Напоминание

Глагол как часть речи


Автор: Думчикова Ольга Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: город Сызрань Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Глагол как часть речи
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Глагол как часть речи»

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Цель урока: обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфо-

логическим признакам и его значению

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.

Структура и ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!

Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?

«начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой»

«С малой удачи начинается успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Я желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

В игровой форме повторить некоторые лингвистические понятия и узнать тему урока.

А) какая буква пишется на конце слова, имеющего значение “Кладь сена неопределенной меры”?

(стоГ)

Б) часть речи, которая обозначает признак предмета (приЛагательное)

В) какая гласная пишется в корнях слов “рАстение”, “излАгать”?

Г) назовите четвертую букву алфавита. (“Г”)

Д) какая буква пишется в корне слова “мОрской?

Е) как называется буква, обозначенная [л] в слове “колодец”?

Полученное слово – глагол.

2. Целеполагание:

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному пу-

тешествию по стране «Глагол».

- А чтобы отправиться в путешествие, необходимо собрать чемодан. У нас вами будет необычный

чемодан – «Чемодан Знаний и Умений». Знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать

во время урока. Вы согласны?

Активизируем знания учащихся.

Создаём проблемную ситуацию.

«Верные – неверные утверждения»

1.

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.

2.

Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.

3.

Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.

Формулирование темы, цели урока.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (формулируют). Ребята, а я её определила вот так: Глагол

как часть речи.

- Вы согласны? Запишите число и тему урока в тетрадь.

Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока (формулиру-

ют). Я их определила вот так: умения выделять глагол среди других частей речи по морфологиче-

ским признакам и его значению. Вы согласны?

- Составление «кластера».

Чертим на доске овал, пишем в центре «Глагол» и предлагаем учащимся говорить все, что они зна-

ют о глаголе. Вся эта информация оформляется учителем на доске.

Получается « кластер».

3. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

- Нам просто необходим план нашего путешествия. Ребята, предложите, что нам нужно сделать, что-

бы выполнить поставленные цели? (Вместе составляем)

План урока:

1.Найти информацию о глаголе.

2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи.

- Работа с текстом в рубрике «Вспомните!» - стр. 210 учебника.

- Поможет в нашем путешествии маршрутный лист. Предлагаю вам сегодня поработать в группах.

После каждого задания вы оцениваете себя, а я – работу всей группы. Сигналом о выполнении вами

задания будут смайлики.

Итак, чтобы что-то уметь, необходимо узнать, как это сделать. Предлагаю выполнить задание.

Задание №1 (Маршрутный лист). Индивидуальная работа.

Прочтите текст - упр. 591.

Читая информацию, поставить карандашом знаки:

Приём «Инсерт»:

v знаю

+ новое

! интересное

? не понимаю

- Ребята, кто поставил значок «+» «?», а значки « «

- Ребята, а что мы положим в «Чемодан Знаний и Умений», что вы сейчас делали? Правильно, чита-

ли и перерабатывали информацию. Значит, положим «Умение работать с информацией».

Оцените себя за этот этап работы.

(Я оцениваю работу групп).

Задание №2 (Маршрутный лист). Групповая работа. – упр.590.

1) Запишите поговорки.

2) Найдите глаголы и подчеркните их как члены предложения. Графически покажите в глаголах

окончания.

3) Как вы находили глаголы в данных предложениях: по вопросу, по значению или по окончанию?

4) В первом и третьем предложении подчеркните все слова как члены предложения

Взаимопроверка (с проговариванием вслух):

- Проверьте в группе выполнение задания. Назовите глаголы.

Поднимите смайлик, у кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Две ошибки?

Ребята, а что мы положим в «Чемодан Знаний и Умений», что вы сейчас делали? Правильно, приме-

няли знания. Значит, кладём «Умение применять полученные знания».

Оцените себя за этот этап работы.

(Я оцениваю работу групп).

Физкультминутка.

Время расслабления

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа.

Задание №3 (Маршрутный лист). Индивидуальная работа.

Запишите по 2 – существительных к каждому глаголу.

Образец записи: Хлопают – двери, окна, выстрелы.

Булькают, тикают, журчат, шелестят, жужжат, грохочут.

- Ребята, не забывайте поднять смайлик, когда справитесь с заданием.

Самопроверка.

- Поднимите смайлик, у кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Две ошибки?

- Ребята, а что мы положим в «Чемодан Знаний и Умений», что вы сейчас делали? Правильно, про-

веряли свои знания, полученные на уроке. Значит, кладём «Умение контролировать свои знания».

Оцените себя за этот этап работы.

(Я оцениваю работу групп).

6. Рефлексия

Давайте вернемся к утверждениям и к словам на доске.

«Верные – неверные утверждения»

1.Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.

2.Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.

3.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.

Самооценка, оценка учителя

- Что было трудно?

- Пригодятся ли вам ваши знания?

- Оцените свою работу, поставьте оценку.

- Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

- Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?

(Даю свою оценку работе групп).

7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

На выбор: выполнить упражнение 594 из учебника или сочинить лингвистическую сказку по данно-

му началу:

« В волшебной стране под названием «Морфология» жил-был Глагол»

Кто попробует написать сказку?

- Спасибо всем, кто сегодня потрудился. Итак, ваш «Чемодан Знаний и Умений» готов, желаю от-

личного путешествия по стране «Глагол» на следующих уроках.

Приложение № 1

Маршрутный лист

Задания

Задание № 1

Индивидуальная работа.

Прочтите текст - упр 591.

Читая информацию, поста-

вить карандашом знаки:

приём

- «Инсерт»:

v знаю

+ новое

! интересное

? не понимаю

Задание № 2

Групповая работа – упр.590.

1) Запишите поговорки.

2) Найдите глаголы и подчеркните

их как члены предложения. Графиче-

ски покажите в глаголах окончания.

3) Как вы находили глаголы в дан-

ных предложениях: по вопросу, по

значению или по окончанию?

4) В первом и третьем предложении

подчеркните все слова как члены

предложения

Задание № 3

Индивидуальная работа.

Запишите по 2 – существительных к каж-

дому глаголу.

Образец записи: Хлопают – двери, окна,

выстрелы.

Булькают, тикают, журчат, шелестят, жуж-

жат, грохочут.

Домашнее задание:

На выбор:

выполнить упражнение 594 из

учебника или сочинить лингви-

стическую сказку по данному на-

чалу:

« В волшебной стране под назва-

нием «Морфология» жил-был

Глагол»

Кто попробует написать сказку?

Приложение №2

Лист индивидуальных достижений: ___________________________________ 5 класс

Тема «Глагол». Уроки 1 -5

Урок 1

Урок 2

Урок 3

Урок 4

Урок 5

Оценка за

неделю

цель достиг-

нута -

справляюсь,

но есть ошиб-

ки -

ещё нужно

над этим по-

работать -

1. Понимаю

учебную задачу:

определяю тему

и цель урока

2. Умею рабо-

тать самостоя-

тельно с текстом

(«Инсерт»)

3. Умею состав-

лять схему, мо-

дель правила

4. Умею приме-

нять правило

при выполнении

заданий

5. Умею рабо-

тать в паре, в

группе: не пере-

бивать другого,

выслушивать и

уважать мнение

других

6. Умею оцени-

вать свою дея-

тельность

7. САМООЦЕН-

КА ЗА УРОК

Всё понял, могу

этот материал

объяснить друго-

му. (5 баллов)

Я сам всё понял,

но объяснить

другому не бе-

русь.(4 балла)

Для полного по-

нимания мне

нужно повторить

тему.(3 балла)



В раздел образования