Напоминание

Олимпиада школьников по литературе


Автор: Лемешева Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Демьяновская ООШ"
Населённый пункт: с. Подбелово, Почепский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Олимпиада школьников по литературе
Раздел: среднее образование





Назад




Олимпиада школьников по литературе

Школьный этап

5 класс

Время выполнения 60 минут. Максимальное количество баллов 44

I. Знание текстов художественных произведений.

1.

Кому

из

литературных

героев

принадлежат

следующие

предметы?

Назовите

героя,

произведение и автора.

(По 1 баллу за героя, автора и название произведения. Максимальное количество баллов - 9

баллов)

1.

Говорящее чудесное зеркало

2.

Только серая дырявая свитка

3.

Разбитое корыто

4.

«…баса, альта, две скрипки»

5.

Сарачинская белая шапка

6.

Шелковый шатер

7.

«Очков с полдюжины»

8.

Черевички

9.

Свежее душистое золотисто-румяное яблочко

II. Историко-литературные задание

О каких писателях идет речь?

(Максимальное количество баллов - 3)

1.1

Он

был

не

только

прекрасным

поэтом,

переводчиком,

но

и

мудрым

педагогом,

воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин

назвал

себя

его

учеником;

когда

из

печати

вышла

поэма

А.С.

Пушкина

«Руслан

и

Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от

побежденного учителя».

1.2 У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских

детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для

чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская

война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более

девяноста томов.

1.3 Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись

своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только

прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека

для

чтения».

А.С.

Пушкин

после

прочтения

этой

сказки

сказал:

«Теперь

этот

род

сочинений можно мне и оставить».

III. Знание теории литературы

1.

Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти

отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?

(Максимальное количество баллов – 1 балл)

1.1 … Долго не стали,

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

1.2 Я там был; мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

2.Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Найдите эпитет (-ы) и

обоснуйте своё решение. (Максимальное количество баллов – по 1 баллу за эпитет, 2 за

обоснование. Всего 4 балла)

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

IV. Литература и другие виды искусства

1.

Какие картины на сказочные сюжеты созданы Виктором Михайловичем Васнецовым?

(Максимальное количество баллов – 1 балл за название картин. Всего 7 баллов)

V. Интерпретация художественного произведения

Пристрастия какого героя Вам более близки и почему?

(Максимальное количество баллов - 20 баллов)

Виктор Драгунский Что любит Мишка

Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел

за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкойсели на подоконник и не стали ему

мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень

быстро

выскакивали

разные

звуки.

Они

разбрызгивались,

и

получалось

что-то

очень

приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но

Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело

сказал:

- О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете?

Я спросил:

-Эвы что играли, Борис Сергеевич?

Он ответил:

- Это Шопен. Я его очень люблю.

Я сказал:

- Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.

Он сказал:

- Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется

гораздо большим словом, чем просто "песенка".

Я сказал:

- Каким же? Словом-то?

Он серьезно и ясно ответил:

-Я люблю музыку больше всего на свете.

Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:

- Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?

Я ответил:

- Я много чего люблю.

И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про

красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и

про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все...

Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом

он сказал:

- Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка

- любишь как много! Целый мир.

Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:

- А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!

Борис Сергеевич рассмеялся:

- Твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь?

Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:

- Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и

пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки,

бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом.

Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже

ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.

А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном

соку, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку.

Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило!

И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту

вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки

с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - все равно.

Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый; люблю яблоки, тертые с

сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала

съесть яблочко, а уж потом, на закуску - кожуру!

Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо,

ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке,

могу

и

сырые.

Бутерброды

люблю

прямо

с

чем

попало,

особенно

если

толсто

намазать

картофельным пюре или пшенной кашей. Так... Ну, про халву говорить не буду - какой дурак

не любит халвы? А еще я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой

люблю мороженое. За семь, за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За

двадцать две и за двадцать восемь.

Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис

Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.

Он бормотал:

- Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже

говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил...

Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич

его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже

словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка еще скажет. Но Мишка молчал. У них

получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали.

Первый не выдержал Борис Сергеевич.

- Что ж, Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно

какое-то одинаковое, чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый

продуктовый магазин. И только... А люди? Кого ты любишь? Или из животных?

Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.

- Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Еще - котят! И бабушку!

Олимпиада по литературе

5 класс

Ответы

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите

героя, произведение и автора.

1. Мачеха, Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

2. Петрусь, повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»

3. Старуха, Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

4. Осел, козел и косолапый Мишка, басня Крылова «Квартет»

5. Мудрец-скопец, Пушкин «Сказка о золотом петушке»

6 Шамаханская царица, Пушкин «Сказка о золотом петушке»

7. Мартышка, басня Крылова «Мартышка и очки»

1.

Вакула

добывал

их

для

своей

возлюбленной,

Гоголь

«Ночь

перед

Рождеством»

2. Мачеха, Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

II. Историко-литературные задания.

1.

1.1 В.А. Жуковский

1.2 Л.Н. Толстой

1.3 П.П. Ершов

III. Знание теории литературы.

1.

Оба отрывка представляют собой концовку сказки

IV. Литература и другие виды искусства

1. «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье»,

«Иван- царевич на Сером волке», «Снегурочка», «Царевна-лягушка»,

«Аленушка».

2. Эпитет – родимая ветка, жестокая буря

V. Интерпретация художественного произведения

1.

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в

вопросе – 8

2.

Уровень владения теоретико-литературными знаниями – 3

3.

Обоснованность привлечения текста произведения – 3

4.

Последовательность и логичность изложения – 3

5.

Следование нормам речи – 3



В раздел образования