Напоминание

"Реализация ФГОС НОО на уроках физической культуры".


Автор: Семейкина Марина Геннадьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 22
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация ФГОС НОО на уроках физической культуры".
Раздел: начальное образование





Назад




Семейкина

Марина

Геннадьевна,

учитель физической культуры, высшая

квалификационная

категория,

МАОУ

С О Ш

2 2 ,

г.

Е к а т е р и н б у р г,

Свердловская область, РФ.

Реализация ФГОС НОО на уроках физической культуры.

Основная

цель

и

задача

ФГОС

это

развитие

личности.

Инструментом в построении уроков физической культуры в рамках

ФГОС является системно – деятельностный подход.

Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат. Урок в рамках

ФГОС

это

когда

я

учусь

(обучающийся).

То

есть

на

уроке

физической культуры должны создаваться условия для активности

обучающегося.

Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто

вооружить ученика навыкам умениям в различных видах спорта, а

сформировать

у

него

умение

и

желание

заниматься

физической

культурой

и

спортом

всю

жизнь,

уметь

работать

в

команде,

сформировать

способность

к самоизменению и саморазвитию на

основе рефлексивной самоорганизации.

В основе ФГОС НОО лежит формирование универсальных учебных

действий. УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е.

совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих

его

способность

к

самостоятельному

усвоению

новых

знаний

и

умений,

включая

организацию

этого

процесса.

Сложность

организации работы по формированию УУД заключается в том, что

на

уроке

физической

культуры

данную

работу

необходимо

выполнять в процессе двигательной активности.

Используя

методику

формирования

УУД

на

уроках

физической

культуры, учитель направляет на самостоятельный поиск решения

двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск

и

формулирование

цели,

а

также

систематизацию

полученных

знаний

и

умений.

При

этом

стоит

отметить,

что

в

имеющихся

подходах

к

обучению

физической

культуре,

основанных

на

объяснительно-иллюстративном

и

демонстрационном

методах,

недостаточно внимания уделяется самостоятельности. Такой подход

не

в

полной

мере

может

обеспечить

результаты

обучения

физической культуре, прописанные в новом стандарте. Повышение

познавательной

самостоятельности

и

творческой

активности

учащихся

возможно

при

использовании

с о в р е м е н н ы х

педагогических

технологий:

проблемного

обучения,

проектное

обучение,

активных

методов,

информационно-коммуникационных

технологий и др.

Содержание

УУД

определяется

с

учетом

задач

физического

воспитания,

типа

урока,

личности

педагогов

и

особенности

их

работы.

Ну и немного напомню:

Виды

и

содержание

УУД,

формируемые

на

уроках

физической

культуры.

Личностные:

1.Самоопределение

2.Смыслообразование

Регулятивные:

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

Познавательные:

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

Коммуникативные:

1.Строить

продуктивное

взаимодействие

между

сверстниками

и

педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для

обучающегося. То есть обучающийся должен знать: зачем я это

делаю?

Должно

быть

осмысление

урока.

Соответственно

между

частями урока должны быть логические связи:

1.

Актуализация, постановка проблемы, мотивация

2.

План, целеполагание

3.

Критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому

результату в зависимости от индивидуальных способностей

4.

Осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должен

знать зачем они выполняют те или иные упражнения. На какие

группы мышц, и зачем им это нужно.

5.

Самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что

нет.

6.

Коррекция

7.

Реализация

8.

Рефлексия. Перспективный план на реализацию задач

Итак,

резюмирую: ФГОС

-

это

совокупность

требований,

обязательных

при

реализации

образовательной

программы,

требований

к

результатам

освоения,

к

структуре

и

условиям

реализации…, это не передача суммы знаний, а развитие личности

учащегося на основе освоения способов деятельности. А как эти

требования по физической культуре выполняются в нашей школе?

На сегодняшний день мы обеспечиваем возможность исполнения

требований Стандарта по материально-техническому обеспечению

(у нас есть стадион, хороший спортивный зал, имеется необходимый

спортинвентарь,

закупается

новое

оборудования,

соблюдаются

санитарные требования, пожарные нормы и т.п.) и финансированию

(осуществляется

исходя

из

обязательств

на

основе

задания

учредителя). В части требований к преподаванию: в школе работают

учителя

1

и

высшей

категорией.

Предмет

физической

культуры

является

образовательной

учебной

дисциплина

и

отвечает

поставленным целям, где:

1)

формируем

умения

самостоятельно

составлять

и

выполнять

комплексы общеразвивающих упражнений;

2) создаются основы для умений отбирать физические упражнения и

регулировать физические нагрузки;

3) развиваются личностные качества и здоровый образ жизни;

4)

идет

организация

систематических

занятий

физической

культурой;

5) работаем над расширением опыта организации и мониторинга

физического развития и физической подготовленности;

Работая в начальной школе, я на практике стараюсь реализовать

требования ФГОС НОО на урочной и во внеурочной деятельности.

Сегодня остановлюсь только на урочной. Основная цель на уроках

ФК

в

начальной

школе: развитие

двигательной

активности

обучающихся,

достижение

положительной

динамики

в

развитии

основных

физических

качеств

и

формирование

потребности

в

здоровом

образе

жизни.

На

основании

названной

цели

поставлены основные задачи:

создание

успешности

освоения

основных

двигательных

действий

при

организации

образовательного

процесса

на

уроке

физкультуры;

формирование

способов

планирования,

конструирования

комплексов движений для достижения определённого качественного

физического состояния;

формирование

способов

оценки

собственного

физического

состояния;

формирование

умения

контролировать

правильность

выполнения двигательных действий и самостоятельного оценивания

их.

Как

выглядит

первоклассник

на

уроке

ФК?

Он

не

имеет

представления

о

физическом

действии,

не

понимает

ценности

физического

здоровья,

не

имеет

отчетливого

представления

о

структуре

физической

деятельности.

Информация

о

развитии

здоровья

для

семилетнего

ребёнка

носит

ритуальный

характер

(например, утренняя зарядка), никак не связанный с его реальной

деятельностью. Следовательно, вести с ним диалог или предметный

спор, как необходимое условие учебной деятельности, возможен,

если есть хотя бы общее основание для спора. У первоклассника нет

достаточного

опыта

для

произвольного

и с п ользо ва н и я

разновидностей

перемещений,

выполнения

движений.

Поэтому

первоочередной задачей физкультуры в 1 классе является введения в

предмет.

Нужно

дать

возможность

первокласснику

ощутить

основные параметры выполняемых упражнений, как компоненты

учебной деятельности (цель, самоконтроль, самооценка), обучить

двигательным действиям, дать понятия о здоровье, познакомить с

двигательным режимом, научить подсчёту пульса и т.п. Учитывать,

что

физически

младший

школьник

двигается

много.

Движение

приносит ему радость. Но делает все свои движения непроизвольно.

А вот к произвольным длительным физическим нагрузкам он пока

не готов, хотя его организм способен к быстрому восстановлению.

На

уроках

я

стараюсь

проводить

достаточно

большой

объём

физической

нагрузки,

но

при

этом

разбиваю

ее

на

множество

краткосрочных

нагрузок

с

небольшими

перерывами,

во

время

которых

задаю

вопросы,

связанные

с

решением

учебных

задач.

Одновременно,

учу

формулировать

проблемы

и

выдвигать

гипотезы. Позже, стараюсь организовать ситуацию исследования

того или иного способа передвижения или выполнения действия, но

при этом, чтобы они обговаривали свои действия, пробовали их

выполнить

и

сравнить

свои

действия

с

действием

других.

Они

стараются, но непроизвольно выполняют хаотичные движения, не

связанные с упражнением. Например, после проведенной игры или

эстафеты,

задаю

вопросы:

-

Чем

отличаются

произвольные

двигательные действия от непроизвольных? Ответ ожидаю такой,

что произвольное движение – это такое, которое имеет цель: быстро

добежать,

незаметно

изменить

положение,

увернуться

от

столкновения,

не

получить

травму

при

падении,

преодолеть

препятствие,

далеко

или

точно

бросить

предмет.

Следующий

вопрос: - А что такое «Действие»? (Ожидается ответ: построение,

ползание, перемещение на четвереньках, тихая, быстрая ходьба и

бег,

кувырки,

перелезание,

перепрыгивание

и

т.п.).

После

упражнений

с

мячами

с

различной

скоростью

и

выполнением

различных заданий, задаю вопрос: Чем отличаются одни движения

от

других?

(они

отличаются

по

силе,

быстроте,

сложности

выполнения, по набору элементов). После кувырков или стойке на

лопатках:

-

Как

можно

отличить

одни

движения

от

других?»

(посмотреть, сравнить, прочувствовать самому, послушать и т.п.).

Очень

часто

на

практике

рассматриваю

бег

и

прошу

детей

определить:

как

быстрее

или

медленнее

можно

передвигается

с

положением

головы

прямо

или

наклоненной

в

сторону?

Какие

конечности задействованы в беге? Даю задание пробежать с руками,

сцепленными

за

спиной?

Удобно?

(здесь

можно

предложить

передвижения в беге по любому признаку – быстрые и медленные,

прямо или боком, по степени подъёма бедра и т.д. и на данном этапе,

ученики осваивают умение классифицировать). В том же беге, за

основу классификации беру постановку стопы на опору: с пятки, с

носка, на всю стопу, стопы параллельно, стопы с разворотом во вне,

с поворотом во внутрь, одна нога ставится с пятки, другая – с носка

и т.д. После этого, задаю вопросы: как лучше и удобнее бежать? Как

быстрее? Дети отвечают. В итоге, выбираем наиболее удобный бег.

Здесь можно упрекнуть в антипедагогических действиях: обучаю

детей неправильным действиям. Не соглашусь: во-первых, в начале

своего выступления я сказала, что ФГОС это не передача суммы

знаний,

а

развитие

личности

учащегося

на

основе

освоения

способов деятельности. Во-вторых, форма действия зависит от цели

действия. (Приведу пример из жизни: если бежать до автобуса по

гололедице

высоко

на

стопе,

ставя

их

по

одной

линии,

высоко

поднимая колени, то цели мы можем и не достичь. Это в лучшем

случае. А в худшем – можем оказаться на больничной койке). В-

третьих, создаётся база различных движений, на основе которой

формируются ловкость и координация.

Во 2 – 4 классах продолжаю работу, начатую в 1 классе, работаю над

техникой

элементов,

над

системой

последовательных

и

взаимосвязанных

действий

по

созданию

учеником

физического

упражнения,

по

его

исполнению

и

рефлексии,

т.е.

подвожу

к

универсальным

учебным

действиям,

проведению

простых

экспериментов и исследований.

Стараюсь отступать от требований спортивных нормативов (кроме

нормативов комплекса ГТО), считаю, что это задача спорта. Вместо

нормативов,

применяю

различные

физические

упражнения

для

удовлетворения

учениками

своих

потребностей

в

движениях.

А

потребности у них самые разнообразные: для формирования силы

(различные «полосы препятствий», подтягивание и «отжимание»),

проведения

досуга

(«Веселые

старты»,

игры),

повышения

самооценки или повышения социального статуса (сильных, ловких,

красивых уважают) и для здоровья (Гимнастические комплексы и

комплексы общеразвивающих упражнений). А для оценки уровня

физической

подготовленности

учащихся

(высокий,

средний

или

низкий),

предлагаю

продемонстрировать

физические

качества

в

беге,

подтягивании,

прыжках

в

длину

и

гибкости.

Выполнение

задачи

«быть

здоровым,

красивым,

умеющим

выполнять

физические

действия

в

соответствии

со

своими

потребностями»

зависит от того, желает ли этого сам ученик ее выполнить. А задача

учителя – помочь ему решить эту задачу. Так же на своих уроках я

формирую у обучающихся умение анализировать свою деятельность

и корректировать ее. Работу организую в малых группах, в которых

самостоятельно обучающиеся анализируют материал предыдущих

занятий, следят за правильным выполнением упражнений в своих

отделениях,

участвуют

в

судействе

и

т.д.

Система

работы

по

использованию

личностно-

ориентированного

подхода

на

уроках

физкультуры

состоит

в

комбинировании

элементов

личностно-

ориентированных

и

здоровьесберегающих

технологий,

создании

системы использования всех сторон методики урока: организации

урока; подбора средств; использования методов обучения и методов

физического воспитания. В своей педагогической деятельности я не

только формирую жизненно важные двигательные умения и навыки,

но

и

воспитываю

потребность

в

самоорганизации

и

умении

самостоятельно

выполнять

физические

упражнения.

Моя

задача

заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои

способности,

создать

условия

для

их

развития,

способствовать

сохранению

и

укреплению

здоровья

ребенка,

т.е.

осуществлять

личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Для

того

чтобы

преодолеть

трудность

и

внедрить

творческо-

инновационную

деятельность

учителю

необходимо

помнить,

что

любые

действия

должны

быть

осмысленными.

Это

относится

прежде всего к тому, кто требует действия от других. Развивать

внутреннюю мотивацию – это движение вверх. Задачи, которые мы

ставим перед ребенком, должны быть не только понятны, но и

внутренне приятны ему, т. е. они должны быть значимы для него.

Нужно создать атмосферу успеха, помогать ребенку учится легко,

обретать

уверенность

в

своих

способностях. Ведь

физическая

культура - это один из тех предметов, где связь обучения с жизнью

используется

как

стимул

самообразования,

активизируется

физический

потенциал,

прививается

интерес

к

заботе

о

своем

здоровье и его сбережению. А учитель, его отношение к учебному

процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть

способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс,

без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного

образования.



В раздел образования