Напоминание

Формирование устной речи у детей с нарушением слуха по верботональной системе


Автор: Епифанова Валентина Кирилловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: детский сад № 162
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование устной речи у детей с нарушением слуха по верботональной системе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования и науки Российской Федерации

Администрация г. Иркутска

Департамент образования комитета по социальной политике и культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Иркутска детский сад № 162

664059 г.Иркутск, м-н Юбилейный, 130

Епифанова Валентина Кирилловна

Учитель-дефектолог

г. Иркутск

МБДОУ №162

Формирование устной речи у детей с нарушением слуха по

верботональной системе

Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого

развития глухих и слабослышащих детей. Значение устной речи как средства общения с

окружающими,

базы

для

овладения

языком,

условия

развития

мышления

глухих

и

слабослышащих детей раскрыто в работах Ф.А.Рау, В.И. Бельтюкова, Н.Ф.Слезино с .209).

Практика показывает, что даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем

детстве , отрицательно сказывается на формировании речи ребёнка, а при глухоте без

специального обучения словесная речь вообще не появляется.

В

знаменитом центре СУВАГ в г.Загребе, профессор Петер Губерина, разработал

верботональный метод, и доказал его эффективность в развитии речи у детей с различной

степенью потери слуха.

Верботональный метод это, принципиально новый подход к

развитию слухового восприятия у ребёнка с нарушенным слухом и формирование на его

основе

устной

речи.

Техническую

основу

метода

представляет

электроакустические

аппараты, различного назначения и применения. Сам метод имеет составные части и одна

из них – фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные

движения рук, головы, корпуса тела сочетаются с произношением определенного речевого

материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Известно, что подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием

двигательной сферы. Как правило, у маленьких глухих детей имеются определенные

нарушения моторики. Это, в свою очередь, отражается на произносительной стороне их

речи: темп речи замедлен, речь часто напряжена, монотонна, невыразительна. Для того,

чтобы снять напряженность речи и придать ей большую подвижность, естественность,

выразительность в произношении помогают занятия фонетической ритмики.

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и

формированием произношения (Л.С.Выготский 1960).

Материал для занятий фонетической ритмикой подбирается педагогами с учетом

возраста ребенка, состоянием слуха, его психофизических возможностей.

Так, на первом году обучения детей учат гулить, лепетать ааа, папапа.., аба, мамама..,

гагага.., абуабу.., паляпаляпаля..; сочетать произношение с движением рук, ног, туловища.

Ребёнок вслед за взрослым поднимает вверх ручки, топает одной ножкой или двумя

попеременно, разводит руки в стороны, приседает, хлопает в ладоши, сжимает руки в

кулачки,

ударяеткулачком

одной

руки

по

ладони

другой,

хлопает

себя

по

бёдрам,

поворачивает голову то в одну, то в другую сторону.

При работе с детьми необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, его

произносительной стороны. Лучше начинать работу с того звука или слога, который

ребёнок непроизвольно произносит. Если у ребёнка, например, в речи имеются звуки П и

А, то используются такие упражнения, как похлопывание по бёдрам, взмахи в воздухе

руками.

Как

только

у

ребёнка

хорошо

получается

слог

«па»,

можно

переходить

к

произнесению

слова

«папа».

Побуждать

малыша

произносить

это

слово

на

одном

движении, на одном хлопке. Если у ребёнка на одном движении получается только один

слог, то нужно переходить на два хлопка, но слоги в слове «папа» произносить слитно и

первый слог сопровождать более энергичным хлопком. Через некоторое время предлагать

малышу

произносить

слово

«папа»

без

сопровождения

движений,

но

если

ребёнок

испытывает при произнесении без движения трудности, предложить ему помочь себе

произнести слово с движением. Со временем ребёнок сможет говорить и без них.

Подобные упражнения можно проводить по вызыванию звуков Б и Д. Эти звуки могут

получиться у детей нескоро, но создавать базу для их возникновения необходимо. Педагог

и ребёнок стоят, подняв перед собой руки на уровне груди. Руки расслаблены, кисти

опущены,

руки

как

бы

висят.

Педагог

начинает

болтать

руками

в

воздухе,

как

бы

стряхивать воду с кистей рук вверх-вниз. Эти движения сопровождаются произнесением

слогов: бабабаба… Движения должны быть одновременными, синхронными.

Такие жедвижения используются и для вызывания звука Д: дадада… От произнесения

ряда слогов переходить к одиночному слогу: бабаба…- ба, дадада..-да!

Гласные звуки могут меняться: бобобо… дододо… дудуду… Темп произнесения

может быть различным – от медленного к быстрому и снова к медленному. Иногда

получается, что вместо звука Б у детей произносится П, а вместо Д – Т. Это естественный

этап, продолжаться он может довольно долго.

Звук, который появляется у ребёнка, сразу же закрепляется в слогах, при быстром и

медленном, громком и тихим произнесении, а также в звукоподражаниях, лепетных и

полных словах и во фразах, которыми ребёнок овладевает в ходе работы по развитию речи.

При вызывании у детей звуков с помощью фонетической ритмики учитывается тот

факт, что определённым группам звуков, соответствует определённый характер движений:

произнесение взрывных звуков сопровождается резкими движениями, а протяжных –

плавными, спокойными.

Занятия проводятся обязательно с высококачественными индивидуальными

слуховыми аппаратами, на основе слухо-зрительного восприятия.

После того как ребёнок научился подражать движениям взрослого, начинаются

занятия

собственно

фонетической

ритмикой.

Дети

могут

уже

запоминать

рече-

двигательные комплексы при произнесении слогов, слогосочетаний и слов. Многократно

воспроизводить их самостоятельно после совместного со взрослым проговариванием.

Произносить слова с выраженной интонацией. Плавно дуть на лёгкие предметы.

На втором году обучения детей надо учить слитному самостоятельному

воспроизведению знакомых рече-двигательных комплексов, состоящих из слогосочетаний

или слов разного ритмического рисунка; произнесение двух, трёх сложных слов без

стечения согласных во время длительной ритмичной ходьбы с выделением ударного слога

путём приседания, различных движений рук или тела: татаТО – молоКО, таТАта – ло

Пата, ТОтата – Топайте.

На последующих годах обучения у ребёнка уже имеется некоторый опыт ритмизации,

и можно переходить к более сложной деятельности – к произнесению ритмов-стихов,

которые дети охотно выполняют: татаТоты ТАМ пиЛоты, татаТО ВЫсоКО.

Разумно использовать и фразовый материал, подобранный по фонетическому

принципу: Тише мыши, кот на крыше, а котята ещё выше. В лесу темно, все спят давно.

Одна сова не спит – на суку сидит.

Создавать для детей и использовать различные ситуации, в которых манеры общения

можно выразить междометиями: Ай-й-яй! Ой! Ой! Ох! Ах! Ура!

Проводить специальные упражнения, в которых используются противоположные

интонации, например: Да? Нет! Я? Нет, ты!

Использовать речевой материал с ярко выраженным интонационным рисунком:

Дождик, дождик –ай-я-яй! Зонтик, зонтик – Дай! Дай! Дай!

Проводить речевые игры, предполагающие движения голоса по высоте и

интенсивности: Идет папа медведь – ТОП – ТОП – ТОП. Идёт мама медведь – топ-топ-

топ. Идёт маленький медвежонок – топ-топ-топ-топ.

Для дальнейшего формирования чувства ритма необходимо активно использовать

музыкальные занятия для проявления у детей модуляции. Учить детей произносить все

знакомые слова, фразы в соответствии с нормами орфоэпии родного языка.

Все движения дети должны научиться произносить легко, раскованно в том или

ритме, с выраженным ударением, со сменой места ударения в разных слогосочетаниях,

словах, фразах. Менять силу голоса – говорить то громко, то тихо, менять интонацию.

Обязательным требованием является эмоциональность этих упражнений – они

проводятся весело, живо, в определённом ритме.

От того, насколько дети овладеют этими умениями, во многом зависит не только

эффективность использования фонетической ритмики в качестве методического приёма,

но и то, насколько в дальнейшем речь детей будет естественна, слитна, ритмична и

выразительна.

Литература:

1. Власова, Т.М, Пфафенродт А.Н, Фонетическая ритмика/. – М.: Учебная литература,

1997. – 376с., ил.

2. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций/ Л.С.Выготский. – М.:

АПН РСФСР, 1960. – 171с.

3. Леонгард, Э.И, Самсонова, Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье/

- М. Просвещение, 1991. – 319с.

4.Новикова, О.О., Использование речевой ритмики в работе над произношением

дошкольников

с

нарушенным

слухом

/

О.О.Новикова,

И.П.

Новицкая,

Н.Д.

Шматко.

Дефектология, 1995, №1. – 79-87с.

5.

Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на

основе верботонального метода. М.: Парадигма, 2010. 191 с.

6. Шматко, Н.Д, Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с

нарушенным слухом/. – М. Педагогика, 2003

.



В раздел образования