Напоминание

Аскетическое богословие


Автор: Шлепин Василий Валентинович
Должность: доктор богословия, профессор кафедры Патрологии
Учебное заведение: РПИК
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Аскетическое богословие
Раздел: высшее образование





Назад




Аскетическое богословие

Аскетическое

богословие

как

созерцание

и

исповедание

Пресвятой

Троицы

соединяет

апофатический

(отрицательный)

и

катафатический

(положительный) пути. Бог Отец открывает Себя через Бога Сына в Духе

Святом, что является откровением икономическим, домостроительным. По

словам

свт.

Василия

Великого,

Отец

есть

причина

первоначальная,

повелевающая; Сын есть причина зиждительная; Святой Дух – причина

совершительная.

Путь

же

боговедения,

по

определению

свт.

Василия

Великого, – «от единого Духа через Единородного Сына к единому Отцу».

Отец – начало единства в Святой Троице, предвечно рождающий Сына и

изводящий

Святого

Духа,

сообщая

Им

Свою

природу,

которая

остается

единой и нераздельной, содержащейся в полноте в каждом из трех Лиц.

Триединый Бог непознаваем по сущности (трансцендентен), но познаваем в

Божественных энергиях (имманентен).

По

словам

свт.

Григория

Богослова,

богословие

мистическое

восхождение

к

Богу.

Поэтому

предметом

исследования

аскетического

богословия является таинственное соединение православного христианина с

Богом до состояния обожения.

Богопознание охватывает четыре ступени: 1) познание плотское, которое

совершается через пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание,

вкус;

2)

душевное

познание

пожеланий

и

помышлений

сердца

и

ума,

премудрости строения и движения вещей, естества души, Промысла Божия в

мире через силы души: творческий ум, нравственное чувство, свободную

волю; 3) духовное познание сущности вещей, логосов бытия; 4) познание от

действия Святого Духа и созерцание нетварного света. Следовательно, в

процессе

преображения

православной

личности

через

стяжание

Божественной

благодати

необходимо

стремится

достигнуть

духовно-

нравственного совершенства (τελείωσις).

Приступая

к

совершению

Иисусовой

молитвы

нужно

собрать

ум

и

закрыть

чувства

в

соответствии

со

словами

Евангелия:

«Ты

же,

когда

молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу

твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»

(Мф. 6:6). Это делается для того, чтобы потом не быть окраденным и не

потерять молитву. Затем нужно заключить, то есть сосредоточить ум в словах

молитвы:

произносить

каждое

слово

молитвы

внимательно,

с

полным

осмыслением содержания, трезвенно (без помыслов) и безобразно (ничего

себе не представляя). Потом нужно ум соединить с дыханием: на первой

половине Иисусовой молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» ум

вместе с вдыхаемым через ноздри воздухом вводится в верхнюю часть сердца

и

там

остается

предстоящим

Пресвятой

Троице,

а

на

второй

половине

«помилуй

мя

грешнаго»

воздух

выдыхается.

Далее

нужно

осознать

и

прочувствовать свою греховность и немощь и произносить слова в сердце с

чувством смиренного моления любви к Богу в соответствии со словами:

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня»

(Пс. 50:12), а также «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и

всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»

(Мк. 12:30). Свт. Феофан Затворник наставляет: «Сама же молитва есть

возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к

Богу: самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения,

усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочих. Вся

наша забота должна быть о том, чтобы во время наших молитвований эти и

подобные им чувства наполняли душу нашу так, чтобы, когда язык читает

молитвы или ухо слушает и тело кладет поклоны, сердце не оставалось

пустым, но чтобы в нем было какое-либо чувство, устремленное к Богу».

Покаянное чувство нужно всегда в себе поддерживать, тогда сердце начнет

соучаствовать молитве и произносить ее, а слова останутся в памяти сердца.

Свт. Феофан

Затворник

наставляет:

«Чувство

к

Богу

е сть непрестанная

молитва

без

слов». Чтобы

Иисусова

молитва

стала

непрестанной

нужно

постоянно

предстоять

пред

Богом

и

иметь

чувство

смиренного

моления

любви к Богу, соединенного со словами Иисусовой молитвы, и всегда всецело

исполнять волю Божию. Вследствие исполнения воли Божией укрепляется

дух молящегося и Иисусова молитва становится в «силе Духа» (Лк. 4:14), под

руководством

Духа:

«Сам

Дух

ходатайствует

за

нас

воздыханиями

неизреченными» (Рим. 8:26) и согласно с волей Божией: «Едите ли, пьете ли,

или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31).

Святитель Василий Великий пишет в своем «Шестодневе», что Дух

Божий

все

соединяет

и

все

скрепляет

воедино

«союзом

любви».

Следовательно,

соединение

молящегося

с

Богом

в

любви

происходит

во

Святом Духе.

Бог

свят

по

самой

природе,

свят

от

Себя,

и

чрез

Себя,

и

служит

источником

святости

для

всех,

а

прочие

существа

могут

соделоваться

святыми

только

при

Его

содействии,

через

освящение

от

Него,

а

Божественная благодать, общая Святой Троице, освящает молящегося до

состояния обожения.

Обожение

охватывает

духовно-душевно-телесный

состав

личности:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во

всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса

Христа» (1 Фесс. 5:23). Благодать Святого Духа живописует и создает в

обоженном православном христианине обитель Пресвятой Троицы, благодаря

чему достигается в доступной мере заповеданная цель: «Будьте совершенны,

как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).



В раздел образования