Напоминание

"Дорога в завтра"


Автор: Левицкая Светлана Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: разработка классного часа по профориентации (11 класс)
Тема: "Дорога в завтра"
Раздел: полное образование





Назад




ФИО автора: Левицкая С.С., учитель

русского языка и литературы МБОУ МАЛ

«Дорога в завтра»

(КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ )

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Эзоп

Цель:

расширить

представление

детей

о

различных

профессиях;

формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;

побуждать

детей

к

поиску

информации

о

профессиях,

к

осознанному

профессиональному выбору.

Задачи:

1.

Учить обрабатывать и обобщать, информацию о возможностях

профессионального образования в современных условиях ;

2.

Формировать позитивную оценку таких нравственных качеств,

как целеустремленность, трудолюбие;

3.

Формировать

потребность

в

успешной

самореализации,

побуждать

к

самостоятельному

и

ответственному

самоопределению

выпускников;

4.

Развивать монологическую речь обучающихся, умение работать в

группах,

выполнять

проблемные

задания,

объяснять

и

оценивать

их;

Развивать творческие способности учащихся;

5.

Воспитывать убежденность в том, что благодаря силе

воли,

желанию

можно

развить

свои

способности

и

добиться

высоких результатов.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная

работа

с

детьми:

предложить

4

ученикам

подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии .

Оборудование: презентация, проигрыватель мультимедиа

План классного часа:

1.

Интерактивная

беседа

по

теме

«Профессиональная

характеристика».

2.

Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

3.

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

4.

Мини-лекция «Формула профессии».

5.

Демонстрация

осознанного

выбора

профессии

«Это

мой

выбор!»

6.

Тестирование.

7.

Пять типов профессий

8.

Тест «Ты и твоя профессия»

9.

Ярмарка профессий

10.

Минутка для шутки

11.

Заключительное слово.

1

12.

Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная

характеристика»

- Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь

в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как

в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И

очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит

очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и

счастье

в

жизни.

Недаром

говорят,

что,

выбирая

профессию,

человек

выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На слайде написаны 4 слова,

которые

имеют

отношение

к

профессиональной

деятельности

человека:

профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили

различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем

итоги.

Я

дам

краткие

определения

этих

понятий,

а

вы

посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему

средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг

утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной,

йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут

портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так

же

и

на

рынке

труда.

Если

каких-то

специалистов

выпускают

больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица.

Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на

рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся

очень

нужными,

востребованными,

престижными,

другие

теряют

свои

позиции,

а

третьи

вообще

уходят

в

прошлое.

Предлагаю

вам

составить

списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

2

Самые

модные: юрист,

экономист,

менеджер,

топ -модель,

телеведущий,

веб-дизайнер,

журналист,

программист,

автослесарь,

нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые

забытые: конюх,

камердинер,

ключник,

шорник,

трубочист,

бондарь, ямщик и т. п.

Профессии,

которые

всегда

нужны: врач,

учитель,

дворник,

строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский, пекарь, животновод,

повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые

отважные: пожарный,

каскадер,

моряк-подводник,

летчик-

испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный

и т. п.

- Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе

специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое

нас окружает, на страну, в которой живем.

3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

- Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет

проработал

в

школе

и

всегда

интересовался

дальнейшей

судьбой

своих

учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты

избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый

третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не

совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной

стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как

вы считаете?

Примерные ответы детей:

«Давят» родители.

Идут за модой.

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

- Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе

профессии.

Это

давление

родителей,

отсутствие

знаний

о

выбранной

профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей.

Но как же тогда правильно выбрать профессию?

4. Мини-лекция «Формула профессии»

- Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной

комнаты умножить на ширину [пишет на доске: а х Ь-S)? (Площадь классной

комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему

сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель

перечеркивает

тире

между

словами,

получаются

плюсы.

Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

3

Специалисты по профориентации установили, что правильным может

быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на слайде после трех слов называния классного

часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

могу - это все, что мне по силам, по способностям;

надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе

получается

формула

осознанного

выбора

профессии.

Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и

личные

устремления

(хочу),

и

свои

возможности

(могу),

и

потребности

общества в это профессии именно в данный момент (надо).

5. Демонстрация осознанного выбора профессии

«Это мой выбор!»

- Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть

парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком,

горноспасателем.

Могу

стать

водителем,

трактористом,

горноспасателем.

Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я

стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать

продавцом,

рекламным

агентом.

Буду

заниматься,

работать

над

собой

и

обязательно своего добьюсь - стану репортером.

-Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула

осознанного выбора профессии?

(Дети

поднимают

руки,

предлагают

свои

варианты

осознанного

выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека

есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но

для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны,

свои способности и недостатки.

6.Тестирование

- Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест

с

геометрическими

фигурами.

Используя

три

геометрические

фигуры

-

треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов.

Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет

значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их

не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

Теперь подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тесту .

4

Первый

тип: 6-8

треугольников

-

тип

руководителя,

хорошие

преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются

в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие

организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий

свою деятельность.

Третий

тип: 4

треугольника.

Разнообразие

интересов

и

талантов.

Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый

тип: 3

треугольника.

Тип

ученого.

Рационален,

объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко

чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник.

Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но,

может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и

способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это

поможет вам в выборе жизненного пути.

7.Пять типов профессий

- Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не

запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В

России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с

живой

и

неживой

природой

(ветеринар,

агроном,

гидролог,

овцевод,

механизатор,

тракторист).

Для

них

характерен

общий

предмет

труда

-

животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители,

матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические

устройства.

Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии

является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на

других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист,

продавец.

Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа

используют

в

своем

труде

различные

знаки:

устная

и

письменная

речь,

цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики,

рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие

в лабораториях, научных центрах.

Пятый

тип:

человек

-

художественный

образ.

Людей

этого

типа

отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия,

талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Чтобы

не

ошибиться

в

выборе

профессии,

нужно

учесть

свои

психологические особенности, способности, физические возможности.

8.Тест «Ты и твоя профессия»

5

А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности,

а какие профессии вам не очень подходят. предлагают небольшой тест на

профессиональную ориентацию.

В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик

числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).

Теперь отвечаем на вопросы :

Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

Из трех подарков вы предпочли бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьей или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых

друзей.

Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовали бы полную свободу;

б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

В свое свободное время вы любите:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес,

ловить рыбу, мечтать;

б)

рисовать,

читать,

заниматься

спортом,

музыкой,

шитьем

или

вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре,

участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с

компанией в кино.

А

теперь

подсчитаем

количество

набранных

баллов.

На

доске

нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.

(Дети подсчитывают баллы.)

Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные,

стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний,

встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что

им

не

очень

подходят

профессии,

которые

требуют

активного

общения

(продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя

чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике,

лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста,

слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

6

А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и

чувствуют

себя

прекрасно

в

любой

компании.

Они

не

боятся

новых

знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное

время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они

не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и

силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с

большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе,

коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

Этот

тест

-

только

очень

приблизительная

оценка

ваших

профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку

говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся

результатов.

В

конечном

счете

все

решает

желание

человека,

его

воля,

характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.

А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой

всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

9.Ярмарка профессий

В рубрике «Лента новостей» вас ждут заметки с Ярмарки профессий.

Их подготовили:(Калабаева В., Калинкина А.).

Сегодня

на

российской

ярмарке

труда

самым

большим

спросом

пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по

продажам,

помощник

руководителя,

системный

администратор,

главный

бухгалтер, специалисты по информационным технологиям.

В последнее время в России появились новые профессии. Мы коротко

расскажем о некоторых из них.

Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов

для глобальной сети Интернет.

Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность

компаний, оценивает ее успешность и эффективность.

Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта -

бренд - и продвигает этот образ в массы.

Логистик

-

специалист,

регулирующий

потоки:

складские,

транспортные,

производственные.

Транспортный

логистик

придумывает

схемы

перевозки

грузов

компании,

складской

логистик

занимается

организацией хранения продукции.

Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист,

изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы

и предпочтения.

Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его

фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы

по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не

обучают ни в одном учебном заведении.

10.Минутка для шутки

7

Ведущий 1. Последняя страничка журнала - «Минутка для шутки».

Здесь вы услышите шутки о разных профессиях. Их собрали .

Ведущий 2. Дети и профессии. Сын метеоролога:

Малыш, сколько тебе лет?

Плюс пять.

Ведущий 3.

Дочь военного:

Скажите, тяжело быть дочерью военного?

Так точно!

Ведущий 4. Дочь проводника:

Здравствуй, девочка! Я - Дед Мороз, тебе подарки принес!

Ваш

билет!

А

девушка

в

синем

кафтане

тоже

едет

или

провожающая?

Ведущий 1. Сын стоматолога:

Мальчик, какая у тебя любимая игрушка?

БОРмашинка!

Ведущий 2. Кто такой профессор?

Ведущий 3. Профессор - человек, умеющий разговаривать с другими

людьми, когда они спят.

Ведущий 4. А что делает консультант?

Ведущий 1 . Ну, консультант - это человек, который снимает часы с

вашей руки и говорит вам, который час.

Ведущий 2. А кто такая учительница?

Ведущий 3. Это такая женщина, которая когда-то любила детей.

Ведущий 4. Закрыта последняя страничка нашего журнала. Спасибо

всем за внимание. До следующих встреч.

11. Заключительное слово

Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие

в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам

всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже

сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь

опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях.

Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт.

Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

12. Подведение итогов (рефлексия)

Какие чувства остались после классного часа?

Какие открытия вы для себя сделали?

8



В раздел образования