Напоминание

Влияние логоритмики на развитие у детей способностей координировать пение. речь. движение


Автор: Садовникова Наталья Семеновна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10"
Населённый пункт: г.Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Влияние логоритмики на развитие у детей способностей координировать пение. речь. движение
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Влияние логоритмики на развитие у детей старшего дошкольного возраста способностей

координировать пение, речь, движение в процессе

творческих заданий».

Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.

Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из

них.

Движение

выступает

здесь

как

основное

средство

взаимодействия

между

ребенком

и

окружающим миром.

Итак, три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, - это движение, музыка и речь.

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого

раннего

детства

в

мир

музыки,

учит

эмоциональной

отзывчивости,

прививает

любовь

к

прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

Логоритмика открывает большие возможности для овладения детьми почти всем комплексом

выразительных средств музыки. Для музыкального воспитания важна прежде всего потому, что

музыкальный слух ребенка развивается в тесной связи со слухом речевым. Из своего первого опыта

дети черпают и учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и для музыки.

К

ним

относятся:

темп

(агогика),

ритм,

регистр,

тембр,

звуковысотный

рисунок

(линия),

артикуляция,

штрихи,

динамика,

тесситура,

фразировка,

акцентуация.

Почти

все

выразительные

средства

музыки

оказываются

доступными

для

изучения

и

практического

использования в речевых упражнениях детьми разного возраста.

Задачи логоритмического воздействия.

Развитие слухового внимания.

Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.

Развитие фонематического слуха.

Развитие пространственной организации движений.

Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.

Формирование и развитие кинестетических ощущений.

Воспитание выразительности и грации движений.

Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.

Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Развитие физиологического и фонационного дыхания.

Развитие певческого диапазона голоса.

Развитие чувства ритма.

Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.

Воспитание умения перевоплощаться.

Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.

Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом.

Коррекция речевых нарушений.

В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения

и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность;

учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у

ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей дыхание,

темп и ритм музыкальной речи, ее выразительность; в ходе музыкально – дидактических игр

отрабатывать

артикуляционные,

мимические

и

голосовые

упражнения.

Таким

образом

логоритмические

приемы

позволяют

детям

глубже

погрузиться

в

игровую

ситуацию,

создать

благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.

Знания

усваиваются

детьми

быстрее,

так

как

их

подача

сопровождается

разнообразными

движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую,

двигательную и зрительную).

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого

раннего

детства

в

мир

музыки,

учит

эмоциональной

отзывчивости,

прививает

любовь

к

прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо

ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

В своей работе в основном опираюсь на методические разработки Картушиной М.Ю., в основе

которых

лежит

комплексно-

игровой

метод.

Эти

разработки

более

близки

музыкальным

руководителям.

Элементы занятий по Картушиной М.Ю.

комплекс

упражнений

для

укрепления

мышц

органов

артикуляционного

аппарата;

например, «Сказка про язычок»

Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку

пойти прогуляться. Сначала язычок решил посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в

одну щечку – нет там окошка. Постучал в другую – тоже нет окошка. А тут губки раскрылись, и

язычок выглянул в окошко. Ит.д.

чистоговорки для автоматизации звуков.

Апа-апа-апа - болит у волка лапа. –встряхивать рукой

Апе-апе-апе – ранка на лапе - ударяют пальцами по ладони

Апу-апу-апу – мы полечим лапу. – поглаживать ладошки.

Апы-апы-апы – у волка сильные лапы. – сжимают пальцы.

Даю детям творческое задание – самим закончить чистоговорку.

Например: апа-апа-апа-пришел с работы папа, - или спеть ее на определенную мелодию.

пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям

детей, для мышечно – двигательного и координационного тренинга.

Фонопедические

упражнения

по

методу

В.В.

Емельянова

для

укрепления

гортани

и

привития навыков речевого дыхания.

вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания.

Песни

и

стихи,

сопровождаемые

движениями

рук,

для

развития

плавности

и

выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.

Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в

пространстве.

Мело и ритмо –дикломация для координации слуха, речи, движения,

Упражнения

для

развития

мимических

мышц,

эмоциональной

сферы,

воображения

и

ассоциативно – образного мышления.

Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии,

эмоциональности

и

выразительности

невербальных

средств

общения,

позитивного

самоощущения, упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического

напряжения.

Кроме методических пособий Картушиной М.Ю. обращаюсь к таким авторам, как О.А.

Новиковская,

А.Е.

Воронова,

Е.Кузнецова,

Г.А.

Волкова,

изучаю

статьи

в

журналах

«Музыкальный

руководитель»,

«Ребенок

в

детском

саду»,

«Дошкольная

педагогика»,

«Логопед».

Работа

в

тесном

сотрудничестве

с

логопедом,

которая

дает

консультации

по

интересующим вопросам, так как логоритмика смежная между логопедией и музыкальным

воспитанием. Совместно

делается пособия. Зная, благодаря диагностирования логопедом,

проблемы детей с нарушениями речи использую индивидуальный подход.

Результатом проведенной работы является развитие творческого мышления детей,

музыкального воображения, внимание к звукам, музыкальной памяти, развитие обычной и

музыкальной речи.

Список использованной литературы.

1. К.Е.Барыкина. Пойте с нами. Песни для детей дошкольного возраста – Екатеринбург,

2012.

.2. В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Санкт-Петербург, 2000.

3.

М.Ю.

Картушина

Конспекты

логоритмических

занятий

с

детьми

6-7

лет.

М.:

ТЦ

Сфера,

2007.

4. М.Ю. Картушина. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. –

М.: ТЦ Сфера, 2004.

5. М.Ю. Картушина.

Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие.

– М.: ТЦ Сфера, 2003.

6.О.И.Крупенчук,

Т.А.Воробьева.

Логопедические

упражнения.

Артикуляционная

гимнастика. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.

7. М.Н. Щетинин. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой– М.: Метафора, 2003.



В раздел образования