Автор: Левицкая Светлана Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: разработка классного часа по профориентации (11 класс)
Тема: "Дорога в завтра"
Раздел: полное образование
ФИО автора: Левицкая С.С., учитель
русского языка и литературы МБОУ МАЛ
«Дорога в завтра»
(КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ )
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Эзоп
Цель:
расширить
представление
детей
о
различных
профессиях;
формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
побуждать
детей
к
поиску
информации
о
профессиях,
к
осознанному
профессиональному выбору.
Задачи:
1.
Учить обрабатывать и обобщать, информацию о возможностях
профессионального образования в современных условиях ;
2.
Формировать позитивную оценку таких нравственных качеств,
как целеустремленность, трудолюбие;
3.
Формировать
потребность
в
успешной
самореализации,
побуждать
к
самостоятельному
и
ответственному
самоопределению
выпускников;
4.
Развивать монологическую речь обучающихся, умение работать в
группах,
выполнять
проблемные
задания,
объяснять
и
оценивать
их;
Развивать творческие способности учащихся;
5.
Воспитывать убежденность в том, что благодаря силе
воли,
желанию
можно
развить
свои
способности
и
добиться
высоких результатов.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная
работа
с
детьми:
предложить
4
ученикам
подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии .
Оборудование: презентация, проигрыватель мультимедиа
План классного часа:
1.
Интерактивная
беседа
по
теме
«Профессиональная
характеристика».
2.
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
3.
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
4.
Мини-лекция «Формула профессии».
5.
Демонстрация
осознанного
выбора
профессии
«Это
мой
выбор!»
6.
Тестирование.
7.
Пять типов профессий
8.
Тест «Ты и твоя профессия»
9.
Ярмарка профессий
10.
Минутка для шутки
11.
Заключительное слово.
1
12.
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная
характеристика»
- Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь
в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как
в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И
очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит
очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и
счастье
в
жизни.
Недаром
говорят,
что,
выбирая
профессию,
человек
выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На слайде написаны 4 слова,
которые
имеют
отношение
к
профессиональной
деятельности
человека:
профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили
различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Подведем
итоги.
Я
дам
краткие
определения
этих
понятий,
а
вы
посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему
средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов.
Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг
утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной,
йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут
портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так
же
и
на
рынке
труда.
Если
каких-то
специалистов
выпускают
больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица.
Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на
рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся
очень
нужными,
востребованными,
престижными,
другие
теряют
свои
позиции,
а
третьи
вообще
уходят
в
прошлое.
Предлагаю
вам
составить
списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
2
Самые
модные: юрист,
экономист,
менеджер,
топ -модель,
телеведущий,
веб-дизайнер,
журналист,
программист,
автослесарь,
нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые
забытые: конюх,
камердинер,
ключник,
шорник,
трубочист,
бондарь, ямщик и т. п.
Профессии,
которые
всегда
нужны: врач,
учитель,
дворник,
строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский, пекарь, животновод,
повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые
отважные: пожарный,
каскадер,
моряк-подводник,
летчик-
испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный
и т. п.
- Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе
специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое
нас окружает, на страну, в которой живем.
3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
- Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет
проработал
в
школе
и
всегда
интересовался
дальнейшей
судьбой
своих
учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты
избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый
третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не
совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной
стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как
вы считаете?
Примерные ответы детей:
«Давят» родители.
Идут за модой.
Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
Выбирают «за компанию».
Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Подражают героям кино и телесериалов.
- Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе
профессии.
Это
давление
родителей,
отсутствие
знаний
о
выбранной
профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей.
Но как же тогда правильно выбрать профессию?
4. Мини-лекция «Формула профессии»
- Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной
комнаты умножить на ширину [пишет на доске: а х Ь-S)? (Площадь классной
комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему
сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Учитель
перечеркивает
тире
между
словами,
получаются
плюсы.
Дети высказывают предположения.)
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
3
Специалисты по профориентации установили, что правильным может
быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на слайде после трех слов называния классного
часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
могу - это все, что мне по силам, по способностям;
надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе
получается
формула
осознанного
выбора
профессии.
Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и
личные
устремления
(хочу),
и
свои
возможности
(могу),
и
потребности
общества в это профессии именно в данный момент (надо).
5. Демонстрация осознанного выбора профессии
«Это мой выбор!»
- Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении
(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть
парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком,
горноспасателем.
Могу
стать
водителем,
трактористом,
горноспасателем.
Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я
стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать
продавцом,
рекламным
агентом.
Буду
заниматься,
работать
над
собой
и
обязательно своего добьюсь - стану репортером.
-Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула
осознанного выбора профессии?
(Дети
поднимают
руки,
предлагают
свои
варианты
осознанного
выбора.)
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека
есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но
для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны,
свои способности и недостатки.
6.Тестирование
- Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест
с
геометрическими
фигурами.
Используя
три
геометрические
фигуры
-
треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов.
Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет
значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их
не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
Теперь подсчитайте количество треугольников.
А теперь слушайте ключ к тесту .
4
Первый
тип: 6-8
треугольников
-
тип
руководителя,
хорошие
преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются
в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие
организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий
свою деятельность.
Третий
тип: 4
треугольника.
Разнообразие
интересов
и
талантов.
Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый
тип: 3
треугольника.
Тип
ученого.
Рационален,
объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко
чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник.
Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но,
может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и
способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это
поможет вам в выборе жизненного пути.
7.Пять типов профессий
- Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не
запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В
России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.
Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с
живой
и
неживой
природой
(ветеринар,
агроном,
гидролог,
овцевод,
механизатор,
тракторист).
Для
них
характерен
общий
предмет
труда
-
животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители,
матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические
устройства.
Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии
является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на
других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист,
продавец.
Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа
используют
в
своем
труде
различные
знаки:
устная
и
письменная
речь,
цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики,
рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие
в лабораториях, научных центрах.
Пятый
тип:
человек
-
художественный
образ.
Людей
этого
типа
отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия,
талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.
Чтобы
не
ошибиться
в
выборе
профессии,
нужно
учесть
свои
психологические особенности, способности, физические возможности.
8.Тест «Ты и твоя профессия»
5
А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности,
а какие профессии вам не очень подходят. предлагают небольшой тест на
профессиональную ориентацию.
В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик
числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).
Теперь отвечаем на вопросы :
Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
Из трех подарков вы предпочли бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых
друзей.
Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
В свое свободное время вы любите:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес,
ловить рыбу, мечтать;
б)
рисовать,
читать,
заниматься
спортом,
музыкой,
шитьем
или
вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре,
участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с
компанией в кино.
А
теперь
подсчитаем
количество
набранных
баллов.
На
доске
нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.
(Дети подсчитывают баллы.)
Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные,
стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний,
встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что
им
не
очень
подходят
профессии,
которые
требуют
активного
общения
(продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя
чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике,
лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста,
слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.
6
А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и
чувствуют
себя
прекрасно
в
любой
компании.
Они
не
боятся
новых
знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное
время и без общения. Таким подойдут любые профессии.
Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они
не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и
силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с
большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе,
коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.
Этот
тест
-
только
очень
приблизительная
оценка
ваших
профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку
говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся
результатов.
В
конечном
счете
все
решает
желание
человека,
его
воля,
характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.
А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой
всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
9.Ярмарка профессий
В рубрике «Лента новостей» вас ждут заметки с Ярмарки профессий.
Их подготовили:(Калабаева В., Калинкина А.).
Сегодня
на
российской
ярмарке
труда
самым
большим
спросом
пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по
продажам,
помощник
руководителя,
системный
администратор,
главный
бухгалтер, специалисты по информационным технологиям.
В последнее время в России появились новые профессии. Мы коротко
расскажем о некоторых из них.
Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов
для глобальной сети Интернет.
Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность
компаний, оценивает ее успешность и эффективность.
Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта -
бренд - и продвигает этот образ в массы.
Логистик
-
специалист,
регулирующий
потоки:
складские,
транспортные,
производственные.
Транспортный
логистик
придумывает
схемы
перевозки
грузов
компании,
складской
логистик
занимается
организацией хранения продукции.
Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист,
изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы
и предпочтения.
Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его
фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы
по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не
обучают ни в одном учебном заведении.
10.Минутка для шутки
7
Ведущий 1. Последняя страничка журнала - «Минутка для шутки».
Здесь вы услышите шутки о разных профессиях. Их собрали .
Ведущий 2. Дети и профессии. Сын метеоролога:
Малыш, сколько тебе лет?
Плюс пять.
Ведущий 3.
Дочь военного:
Скажите, тяжело быть дочерью военного?
Так точно!
Ведущий 4. Дочь проводника:
Здравствуй, девочка! Я - Дед Мороз, тебе подарки принес!
Ваш
билет!
А
девушка
в
синем
кафтане
тоже
едет
или
провожающая?
Ведущий 1. Сын стоматолога:
Мальчик, какая у тебя любимая игрушка?
БОРмашинка!
Ведущий 2. Кто такой профессор?
Ведущий 3. Профессор - человек, умеющий разговаривать с другими
людьми, когда они спят.
Ведущий 4. А что делает консультант?
Ведущий 1 . Ну, консультант - это человек, который снимает часы с
вашей руки и говорит вам, который час.
Ведущий 2. А кто такая учительница?
Ведущий 3. Это такая женщина, которая когда-то любила детей.
Ведущий 4. Закрыта последняя страничка нашего журнала. Спасибо
всем за внимание. До следующих встреч.
11. Заключительное слово
Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие
в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам
всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже
сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь
опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях.
Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт.
Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
12. Подведение итогов (рефлексия)
Какие чувства остались после классного часа?
Какие открытия вы для себя сделали?
8