Напоминание

"Подготовка старших дошкольников к обучению письму"


Автор: Москалева Юлия Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Детско-юношеский центр
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка старших дошкольников к обучению письму"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ

Письмо

сложный

навык,

который

в

полном

объеме

недоступен

дошкольнику.

Поэтому

подготовка

к

обучению

письму

требует

особого

педагогического

воздействия,

выстроенного

в

систему

специальных

игр,

упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а

осознанная творческая деятельность ребенка под руководством взрослого.

Работу

по

подготовке

дошкольников

к

обучению

письму

следует

осуществлять по четырем основным направлениям:

- развитие руки;

- подготовка к технике письма;

- аналитико-синтетическая деятельность;

- формирование элементарных графических умений.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

Развитие руки

Формирование правильного захвата орудия письма. Карандаш держат

тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом

карандаш

лежит

на

левой

стороне

среднего

пальца.

Большой

палец

поддерживает

карандаш

слева,

а

указательный

сверху.

Верхний

конец

карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец

должен приподниматься, - карандаш не падает.

Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для

большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом («Покрути

карандаш

двумя

пальцами,

тремя

пальцами»),

игровые

упражнения

типа

«Посолим суп».

Правильное распределение мышечной нагрузки руки. Формируется в

играх типа: «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в

ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

Развитие

мелкой

моторики

рук.

Этот

вид

работы

предполагает

систематическое

развитие

мелкой

моторики

доминирующей

руки.

Существуют разнообразные приемы, широко используемые педагогами:

- развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь

(материал, геометрическая форма и т.д.);

-

ниткопись

выкладывание

ниток

по

контуру

какого-либо

изображения;

-

бисерография

выкладывание

изображения

предмета

(сюжета)

нитями с нанизанными на них бисером, отдельными бусинками, мелкими

пластмассовыми шариками.

Подготовка к технике письма

Развитие пространственной ориентировки. В зависимости от своих

возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно

себя, какого-либо предмета или человека, стоящего напротив.

Развитие чувства ритма. Детей учат слышать ритм и воссоздавать его

по

образцу

или

предлагать

собственный;

фиксировать

ритм

посредством

ритмических рисунков и читать их.

Известно:

-

чем

выше

двигательная

активность

ребенка,

тем

интенсивнее

развивается его речь;

- ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию

координации, общей и тонкой произвольной моторики;

- с помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп

речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.

Ознакомление с разлиновкой, ориентировка на линейке. В процессе

подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка»;

разлиновкой

«линейка»;

дополнительными

опорными

линиями;

через

игровые упражнения закрепляют умение ориентироваться в линейке, а затем

печатать в ней элементы букв и сами буквы; знакомят с правилом проведения

горизонтальных

и

вертикальных

линий,

закрепляя

его

в

практических

упражнениях игрового характера.

Аналитико-синтетическая деятельность

Процесс письма подразумевает умение ребенка производить анализ и

синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с

печатными буквами.

Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять:

- количество элементов (сколько их составляет букву);

- характеристику (какие это элементы);

- пространственное расположение элементов в букве.

Формирование элементарных графических умений

Данная работа включает в себя:

- упражнение в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в

учебной разлиновке и без нее);

-

упражнения,

которые

готовят

к

написанию

элементов

школьного

шрифта («Клубочки», «Волны»).

Систему

упражнений

по

формированию

готовности

старших

дошкольников к обучению письму следует включать в каждое занятие по

подготовке к обучению грамоте.



В раздел образования