Автор: Шлепин Василий Валентинович
Должность: доктор богословия, профессор кафедры Патрологии
Учебное заведение: РПИК
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Аскетическое богословие
Раздел: высшее образование
Аскетическое богословие
Аскетическое
богословие
как
созерцание
и
исповедание
Пресвятой
Троицы
соединяет
апофатический
(отрицательный)
и
катафатический
(положительный) пути. Бог Отец открывает Себя через Бога Сына в Духе
Святом, что является откровением икономическим, домостроительным. По
словам
свт.
Василия
Великого,
Отец
есть
причина
первоначальная,
повелевающая; Сын есть причина зиждительная; Святой Дух – причина
совершительная.
Путь
же
боговедения,
по
определению
свт.
Василия
Великого, – «от единого Духа через Единородного Сына к единому Отцу».
Отец – начало единства в Святой Троице, предвечно рождающий Сына и
изводящий
Святого
Духа,
сообщая
Им
Свою
природу,
которая
остается
единой и нераздельной, содержащейся в полноте в каждом из трех Лиц.
Триединый Бог непознаваем по сущности (трансцендентен), но познаваем в
Божественных энергиях (имманентен).
По
словам
свт.
Григория
Богослова,
богословие
–
мистическое
восхождение
к
Богу.
Поэтому
предметом
исследования
аскетического
богословия является таинственное соединение православного христианина с
Богом до состояния обожения.
Богопознание охватывает четыре ступени: 1) познание плотское, которое
совершается через пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание,
вкус;
2)
душевное
познание
пожеланий
и
помышлений
сердца
и
ума,
премудрости строения и движения вещей, естества души, Промысла Божия в
мире через силы души: творческий ум, нравственное чувство, свободную
волю; 3) духовное познание сущности вещей, логосов бытия; 4) познание от
действия Святого Духа и созерцание нетварного света. Следовательно, в
процессе
преображения
православной
личности
через
стяжание
Божественной
благодати
необходимо
стремится
достигнуть
духовно-
нравственного совершенства (τελείωσις).
Приступая
к
совершению
Иисусовой
молитвы
нужно
собрать
ум
и
закрыть
чувства
в
соответствии
со
словами
Евангелия:
«Ты
же,
когда
молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу
твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»
(Мф. 6:6). Это делается для того, чтобы потом не быть окраденным и не
потерять молитву. Затем нужно заключить, то есть сосредоточить ум в словах
молитвы:
произносить
каждое
слово
молитвы
внимательно,
с
полным
осмыслением содержания, трезвенно (без помыслов) и безобразно (ничего
себе не представляя). Потом нужно ум соединить с дыханием: на первой
половине Иисусовой молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» ум
вместе с вдыхаемым через ноздри воздухом вводится в верхнюю часть сердца
и
там
остается
предстоящим
Пресвятой
Троице,
а
на
второй
половине
«помилуй
мя
грешнаго»
воздух
выдыхается.
Далее
нужно
осознать
и
прочувствовать свою греховность и немощь и произносить слова в сердце с
чувством смиренного моления любви к Богу в соответствии со словами:
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня»
(Пс. 50:12), а также «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и
всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»
(Мк. 12:30). Свт. Феофан Затворник наставляет: «Сама же молитва есть
возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к
Богу: самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения,
усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочих. Вся
наша забота должна быть о том, чтобы во время наших молитвований эти и
подобные им чувства наполняли душу нашу так, чтобы, когда язык читает
молитвы или ухо слушает и тело кладет поклоны, сердце не оставалось
пустым, но чтобы в нем было какое-либо чувство, устремленное к Богу».
Покаянное чувство нужно всегда в себе поддерживать, тогда сердце начнет
соучаствовать молитве и произносить ее, а слова останутся в памяти сердца.
Свт. Феофан
Затворник
наставляет:
«Чувство
к
Богу
е сть непрестанная
молитва
без
слов». Чтобы
Иисусова
молитва
стала
непрестанной
нужно
постоянно
предстоять
пред
Богом
и
иметь
чувство
смиренного
моления
любви к Богу, соединенного со словами Иисусовой молитвы, и всегда всецело
исполнять волю Божию. Вследствие исполнения воли Божией укрепляется
дух молящегося и Иисусова молитва становится в «силе Духа» (Лк. 4:14), под
руководством
Духа:
«Сам
Дух
ходатайствует
за
нас
воздыханиями
неизреченными» (Рим. 8:26) и согласно с волей Божией: «Едите ли, пьете ли,
или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31).
Святитель Василий Великий пишет в своем «Шестодневе», что Дух
Божий
все
соединяет
и
все
скрепляет
воедино
«союзом
любви».
Следовательно,
соединение
молящегося
с
Богом
в
любви
происходит
во
Святом Духе.
Бог
свят
по
самой
природе,
свят
от
Себя,
и
чрез
Себя,
и
служит
источником
святости
для
всех,
а
прочие
существа
могут
соделоваться
святыми
только
при
Его
содействии,
через
освящение
от
Него,
а
Божественная благодать, общая Святой Троице, освящает молящегося до
состояния обожения.
Обожение
охватывает
духовно-душевно-телесный
состав
личности:
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во
всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса
Христа» (1 Фесс. 5:23). Благодать Святого Духа живописует и создает в
обоженном православном христианине обитель Пресвятой Троицы, благодаря
чему достигается в доступной мере заповеданная цель: «Будьте совершенны,
как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).