Напоминание

Христианское совершенство


Автор: Шлепин Василий Валентинович
Должность: доктор богословия, профессор кафедры Патрологии
Учебное заведение: РПИК
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Христианское совершенство
Раздел: высшее образование





Назад




Христианское совершенство

Путь восхождения к Богу до всецелого соединения с Ним и достижения

христианского совершенства есть отрешение от всего тварного, что

препятствует этому восхождению, что есть достигнуть чистоты, просветится,

освятиться, утешиться и обожиться благодатью Святого Духа.

Преподобный Макарий Великий говорит о христианском совершенстве:

«Что же есть эта воля Божия, достичь которой Апостол побуждает [всех],

призывая каждого усердно добиваться ее? Не является ли она блаженством

тех, о которых Господь говорит: Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога

узрят (Мф. 5:8) и Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небес-

ный (Мф. 5:48)? Этими [словами] возвещается совершенное очищение от

греха, полное избавление от страстей бесчестия и совершенное усвоение

высшей добродетели, то есть очищение и освящение сердца чрез причастие

совершенному Божиему Духу, происходящее в полноте удостоверенности, с

верой и любовью души, жертвующей себя целиком Богу»

1

.

Преподобный Макарий Великий указывает и способ, которым

достигается очищение и освящение сердца: «Всякою молитвою и прошением

молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким

постоянством и молением» (Еф. 6:18).

Иисус Христос, Богочеловек явил пример христианского совершенства

как по человечеству: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына

Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13),

так и по Божеству, вследствие чего, являясь единосущным Богу Отцу,

призывал верующих в Него: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш

Небесный» (Мф. 5:48).

Человеческое естество восполняется, исцеляется, освящается и

обоживается Божественной благодатью, подаваемой в Теле и Крови

1



Великое послание, III. 2.

Христовом, жертвенной любви к Богу и ближним, молитве и благочестивой

жизни.

Следуя мысли преп. Максима Исповедника, слова Иисусовой молитвы –

логосы Божественного света. В совокупности произнесенный в молитве они

соединяют с единым Богом, который есть Свет. В ответ на молитву

молящийся осиявается Божественным светом, сам становясь светом, и

достигает единения с единым Светом – Богом.

Совершенная молитва – смиренное моление жертвенной любви с

осмыслением полноты содержания, бодрственно, трезвенно и силой

молитвенных слов, сердечным чувством в силе и под руководством Святого

Духа и согласно с Божественной волей, устремленное к Пресвятой Троице.

Духовно-нравственное совершенство подобно восхождению на вершины

пирамиды, где, по словам преп. Максима Исповедника, происходит единение

с единым Логосом и познание логосов всего тварного мира, которые

находились на предшествующих ступенях.

Первая ступень к христианскому совершенству – православная вера,

вторая ступень – чистота и богоугодная жизнь в исполнении заповедей,

третья ступень – Таинства Церкви и богослужение, четвертая ступень –

безмолвие, бодрствование, трезвение, размышление над Священным

Писанием и Священным Преданием, пятая ступень – личная молитва

покаяния (для чистоты), чтобы получить Божественную благодать, смирения

и кротости (для бесстрастия), чтобы удержать и сохранить Божественную

благодать, и любви (для обожения), чтобы преумножить Божественную

благодать, шестая ступень – жертвенная всецелая любовь к Богу, седьмая

ступень – созерцание Бога как нетварный свет, созерцание свойств Божиих,

восьмая ступень – достижение личного духовно-нравственного совершенства

в меру человеческого естества.

Богоугождение – благодарение Бога за все благодеяния, благосотворение

во славу Божию и по любви к ближним, благочестие и чистота жизни,

богоугождение и исполнение заповедей.

Богослужение – богохваление, благословение за спасение и обожение

человека; приобщение Евхаристии для очищения от грехов и страстей,

просвещения, освящения и обожения духа, души и тела; служение Богу всей

своей жизнью.

Богообщение – стяжание благодати через сокровенную молитву к Лицам

Святой Троицы. Молитва является важнейшей добродетелью, потому что

выражает веру, надежду, любовь и испрашивает милость Божию как

Божественную благодать и сокровенные блага. Стремящийся к совершенству

может произносить краткие молитвы: «Пресвятая Троица, облагодати мя»,

«Пресвятая Троица, обожи мя», «Пресвятая Троица, усоверши мя».

Обретя в бытии образ и назначение к подобию Божию, человек через

благобытие, то есть добродетель и ведение восходит к вечнобытию, достигая

обожения.

Боголюбие – благообразие по образу Святой Троицы и взаимообщение

любви с Лицами Пресвятой Троицы, обретение обители Святой Троицы в

своем сердце. Любовь как венец доброделания – постоянная всецелая

устремленность к Богу, объемлющая и любовь к ближнему ради Бога.

Добродетель – свидетельство любви к Богу и ближним и осуществление

возможности к достижению Богоединения и духовно-нравственного

совершенства.

Богосозерцание – видение Святой Троицы, освящающей Божеством,

обретение истинного богословия.

Христианское совершенство – полнота стяжания благодати Святого

Духа, максимально возможное духовно-нравственное совершенство и

обожение, усыновление Богу, Богоуподобление, Богоединение.

«Единому всеблагому, всесвятому и всесовершенному Богу во Отце,

Сыне и Святом Духе подобает мудрость, слава и сила всегда, и ныне, и

присно, и во веки веков. Аминь».

Схема христианского совершенства

Богоуподобление, обожение, полнота стяжания благодати Святого Духа, Богоединение

Богосозерцание, Боговидение

Познание логосов бытия Боголюбие

Бытие Благобытие Вечнобытие

Богообщение (стяжание Божественное благодати)

Богомыслие (благодушие)

Богослужение

Богоугождение (благочестие, благоугождение) на благоразумии, благих чувствах и благой воли

Богопознание

Богообразность (творческий ум и слово, нравственное чувство (совесть), свободная воля, бессмертная душа, дух)



В раздел образования