Автор: Москалева Юлия Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Детско-юношеский центр
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка старших дошкольников к обучению письму"
Раздел: дополнительное образование
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ
Письмо
–
сложный
навык,
который
в
полном
объеме
недоступен
дошкольнику.
Поэтому
подготовка
к
обучению
письму
требует
особого
педагогического
воздействия,
выстроенного
в
систему
специальных
игр,
упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а
осознанная творческая деятельность ребенка под руководством взрослого.
Работу
по
подготовке
дошкольников
к
обучению
письму
следует
осуществлять по четырем основным направлениям:
- развитие руки;
- подготовка к технике письма;
- аналитико-синтетическая деятельность;
- формирование элементарных графических умений.
Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.
Развитие руки
Формирование правильного захвата орудия письма. Карандаш держат
тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом
карандаш
лежит
на
левой
стороне
среднего
пальца.
Большой
палец
поддерживает
карандаш
слева,
а
указательный
сверху.
Верхний
конец
карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец
должен приподниматься, - карандаш не падает.
Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для
большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом («Покрути
карандаш
двумя
пальцами,
тремя
пальцами»),
игровые
упражнения
типа
«Посолим суп».
Правильное распределение мышечной нагрузки руки. Формируется в
играх типа: «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в
ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.
Развитие
мелкой
моторики
рук.
Этот
вид
работы
предполагает
систематическое
развитие
мелкой
моторики
доминирующей
руки.
Существуют разнообразные приемы, широко используемые педагогами:
- развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь
(материал, геометрическая форма и т.д.);
-
ниткопись
–
выкладывание
ниток
по
контуру
какого-либо
изображения;
-
бисерография
–
выкладывание
изображения
предмета
(сюжета)
нитями с нанизанными на них бисером, отдельными бусинками, мелкими
пластмассовыми шариками.
Подготовка к технике письма
Развитие пространственной ориентировки. В зависимости от своих
возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно
себя, какого-либо предмета или человека, стоящего напротив.
Развитие чувства ритма. Детей учат слышать ритм и воссоздавать его
по
образцу
или
предлагать
собственный;
фиксировать
ритм
посредством
ритмических рисунков и читать их.
Известно:
-
чем
выше
двигательная
активность
ребенка,
тем
интенсивнее
развивается его речь;
- ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию
координации, общей и тонкой произвольной моторики;
- с помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп
речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.
Ознакомление с разлиновкой, ориентировка на линейке. В процессе
подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка»;
разлиновкой
«линейка»;
дополнительными
опорными
линиями;
через
игровые упражнения закрепляют умение ориентироваться в линейке, а затем
печатать в ней элементы букв и сами буквы; знакомят с правилом проведения
горизонтальных
и
вертикальных
линий,
закрепляя
его
в
практических
упражнениях игрового характера.
Аналитико-синтетическая деятельность
Процесс письма подразумевает умение ребенка производить анализ и
синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с
печатными буквами.
Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять:
- количество элементов (сколько их составляет букву);
- характеристику (какие это элементы);
- пространственное расположение элементов в букве.
Формирование элементарных графических умений
Данная работа включает в себя:
- упражнение в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в
учебной разлиновке и без нее);
-
упражнения,
которые
готовят
к
написанию
элементов
школьного
шрифта («Клубочки», «Волны»).
Систему
упражнений
по
формированию
готовности
старших
дошкольников к обучению письму следует включать в каждое занятие по
подготовке к обучению грамоте.