Автор: Лемешева Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Демьяновская ООШ"
Населённый пункт: с. Подбелово, Почепский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Олимпиада школьников по литературе
Раздел: среднее образование
Олимпиада школьников по литературе
Школьный этап
5 класс
Время выполнения 60 минут. Максимальное количество баллов 44
I. Знание текстов художественных произведений.
1.
Кому
из
литературных
героев
принадлежат
следующие
предметы?
Назовите
героя,
произведение и автора.
(По 1 баллу за героя, автора и название произведения. Максимальное количество баллов - 9
баллов)
1.
Говорящее чудесное зеркало
2.
Только серая дырявая свитка
3.
Разбитое корыто
4.
«…баса, альта, две скрипки»
5.
Сарачинская белая шапка
6.
Шелковый шатер
7.
«Очков с полдюжины»
8.
Черевички
9.
Свежее душистое золотисто-румяное яблочко
II. Историко-литературные задание
О каких писателях идет речь?
(Максимальное количество баллов - 3)
1.1
Он
был
не
только
прекрасным
поэтом,
переводчиком,
но
и
мудрым
педагогом,
воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин
назвал
себя
его
учеником;
когда
из
печати
вышла
поэма
А.С.
Пушкина
«Руслан
и
Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от
побежденного учителя».
1.2 У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских
детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для
чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская
война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более
девяноста томов.
1.3 Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись
своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только
прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека
для
чтения».
А.С.
Пушкин
после
прочтения
этой
сказки
сказал:
«Теперь
этот
род
сочинений можно мне и оставить».
III. Знание теории литературы
1.
Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти
отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?
(Максимальное количество баллов – 1 балл)
1.1 … Долго не стали,
Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,
Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво
Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.
1.2 Я там был; мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
2.Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Найдите эпитет (-ы) и
обоснуйте своё решение. (Максимальное количество баллов – по 1 баллу за эпитет, 2 за
обоснование. Всего 4 балла)
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…
IV. Литература и другие виды искусства
1.
Какие картины на сказочные сюжеты созданы Виктором Михайловичем Васнецовым?
(Максимальное количество баллов – 1 балл за название картин. Всего 7 баллов)
V. Интерпретация художественного произведения
Пристрастия какого героя Вам более близки и почему?
(Максимальное количество баллов - 20 баллов)
Виктор Драгунский Что любит Мишка
Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел
за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкойсели на подоконник и не стали ему
мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень
быстро
выскакивали
разные
звуки.
Они
разбрызгивались,
и
получалось
что-то
очень
приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но
Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело
сказал:
- О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете?
Я спросил:
-Эвы что играли, Борис Сергеевич?
Он ответил:
- Это Шопен. Я его очень люблю.
Я сказал:
- Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.
Он сказал:
- Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется
гораздо большим словом, чем просто "песенка".
Я сказал:
- Каким же? Словом-то?
Он серьезно и ясно ответил:
-Я люблю музыку больше всего на свете.
Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:
- Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?
Я ответил:
- Я много чего люблю.
И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про
красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и
про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все...
Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом
он сказал:
- Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка
- любишь как много! Целый мир.
Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:
- А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!
Борис Сергеевич рассмеялся:
- Твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь?
Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:
- Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и
пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки,
бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом.
Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже
ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.
А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном
соку, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку.
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило!
И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту
вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки
с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - все равно.
Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый; люблю яблоки, тертые с
сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала
съесть яблочко, а уж потом, на закуску - кожуру!
Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо,
ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке,
могу
и
сырые.
Бутерброды
люблю
прямо
с
чем
попало,
особенно
если
толсто
намазать
картофельным пюре или пшенной кашей. Так... Ну, про халву говорить не буду - какой дурак
не любит халвы? А еще я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой
люблю мороженое. За семь, за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За
двадцать две и за двадцать восемь.
Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис
Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.
Он бормотал:
- Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже
говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил...
Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич
его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже
словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка еще скажет. Но Мишка молчал. У них
получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали.
Первый не выдержал Борис Сергеевич.
- Что ж, Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно
какое-то одинаковое, чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый
продуктовый магазин. И только... А люди? Кого ты любишь? Или из животных?
Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.
- Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Еще - котят! И бабушку!
Олимпиада по литературе
5 класс
Ответы
I. Знание текстов художественных произведений.
1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите
героя, произведение и автора.
1. Мачеха, Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
2. Петрусь, повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»
3. Старуха, Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
4. Осел, козел и косолапый Мишка, басня Крылова «Квартет»
5. Мудрец-скопец, Пушкин «Сказка о золотом петушке»
6 Шамаханская царица, Пушкин «Сказка о золотом петушке»
7. Мартышка, басня Крылова «Мартышка и очки»
1.
Вакула
добывал
их
для
своей
возлюбленной,
Гоголь
«Ночь
перед
Рождеством»
2. Мачеха, Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
II. Историко-литературные задания.
1.
1.1 В.А. Жуковский
1.2 Л.Н. Толстой
1.3 П.П. Ершов
III. Знание теории литературы.
1.
Оба отрывка представляют собой концовку сказки
IV. Литература и другие виды искусства
1. «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье»,
«Иван- царевич на Сером волке», «Снегурочка», «Царевна-лягушка»,
«Аленушка».
2. Эпитет – родимая ветка, жестокая буря
V. Интерпретация художественного произведения
1.
Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в
вопросе – 8
2.
Уровень владения теоретико-литературными знаниями – 3
3.
Обоснованность привлечения текста произведения – 3
4.
Последовательность и логичность изложения – 3
5.
Следование нормам речи – 3