изменяя темп

движения в

разных

направлениях

Самостоятельно и

точно выполнять

технику ходьбы на

носках семенящим

шагом с из-

менением темпа

и направления.

Творчески

передавать характер

и повадки мышки

мимикой и

движением туловища

2

«Цыпленок»

(ходьба на пятках с

ритмическими

движениями рук в

стороны)

Стоя на пятках, руки

опустить вниз, а кисти

рук — в стороны

Знакомство с

образом

цыпленка,

попытка

имитационного

движения

Ритмическая

ходьба со

взмахом рук в

стороны

Чередование

ходьбы на пятках

с обычной

ритмической

ходьбой и

движением рук в

стороны

Уверенная ходьба

на пятках с четкой

координацией рук и

передачей характера

образа цыпленка

3

«Котенок»

Стоя на коленях, кос-

нуться руками пола

Знакомство с

образом.

Ползание с

опорой на руки и

Ползание с

прогибанием

Выполнять

разные

10

(ползание с опорой рук и

колен)

Попытка

передать

характер и

повадки котенка

через движения и

звукоподражание

колени, с изме-

нением темпа и

направления.

Эмоциональная

передача образа

мимикой лица и

движением

туловища. Уметь

вставать с колен

на задние лапки

(ноги) и ходить

на них

спины вниз, а

головы вверх и

наоборот.

Подлезать под

шнур, прогибая

позвоночник

имитационные

упражнения:

«Посмотри на

хвостик справа —

слева, сверху —

снизу», «Подними

правую заднюю

лапку» и т. д.

Упражнения на

поднимание

разноименных рук и

ног

4

«Корова»

(ползание с опорой на

руки и стопы)

Стоя на ногах, накло-

ниться и поставить руки

на пол, голову поднять

вверх

Знакомство с

образом и

попытка

имитационного

движения с пе-

редачей

характера образа

через

звукоподражание

Ползание с

изменением

темпа, направ-

ления, поворотом

головы в разные

стороны, вверх —

вниз, с

кружением

В данной позе

поднимать то

одну, то другую

руку и ногу

Творческая передача

образа мимикой лица,

движением туловища,

звукоподражанием

5

«Петушок»

(ходьба с высоким

подниманием колен и

взмахом рук в стороны)

Стоять с опущенными

руками

Знакомство с

образом и попытка

имитационного

движения:

одновременно

поднимать одну

ногу, согнутую в

колене, и руки в

стороны. Попытка

ходить с высоко

поднятыми

Попытка

поднимать в

стороны руки,

согнутые в

локтях и с опу-

щенными вниз

ладонями; на

уровне плеч

ровно выпрямить

руки в стороны, а

опускать вниз

Попытка

соединить

технику

движения ног и

рук. Твердо

стоять в позе,

удерживая

равновесие.

Попытка ходить

как петух, высоко

поднимая колени,

Творческая передача

образа петуха в стати-

ческом положении и

ходьбе с движением

головы, поворотами

туловища, разным по-

ложением рук и мими-

кой

11

коленями и

оттянутым носком

вниз. Попытка

удержать

равновесие, стоя

на одной ноге, с

поднятыми вверх

руками (крылья)

сначала локти,

потом ладони.

Удерживать

статическое

равновесие, стоя

на одной ноге с

поднятыми

руками. У

поднятой ноги

оттянуть носок

вниз

а опорную ногу

ставить со

ступни на носок,

как бы

подпрыгивая

6

«Аист»

(ходьба с высоким

подниманием колен, при

этом нога

выпрямляется вперед)

Стоять с опущенными

руками

То же, но при

поднимании

колена пытаться

выпрямить ногу и

оттянуть носок

То же, но не

забывать

выпрямлять ногу

вперед и

оттягивать носок

Попытка

соединить

технику

движения ног и

рук. Твердо

стоять в позе,

удерживая рав-

новесие.

Попытка ходить

как аист, высоко

поднимая колени,

а опорную ногу

ставить со

ступни на носок,

как бы

подпрыгивая

Творческая передача

образа аиста в стати-

ческом положении и

ходьбе с движением

головы, поворотами

туловища, разным по-

ложением рук и мими-

кой лица

7

«Утенок»

(ходьба в приседе)

Присед на двух ногах,

руки согнуты в локтях,

пальцы рук широко

расставлены

Знакомство с

образом, попытка

имитационного

движения в при-

седе и передачи

Ходьба в приседе

с согнутыми в

локтях руками и

широко рас-

ставленными

Попытка ходить

в приседе с

выпрямленной

спиной, пере-

валиваясь из

Творческая передача

образа через точные

имитационные движе-

ния и технику выпол-

нения ходьбы в при-

12

характера утенка

через

звукоподражание

пальцами.

Пытаться ходить

в приседе с

выпрямленной

спиной

стороны в

сторону (как

утка)

седе с выпрямленной

спиной

8

«Белка»

(прыжки в приседе с

продвижением вперед)

Присед на двух ногах,

руки согнуты в локтях,

ладони соединены перед

грудью и опущены вниз

Знакомство с

образом белки и

попытка ими-

тационного

движения по

показу

инструктора или

воспитателя

Попытка

выполнения

прыжка в

приседе с

одновременным

движением рук

рывком вперед,

не разъединяя

ладоней

Попытка

выполнения

прыжка, но с

выпрямленной

спиной и про-

движением

вперед с

изменением

темпа

Творческая передача

образа белки через

имитационные движе-

ния и технику выпол-

нения прыжка в при-

седе с выпрямленной

спиной

9

«Заяц»

(прыжки на двух ногах

с продвижением вперед)

Стоять с руками, со-

гнутыми в локтях, а

ладони соединить перед

грудью и опустить вниз

Знакомство с

образом зайца и

попыткой

имитационного

движения с

передачей образа

мимикой лица и

движением

туловища

Прыжки на двух

ногах с

продвижением

вперед, с

сохранением по-

ложения рук

перед грудью и

выпрямленной

спиной

Движения с

выполнением

поворотов прыж-

ком в стороны,

вперед — назад,

кругом на 180 °, с

разной длиной и

высотой прыжка

Творческая передача

образа зайца через

точные имитационные

движения

10

«Кенгуру»

(прыжки на двух ногах

с высоким подниманием

колен и продвижением

вперед)

Стоять с опущенными

вниз руками. Перед

прыжком руки отвести

назад и чуть присесть,

согнув ноги в коленях

Знакомство с

образом кенгуру и

попытка вы-

полнения

имитационного

движения

Из исходного

положения

попытаться

прыгнуть вверх,

подтягивая

колени к груди, а

руки вперед —

вверх, про-

Выполнять те же

(предыдущие)

движения в

прыжках, но с

высоким

подниманием

колен

Попытка выполнения

данного прыжка на ба-

туте, с наклонной вы-

соты, с бума, школь-

ного козла и т. д.

13

двигаясь вперед

11

«Лошадка»

(бег и ходьба с высоким

подниманием колен.

прямой и боковой

галоп)

Стоять с руками, со-

гнутыми в локтях, ладони

опустить вниз

Знакомство с

образом лошадки

через звуко-

подражание и

попыткой

имитационного

движения

Ходьба и бег с

высоким

подниманием ко-

лен и

сохранением по-

ложения рук

Сохраняя

положение рук,

чередовать

ходьбу и бег

прямым и боко-

вым галопом,

изображая

лошадку

Творческая

передача образа

лошадки с точной

техникой выпол-

нения движений

12

«Лягушка»

(ползание прыжковым

шагом с опорой на руки

и стопы)

Ноги расставить на

ширине плеч, присесть и

соединенные ладони

поставить вместе между

ног

Знакомство с

образом лягушки и

попыткой

имитационного

движения с

передачей харак-

тера образа

мимикой лица и

движением всего

туловища

Из исходного

положения

продвинуть

соединенные

руки вперед,

затем прыжком

ноги переставить

к рукам, но

сохранить прост-

ранство между

ними

Движения, но с

разной длиной

прыжка, т. е.

руки

продвигаются

вперед на

короткое или

более дальнее

расстояние

(вперед от ног)

Творческая передача

образа через точные

имитационные

движения и технику

выполнения

13

«Птица»

(бег на носках, плавный

и легкий)

Стоять на носках, руки в

стороны со свободно

опущенными вниз ла-

донями

Знакомство с

образом птицы и

попытка

имитационного

движения с

передачей ха-

рактера образа

Из исходного

положения

пытаться выпол-

нять плавные

движения

руками: сначала

опустить локти, а

ладони,

наоборот, под-

нять вверх

Движения с

легким плавным

бегом на носках.

Пытаться при

движении рук

приводить в

движение пальцы

Творческая передача

образа птицы. При

движении рук приво-

дить в движение плечи

14

14

«Собачка»

(бег с остановками и

резкими поворотами

головы и туловища в

стороны)

Стоять с согнутыми в

локтях руками и опу-

щенными вниз ладонями,

голова немного

вытягивается вверх; тело

как бы «готово» к

любым движениям и

поворотам

Знакомство с

образом собаки

через принятие

исходного

положения и

звукоподражание,

с поворотом

головы в разные

стороны начать

входить в образ

Бег с

остановками, по-

воротами в

стороны головы

и туловища;

кружение на

месте и в

движении,

сохраняя

положение рук у

груди

Выполнять бег с

изменением

темпа и на-

правления,

имитируя образ

собаки. Во время

бега выполнять

дыхательные

движения (как

собака)

Творческая передача

образа собаки через

имитационные движе-

ния и технику бега

Усложнить бег силь-

ным подъемом пяток

(собачка пляшет) и,

опустив руки, касаться

ими поднятых пяток

во время бега

15

«Волк»

(бег широким шагом)

Стоять как перед беговым

стартом, только ладони

опущены вниз

Знакомство с

образом волка и

попытка ими-

тационного

движения с

передачей образа

Начинать бег из

высокой

стартовой

стойки, бежать

широким шагом

на скорость

Выполнять бег,

ставя цель: до

чего-то добежать,

кого-то догнать,

перегнать

Творческая передача

образа волка через

имитационные движе-

ния и технику бега

широким шагом на

скорость

16

«Тигр и лев»

(бег широким

прыжковым шагом)

Стоять как перед стар-

товым забегом; ладони

опущены вниз

Знакомство с

образами тигра и

льва. Попытка

имитационного

движения с

передачей образа

Выполнять

резкие и сильные

(поочередные)

движения руками

вперед. Бег

широким

прыжковым

шагом с

движением рук

Координировать

движение

разноименных

рук и ног,

выполняя бег

широким

прыжковым

шагом

Творческая передача

образа через имитаци-

онные движения и

технику бега широким

шагом с движением

рук вперед

17

«Обезьянка»

(бег подскоками с ноги

на ногу)

Стоять с согнутыми в

локтях руками, пальцы

широко расставить и

направить в стороны на

уровне плеч

Знакомство с

образом обезьянки

и попытка

имитационного

движения с

Выполнять

подскоки с ноги

на ногу,

имитируя

движения

Попытка

координировать

движение ног

при подскоках и

при этом еще

Творческая передача

образа обезьянки

через имитационные

движения, мимику

15

передачей образа

обезьянки

наклонять в

стороны голову

18

«Крокодил»

(ползание с опорой

рук)

Лежать на животе, ноги

вытянуть вместе, упор

руками на ладони перед

грудью, голову держать

прямо; носки ног

вытянуть

Знакомство с

образом крокодила

и попытка его

имитационных

движений

Ползать только с

опорой рук,

поочередно

продвигая их

вперед, при этом

ноги остаются

соединенными и

прямыми

Ползать с опорой

на руки и

касанием пола

только

соединенными

вытянутыми

носками ног, все

остальные части

тела находятся в

приподнятом

положении

Творческая передача

образа крокодила и

техники ползания с

опорой на руки

19

«Маугли»

(прыжки с разведением

прямых ног в стороны)

Стоять с небольшим

полуприседом для

прыжка, руки опустить

вниз

Знакомство с

образом Маугли.

Попытка

имитационного

движения, прыжки

с разведением

прямых ног в

полете

Из исходного

положения

толчком и взма-

хом развести в

стороны прямые

ноги, а руки

вытянуть прямо в

полете;

приземляться на

соединенные,

чуть

полусогнутые

ноги и

опущенные вниз

руки

Прыгать с

увеличением

подъема прямых

ног и рук в

стороны, при

приземлении на

пол успевать

соединять ноги и

опускать руки.

Пытаться пры-

гать с

продвижением

вперед

Выполнять прыжки на

батуте при спры-

гивании с наклонной

высоты; технику раз-

ведения прямых ног

использовать при

опорном прыжке

16

17



В раздел образования