Автор: Клещерева Екатерина Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: п. Майский, Адамовский район, Оренбургская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста
к условиям ДОУ.
МБДОУ «Детский сад «Сказка№8» п. Майский
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в
ответ на новые для него условия.
С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество
изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 8 и
более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое
помещение, таящее в себе много неизвестного.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая
для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации
может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи,
отказ от еды. Поэтому психолог в период адаптации должен помочь
ребенку, расслабиться наладить контакт и снять напряжение.
В период адаптации детей раннего возраста к детскому саду я пытаюсь
создать комфортную обстановку и атмосферу безопасности. В первую
очередь нужно отвлечь ребенка от родителей, поэтому встречаю ребенка
с игрушкой и включаю аудиозаписи знакомых песен из мультфильмов
или сказок.
Вторая задача создание положительного эмоционального климата в группе
для этого я использую игры-знакомство с детьми и группой( игра “Это Я”,
здравствуй солнышко). (Дети по очереди здоровается с зайчиком, называет
своё
имя.
Знакомят
зайчика
с
группой,
показывают
где
какие
игрушки
хранятся, где спят, играют, кушают и т. п.)
Такое знакомство формирует
ребенка чувство уверенности.
После того как контакт с ребенком налажен я использую элементы
телесной терапии обнимаю, поглаживаю малыша. С помощью телесно-
ориентированной терапии улучшается самочувствие ,снимается нервное
напряжение. Ласковое
обращение
с
ребенком,
дают
ему
чувство
защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Также в своей работе по адаптации детей раннего возраста использую
игровые
методы.
Игра
помогает
снять
эмоциональное
напряжение,
развивать
координацию
движений.
П е р в ы е
и г р ы
д ол ж н ы
б ы т ь
фронтальными,
чтобы
ни
один
ребенок
не
чувствовал
себя
обделенным
вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются
с учетом игровых возможностей детей.
(Игры “Наши ножки”, «Самолет
летит
по
небу»,
«Мишка
косолапый»,
«Покружимся»,
«Прячем
мишку»,
«Солнечные зайчики»,)
На этапе адаптации используются также обучающие игры, направленные
на развитие речи, мышления и мелкой моторики рук. Пальчиковые игры,
шнуровка,
прищепки, «Найди детёныша для мамы».
Эти
не сложные
упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в
высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном
учреждении.
В период адаптации хорошо использовать дыхательные упражнения «Сдуй
перышко» «Подуй на снежинку» «Мыльные пузыри». Дети с удовольствием
пускают пузыри пытаются дотронуться до них ,чтобы лопнуть и испытывают
только положительные эмоции.
Также для адаптации хорошо использовать игры с песком – это
проявление естественной активности ребенка, поэтому нужно использовать
песочницу. Через игры с песком происходит формирование таких черт
личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать
«проблемы» в игре. В своей работе по адаптации детей применяю
следующие игры с песком: «Норки для мышки», «Угадай на ощупь»,
«Заборчики», «Волшебные отпечатки на песке».
В адаптационный период рекомендуется использовать релаксационные
игры. Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.
Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у
детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей
снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах. Упражнения
должны быть в доступной игровой форме.
Для
успешной
адаптации
проводятся
консультации,
беседы
и
собрания
с родителями и воспитателями. Родителям рекомендуется
заполнить
анкеты,
благодаря
которым
можно
узнать
интересы
и
индивидуальные особенности ребенка. Психолог дает рекомендации и
советы
родителям
и
воспитателям.
Так
же
для
хорошего
результата
рекомендуется провести совместные занятия, где родители знакомятся с
различными играми и приемами. В течение всего периода адаптации за
ребенком ведется наблюдение, и все данные заполняются в адаптации
карты для определения степени адаптации.
В заключении хочется сказать, анализ работы в Майском «Детском саду
«Сказка№8» за последние годы показывает, что процесс привыкания детей
проходит
успешно.
Степень
адаптации
в
основном
легкая
и
средняя.
Положительным является то, что дети раннего возраста, а особенно второго
года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно.
Подготовила педагог-психолог: Клещерева Е. И.