Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ
Населённый пункт: с.Ключи Ключевского района Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Периоды речевого развития детей дошкольного возраста.
Раздел: начальное образование
Периоды речевого развития детей дошкольного возраста.
Первые слова все маленькие дети, и девочки, и мальчики, как правило,
произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: мама, баба, на-на, ам-ам.
По своей слоговой структуре они напоминают лепет, и чаще всего в их
основе
лежит
звукоподражание.Слова,
которые
ребенок
произносит
сам,
образуют его активный словарь. Однако уже в возрасте около 1 года малыш
понимает значительно больше слов, чем может произнести. Эти слова входят
в его пассивный словарь. Именно из первых слов малыша, и тех, которые он
умеет произносить сам, и тех, которые только понимает, но еще не говорит,
начинает складываться начальный детский лексикон — реальный словарный
запас, которым располагает ребенок, только начинающий осваивать родной
язык.
После года развитие речи идёт стремительно. Ребенок всё больше и больше
произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух
слогов. Значение слов всё еще варьируется в зависимости от ситуации и
переживаемых ребёнком эмоций. У малыша появляется желание не только
узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать. Ребёнок просит,
указывает, требует и сообщает. Если взрослые не поддерживают обращённой
речи ребёнка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается
формирование активной речи.
К полутора годам в самостоятельной речи ребёнка насчитывается около 20
слов, в два года 50 слов. Дети рассматривают в книжках картинки, слушают
(5-10 минут) истории, понимают значение слов большой и маленький. У них
увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется
стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова.
К трём годам активный словарь ребёнка насчитывает 1500 слов. Вместо
простой
фразы
он
начинает
использовать
развёрнутые
предложения.
С
овладением
фразовой
речью
совершенствуется
грамматическая
система
языка.
Ребёнок
использует
все
части
речи
строит
полные
предложения,
развивается
связное
высказывание,
возникают
первые
модели
словообразования.
К четырём годам словарный запас насчитывает 2000 слов. К пяти годам
ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается
синонимами, антонимами и т.д.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который
позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться
в
школе,
понимать
литературу,
телевизионные
и
радиопередачи
и
т.
д.
Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как
одну из важных задач развития речи.
Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка, как
мы уже говорили, происходит в процессе ознакомления его с окружающим;
слово входит в память ребенка не иначе, как одновременно с представлением
о том предмете или действии, которое оно обозначает (кодирует), или о том
понятии, которому оно соответствует.
Процесс усвоения ребенком слов родного языка происходит одновременно с
«исследованием»
предметов,
соответствующих
этим
словам:
ребенок
предметы
осматривает,
трогает,
ощупывает,
поглаживает
(осязает),
прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает (обоняет).
Если педагоги или родители «подают» ребенку слова родной речи с самого
раннего возраста во всей их выразительности (т. е. заботятся о чувственной
основе
их
восприятия),
то
ребёнок
накапливает
богатый
словарь,
и
в
последствии его собственные высказывания будут понятными и красивыми.
После того как ребенок усвоит «чувственную основу» слова, он оказывается
способным
к
пониманию
его
обобщающего
значения.
Именно
поэтому
обогащение словаря детей раннего возраста и дошкольников должно быть
организовано в процессе ознакомления их с окружающим, бытом, природой,
трудом
людей,
их
общественной
жизнью.
Причем
воспитатель
(и
все
взрослые, окружающие ребенка) должен общаться с ребенком посредством
связной, грамматически оформленной речи (т. е. просто речи, поскольку
бессвязный
набор
слов
речью
называться
не
может).
Следовательно,
отдельные слова ребенок сам выделяет из слышимой им речи взрослого.
Итак,
ребенок
обогащает
свой
словарь
в
живом
речевом
общении
со
взро слыми,
узнавая
названия
предметов,
наблюдаемых
им
в
действительности или представляемых по картинкам. Следовательно, работа
ведется
практическим
методом
имитации,
приемами
опоры
на
реальные
объекты
или
на
картинку.
Метод
этот
используется
во
всех
возрастных
группах детей.
По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность—
предметы, явления (их особенности, свойства, качества), он начинает делать
обобщения,
руководствуясь
теми
или
иными
признаками.
Зачастую
эти
признаки несущественны, но эмоционально значимы для ребенка. Типичен
пример, когда малыш называет «кисой» не только кошку, но и предметы из
пушистого меха. Эта же особенность наблюдается и у старших детей. Так,
овощами
они
часто
считают
только
морковь,
лук,
огурец,
помидор,
не
включая сюда, например, капусту, свёклу. Или же, расширяя значение этого
слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы,
мотивируя
это
тем,
что
«все
это
растет»
или
«все
это
едят».
И
лишь
постепенно,
по
мере
развития
мышления,
дошкольники
овладевают
объективным понятийным содержанием слова.
И
даже
знают,
что
одно
слово
может
обозначать
совершенно
разные
предметы.
Таким
образом,
значение
слова
изменяется
для
детей
на
протяжении
дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей.