Автор: Садовникова Наталья Семеновна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10"
Населённый пункт: г.Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Влияние логоритмики на развитие у детей способностей координировать пение. речь. движение
Раздел: дошкольное образование
«Влияние логоритмики на развитие у детей старшего дошкольного возраста способностей
координировать пение, речь, движение в процессе
творческих заданий».
Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.
Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из
них.
Движение
выступает
здесь
как
основное
средство
взаимодействия
между
ребенком
и
окружающим миром.
Итак, три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, - это движение, музыка и речь.
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого
раннего
детства
в
мир
музыки,
учит
эмоциональной
отзывчивости,
прививает
любовь
к
прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.
Логоритмика открывает большие возможности для овладения детьми почти всем комплексом
выразительных средств музыки. Для музыкального воспитания важна прежде всего потому, что
музыкальный слух ребенка развивается в тесной связи со слухом речевым. Из своего первого опыта
дети черпают и учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и для музыки.
К
ним
относятся:
темп
(агогика),
ритм,
регистр,
тембр,
звуковысотный
рисунок
(линия),
артикуляция,
штрихи,
динамика,
тесситура,
фразировка,
акцентуация.
Почти
все
выразительные
средства
музыки
оказываются
доступными
для
изучения
и
практического
использования в речевых упражнениях детьми разного возраста.
Задачи логоритмического воздействия.
Развитие слухового внимания.
Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
Развитие фонематического слуха.
Развитие пространственной организации движений.
Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
Формирование и развитие кинестетических ощущений.
Воспитание выразительности и грации движений.
Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
Развитие физиологического и фонационного дыхания.
Развитие певческого диапазона голоса.
Развитие чувства ритма.
Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.
Воспитание умения перевоплощаться.
Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом.
Коррекция речевых нарушений.
В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения
и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность;
учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у
ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей дыхание,
темп и ритм музыкальной речи, ее выразительность; в ходе музыкально – дидактических игр
отрабатывать
артикуляционные,
мимические
и
голосовые
упражнения.
Таким
образом
логоритмические
приемы
позволяют
детям
глубже
погрузиться
в
игровую
ситуацию,
создать
благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.
Знания
усваиваются
детьми
быстрее,
так
как
их
подача
сопровождается
разнообразными
движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую,
двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого
раннего
детства
в
мир
музыки,
учит
эмоциональной
отзывчивости,
прививает
любовь
к
прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо
ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
В своей работе в основном опираюсь на методические разработки Картушиной М.Ю., в основе
которых
лежит
комплексно-
игровой
метод.
Эти
разработки
более
близки
музыкальным
руководителям.
Элементы занятий по Картушиной М.Ю.
комплекс
упражнений
для
укрепления
мышц
органов
артикуляционного
аппарата;
например, «Сказка про язычок»
Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку
пойти прогуляться. Сначала язычок решил посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в
одну щечку – нет там окошка. Постучал в другую – тоже нет окошка. А тут губки раскрылись, и
язычок выглянул в окошко. Ит.д.
чистоговорки для автоматизации звуков.
Апа-апа-апа - болит у волка лапа. –встряхивать рукой
Апе-апе-апе – ранка на лапе - ударяют пальцами по ладони
Апу-апу-апу – мы полечим лапу. – поглаживать ладошки.
Апы-апы-апы – у волка сильные лапы. – сжимают пальцы.
Даю детям творческое задание – самим закончить чистоговорку.
Например: апа-апа-апа-пришел с работы папа, - или спеть ее на определенную мелодию.
пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук.
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям
детей, для мышечно – двигательного и координационного тренинга.
Фонопедические
упражнения
по
методу
В.В.
Емельянова
для
укрепления
гортани
и
привития навыков речевого дыхания.
вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания.
Песни
и
стихи,
сопровождаемые
движениями
рук,
для
развития
плавности
и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в
пространстве.
Мело и ритмо –дикломация для координации слуха, речи, движения,
Упражнения
для
развития
мимических
мышц,
эмоциональной
сферы,
воображения
и
ассоциативно – образного мышления.
Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии,
эмоциональности
и
выразительности
невербальных
средств
общения,
позитивного
самоощущения, упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического
напряжения.
Кроме методических пособий Картушиной М.Ю. обращаюсь к таким авторам, как О.А.
Новиковская,
А.Е.
Воронова,
Е.Кузнецова,
Г.А.
Волкова,
изучаю
статьи
в
журналах
«Музыкальный
руководитель»,
«Ребенок
в
детском
саду»,
«Дошкольная
педагогика»,
«Логопед».
Работа
в
тесном
сотрудничестве
с
логопедом,
которая
дает
консультации
по
интересующим вопросам, так как логоритмика смежная между логопедией и музыкальным
воспитанием. Совместно
делается пособия. Зная, благодаря диагностирования логопедом,
проблемы детей с нарушениями речи использую индивидуальный подход.
Результатом проведенной работы является развитие творческого мышления детей,
музыкального воображения, внимание к звукам, музыкальной памяти, развитие обычной и
музыкальной речи.
Список использованной литературы.
1. К.Е.Барыкина. Пойте с нами. Песни для детей дошкольного возраста – Екатеринбург,
2012.
.2. В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Санкт-Петербург, 2000.
3.
М.Ю.
Картушина
Конспекты
логоритмических
занятий
с
детьми
6-7
лет.
–
М.:
ТЦ
Сфера,
2007.
4. М.Ю. Картушина. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. –
М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. М.Ю. Картушина.
Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие.
– М.: ТЦ Сфера, 2003.
6.О.И.Крупенчук,
Т.А.Воробьева.
Логопедические
упражнения.
Артикуляционная
гимнастика. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
7. М.Н. Щетинин. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой– М.: Метафора, 2003.