Напоминание

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.


Автор: Клещерева Екатерина Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: п. Майский, Адамовский район, Оренбургская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста

к условиям ДОУ.

МБДОУ «Детский сад «Сказка№8» п. Майский

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в

ответ на новые для него условия.

С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество

изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 8 и

более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое

помещение, таящее в себе много неизвестного.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая

для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации

может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи,

отказ от еды. Поэтому психолог в период адаптации должен помочь

ребенку, расслабиться наладить контакт и снять напряжение.

В период адаптации детей раннего возраста к детскому саду я пытаюсь

создать комфортную обстановку и атмосферу безопасности. В первую

очередь нужно отвлечь ребенка от родителей, поэтому встречаю ребенка

с игрушкой и включаю аудиозаписи знакомых песен из мультфильмов

или сказок.

Вторая задача создание положительного эмоционального климата в группе

для этого я использую игры-знакомство с детьми и группой( игра “Это Я”,

здравствуй солнышко). (Дети по очереди здоровается с зайчиком, называет

своё

имя.

Знакомят

зайчика

с

группой,

показывают

где

какие

игрушки

хранятся, где спят, играют, кушают и т. п.)

Такое знакомство формирует

ребенка чувство уверенности.

После того как контакт с ребенком налажен я использую элементы

телесной терапии обнимаю, поглаживаю малыша. С помощью телесно-

ориентированной терапии улучшается самочувствие ,снимается нервное

напряжение. Ласковое

обращение

с

ребенком,

дают

ему

чувство

защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Также в своей работе по адаптации детей раннего возраста использую

игровые

методы.

Игра

помогает

снять

эмоциональное

напряжение,

развивать

координацию

движений.

П е р в ы е

и г р ы

д ол ж н ы

б ы т ь

фронтальными,

чтобы

ни

один

ребенок

не

чувствовал

себя

обделенным

вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются

с учетом игровых возможностей детей.

(Игры “Наши ножки”, «Самолет

летит

по

небу»,

«Мишка

косолапый»,

«Покружимся»,

«Прячем

мишку»,

«Солнечные зайчики»,)

На этапе адаптации используются также обучающие игры, направленные

на развитие речи, мышления и мелкой моторики рук. Пальчиковые игры,

шнуровка,

прищепки, «Найди детёныша для мамы».

Эти

не сложные

упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в

высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном

учреждении.

В период адаптации хорошо использовать дыхательные упражнения «Сдуй

перышко» «Подуй на снежинку» «Мыльные пузыри». Дети с удовольствием

пускают пузыри пытаются дотронуться до них ,чтобы лопнуть и испытывают

только положительные эмоции.

Также для адаптации хорошо использовать игры с песком – это

проявление естественной активности ребенка, поэтому нужно использовать

песочницу. Через игры с песком происходит формирование таких черт

личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать

«проблемы» в игре. В своей работе по адаптации детей применяю

следующие игры с песком: «Норки для мышки», «Угадай на ощупь»,

«Заборчики», «Волшебные отпечатки на песке».

В адаптационный период рекомендуется использовать релаксационные

игры. Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.

Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у

детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей

снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах. Упражнения

должны быть в доступной игровой форме.

Для

успешной

адаптации

проводятся

консультации,

беседы

и

собрания

с родителями и воспитателями. Родителям рекомендуется

заполнить

анкеты,

благодаря

которым

можно

узнать

интересы

и

индивидуальные особенности ребенка. Психолог дает рекомендации и

советы

родителям

и

воспитателям.

Так

же

для

хорошего

результата

рекомендуется провести совместные занятия, где родители знакомятся с

различными играми и приемами. В течение всего периода адаптации за

ребенком ведется наблюдение, и все данные заполняются в адаптации

карты для определения степени адаптации.

В заключении хочется сказать, анализ работы в Майском «Детском саду

«Сказка№8» за последние годы показывает, что процесс привыкания детей

проходит

успешно.

Степень

адаптации

в

основном

легкая

и

средняя.

Положительным является то, что дети раннего возраста, а особенно второго

года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно.

Подготовила педагог-психолог: Клещерева Е. И.



В раздел образования