Автор: Симонова Светлана Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Улыбка" Населённый пункт: г. Сосновка Вятскополянского района Кировской области Наименование материала: методическая разработка доклад к собранию Тема: "Духовно - нравственное воспитание детей" Раздел: дошкольное образование
«Духовно-нравственное воспитание детей 5-6 лет»
Характер и нравственное поведение ребёнка –
это слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер
и их поведение.
Эрих Фром.
Цель:
Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать
радость общения;
Призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;
Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.
Оборудование:
Включить тихую мелодию;
Варианты ситуаций;
Памятки.
Сообщение для родителей на тему «Духовно – нравственное воспитание
детей 5-6 лет».
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами.
Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: духовно-нравственное
воспитание детей.
Психологическая разминка «УЛЫБКА»
У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло
своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же,
улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить
настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая
делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.
В.А. Сухомлинский писал: «Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет
на языке».
Семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы
характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление
интересов и склонностей подрастающего поколения.
«Поговорим о нравственности»
Какие нравственные качества присущи человеку? Какие нравственные качества вы хотели
бы видеть в вашем ребенке? (доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие,
щедрость, бескорыстие, гуманность и др. )
Духовно- нравственное воспитание направлено на формирование личности ребёнка. В
основе духовно – нравственного воспитания лежат нравственные ценности: доброта,
милосердие, дружба, трудолюбие, любовь к близким, уважение к старшим. Ценность- это
важность, значимость, полезность. Признанные веками ценности помогают регулировать
своё поведение, своё отношение к себе и к другим людям.
Перед детьми старшей группы ставятся следующие задачи:
● Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в играх, в труде, на занятиях;
радовать старших своими поступками;
● Воспитывать уважительное отношение к окружающим;
● Учить заботиться о младших, формировать у детей отзывчивость, сочувствие;
● Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами. Побуждать использовать в
речи пословицы, поговорки, загадки, показывая значение родного русского языка для
формирования основ нравственности;
● Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам;
● Воспитывать у девочек скромность, с благодарностью относиться к помощи мальчиков;
● Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, выражать своё
отношение к окружающему;
● Соблюдать правила культурного поведения в общественных местах;
● Воспитывать гуманные чувства: любви к родной семье, родному дому, краю, городу,
Родине, уважение к государственной символике (гимну, гербу, флагу РФ)
Духовно- нравственное воспитание осуществляется во всех видах детской деятельности. И
наша задача, родителей и педагогов, помочь детям усвоить правила поведения в любом
месте, научиться регулировать своё поведение, быть внимательным к другим людям, если
хочешь, чтобы были добры к тебе.
Огромное значение в воспитании детей имеет пример взрослых. Мы с вами несём
большую ответственность за тот образец нравственности или безнравственности, который
видят дети.
«Самое дорогое для детей то, что стало дорогим в детстве». С целью формирования у
детей патриотических чувств нужно знакомить детей с «малой Родиной» (с историей
родного города, района, области). Данную работу просто необходимо проводить, чтобы
заложить с младшего возраста нравственные ценности, основы патриотизма и
гражданственности.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка
является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки
вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют
положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со
сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в
дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций.
Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих
силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом.
Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями,
общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не
вырастет эгоистом.
Не надо делать ребенка центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.
«Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому
организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко
целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть
еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с
витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус
безнравственности»
Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам
семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических
вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа
спорится, что веселее и лучше действовать сообща. Подумайте:
Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?
Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь
судьбу.
Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети
здороваются)
Ответы родителей в микрогруппах
Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в
общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных
потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет
к противоположным результатам.
Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых вы, как родители, могли бы
оказаться. Как поступить достойно?
Рассмотрим некоторые законы семейной жизни
СИТУАЦИЯ№1:
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил
выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его гулять. Мама пожалела сына и стала
уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
СИТУАЦИЯ №2:
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме
Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех
предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась
такая ситуация?
ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
СИТУАЦИЯ№3:
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы
мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не
отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама
сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь,
справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи.
Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого
требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок
должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
СИТУАЦИЯ№4:
Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол.
После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание , так как не мог справиться
сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его.
Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в
которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не
разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из
фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог
есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он
пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок
мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из
неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и
чувств в собственном доме?
СИТУАЦИЯ №5:
В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре
уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем
брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но
родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей
разного возраста?
ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и
моральных средств для детей.
ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно
вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем
противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому,
о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.
Таким образом , мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго,
убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый
и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш
ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.
Памятка в помощь родителям по духовно – нравственному воспитанию:
➢
Нравственные качества у детей формируются не от слов «веди себя хорошо, слушайся»,
а в деятельности вместе с ребёнком. Привлекайте ребёнка к посильному труду,
обсуждайте поведение ребёнка после нарушений, показывая, что он огорчает вас
непослушанием.
➢
Помогайте освоить такие понятия, как справедливость, честность, скромность,
сочувствие и др., обсуждая поступки героев книг, м\фильмов, побуждайте детей к
соответствующим поступкам Оценивайте поступки ребёнка, других детей с позиций
нравственности, выслушивайте оценку ребёнка. Оценка должна регулировать поведение
ребёнка, помогать не повторять ошибок, а не осуждать людей.
➢
Не нахваливайте детей 5-6 лет за то, что он давно должен делать сам, за одно и то же.
Поощряйте победу над ленью, труд по желанию, доведение дела до конца, отклик на
вашу просьбу.
➢
В играх с правилами важен результат: выигрыш или проигрыш. Желание выигрыша
побуждает ребёнка к стремлению выиграть любой ценой (обманом, сделать исключение
из правил, слезами, истерикой). Но вы должны признать, что выигрыш будет нечестным.
Борьба между желанием выиграть и честным выигрышем создаёт ситуацию
нравственного выбора. Правила служат препятствием эгоизму.
➢
Будьте добры и внимательны к другим людям, бережно относитесь к природе и
окружающему миру, познавайте родные места.