Автор: Коурова Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: НРМОБУ
Населённый пункт: Нефтеюганский район ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий в основной школе
Раздел: полное образование
Формирование универсальных учебных действий в основной школе
Д а н н а я
к л а с с и ф и ка ц и я
с о от в е т с т вуе т
од н ом у
и з
о с н о в н ы х
положений Концепции
федеральных
государственных
образовательных
стандартов общего образования - формированию универсальных учебных
действий.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе
общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России
от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на
знаниях
и
высоком
инновационном
потенциале. Целью
образования становится
общекультурное,
личностное
и
познавательное
развитие
учащихся,
обеспечивающее
такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-
деятельностного подхода группой авторов под руководством А.Г. Асмолова: А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым
целям
общего
образования,
можно
выделить
четыре
блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий
также
действия саморегуляции) ;
3 ) познавательный;
4) коммуникативный.
Классификация УУД
Личностные действия обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию
учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию
в
социальных
ролях
и
межличностных
отношениях.
Применительно
к
учебной
деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- самоопределение л и ч н о с т н о е ,
п р о ф е с с и о н а л ь н о е ,
ж и з н е н н о е;
- смыслообразование, т.е.
установление
учащимися
связи
между
целью
учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что
побуждает
деятельность,
ради
чего
она
осуществляется.
Ученик
должен
задаваться
вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него
отвечать;
- нравственно-этическая
ориентация, в
том
числе
и
оценивание
усваиваемого
содержания
(исходя
из
социальных
и
личностных
ценностей),
обеспечивающее
личностный моральный выбор.
Регулятивные
действия обеспечивают
учащимся
организацию
их
учебной
деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом;
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,
его временных характеристик;
- контроль в
форме
сличения
способа
действия
и
его
результата
с
заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
(к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
П о з н а в а т е л ь н ы е
у н и в е р с а л ь н ы е
д е й с т в и я: общеучебные,
логические, постановка и решение проблемы.
► Общеучебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
- знаково-символические действия составляют особую группу общеучебных
универсальных действий:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-
символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
► Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствия;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждении;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
► Постановка и решение проблемы:
- постановка и формулирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого
и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность.
К коммуникативным действиям относятся:
- умение слушать и вступать в диалог;
- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка
и литературы в основной школе
«Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры,
предназначающиеся
для
организации
и
осуществления
педагогического
процесса
и
выполняющие
функции
развития
учащихся;
предметная
поддержка
педагогического
процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники:
труд, игра, ученическое общение, познание» [10, с. 131].
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а
также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных
ситуаций на уроке. А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый
вид
умственного
взаимодействия
объекта
и
субъекта,
характеризующийся
таким
психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует
обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или
способов деятельности» [18, c.19].
На
таком
уроке
реализуется
исследовательский
подход
к
обучению,
принцип
деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в
готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на наш
взгляд, нужен сегодняшнему ученику. А. А. Леонтьев отмечает: «Обучать деятельности –
это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед
собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально
организовывать
свою
деятельность),
помогать
ребенку
сформировать
у
себя
умения
контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [15, c.5]. Важно, чтобы собственное
знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось
стимулом дальнейшего освоения содержания.
В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные,
познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в
собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей
дальнейшей
работы,
выбирать
средства
и
способы
достижения
поставленной
цели,
осуществлять
поиск
необходимой
информации.
Ученики
учатся
сравнивать,
анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать
различные позиции в сотрудничестве.
Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают
способность
к
лаконичному
изложению
мыслей
в
устной
и
письменной
форме,
активизируют
мыслительную
деятельность
учащихся
и
в
общем
способствуют
формированию различных компетенций.
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием
«Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что
я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение
старой
и
новой
информации;
«Научился»
-
осознание
ре зульт ативно сти
деятельности.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать
задания «Верные–неверные
утверждения», «Прогнозирование». Используя
прием
«
Верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не
изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или
просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить,
какие
из
утверждений
были
верными. Упражнение
«Прогнозирование»
можно
использовать,
например,
на
уроках
литературы,
когда
учащимся
предлагается
спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации
морального, нравственного выбора.
Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по
праву
считается
фундаментом
всего
образования.
Полноценное
чтение
–
сложный
и
многогранный
процесс,
предполагающий
решение
таких
познавательных
и
коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной
информации,
самоконтроль,
восстановление
широкого
контекста,
интерпретация,
комментирование
текста
и
многое
другое.
В
деятельности
чтения
участвуют
такие
механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация,
рефлексия и др.
В
педагогической
практике
выделяется
несколько
приемов
работы
с
текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для
построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О
чем здесь говорится?».
Прием
составления
граф-схемы.
Граф-схема
–
это
способ
моделирования
логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная.
Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры
(прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и
их соединения (линии,стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней
наглядно отражены связи и отношения между элементами.
Прием
тезирования представляет
собой
формулирование
основных
тезисов,
положений
и
выводов
текста. Прием
составления
сводной
таблицы –
позволяет
о б о б щ и т ь
и
с и с т е м а т и з и р о в а т ь
у ч е б н у ю
и н ф о р м а ц и ю . Прием
комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет
собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного
текста.
Прием логического запоминания учебной информации включает следующие
компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим
учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление
устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление
сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух
видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному
или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-
ценностной
позиции
учащихся.
Поэтому
очень
важно
специально
организовать
ориентацию
учащихся
на
поступок
героя
и
его
нравственное
содержание.
Для
формирования
коммуникативных
УУД
целесообразно
использовать
приемы,
направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с
пометками», «Составление кластера».
«Составление
кластера»
-
особая
графическая
организация
материала,
позволяющая
систематизировать
и
структурировать
имеющиеся
знания.
В
центре
записывается
ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или
иного понятия.
Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий
школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной
форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно
письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее
удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание
на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно
проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать
точки
зрения
своих
одноклассников,
выраженные
письменно,
задавать
вопросы
на
понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может
(не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой
для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в
которых
содержатся
разные
точки
зрения,
существующие
в
той
или
другой
области
знаний.
В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от
фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы.
Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл
данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему
роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы.
При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды.
«Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно
взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается
необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать
его действия со своими, а за счет этого понимать другого» [29, с. 13]. Учащиеся учатся в
этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку
зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает
также формирование всех видов УУД.
На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов
группы согласовывает учитель, постепенно вовлекая учеников в посильное осуществление
некоторых, доступных для обучаемого действий, необходимых для достижения результата.
При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания.
Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения
задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя детям,
что у них получилось правильно, а что не удалось.
Далее
дети
сами
не
только
предлагают
способы
решения
данной
задачи,
но
проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного результата.
Участие
педагога
на
этом
этапе
групповой
работы
ограничивается
в
основном
поощрением
и
помощью
в
некоторых
операциях
контроля,
совместно
с
учеником
оценивает результаты его работы. Наконец, по мере овладения навыками самоорганизации
совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и
сверстниками – к партнерским отношениям.
В
условиях
коллективного
решения
задач
действие,
выполняемое
каждым
участником, оценивается им уже не с учетом своей собственной позиции, а с учетом
правильности соблюдения всей последовательности таких действий, т.е. для каждого
ребенка
становится
важным
не
просто
выполнить
свое
собственное
действие,
а
проследить правильность получения результата, сопоставить свой результат с результатом
действий
других
участников.
Такое
обучение
самоанализу
результатов
собственной
деятельности способствует развитию самоконтроля при выполнении задания, а также
адекватному восприятию оценки учителя.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа
парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним
и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это
задание,
а
другой
–
контролером
–
должен
проконтролировать
ход
и
правильность
полученного
результата.
При
этом
у
контролера
имеется
подробная
инструкция
выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто
был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу:
учащиеся,
контролируя
друг
друга,
постепенно
научаются
контролировать
и
себя,
становятся
более
внимательными.
Объясняется
это
тем,
что
внимание,
являясь
внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.
Проектная
и
исследовательской
деятельности –
необходимое
условие
компетентностного
подхода
и
действенное
средство
формирования
универсальных
учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь
спектр
УУД: коммуникативные (развитие
навыков
работы
в
группе,
воспитание
т о л е р а н т н о с т и ,
ф о р м и р о в а н и е
к у л ь т у р ы
п у б л и ч н ы х
выступлений),регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед
собой
цели,
планировать
и
корректировать
деятельность,
принимать
решения;
нести
личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей
реальности;
изучение
способов
решения
проблем,
овладение
навыками
работы
с
источниками
информации,
инструментами
и
технологиями),личностные (ученик
определяет
для
себя
значимость
выполняемой
работы,
учится
ориентироваться
в
социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают
высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко
охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Особое
место
в
формировании
УУД
на
уроках
русского
языка
и
литературы
хотелось
бы
отвести театрализации как
одной
из
форм
групповой
деятельности
учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова,
самостоятельно создают декорации, костюмы. На уроках русского языка этот прием тоже
находит
свое
применение.
Например,
урок-обобщение
по
теме
«Глагол»
проходит
в
«Школе волшебных поваров», на котором ребята в прямом смысле переодеваются, и
занятие проходит в необычном – костюмированном – виде.
Рефлексия –
одно
из
важнейших
средств
формирования
умения
учиться.
К
средствам,
формирующим
универсальные
учебные
действия
на
стадии
рефлексии,
помогающие
творчески
интерпретировать
информацию,
относятся: написание
эссе,
составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по
кругу, синквейн.
Портфолио повышает саморефлексивность учащихся по отношению к процессам
учения,
которая
рассматривается
как
предпосылка
повышения
самоответственности
ученика по отношению к учению, самостоятельность в организации процесса учения (т.е.
движение в сторону самообучения), участие в процессе оценивания качества результатов
учения.
Метод
портфолио
в
школе
может
стать
одним
из
важнейших
направлений
модернизации
образования
при
условии
обеспечения
его
надлежащим
теоретико-
методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.
Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен
такой
учебный
процесс,
который
позволяет
развивать
или
формировать
когнитивно-
личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда,
как
необходимые
каждому
человеку
для
активного
участия
в
жизни
современного
демократического информационного общества.
Систематически
на
уроках
русского
языка
и
литературы
в
5-6-х
классах
целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися
литературных
произведений (сказок,
рассказов,
басен,
баллад),
в
том
числе
и
лингвистических.
Это
способствует
формированию
познавательных,
регулятивных,
коммуникативных
УУД,
помогает
ученику
и
учителю
оценить
качество
образования,
развивать
рефлективные
способности
учащихся.
Это
средство
формирования
универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной
деятельностью
и
методом
портфолио,
что
прекрасно
иллюстрирует
системно-
деятельностный подход, на который опирается современное образование.
Интеграция
выше
названных
средств позволит осуществлять целенаправленное
формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете повысить качество
знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. Однако
следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных
образовательных
технологий,
безусловно,
должно
присутствовать
чувство
меры.
Не
п е р е г р у з и т ь ,
н е
н а г р о м о ж д а т ь ,
н е
н а в р е д и т ь ,
-
э т о т
п о с т у л а т
неоспорим. Целенаправленное
формирование
ключевых
компетенций
у
учащихся
возможно только при системном подходе к проблеме.
Модернизация
российского
образования
ставит
перед
учителем
средней
общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности,
пересмотра
подходов
и
методов
преподавания,
использования
комплекса
средств,
формирующих
универсальные
учебные
действия,
которые
помогут
школьнику
стать
полноценной
социальной
личностью,
стремящейся
реализовать
свои
возможности,
способной делать осознанный и ответственный выбор.