Автор: Сазонова Лариса Андреевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: ГБОУ школа № 113 Приморского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Внеурочная деятельность "Друзья книги"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением предметов информационно-технологического профиля
Приморского района Санкт-Петербурга
Утверждена
решением педагогического совета
от ____________ протокол №___
директор ГБОУ школы №113
______________Е.А. Касавцова
приказ от _____________№_____
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Друзья книги»
Уровень образования: начальное общее образование
Количество часов: 34
Учитель: Сазонова Лариса Андреевна
Пояснительная записка
Реализация
программы
внеурочной
деятельности
«Друзья
книги» соответствует
возрастным особенностям обучающихся, курс программы рассчитан на 1 год обучения с
2 по 4 классы.
Программа данного курса благодаря художественно-эстетической и нравственно-
мировоззренческой направленности расширяет границы читательской компетентности. У
детей
формируется
готовность
использовать
читательские
навыки
и
умения
для
реализации
учебных
целей
и
решения
конкретных
жизненных
ситуаций,
совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого,
выбирать книгу для чтения.
Внеурочная
деятельность
«Друзья
книги»-это
расширение
читательского
пространства,
реализация
дифференцированного
обучения
и
индивидуальных
возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Внеурочная деятельность
поможет
решать
задачи
эмоционального,
творческого,
литературного,
читательского
развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение
для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Содержание
программы
внеурочной
деятельности
«Друзья
книги»
создает
возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами
самостоятельной
читательской
деятельности,
в
процессе
общения
с
книгой
у
него
развиваются
память,
внимание,
воображение
и,
что
особенно
важно,
воспитывается
человек,
познающий
литературу
своей
страны,
овладевающий
русской
литературной
речью,
готовый
к
восприятию
литературы
народов
других
стран,
овладевающий
читательскими умениями.
Программа создает условия для использования полученных знаний и умений на
уроках
литературного
чтения,
для
самостоятельного
чтения
и
работы
с
книгой.
Содержание занятий внеурочной деятельности поможет младшему школьнику общаться с
детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из
ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).
Интересный
блок
составляют
занятия
библиографического
характера,
которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт,
послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.
Место учебного курса в учебном плане:
Программа
составлена
для
обучающихся
2-4
классов
начальной
школы
и
рассчитана на 1 год: 34 часа (1 час в неделю).
Цели рабочей программа:
Формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании культурных традиций, раскрытие творческого
потенциала учащихся.
Программа способствует решению следующих задач:
•
расширить литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов,
воспитать нравственные чувства и этическое сознание;
•
создать на практике условия для реализации читательских умений; развить навыки работы
со справочной литературой;
•
формировать читательскую компетентность (владение приемами понимания
прочитанного произведения, умение самостоятельно выбирать книги, умение работать с
книгой);
•
знакомить с классиками отечественной и зарубежной литературы;
•
ознакомить с основами библиотечно-библиографических знаний;
•
развить умения сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку
их поступков.
Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения
позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского
опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на
овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными,
коммуникативными, регулятивными, личностными). Формы организации занятий носят
практикоориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, творческие мастерские и
т.д.
Планируемые результаты:
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Друзья книги»
формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
-формировать потребность в систематическом чтении;
-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Регулятивные умения:
- работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- самостоятельно работать с новым произведением;
- работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Тема: «История книги. Библиотека» 6 часов
1.
1
1
1
1.
Этапы развития письменности. Письменность и
рисунки как элементы передачи информации.
1
2.
2.
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван
Фёдоров. Развитие книгопечатания в России.
1
3.
3.
Древние библиотеки. Система библиотечного
обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и
читальный зал. Каталоги. Картотеки.
4.
4.
Внешние и внутренние элементы книги. Из чего
сделана книга. Структура книги.
1
5.
5.
Культура читателя. Как обращаться с книгой.
Книжкина «больница» (учимся ремонтировать книги).
1
6.
6.
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о
книге. Игра «Составь досье на книгу».
1
Тема: « Искусство книги» 3 часа
7.
1.
Иллюстрирование книги. Миниатюры, гравюры,
буквицы. Творческая мастерская « Напиши красиво
букву».
1
8.
2.
Профессия художник –иллюстратор. Знаменитые
художники детских книг.
1
9.
3.
Встреча с художником –иллюстратором. Творческая
мастерская «Я - художник».
1
Тема: «Дневник чтения» 5 часов
10.
1.
Громкие чтения: В. Бианки « Синичкин календарь».
1
11.
2.
Читательский отзыв. Запись о прочитанном
произведении.
1
12.
3.
Дневник чтения.
1
13.
4.
Оформление читательского дневника.
1
14.
5.
Конкурс на лучший читательский дневник.
1
Тема: «Методы работы со справочной литературой. Справочники. Словари» 5 часов
15.
1.
Методы работы с информацией.
1
16.
2.
Справочная литература. Структура справочной
литературы.
1
17.
3.
Типы справочных изданий. Использование
справочников в обучении.
1
18.
4.
Энциклопедия. Методика работы с энциклопедией.
1
19.
5.
Турнир «Сумей найти».
1
Тема: «Книги, книги, книги…» 8 часов
20.
1.
Книги, их типы и виды, жанры. Практическая работа в
библиотеке.
1
21.
2.
Книги-сборники. Структура книги-сборника:
титульный лист, аннотация, иллюстрация, название
книги, тип книги.
1
22.
3.
Басни и баснописцы. И.А. Крылов. Читаем басни и
обсуждаем. Игра в ассоциации.
1
23.
4.
Сказочные сюжеты в детской литературе. Сказки-
детям. Чтение и обсуждение. Г.Х. Андерсен, А.С.
Пушкин, русские народные сказки.
1
24.
5.
Фольклорные традиции русских народов. Сказания,
былины.
1
25.
6.
Стихотворения о родной природе. Чтение
стихотворений, обмен мнениями.
1
26.
7.
Дети - герои книг. Литературная игра «Кто они, мои
сверстники - герои книг?».
1
27.
8.
Книги зарубежных писателей. Книги зарубежных
писателей (А. Линдгрем, С.Лагерлёф, Дж.Родари).
Твой любимый литературный герой (беседа-
обсуждение).
1
Тема: «Периодические издания» 4 часа
28.
1.
Газеты и журналы как периодические издания.
Отличие их от книг.
1
29.
2.
Традиции русской периодики. Обзор периодических
изданий школьной библиотеки. Детские газеты и
журналы.
1
30.
3.
Структура газет и журналов. Роль периодики в работе
библиотеки.
Игра: « Составь каталог статей».
31.
4.
Чтение периодических изданий школьной
библиотеки. Обсуждение и мнения.
Тема: «Интернет в библиотеке» 3 часа
32.
1.
Безопасный и полезный Интернет.
1
33.
2.
Роль интернета и компьютера в современном
библиотечном пространстве.
1
34.
3.
Круглый стол «Электронная книга - за и против»
1