Напоминание

Иисусова молитва в Духе Святом


Автор: Шлепин Василий Валентинович
Должность: доктор богословия, профессор кафедры Патрологии
Учебное заведение: РПИК
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Иисусова молитва в Духе Святом
Раздел: высшее образование





Назад




Иисусова молитва в Духе Святом

Василий Валентинович Шлепин,

доктор богословия,

профессор кафедры Патрологии РПИК,

научный сотрудник ВСВПБК

1

Шлепин В.В. Иисусова молитва в Духе Святом, 3-е изд. перераб. и доп.:

Липецк: Всероссийское издание «Страна образования», 2020. – 38 с.

Данная книга написана Василием Валентиновичем Шлепиным, докто-

ром богословия «Doctor of Divinity» Open Orthodox University (USA) и почет-

ного доктора богословия «Doctorem honoris causa» Славяно-Греко-Латинской

академии, профессором кафедры Патрологии Русского православного инсти-

тута культуры. В ней богословски обосновывается наиболее общепринятая в

святоотеческой традиции и обладающая значительной глубиной смысла, го-

рячностью чувства, силой духа Иисусова молитва, позволяющая достигнуть

высот Богообщения в созерцании нетварного света Пресвятой Троицы.

2

1. Иисусова молитва как выражение догмата Пресвятой Троицы

Бог един по существу в трех Лицах – Отце, Сыне и Святом Духе, Троица

единосущная и нераздельная, имеющая в каждом Лице всецело единую Бо-

жественную природу. Если Божественная сущность остается непостижимой

для познания человека, то Божественная благодать познается в процессе вос-

хождения к Богу. Достигая единения с самобытным Богом (Творцом, Про-

мыслителем, Спасителем, Освятителем, Судией и Мздовоздаятелем), моля-

щийся приобретает в доступной ему мере свойства Божии: Бог вечный (Псал.

89:3; Ис. 40:28), Бог неизменяемый (Иак. 1:17; Мал. 3:6), Бог всемогущий

(Быт. 17:1; Лук. 1:37), Бог вездесуший (Псал. 138:7-12), Бог всеведущий (1

Иоан. 3:20; Евр. 4:13), Бог всеблагий (Матф. 19:17), Бог всеправедный (Псал.

7:12; 10:7), Бог вседовольный (Деян. 17:25), Бог всеблаженный (1 Тим. 6:15).

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5), и являет Он себя как

Божественный свет.

Сын Божий, будучи совершенным Богом и став совершенным человеком

(Кол. 2:9), спас род человеческий и обожил человеческое естество, даровав

возможность верующим в Него стать причастниками Божественного есте-

ства, достигнуть обожения. В день Пятидесятницы сошествием Святого Духа

на апостолов была основана Церковь, в которой обильно подается благодать

для ищущих спасения.

Святитель Афанасий Великий учит: «Подаваемая в Троице благодать и

дар дается от Отца чрез Сына в Духе Святом», являя тем самым единство в

любви Лиц Троицы. Божественная благодать является нетварной Божествен-

ной энергией, которой Бог по любви сотворил и удерживает Вселенную. Еди-

ная энергия общая Трем Божественным Лицам, поэтому есть всегда единство

и общность Божественных действий. Познание Бога совершается в обратом

порядке. Свт. Василий Великий говорит: «Путь боговедения – от единого

Духа, чрез Единородного Сына, к единому Отцу».

Иисусова молитва «заключает в себе все Евангельские истины» и «есть

сокращение всего Евангелия». Она соединяет в себе указание на Святую

3

Троицу, благовестие Спасителя, исповедание Его Сыном Божиим, покаяние и

просьбу о помиловании и даровании Божественной благодати. День обреза-

ния Господня (1 января / 14 января) – день появления Иисусовой молитвы,

потому что ангел Господень нарек имя Богомладенцу Иисус: «наречешь Ему

имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).

Первая половина молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» взя-

та со слов апостолов. Апостол Павел назвал Иисуса Господом (1 Кор. 12:3),

апостол Иоанн назвал Иисуса – Христом (1 Ин. 4:2), апостол Петр исповедал

Христа Сыном Бога Живаго (Мф. 16:16). Апостол Павел являет собой образ

делания, апостол Иоанн – созерцания, апостол Петр – ревностной любви, что

указывает и на путь духовного восхождения.

Прежде всего, центром Иисусовой молитвы является имя, данное Ему

Самим Богом (Лк. 1:31), «имя выше всякого имени» (Фил. 2:9-10), «ибо нет

другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам

спастись» (Деян. 4:12). Архангел Гавриил, явившись во сне Иосифу, объяс-

нил, что имя «Иисус» означает спасение: «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он

спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Поэтому, когда Господь гово-

рит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только че-

рез Меня» (Ин. 14:6), то под словом «путь», по словам свт. Василия Великого,

понимается преуспеяние в совершенстве, последовательно достигаемое пра-

ведной жизнью и просвещением разума, пока не достигнем открытия в себе

Царствия Божия и познания Божия, которое Сын Божий – Иисус Христос да-

рует Собою уверовавшим в Него. Господь Иисус Христос есть путь благий,

неуклонный и непогрешительный, ведущий к действительному благу – к

Отцу.

Иисусова молитва содержит обращение ко второму Лицу Святой Троицы

как к Господу и Христу и Сыну Божьему, потому что в этом находится средо-

точие всей Православной веры, открытой Богом в Святом Духе: «Он говорит

им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты Хри-

стос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон,

4

сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, су-

щий на небесах» (Мф. 16:15-17). Слово «Христос» означает «помазанник»,

обладатель всей полноты даров Святого Духа. Здесь указание на исполнение

закона и пророков. Во Христе соединены Божественная и человеческая при-

роды, то есть совершенный Бог Слово и совершенный Человек, в котором

телесно пребывает вся полнота Божества (Кол. 2:9), поэтому во Христе чело-

веческое естество обожено. Слово «Христос», кроме того, указывает на Гол-

гофскую Жертву, которая искупила человечество от греха, проклятия и смер-

ти. «Един бо есть Бог, и Един Ходатай Бога и человеков, Человек Христос

Иисус, давый Себе избавление за всех» (1Тим. 2:5-6).

Слова «Сыне Божий» указывают также на взаимоотношение любви не

только между Сыном и Отцом: «Я люблю Отца» (Ин. 14:31), «Отец любит

Сына» (Ин. 3:35; 5:20), но и внутри Святой Троицы, потому что «Бог есть лю-

бовь» (1 Ин. 4:8, 16), и в отношении к миру: «Так возлюбил Бог мир, что

отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб,

но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Следует помнить, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19), поэтому пер-

вое слово Иисусовой молитвы «Господи» подразумевает, что вся наша жизнь

в Его воле и что мы вверяем себя Его воле, это добровольное подчинение че-

ловека добру. Исповедуя Бога своим Владыкой и Господином, человек желает

стать свободным во Христе, перестать быть рабом греха и страстей. Кроме

того, благое рабство Богу переходит в сыновство, что предполагает считать

Его всеблагую волю обязательной для себя. Вследствие этого Иисус Христос

говорит: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небес-

ное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех» (Мф. 7:21).

Спасение совершается в Боге, поэтому в Иисусовой молитве произно-

сятся слова второй половины Иисусовой молитвы: «помилуй мя грешнаго»,

взятые из вопля слепого Вартимея: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня»

(Мк. 10:47) и молитвы мытаря: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.

18:13). Причем из последней взято слово «грешного, которое служит испове-

5

данием грехов молящегося, а также отражает состояние греховности, то есть

отделенности от Бога. В прошении словами «помилуй мя грешнаго» заложе-

но смирение, и, просящей Божией милости душе, даруется просимое. Поэто-

му даже слабый для подвижничества человек может победить диавола смире-

нием через покаяние. Контекст Иисусовой молитве задает вера и церков-

ность. Человек нуждается в Божией милости, и именно поэтому все молитвы

Церкви буквально пронизаны прошениями о ней. Акцент на слове «помилуй»

является определяющим при начале совершения Иисусовой молитвы. Таким

образом, исповедание веры во Святую Троицу и Богочеловека связано с при-

знанием невозможности спасения собственными силами.

Кроме того, в словах «помилуй мя грешнаго» может выражаться моление

за весь мир, когда при этом подразумевается «весь Адам» и собственно сам

молящийся. Преп. Силуан Афонский говорит, что любовь не может вынести

когда, находясь в раю, знаешь, что люди страдают в аду. Постепенно в молит-

ве подвижника начинает преобладать скорбь о мире, не знающем Бога. Как

объясняет преп. Силуан, люди забыли Господа, сотворившего их, и ищут сво-

ей свободы, не понимая, что вне истинного Источника жизни ее нет и быть не

может. Свобода только в Господе, Который по милости Своей дает прибегаю-

щим к Нему благодать Святого Духа. В Нем, Святом Духе, в Его познании со-

держится освобождение от рабства греха и страха смерти. В связи с этим

преп. Силуан Афонский говорит: «Нужно молиться за всех»,

«

за всего Адама,

как за самого себя». О такой молитве учили и преп. Антоний Великий, свт.

Николай Сербский, преп. Порфирий Кавсокаливит, митр. Антоний Сурож-

ский.

Молящийся Иисусовой молитвой, пламенея любовью к Богу и ближним,

соединяется в ней со всем человечеством и приносит ее от лица всего челове-

чества. Тогда эта молитва имеет огромную силу, так как объединяет в себе и

молитвы других людей.

Вместе с тем молящийся, соединяясь с вечным Богом, может сосредото-

читься на Иисусовой молитве, включая в нее молитву всей своей жизни, со-

6

вершаемую в настоящем, так как для вечности время не существует. Это

предполагает концентрацию духовных, душевных и физических сил моляще-

гося здесь и сейчас, чтобы достигнуть полного выражения молитвенного сло-

ва, чувства и духа для достижения доступной для молящегося меры силы мо-

литвы в предстоянии пред престолом Святой Троицы.

В Иисусовой молитве решительно выражается вера в триединого Бога,

который сотворил мир, промыслительно действует в нем и любит его. Иису-

сова молитва – личностная молитва, так как указывает на три Лица Святой

Троицы. Триединый Бог познается благодатью Святого Духа, поэтому первое

слово Иисусовой молитвы «Господи» указывает на Него: «Никто не может

назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Слова

«Иисусе Христе» указывают на воплощенного Богочеловека, второе Лицо

Святой Троицы. Спаситель сказал: «Я и Отец – одно. Видевший Меня видел

Отца» (Ин. 10:30, 14:9). Поэтому слова «Сыне Божий» указывают на Бога

Отца: «Исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Ин. 2:23), сохраняя и единона-

чалие во Святой Троице: «Отец через Сына в Духе Святом все творит». «Отец

благоволил, чтобы Слово стало плотию. И стало плотию от Духа Святого», то

есть Христос вочеловечился «по благоволению Отца и содействием Святого

Духа». Поэтому спасение человека и обретение Божественной благодати яв-

ляется общим действием Святой Троицы.

Следовательно, Иисусова молитва, получившая свое наименование

вследствие христоцентричности, указывает также на догмат Пресвятой Трои-

цы, что обусловлено, с одной стороны, единым и последовательным действи-

ем Лиц Святой Троицы: Божественные энергии исходят от Отца как перво-

причины, сообщаются через Сына как созидателя в Духе Святом как усовер-

шителя домостроительства, а с другой стороны, призыванием в молитве, но

уже в порядке восхождения молящегося к Богу: «Господи» – от Святого Духа,

«Иисусе Христе» – через Сына, «Сыне Божий» – к Отцу, дарующего моляще-

муся в ответ на просьбу о помиловании («помилуй мя грешнаго (ую)») Боже-

7

ственную благодать, оживотворяющую, призывающую, очищающую, просве-

щающую, освящающую и обоживающую его.

По словам преп. Симеона Нового Богослова, Сын и Слово Божие – дверь

спасения в соответствии с Его проповедью: «Я есмъ дверь: кто войдет Мною,

тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:9). Если Христос –

дверь, то Отец – дом: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14: 2). Через

Христа человек приходит к Отцу, но, чтобы открылась дверь (Христос), необ-

ходим ключ – Дух Святой, поскольку Его действием познается Истина – Хри-

стос.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» – Святая Троица; «помилуй» –

испрашивание Божественной милости, являющей себя в Божественной благо-

дати; «мя» – любящий Бога и ближнего, но «грешнаго» – смиренное осозна-

ние своей греховности, с которого и начинается покаяние. Следовательно,

Иисусова молитва – смиренное моление любви к Святой Троице, испрашива-

ющее Божественной благодати.

«Господи, Утешитель, Душе Истины, Иисусе Христе, Божественное

Слово, воплотивыйся и вочеловечивыйся от Богородицы Девы Марии, Учи-

тель, Пророк, Первосвященник, Искупитель, Спаситель, Праведный Судия,

Сыне Божий, Единородный и единосущный Безначальному Отцу Источнику

Началу Божества, помилуй мя грешнаго, даровав Божественная благодать,

общую Святой Троице от Отца через Сына во Святом Духе».

В Священном Писании сказано: «Словом Господа сотворены небеса, и

духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6). Господом называется Бог Отец,

словом – Бог Сын, духом – Святой Дух. Иисусова молитва совершается умно,

порождая слово, и исходит в духе.

По словам преп. Исихия, от непрестанной сердечной молитвы появляет-

ся сердечная теплота, от теплоты – слезы, от слез – чистота ума, а чистый ум

зрит Божественные тайны.

Непрестанная Иисусова молитва делает молящегося способным к духов-

ному преображению и к восприятию Божественной благодати, он получает

8

возможность взойти на высшую для него ступень совершенства и единения с

Богом. Наиболее распространенными плодами Иисусовой молитвы, которые

и характеризуют ее значение, является осознание своей греховности и посте-

пенно расширяющееся зрение своих грехов, плач о грехах, благоговение и

страх Божий, ощущение присутствия Божия, живая память о смерти, страх

суда и осуждения, ненависть ко греху, ослабление страстей и их искоренение,

обретение внутренней цельности, умирение помыслов, кротость, смирение,

тихость, избегание мирской суеты, просвещение ума, светлый мир души, со-

единенный с молчаливой духовной радостью, любовь к Богу и ближним, хо-

датайствующая обо всех пред Богом, как о себе, духовное рассуждение, про-

роческое ведение воли Божией, познание тайн Божиих и видение нетварного

света.

Таким образом, в центре «умного делания» стоят человеческая личность

и таинство ее соединения с Богом. Происходящее при этом обожение челове-

ческой личности является основанием и началом преображения всего челове-

чества и всего мироздания.

2. Этапы Иисусовой молитвы в Духе Святом и Божественной благодати

Для молящегося есть только Пресвятая Троица, поэтому остальное яв-

ляется как бы несуществующим. Однако для того, чтобы произошло всецелое

единение с Пресвятой Троицей, нужно пройти путь духовного совершенство-

вания. По словам Иосифа Исихаста, необходимо заботиться о всех добродете-

лях одновременно, но особенно о любви, «которая есть совокупность совер-

шенства» (Кол. 3:14) и объемлет собой все добродетели.

Вся борьба молящегося идет за время жизни, когда его отвлекают суетой

для пустоты жизни, за целомудрие, когда его стараются развратить, разрушая

личность, и вовлечь в грех, за молитву, чтобы не было единения с Богом, наи-

более ожесточенно за любовь к Богу и ближним, потому что без нее невоз-

можно спастись. Все это может быть соединено в Иисусовой молитве.

9

Молитва – жизнь души и вписывание в книгу жизни, ей не только удер-

живается от разрушения, но и преображается мир. Сила Иисусовой молитвы

в силе жития. Причина потери молитвы – нерадение и гордость. Правильная

отношение к себе – осознание себя за ничто без Бога. В Иисусовой молитве

требуется рассуждение. Сущность молитвы – любовь к Богу. Необходимо

внутрьпребывание в верхней части сердца в сердечном месте. Тогда несмотря

на все воздействия, исполняются слова Псалтири: «Молитва моя возвраща-

лась в недро мое» (Пс. 34:13). Условие непрестанности молитвы – всецелое

исполнение воли Божией.

В соответствии с Новым Заветом Иисусову молитву надо совершать с ве-

рой в Пресвятую Троицу (Ин. 1:12) и верой получить просимое (1 Ин. 5:15), с

сердцем сокрушенным и смиренным (Пс. 50:19), любовью к Богу и ближним

(1 Ин. 4:16; Мк. 12:29-31), трезвясь, бодрствуя (2 Пет. 5:8), усердно (Лк.

22:44), в присутствии Божиим (Пс. 15:8), неотступно (Лк. 18:1-8), непрестан-

но (1 Фесс. 5:17), молясь Духом Святым (Иуд. 1:20), с целью – покаяния (Мф.

4:17), избавления от искушений (Мф. 26:41; Мк. 14:38; Лк. 22:46), дарования

милости и помощи Божией (Мф. 7:7; Лк. 11:9; Ин. 15:7); для славы Божией (1

Кор. 10:31).

Молящийся избегает того, что против естества, живет по естеству и

выше естества сподобляется Божественной благодати. Для пустынника-иси-

хаста особенно важны следующие добродетели: безмолвие, смирение, терпе-

ние, пост, бдение, молитва, от которых появляются слезы и даруется Боже-

ственная благодать. Сердечное безмолвие с сокровенным деланием Иисусо-

вой молитвы направлено на достижение чистоты сердца, благодаря которой

возможно узреть Божественный свет.

Новозаветная лествица восхождения в Иисусовой молитве: 1)

«бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21:36); 2) «Будьте постоянны

в молитве, бодрствуя в ней» (Кол. 4:2); 3) «должно всегда молиться и не уны-

вать» (Лк. 18:1); 4) «находясь в борении, прилежнее молился» (Лк. 22:44); 5)

«непрестанно молитесь» (1 Фесс. 5:17); 6) «молитесь во всякое время духом»

10

(Еф. 6:18); 7) «духом пламенейте» (Рим. 12:11); 8) «молясь Духом Святым»

(Рим. 12:11); 9) «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16); 10) «Будьте

совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48)

Иисусова молитва как смиренное моление любви в предстоянии пред Бо-

гом совершается разумно (ум благоговейно внимая и осмысливая, трезвенно,

безобразно, заключается в словах молитвы), с духовным чувством (сокруше-

нием, смирением, любовью, духовной теплоте в верхней части сердца), еди-

нением духа молящегося со Святым Духом (жизнью Святого Духа , силе Свя-

того Духа, в научении и под руководством Святого Духа и согласно с Боже-

ственной волей), при условии – непоколебимой православной веры и твердо-

го упования на Бога, с целью – покаяния и испрашивания милости Божией, с

осознанием – присутствия Божия, в состоянии – внутреннего безмолвия и

мирного устроения, частым и впоследствии непрестанным призыванием,

живя чисто и богоугодно в исполнении евангельских заповедей.

Обретению непрестанной молитвы содействуют условия, в которых она

соверщается: со страхом Божиим (трепетом и благоговением), в памяти

смертной, с искренним покаянием, сокрушением и самоукорением, крото-

стью и смирением, в присутствии Божии, в мире, с крестным знамением и

поклонами, с самоотвержением и преданием себя в волю Божию, в труде, по-

сте и воздержании, внимая себе, без суеты и помыслов, в безмолвии, неспеш-

но, с осознанием и прочувствованием сказанного, в простоте сердца, молени-

ем веры, надежды, любви (пламенным тихим и ясным возгорением сердца), с

болезнованием, печалью и жаждой сердца по Богу, с плачем (сердечными

слезами и воздыханиями), с усердием, ревностью и дерзновением, решимо-

стью и мужеством, без самосожеления, с терпением, непрестанным призыва-

нием (или постоянным понуждением к молитве).

Иисусова молитва совершается с крестным знамением и поклонами

(земными и поясными). Крестное знамение – исповедание веры, очищение от

страстей, защита, знамение победы над плотью, миром, дьяволом, смертью и

надежды воскресения, образ любви, мысленный жертвенник, через который

11

спасены, как и крест низводит на молящихся благодать Святого Духа. Покло-

ны являются образом покаяния как осознания своей ничтожности, немощно-

сти и смирения перед Богом, чтобы не превозноситься, преуспевая в молитве.

Следует «поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Со ловами «Господи»

крестное знамение начинается прикосновением лба («Святым Духом всяка

душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством

священнотайне»), затем крестное знамение опускается на живот со словами

«Иисусе Христе» (воплощение о вочеловечивание для нашего спасения и

обожения) и оканчивается на правом и левом плече со словами «Сыне Бо-

жий» (Сын Божий есть образ и слава Отца, и Он говорит: «Я и Отец – одно»

(Ин. 10:30)). Со словами «помилуй мя грешного» совершается поясной или

земной поклон как выражение нашего падения и восстания для вечной жизни

в Боге.

Во все время совершения Иисусовой молитвы необходимо ходить перед

Богом, все совершать во славу Божию и стремиться всегда исполнять волю

Божию. Подобие Христу состоит в истине, кротости, смирении, правде, лю-

бви.

По словам свт. Григория Паламы, произнесенные слова Иисусовой мо-

литвы сопряжены с тремя силами души: разум – смысл и содержание; чув-

ство – сокрушение, благоговение, интонация, ритм; воля – сила слова. Иису-

сова молитва возвышает и просвещает творческий ум, согревает нравствен-

ное чувство к Богу, укрепляет свободную волю к доброделанию и в следова-

ние Божественной воли.

Молящийся последовательно проходить три стадии становления: 1) по-

каянная молитвенная жизнь является необходимым условием для принятия

Божественной благодати; 2) обретение смирения есть главное условие для

удержания и сохранения Божественной благодати в Иисусовой молитве; 3)

исполнение заповеди любви – важнейшее условие возрастания Божественной

благодати в Ииусовой молитве.

«Жить нужно лишь любовь даря,

12

Ведь всем известно, что нельзя

Одной лишь злобою прожить

И никого не полюбить.

Любовь должна всех возвышать

И ни кого не унижать;

Ничто не ценно здесь у нас,

Лишь чуточка любви – алмаз.

Любовь растопит твёрдый лёд

И злобный человек наверно не поймёт,

Что крепче, чем любовь нет силы,

Красоты дружбы уж не так уж милы.

Любите и плохих, и добрых,

Но разница должна ведь быть:

Плохих любите меньше добрых,

Но ни кого не смейте разлюбить».

(1998 г. или 1999 г.)

На первой степени (молитвенное слово) осмысленное произнесение слов

Иисусовой молитвы устно или умно предполагает вложение в них всего до-

ступного молящемуся богословского содержания, которое может быть вложе-

но в соответствии с вероучением Православной Церкви.

На второй степени (молитвенное чувство) слова Иисусовой молитвы

необходимо произносить с соответствующим чувством, то есть с участием

сердца. Первым возникает покаянное чувство с постепенным осознанием

своей греховности. Затем усиливается чувство смирения по мере осознания

того, что без помощи Божией, Божественной благодати молящийся не спосо-

бен очиститься от греха (делом, словом, помышлением и всеми чувствами),

искоренить страсти, возрасти в доброделании, привлечь и удержать Боже-

13

ственную благодать. Высшим является проявление чувства любви, когда мо-

лящийся, возлюбив Бога до готовности умереть за Него, укрепиться в испол-

нении заповедей и так возлюбит ближних, что будет с состраданием совер-

шать Иисусову молитву за всего Адама и за себя.

На третьей степени (молитвенный дух) Иисусова молитва становится в

духе, когда привлекается благодать Святого Духа в ответ на молитвенное при-

зывание. Происходит постепенное единение духа человеческого с Духом Бо-

жиим. Дары Святого Духа действенны на все времена. Молящимся в Духе

явна благодать, они забывают о телесной пище и сне, видят ангельский мир и

адские мучения, исцеляют болезни, изгоняют бесов, им подвластно время и

пространство, повинуются стихии.

Основываясь на святоотеческом опыте Иисусовой молитвы, полагаем,

что устная (совершается не спеша, даже по слогам, проговаривается каждая

буква с четким выделением, ритмично, осознанно внимая каждому слову, с

ясным умом и бодрым телом, с крестным знамением и поклонами), умная де-

ятельная молитвы (совершается мысленно со вниманием, заключая ум в сло-

ва молитвы), находящиеся в области ума и соответствующая первой степени,

а также умно-сердечная деятельная молитва (ум произносит, а чувства со-

участвуют молитве), действующая в области сердца, соответствующая второй

степени, доступна делателю молитвы до всецелой преданности его в волю

Божию.

По словам преп. Исаака Сирина, перед и после совершения Иисусовой

молитвы полезно богомыслие. Особенно важно соблюдать пост, посильное

бдение и постоянное безмолвие. Слезы могут быть покаянные, умилитель-

ные, утешительные, созерцательные. Можно произнести следующую молит-

ву ко Пресвятой Троице, составленную автором на основе богослужебных

текстов.

Необходимо усвоить дух святых отцов, изучая и живя Священным Пре-

данием, чтобы воплотить в своей жизни евангельский образ, уподобиться

Богу, стать сыном Божиим и богом по благодати.

14

Последующие, соответствующие третьей степени, обретаются делателем

молитвы только по очищении сердца от страстей и греха и всецелого преда-

ния себя в волю Божию. Иисусовой молитве в Духе Святом соответствует

умно-сердечная самодвижная (совершается непрерывно) и умно-сердечная

чистая молитва (сердце молится чисто, ум избавлен от помыслов и греховных

желаний), зрительная молитва (соединившись с Господом, молящийся зрит,

постигая, тайны Божии и Его премудрость), созерцательное молчание (отча-

сти вкушают таинство будущего века, молитва совершается без слов и моля-

щийся из всего существа осеняется нетварным светом внутри и снаружи).

Иисусова молитва становится в Духе, когда привлекается благодать Свя-

того Духа в ответ на молитвенное призывание. Во время молитвы его ум на-

ходится во внимании, сердце в трезвенности, воля в бдительности. Происхо-

дит постепенное единение духа человеческого с Духом Божиим. Молящийся

в Духе Святом живет сокровенно во Святой Троице.

Во время умно-сердечной самодвижной Иисусовой молитвы сердечные

уста произносят ее, а сам молящийся слушает свое сердце как в нем непре-

станно кругообращаясь совершается молитва. Молящимся умно-сердечной

самодвижной молитвой обретается смирение. «Стяжавшие истинную молит-

ву, – по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), – ощущают неизреченную ни-

щету духа. … Они чувствуют себя как бы уничтожившимися, как бы несуще-

ствующими».

Умно-сердечная чистая Иисусова молитва совершается умом и сердцем

уже полностью очищенными от помрачения, греховных помыслов, желаний и

страстей. Добродетели и в особенности истинного целомудрия все более воз-

растают Господом. Все выше возводит Бог молящегося и по любви Своей

открывает ему таинственные знания о человеке и о Самом Себе. При жизни

сон отходит от молящегося, тело забывает о пище, ум преисполнен открове-

ниями. Однако все это доступно лишь крепким духовными силами. При этом

молящийся пламенеет любовью к Богу и ближнему.

15

В зрительной молитве, которая истинное девство духа, ум постигает

дела Божественного домостроительства, начиная с Божественного совета о

сотворении человека и кончая вторым пришествием Христовым и Страшным

Судом, познает великие Божественные тайны.

Достигнув созерцательного молчания, молящийся исполняется и видит

вокруг себя Божественный свет – белый с синеватым оттенком или белые

волны света, он наполняется безграничной любовью к Богу, душа находится в

глубокой тишине и мире, сердце наполняется сладостью и духовной радо-

стью, все вокруг благоухает. Он молится без слов, устремляясь к Богу в лю-

бви и безмолвии духа. Молящийся молиться всем своим существом. Благо-

дать Святого Духа объемлет душу, она остается под влиянием и действием

Его света, сама становится светом и рассуждает и действует в силе и духе Бо-

жественной благодати.

За службы суточного круга по сложившейся практике следует совершить

7.000 Иисусовых молитв (6.000 церковных и 1.000 келейного правила) или

9.000 Иисусовых молитв (6.000 церковных и 3.000 келейного правила), для

имеющих готовые пищу и одежду, совершаемых с 300 земными поклонами.

По афонской традиции норма времени, в течение которого следует молиться

Иисусовой молитвой, для мантийного монаха – 5 часов, для великосхимниов

– 6 часов при условии, что они не участвуют в службе суточного круга. Одна-

ко прп. Нил Мироточивый наставлял, что нужно совершить 14.000 Иисусо-

вых молитв в сутки: 7.000 за день и 7.000 за ночь. За три канона перед Прича-

стием можно совершить 1.000 Иисусовых молитв, но Последование ко При-

чащению прочитывается или совершается 1.500 молитв (1.200 Иисусовых мо-

литв и 300 Богородице).

Для преуспеяния в Иисусовой молитве необходимо в доступной мере

соблюдением монашеских обетов: поста для воздержания во всем и обесси-

ливания страстей, целомудрия для хранения сердечной чистоты, чистоты ума

и всего тела, нестяжания, чтобы не привязываться ни к чему земному и сует-

ному, послушания воли Божией через исполнение евангельских заповедей,

16

чтобы пройти путь: чистота – бесстрастие – обожение, чему содействует оде-

яние чистоты и святости. Свт. Василий Великий указывает путь к обожению:

православная вера, покаяние, терпение, скромность, кротость, смирение,

благость, любовь.

Монашеский крест трактуется свт. Феофаном Затворником следующим

образом: нижняя часть креста – самоотвержение (поддерживается верой),

верхняя часть – терпение (поддерживается, надеждой), перекладина – послу-

шание (поддерживается любовью). Прп. Амвросий Оптинский призывает ко

внутреннему подвигу: «1) ко всем долго терпи, 2) всегда радуйся, 3) непре-

станно молись, 4) о всем благодари – сия бо есть воля Божия». По Феофану

Затворнику ум совершенствует внимательность, чувства – трезвение, волю –

бодрственность. По словам святых отцов, есть следует единожды в 15.00, а

преп. Симеон Новый Богослов указывает на время сна с 21.00 до полуночи.

Спасение состоит в обожении, всецелом единении с Богом, которое мо-

жет совершаться сущностно (для создания невозможно), ипостасно (в Та-

инстве Причащения) и через Божественные энергии (молитва и созерцание

Божественного света, исполнение заповедей).

Важно знать, что евангельская молитва заключает в себе основные хри-

стианские добродетели: веру (для ума), надежду (для сердца) и любовь (для

воли), поэтому стяжавший их овладевает евангельским духом и разумением

Священного Писания. Плоды Духа: «Любовь, радость, мир, долготерпение,

благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).

Плодами Иисусовой молитвы являются: для ума – видение своей грехов-

ности, осознание своего ничтожества и недостоинства, просвещение, бого-

мыслие; для сердца – глубочайшее смирение, благоговение, мир, отрадное

умиление, тихая радость; для воли – любовь к Богу и ближним, р6евность к

благочестию, самоотвержение.

В зависимости от результатов действия можно выделить оживотворяю-

щую, исцеляющую, призывающую, очищающую, просвещающую, освящаю-

щую, утешающую и обоживающую Божественную благодать.

17

Весь мир существует только благодаря действию Божественной благода-

ти. Только Бог самобытен и есть Источник жизни. Он дарует и поддерживает

жизнь и силы всех существ оживотворяющей Божественной благодатью:

«Дух животворит» (Ин. 6:63).

Исцеляющая благодать действовала через Христа: «И весь народ искал

прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк.

6:19) и дарована была апостолам (Лк. 10:9), а от них распространилась через

Таинство Елеосвящения (Иак. 5:15) в Православной Церкви, причем были

святые, которые стяжали благодать исцелений (например, безсребренники

Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, вмч. Пантелеимон, свщмч. Ермолай, прп.

Сампсон, мч. Диомида, мчч. Фотий и Аникита).

Призывающая благодать

1

ставит на путь покаяния и богоугодной жизни,

доводя до врат Церкви: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и при-

звавший благодатью Своею» (Гал. 1:15), «Бог же всякой благодати, призвав-

ший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе» (1 Пет. 5:10) и дает предв-

кушение более высоких степеней благодати, чтобы человек возревновал о ее

стяжании. Однако ее действие непродолжительно и она скрывается, чтобы

человек, не надеясь на свои силы, уповал на Бога и испрашивал у Него мило-

сти. Вместе с тем призывающая благодать действует и первое время у ново-

начальных после Крещения и начала совершения молитвенного правила,

когда они очень ревностны и усердны в делах благочестия.

Очищающая Божественная благодать

2

понуждает к молитве и делам

благочестия, изглаживает грехи: «Он, будучи верен и праведен, простит нам

грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9) и искореняет стра-

сти: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному

братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Пет 1:22),

дает осознание своей греховности и возбуждает ревность к покаянию, а серд-

1



Призывающая благодать в богословской литературе называется всеобщей (предваряющей) благода-

тью

2



В богословской литературе выделяют благодать сохраняющую и возращающую духовную жизнь

18

це человека делает чистым и способным к восприятию большей меры Боже-

ственной благодати.

Просвещающая Божественная благодать просвещает ум человека позна-

нием Божественных истин, сообщая ему ведение не только основ материаль-

ного мира, причины движения, но и Божественных тайн: «Бог мой просвеща-

ет тьму мою» (Пс. 17:29); «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил

наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса

Христа» (2 Кор. 4:6); «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы,

дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи

сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и ка-

кое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие мо-

гущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф. 1:17-

19); «ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесно-

го, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глаго-

ла Божия и сил будущего века, отпадших, опять обновлять покаянием» (Евр.

6:4-6).

Благодаря освящающей Божественной благодати

3

в человеке отражаются

и осуществляются Божественные совершенства: «по предведению Бога Отца,

при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Хри-

ста: благодать вам и мир да умножится» (1 Пет. 1:2); «призванным, которые

освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом» (Иуд. 1:1); «дабы

сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благопри-

ятно [Богу]» (Рим. 15:16). Господь призывает: «Будьте святы, потому что Я

свят» (1 Пет. 1:16).

Утешающая благодать дарует предвкушение вечного блаженства. Святой

Дух называется Утешителем (Ин. 14:26, 15:26, 16:7). Утешающая благодать

3



Очищающая и освящающая благодать в богословской литературе называется оправдывающей благо-

датью, предполагающей оправдание (сообщение праведности Христово) и освящение. Благодать сохраняю-

щая и возвращающая духовную жизнь, указанная в богословской литературе, предполагает 1) помощь в

борьбе с грехом с помощью укрепления личной воли человека и ее направленности к добру; 2) усвоение че-

ловеку праведности и святости Христовых.

19

действует «доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в

сердцах ваших» (2Пет.1:19).

Обоживающая благодать преображает весь психофизический состав че-

ловека, усыновляя его Богу через достижение богоподобия: «соделались при-

частниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4).

Преподобный Макарий Великий называет действия благодати, действу-

ющей в угодниках Божиих: «Иногда бывают они веселы, как бы на царской

вечери, и радуются радостью и весельем неописуемым. В иной час бывает,

как невеста, Божественным покоем упокоеваемая в сообществе с женихом

своим. Иногда же, как бесплотные Ангелы, находясь еще в теле, чувствуют в

себе такую же легкость и окрыленность. Иногда же бывают как бы в упоении

питием, возвеселяемые и упоеваемые Духом, в упоении Божественными ду-

ховными тайнами. Но иногда как бы плачут и сетуют о роде человеческом и,

молясь за целого Адама, проливают слезы и плачут, воспламеняемые духов-

ной любовью к человечеству. Иногда такою радостью и любовью разжигает

их Дух, что, если бы можно было, вместили бы всякого человека в сердце

своем, не отличая злого от доброго. Иногда в смиренномудрии духа столько

унижают себя пред всяким человеком, что почитают себя самыми последни-

ми и меньшими из всех. Иногда Дух постоянно содержит их в неописуемой

радости. Иногда уподобляются сильному воителю, который, облекшись в

царское всеоружие, выходит на брань с врагами и крепко подвизается, чтобы

победить их. Ибо подобно этому и духовный облекается в небесные оружия

Духа, наступает на врагов и ведет с ними брань, чтобы покорить их под ноги

свои. Иногда душа упокоивается в некоем великом безмолвии, тишине и

мире, пребывая в одном духовном удовольствии, в неизреченном упокоении и

благоденствии. Иногда умудряется благодатью в уразумении чего-либо, в

неизреченной мудрости, в ведении неиспытуемого Духа, чего невозможно

сказать языком и устами. Иногда человек делается как один из обыкновен-

ных».

20

По словам преп. Макария Великого, «душа, с которой покрывало тьмы

снято силой Духа Святого, когда умные очи ее просвещены небесным светом,

и совершенно избавлена от страстей бесчестия, сделалась чистою по благода-

ти – всецело на небесах служит Господу духом, и всецело служит Ему телом,

и столь расширяется мыслью, что бывает повсюду и, где хочет и когда хочет,

служит Христу. … Господь съемлет лежащую на ней тьму и открывает ее, и

Сам ей открывается … расширяет и распространяет мысли ума ее и в широту,

и в долготу, и в глубину, и в высоту всей видимой и невидимой твари».

По словам преп. Нила, «когда ум начнет полным чувством вкушать

благостыню Святого Духа, тогда … благодать начинает как бы живописать в

нас на том, что по образу, то, что по подобию».

Часто благодать проявляется как теплота в сердце, светлое облако,

нетварный свет.

Способы внутреннего выражения Иисусовой молитвы: жемчужина:

«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, кото-

рый, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и

купил ее» (Мф. 13:45-46); огонь, сожигающий страсти: «Огонь пришел Я низ-

вести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49); лег-

кое дуновение в сердце: «После огня веяние тихого ветра» (3Цар.19:12); лег-

кое звенящий ручеек: «Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником

воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.. 4:14); прохлаждающая роса: «Как роса

Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благосло-

вение и жизнь на веки» (Пс. 132:3); дух как дыхание бурно из сердца: «И

внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» (Деян.

2:2), сердечная теплота: «Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих

возгорелся огонь» (Пс. 38:4); радость в молитве: «Как сладки гортани моей

слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс.118:103), созерцается Божествен-

ный свет: «Осиял меня великий свет с неба» (Деян. 22:6).

Таким образом, Иисусова молитва, совершаемая разумно с духовным

чувством и единением духа с Духом Святым, возводит молящегося от силы в

21

силу до вершин духовно-нравственного совершенства, а даруемая в ответ на

молитву Божественная благодать преображает молящегося и делает обожен-

ным.

3. Созерцание нетварного света и достижение святости

В первых строках Библии написано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал

свет» (Быт. 1:3). Свт. Василий Великий толкует эти слова: «Творец всяческих,

изрекши слово Свое, мгновенно вложил в мир благодать света». Свт. Григо-

рий Палама учит: «Бога называют светом не по Его существу, но по Его энер-

гии».

Слова молитвы «Отче наш»: «Да святится имя Твое» (Мф. 6:9; Лк. 11:2)

указывают, с одной стороны, на то, что «Бог есть свет» (1 Ин. 1:5) и свят (1

Пет. 1:16), а также, с другой стороны, на необходимость молящемуся жить

свято, прославляя Бога: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они ви-

дели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16), и

созерцание нетварного света как результат Иисусовой молитвы. Православ-

ная вера содержит начальное видение Божественного света, надежда – более

полное видение, а любовь – Божественный свет в полноте.

Для Богосозерцания нужен ясный ум, умиротворенная душа, чистое

сердце. Молящийся озаряется Божественным светом, который есть безна-

чальный свет любви и ведения, светом смысла Божественной Истины, про-

странство и время исчезают, одеваясь светом яко ризою, ощущается веяние

Святого Духа, созерцается Пресвятая Троица в силе Духа. Происходит восхи-

щение ума, прекращение чувств, неподвижность и предельное молчание чле-

нов, единение Бога с молящимся.

«Светоносный светит светом озаряя,

Свет он излучает светлости иной,

Троица Святая светлостью сверкая,

Светом облистает, обожая дух мой».

22

(3.08.2016)

Физические глаза молящегося получают способность по действию Боже-

ственной благодати созерцать нетварный свет: «Во свете Твоем узрим свет»

(Пс. 35:10). В 50-м псалме говорится: «Буду белее снега» (Пс. 50:9). Часто

нетварный свет является в виде светлого белоснежного легкого облака. Моля-

щийся весь преисполняется пламенем любви к Богу. Из глаз текут слезы ра-

дующие, услаждающие, благодатные. После созерцания молящийся видит

себя светлым, благодатным, исполненным разума и мудрости.

Преподобный Симеон Новый Богослов видел нетварный свет «безвре-

менный, нераздельный, неслиянный, вечный, несозданный, неоскудевающий,

неизмеримый», «прозрачный и безмерный, все озаривший и чистый», «свет

ведения». По словам свт. Григория Паламы, нетварный свет бесконечен и не-

вместим. Видение нетварного света по природе своей динамично и обладает

разной степенью ясности в зависимости от степени совершенства личности.

По словам преп. Иосифа Исихаста (для него характерна непрестанная молит-

ва, любовь и бесстрастие), нетварный свет виден как белоснежные волны, не-

вещественный, радостный, мирный и удивительным образом пребывающий и

внутри, и снаружи, и повсюду. В свою очередь преп. Паисий Святогорец го-

ворил, что нетварный свет сладостный и голубоватый. Н.А. Мотовилов заме-

чает в беседе с преп. Серафимом Саровским, что созерцание Божественного

света еще сопровождается теплотой и благоуханием.

Приближаясь к Свету, душа молящегося по действию благодати стано-

вится светоносной и сияет светом Божественной благодати. Поэтому ум,

освобождаясь от страстей во время совершения Иисусовой молитвы, озаряет-

ся светом и сам себя начинает видеть как ясный свет, просвещаясь и источая

богословие. В нем появляются светозарные помыслы. Благодаря Божествен-

ной благодати молящийся обретает чистоту, прозрачность, прозорливость

ума, становится способным к видению тайн Божиих и принимает в себя ра-

дость духовным ощущением, становится возможным молитвенное общение с

другими делателями молитвы. Преп. Каллист учит, что мм достигает безна-

23

чальности, непостижимости, беспредельности и безграничности в духодвиж-

ной божественной силе и осиянии сердца. Сердце молящегося пламенеет Бо-

жественной любовью.

По словам, старца Иосифа Исихаста, свет наполняет молящегося как

пища и как воздух и освобождает его от природной тяжести тела, и преобра-

жает так, что молящийся не знает, есть ли у него тело, вес или какое другое

ограничение. Даже тело молящегося начинает светиться, так как и оно вос-

принимает благодать. В результате созерцания Божественного света тело дол-

го не чувствует усталости, становится легким и согревается, то есть оно чув-

ствует удивительную теплоту.

Молящийся, созерцающий нетварный свет, ощущает в себе полноту

подлинной жизни и воскресение прежде общего воскресения. Преп. Макарий

Великий говорит о признаках христианского совершенства: «Когда душа

взойдет к совершенству Духа, совершенно очистившись от всех страстей, и в

неизреченном общении пришедши в единение и сорастворение с Духом Уте-

шителем и, сорастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, тогда дела-

ется она вся светом, вся оком, вся духом, вся радостью, вся упокоением, вся

радованием, вся любовью, вся милосердием, вся благостью и добротою».

По словам преп. Каллиста, «когда вследствие мыслнного взирания к

Богу разумная часть души всецело наполняется божественным изумлением, а

умозрительная видением, а душа – также и восторгом, тогда, без сомнения,

время молчания».

Молящийся, озаряемый нетварным светом, обретает дары Святого Духа.

Святой Дух проявляет себя на молящемся, созерцающим нетварный свет, в

слове мудрости, слове знания, вере, дарах исцелений, чудотворениях, проро-

чествах, различении духов, разных языках, истолковании языков (1 Кор. 12:8-

10).

Божественная благодать, которую воспринимает молящийся через созер-

цание нетварного света, действует не только на него, но и через него на мно-

24

гих людей, с которыми он соединен. Не случайно преп. Серафим Саровский

говорит: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Нетварный свет приносит в душу мир, спокойствие, смирение, сознание

духовной нищеты, исполняет духовной радостью, утешает благодатью и со-

зидает бесстрастным в единении с Богом. Когда ум молящегося, находящийся

в созерцании, старается войти и в Божественную сущность, он встречает

недоступное, то есть пресветлый божественный мрак. Следовательно, мрак

представляет собой не явление Бога в виде мрака, но невозможность для че-

ловека видеть сущность Бога, который есть «Свет неприступный». Поэтому

божественный мрак – это Свет, но Свет несозерцаемый и неприступный для

молящегося.

Святой – чистый телом, душой и духом, исполнивший Божественные за-

поведи, стяжавший добродетели и Божественную благодать. Святой обрел

Царствие Божие внутри своего сердца: «Царствие Божие внутрь вас есть»

(Лк. 17:21). «Царствие Божие есть «праведность и мир и радость во Святом

Духе» (Рим. 14:17). Правда – правда Божия, православная вера и праведность

жизни во Христе, которую нужно алкать и жаждать: «Блаженны алчущие и

жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6). Чтобы быть праведным,

нужно стяжать нищету духовную, плакать о грехах и быть кротким: «Блажен-

ны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо

они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:3-5).

Мир – мир Христов, то есть умиротворенность, обретаемая через стяжание

Божественной благодати, когда молящийся усыновляется Богу: «Блаженны

миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Чтобы

быть миротворцем, нужно быть милостивым и иметь чистое сердце: «Бла-

женны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем,

ибо они Бога узрят» (Мф.5:7-8). Радость – радость о Духе Святом, когда от

избытка Божественной благодати молящийся становится светоносным, бого-

носным и духоносным, тогда его не устрашит ничто из мира сего ради любви

Божией: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески непра-

25

ведно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда

на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:11-12). Что-

бы быть подлинно духовно радостным, нужно уметь переносить гонения за

правду Божию: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небес-

ное» (Мф. 5:10).

Таким образом, Пресвятая Троица осиявает молящегося нетварным све-

том, преображая его дух, душу и тело и сообщая ему светоносность и свя-

тость, прославляя имя Свое и даруя вечное блаженство своим избранникам.

«Благодарю Тебя Святая Троица, слава Тебе показавшему нам трисиян-

ный свет, благославлю имя Твое Святое, воспеваю Тебя Свете тихий, возме-

щаю милость Твою Всеблагий, услыши молитву нашу единый Человеколюбец,

прости грехи наша и умири страсти, очисти нас росой благодати, насыти

нас Святыми Таинами, преобрази естество наше, просвети нас светом Тво-

его познания, освяти нас Твоим освящением, обожи нас Богоединением, усо-

верши нас Твоим совершенством, даруй все потребное на всякий день и час,

сподоби нас жизнь прожить во всяком благочестии, чистоте и правде, а по

переходе в жизнь вечную оправдай нас на Страшном Судище и всели в места

светла со святыми Твоими во Царствии Небесном, да совокупно будем вечно

славить Тя, Триипостасную единосущную Любовь, Отца, и Сына, и Святого

Духа, всегда, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитвенное правило

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, по-

милуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся ис-

полняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очи-

сти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

26

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко,

прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Тво-

его ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава, и ныне:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Цар-

ствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный

даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должни-

ком нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава, и ныне:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу наше-

му.

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот

Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от

греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною

есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да

оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в безза-

кониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил

еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя ис-

сопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси ра-

дость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех

моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и

27

дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа

Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и

Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии

к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возра-

дуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя

возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесо-

жжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и

смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и

да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды,

возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, види-

мым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Бо-

жия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от

Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущ-

на Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедша-

го с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седя-

ща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,

Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворя-

щаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и

сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостоль-

скую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскре-

сения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Молитвенное правило (совершается «духом горяще» (Рим. 12:11) как

пред престолом Божиим). 3300 поясных (+330 земных) поклонов: 2400 Иису-

совых молитв с поясным поклоном (+240 земных поклонов) (совершается с

верой и покаянием, вниманием пребывая в словах молитвы, устремленной к

28

Пресвятой Троице и соединенной с дыханием, в сердце в Святом Духе, в силе

Святого Духа и под руководством Святого Духа), 600 молитв «Пресвятая Бо-

городице

4

, спаси нас» (+60 земных поклонов) (совершается с верой, крото-

стью и смирением); 300 поясных поклонов (+30 земных поклонов) с молит-

вой «Пресвятая Троице, обожи мя» (совершается с верой, надеждой и любо-

вью).

Для наиболее ревностных перед молитвой «Пресвятая Троице, обожи

мя» можно совершить еще 700 поясных поклонов (+70 земных поклонов) с

молитвой «Пресвятая Троица, освяти мя» (совершается с верой и благостью).

Следовательно, 3300 молитв, совершаемых на молитвенном правиле,

уподобляются возрасту Христову, 700 молитв – семи дарам Святого Духа, а

совершаемые 10.000 Иисусовых молитв в течение дня – 10 талантам, которые

воздает молящийся Пресвятой Троице.

«Благодарю Тя, Пресвятая Троица, Триипостасная единосущная Лю-

бовь, оживотворяющая, осиявающая светом Истины и промышляющая все

создание, о всех благодеяниях на мне бывших, вонми моему гласу смиренного

моления любви и низпосли благодать Твою и святость на мя, стремящегося

достигнуть обожения и совершенства, священнотайне предстоя в Боже-

ственном свете пред Престолом Твоим в Царствии Небесном. Аминь».

«Единый всеблагой Бог, Живоначальная Троица, полнота Любви и Исти-

ны, безначалный, Первопричина сущего, Ум, единосущный, Зиждитель, Сло-

во, животворящий, Усовершитель и Утешитель, Дух, иже во свете живый

непреступнем, одеяйся светом яко ризою и лучезарныя Твоя молнии озаряяй

Вселенную, тебя Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертый, сла-

вословят пресветлые умнии чины небесныя: свят, свят, свят Господь Сава-

оф, исполнь Небо и земля славы Твоея, тебе Триипостасная Единице поет,

благословит, благодарит и молится святая Церковь, помилуй и прости ми

вся согрешения, яже содеях во вся дни и часы живота моего и в настоящее

4



Богородица – святейшая всех святых, всенепорочная, всепричистая, всепетая,

благословенная и всеблаженная.

29

время делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы, сподоби, Госпо-

ди, без греха сохранитеся ми и чистотою возвыси, пламенем любве распали к

Тебе сердце мое, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно

сотвори, просвети Троическим единством священнотайне, соделай мя оби-

тель Твоея славы, светел и светоносен и неизменен, видети сподоби безна-

чалную и едину зарю Трисолнечную, усоверши мя, отверзи ми покаянием, сми-

рением и любовью Царство Небесное, даждь ми добрый ответ на страшном

судище Христовом и сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей цар-

ствовати, в нихже освятися и прославися всечестное и великолепое имя

Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблажен-

ную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и слав-

нейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую

Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне:

Господи, помилуй. (Трижды)

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея

Матере, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых помилуй нас.

Аминь.

Краткая схема тайны спасения

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Высшее состояние - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

30

Иисусова

молитва

Предстояние

Святая

Троица

Любовь

Божественная благодать

Совершенство

Предстояние в совершенной любви Святой Троице

31

Ум

(осмысленно с полнотой содержания, трезвенно и безобразно)

Иисусова молитва

Чувство Пресвятая Троица

(1) молитвенное слово – (смиренное моление любви) (вечный благой Первейший Ум Сущий Отец,

устная и умная деятельная молитва Истинный Свет Слово Спаситель Сын Божий

(область ума); 2) молитвенное чувство – и Животворящий Усовершитель Освятитель Утешитель Святой Дух)

умно-сердечная деятельная молитва Воля

(область сердца); 3) молитвенный дух – (в силе Духа, под руководством Духа и согласно с Божественной волей)

умно-сердечная самодвижная, Божественная благодать

умно-сердечная чистая, зрительная, (оживотворяющая, исцеляющая, призывающая, очищающая, просвещающая,

созерцательное молчание (область духа)) освящающая, утешающая и обоживающая)

32

Господи – Животворящий Святой Дух

Иисусе Христе – Жертва Любви Сына Божия для спасения и обожения

Сыне Божий – Непозноваемость Божественной сущности Бога Отца

Иисусова молитва

Помилуй – Божественная благодать как милость Божия

мя – имя и светлость спасаемых праведников (всего Адама и молящегося)

грешнаго (ую)

покаяние и осознание немощи молящегося

33

Святая Троица – Триипостасная Единосущная Любовь

Бог Отец – Первейший Ум Бог Сын – Божественное Слово Бог Святой Дух – Утешитель Благий

Свойства единого существа Божия: Дух, Самобытен, Вездесущ, Вечен, Неизменяем, Вседовольный

Свойства Божественного разума: Всеведение, Премудрость

Божественная воля Свободная, Святая, Всемогущая, Всеблагая, Истинная, Правосудная

Взаимообщение любви Лиц Святой Троицы и мир создан и спасен по любви

Божественное чувство: всеблаженный

Божественные энергии (действия, силы Божии, благодать) познаваемы в действиях Промысла Божия в мире

34

Вера как уверенность и упование на Бога (обретение жизни в Боге)

Молитва (обретение небесных благ, пламенение к личному Богу)

Праведность и жертвенность

Пост (телесный и духовный: хранение чувств, Божественная любовь

бодрствование и трезвение)

Послушание (укрепление воли в исполнении Божественной воли) Аскетика

Целомудрие (цельность и правильная иерархия духа, души и тела, (достижение

отсутствие любви к земному) безгрешности

Нестяжание (отсутствие привязанностей к земному) и бесстрастия)

Любовь Божия к людям

Любовь человека к Богу

и ближним

35

Святая Троица

Люди

Покаяние – необходимое условие принятия

Смирение – условие удержания и сохранения

Кротость

Любовь к Богу и ближним (Боголюбие) – условие возрастания Божественная благодать

Молитва в Духе и Истине (Богообщение, Богосозерцание) – источник, осияние (Богоединение)

Богослужение – причастие

Благочестие (Аскетика, Добротолюбие, Богоугождение) – обретение милости

Теология (Богопознание)

36

Святость Любовь

Православный христианин Промысел Божий Бог

Праведность Свет истинный

Схема Богоугождения

37

Схема христианского совершенства

Богоуподобление, обожение, полнота стяжания благодати Святого Духа, Богоединение

Богосозерцание, Боговидение

Познание логосов бытия Боголюбие

Бытие Благобытие Вечнобытие

Богообщение (стяжание Божественное благодати)

Богомыслие (благодушие)

Богослужение

Богоугождение (благочестие, благоугождение) на благоразумии, благих чувствах и благой воли

Богопознание

Богообразность (творческий ум и слово, нравственное чувство (совесть), свободная воля, бессмертная душа, дух)

38



В раздел образования