Напоминание

Внеурочная деятельность "Друзья книги"


Автор: Сазонова Лариса Андреевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: ГБОУ школа № 113 Приморского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Внеурочная деятельность "Друзья книги"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением предметов информационно-технологического профиля

Приморского района Санкт-Петербурга

Утверждена

решением педагогического совета

от ____________ протокол №___

директор ГБОУ школы №113

______________Е.А. Касавцова

приказ от _____________№_____

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Друзья книги»

Уровень образования: начальное общее образование

Количество часов: 34

Учитель: Сазонова Лариса Андреевна

Пояснительная записка

Реализация

программы

внеурочной

деятельности

«Друзья

книги» соответствует

возрастным особенностям обучающихся, курс программы рассчитан на 1 год обучения с

2 по 4 классы.

Программа данного курса благодаря художественно-эстетической и нравственно-

мировоззренческой направленности расширяет границы читательской компетентности. У

детей

формируется

готовность

использовать

читательские

навыки

и

умения

для

реализации

учебных

целей

и

решения

конкретных

жизненных

ситуаций,

совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого,

выбирать книгу для чтения.

Внеурочная

деятельность

«Друзья

книги»-это

расширение

читательского

пространства,

реализация

дифференцированного

обучения

и

индивидуальных

возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Внеурочная деятельность

поможет

решать

задачи

эмоционального,

творческого,

литературного,

читательского

развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение

для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Содержание

программы

внеурочной

деятельности

«Друзья

книги»

создает

возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами

самостоятельной

читательской

деятельности,

в

процессе

общения

с

книгой

у

него

развиваются

память,

внимание,

воображение

и,

что

особенно

важно,

воспитывается

человек,

познающий

литературу

своей

страны,

овладевающий

русской

литературной

речью,

готовый

к

восприятию

литературы

народов

других

стран,

овладевающий

читательскими умениями.

Программа создает условия для использования полученных знаний и умений на

уроках

литературного

чтения,

для

самостоятельного

чтения

и

работы

с

книгой.

Содержание занятий внеурочной деятельности поможет младшему школьнику общаться с

детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из

ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).

Интересный

блок

составляют

занятия

библиографического

характера,

которые

познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт,

послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.

Место учебного курса в учебном плане:

Программа

составлена

для

обучающихся

2-4

классов

начальной

школы

и

рассчитана на 1 год: 34 часа (1 час в неделю).

Цели рабочей программа:

Формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному

поведению, основанному на знании культурных традиций, раскрытие творческого

потенциала учащихся.

Программа способствует решению следующих задач:

расширить литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов,

воспитать нравственные чувства и этическое сознание;

создать на практике условия для реализации читательских умений; развить навыки работы

со справочной литературой;

формировать читательскую компетентность (владение приемами понимания

прочитанного произведения, умение самостоятельно выбирать книги, умение работать с

книгой);

знакомить с классиками отечественной и зарубежной литературы;

ознакомить с основами библиотечно-библиографических знаний;

развить умения сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку

их поступков.

Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения

позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского

опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на

овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными,

коммуникативными, регулятивными, личностными). Формы организации занятий носят

практикоориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды,

библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, творческие мастерские и

т.д.

Планируемые результаты:

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Друзья книги»

формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

-формировать потребность в систематическом чтении;

-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,

поисковое);

-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной

информации.

Регулятивные умения:

- работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- самостоятельно работать с новым произведением;

- работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать

свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую

позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Тема: «История книги. Библиотека» 6 часов

1.

1

1

1

1.

Этапы развития письменности. Письменность и

рисунки как элементы передачи информации.

1

2.

2.

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван

Фёдоров. Развитие книгопечатания в России.

1

3.

3.

Древние библиотеки. Система библиотечного

обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и

читальный зал. Каталоги. Картотеки.

4.

4.

Внешние и внутренние элементы книги. Из чего

сделана книга. Структура книги.

1

5.

5.

Культура читателя. Как обращаться с книгой.

Книжкина «больница» (учимся ремонтировать книги).

1

6.

6.

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о

книге. Игра «Составь досье на книгу».

1

Тема: « Искусство книги» 3 часа

7.

1.

Иллюстрирование книги. Миниатюры, гравюры,

буквицы. Творческая мастерская « Напиши красиво

букву».

1

8.

2.

Профессия художник –иллюстратор. Знаменитые

художники детских книг.

1

9.

3.

Встреча с художником –иллюстратором. Творческая

мастерская «Я - художник».

1

Тема: «Дневник чтения» 5 часов

10.

1.

Громкие чтения: В. Бианки « Синичкин календарь».

1

11.

2.

Читательский отзыв. Запись о прочитанном

произведении.

1

12.

3.

Дневник чтения.

1

13.

4.

Оформление читательского дневника.

1

14.

5.

Конкурс на лучший читательский дневник.

1

Тема: «Методы работы со справочной литературой. Справочники. Словари» 5 часов

15.

1.

Методы работы с информацией.

1

16.

2.

Справочная литература. Структура справочной

литературы.

1

17.

3.

Типы справочных изданий. Использование

справочников в обучении.

1

18.

4.

Энциклопедия. Методика работы с энциклопедией.

1

19.

5.

Турнир «Сумей найти».

1

Тема: «Книги, книги, книги…» 8 часов

20.

1.

Книги, их типы и виды, жанры. Практическая работа в

библиотеке.

1

21.

2.

Книги-сборники. Структура книги-сборника:

титульный лист, аннотация, иллюстрация, название

книги, тип книги.

1

22.

3.

Басни и баснописцы. И.А. Крылов. Читаем басни и

обсуждаем. Игра в ассоциации.

1

23.

4.

Сказочные сюжеты в детской литературе. Сказки-

детям. Чтение и обсуждение. Г.Х. Андерсен, А.С.

Пушкин, русские народные сказки.

1

24.

5.

Фольклорные традиции русских народов. Сказания,

былины.

1

25.

6.

Стихотворения о родной природе. Чтение

стихотворений, обмен мнениями.

1

26.

7.

Дети - герои книг. Литературная игра «Кто они, мои

сверстники - герои книг?».

1

27.

8.

Книги зарубежных писателей. Книги зарубежных

писателей (А. Линдгрем, С.Лагерлёф, Дж.Родари).

Твой любимый литературный герой (беседа-

обсуждение).

1

Тема: «Периодические издания» 4 часа

28.

1.

Газеты и журналы как периодические издания.

Отличие их от книг.

1

29.

2.

Традиции русской периодики. Обзор периодических

изданий школьной библиотеки. Детские газеты и

журналы.

1

30.

3.

Структура газет и журналов. Роль периодики в работе

библиотеки.

Игра: « Составь каталог статей».

31.

4.

Чтение периодических изданий школьной

библиотеки. Обсуждение и мнения.

Тема: «Интернет в библиотеке» 3 часа

32.

1.

Безопасный и полезный Интернет.

1

33.

2.

Роль интернета и компьютера в современном

библиотечном пространстве.

1

34.

3.

Круглый стол «Электронная книга - за и против»

1



В раздел образования