Автор: Семейкина Марина Геннадьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 22
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация ФГОС НОО на уроках физической культуры".
Раздел: начальное образование
Семейкина
Марина
Геннадьевна,
учитель физической культуры, высшая
квалификационная
категория,
МАОУ
С О Ш
№
2 2 ,
г.
Е к а т е р и н б у р г,
Свердловская область, РФ.
Реализация ФГОС НОО на уроках физической культуры.
Основная
цель
и
задача
ФГОС
–
это
развитие
личности.
Инструментом в построении уроков физической культуры в рамках
ФГОС является системно – деятельностный подход.
Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат. Урок в рамках
ФГОС
–
это
когда
я
учусь
(обучающийся).
То
есть
на
уроке
физической культуры должны создаваться условия для активности
обучающегося.
Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто
вооружить ученика навыкам умениям в различных видах спорта, а
сформировать
у
него
умение
и
желание
заниматься
физической
культурой
и
спортом
всю
жизнь,
уметь
работать
в
команде,
сформировать
способность
к самоизменению и саморазвитию на
основе рефлексивной самоорганизации.
В основе ФГОС НОО лежит формирование универсальных учебных
действий. УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е.
совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих
его
способность
к
самостоятельному
усвоению
новых
знаний
и
умений,
включая
организацию
этого
процесса.
Сложность
организации работы по формированию УУД заключается в том, что
на
уроке
физической
культуры
данную
работу
необходимо
выполнять в процессе двигательной активности.
Используя
методику
формирования
УУД
на
уроках
физической
культуры, учитель направляет на самостоятельный поиск решения
двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск
и
формулирование
цели,
а
также
систематизацию
полученных
знаний
и
умений.
При
этом
стоит
отметить,
что
в
имеющихся
подходах
к
обучению
физической
культуре,
основанных
на
объяснительно-иллюстративном
и
демонстрационном
методах,
недостаточно внимания уделяется самостоятельности. Такой подход
не
в
полной
мере
может
обеспечить
результаты
обучения
физической культуре, прописанные в новом стандарте. Повышение
познавательной
самостоятельности
и
творческой
активности
учащихся
возможно
при
использовании
с о в р е м е н н ы х
педагогических
технологий:
проблемного
обучения,
проектное
обучение,
активных
методов,
информационно-коммуникационных
технологий и др.
Содержание
УУД
определяется
с
учетом
задач
физического
воспитания,
типа
урока,
личности
педагогов
и
особенности
их
работы.
Ну и немного напомню:
Виды
и
содержание
УУД,
формируемые
на
уроках
физической
культуры.
Личностные:
1.Самоопределение
2.Смыслообразование
Регулятивные:
1.Соотнесение известного и неизвестного
2.Планирование
3.Оценка
4.Способность к волевому усилию
Познавательные:
1.Формулирование цели
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
Коммуникативные:
1.Строить
продуктивное
взаимодействие
между
сверстниками
и
педагогами
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для
обучающегося. То есть обучающийся должен знать: зачем я это
делаю?
Должно
быть
осмысление
урока.
Соответственно
между
частями урока должны быть логические связи:
1.
Актуализация, постановка проблемы, мотивация
2.
План, целеполагание
3.
Критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому
результату в зависимости от индивидуальных способностей
4.
Осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должен
знать зачем они выполняют те или иные упражнения. На какие
группы мышц, и зачем им это нужно.
5.
Самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что
нет.
6.
Коррекция
7.
Реализация
8.
Рефлексия. Перспективный план на реализацию задач
Итак,
резюмирую: ФГОС
-
это
совокупность
требований,
обязательных
при
реализации
образовательной
программы,
требований
к
результатам
освоения,
к
структуре
и
условиям
реализации…, это не передача суммы знаний, а развитие личности
учащегося на основе освоения способов деятельности. А как эти
требования по физической культуре выполняются в нашей школе?
На сегодняшний день мы обеспечиваем возможность исполнения
требований Стандарта по материально-техническому обеспечению
(у нас есть стадион, хороший спортивный зал, имеется необходимый
спортинвентарь,
закупается
новое
оборудования,
соблюдаются
санитарные требования, пожарные нормы и т.п.) и финансированию
(осуществляется
исходя
из
обязательств
на
основе
задания
учредителя). В части требований к преподаванию: в школе работают
учителя
1
и
высшей
категорией.
Предмет
физической
культуры
является
образовательной
учебной
дисциплина
и
отвечает
поставленным целям, где:
1)
формируем
умения
самостоятельно
составлять
и
выполнять
комплексы общеразвивающих упражнений;
2) создаются основы для умений отбирать физические упражнения и
регулировать физические нагрузки;
3) развиваются личностные качества и здоровый образ жизни;
4)
идет
организация
систематических
занятий
физической
культурой;
5) работаем над расширением опыта организации и мониторинга
физического развития и физической подготовленности;
Работая в начальной школе, я на практике стараюсь реализовать
требования ФГОС НОО на урочной и во внеурочной деятельности.
Сегодня остановлюсь только на урочной. Основная цель на уроках
ФК
в
начальной
школе: развитие
двигательной
активности
обучающихся,
достижение
положительной
динамики
в
развитии
основных
физических
качеств
и
формирование
потребности
в
здоровом
образе
жизни.
На
основании
названной
цели
поставлены основные задачи:
создание
успешности
освоения
основных
двигательных
действий
при
организации
образовательного
процесса
на
уроке
физкультуры;
формирование
способов
планирования,
конструирования
комплексов движений для достижения определённого качественного
физического состояния;
формирование
способов
оценки
собственного
физического
состояния;
формирование
умения
контролировать
правильность
выполнения двигательных действий и самостоятельного оценивания
их.
Как
выглядит
первоклассник
на
уроке
ФК?
Он
не
имеет
представления
о
физическом
действии,
не
понимает
ценности
физического
здоровья,
не
имеет
отчетливого
представления
о
структуре
физической
деятельности.
Информация
о
развитии
здоровья
для
семилетнего
ребёнка
носит
ритуальный
характер
(например, утренняя зарядка), никак не связанный с его реальной
деятельностью. Следовательно, вести с ним диалог или предметный
спор, как необходимое условие учебной деятельности, возможен,
если есть хотя бы общее основание для спора. У первоклассника нет
достаточного
опыта
для
произвольного
и с п ользо ва н и я
разновидностей
перемещений,
выполнения
движений.
Поэтому
первоочередной задачей физкультуры в 1 классе является введения в
предмет.
Нужно
дать
возможность
первокласснику
ощутить
основные параметры выполняемых упражнений, как компоненты
учебной деятельности (цель, самоконтроль, самооценка), обучить
двигательным действиям, дать понятия о здоровье, познакомить с
двигательным режимом, научить подсчёту пульса и т.п. Учитывать,
что
физически
младший
школьник
двигается
много.
Движение
приносит ему радость. Но делает все свои движения непроизвольно.
А вот к произвольным длительным физическим нагрузкам он пока
не готов, хотя его организм способен к быстрому восстановлению.
На
уроках
я
стараюсь
проводить
достаточно
большой
объём
физической
нагрузки,
но
при
этом
разбиваю
ее
на
множество
краткосрочных
нагрузок
с
небольшими
перерывами,
во
время
которых
задаю
вопросы,
связанные
с
решением
учебных
задач.
Одновременно,
учу
формулировать
проблемы
и
выдвигать
гипотезы. Позже, стараюсь организовать ситуацию исследования
того или иного способа передвижения или выполнения действия, но
при этом, чтобы они обговаривали свои действия, пробовали их
выполнить
и
сравнить
свои
действия
с
действием
других.
Они
стараются, но непроизвольно выполняют хаотичные движения, не
связанные с упражнением. Например, после проведенной игры или
эстафеты,
задаю
вопросы:
-
Чем
отличаются
произвольные
двигательные действия от непроизвольных? Ответ ожидаю такой,
что произвольное движение – это такое, которое имеет цель: быстро
добежать,
незаметно
изменить
положение,
увернуться
от
столкновения,
не
получить
травму
при
падении,
преодолеть
препятствие,
далеко
или
точно
бросить
предмет.
Следующий
вопрос: - А что такое «Действие»? (Ожидается ответ: построение,
ползание, перемещение на четвереньках, тихая, быстрая ходьба и
бег,
кувырки,
перелезание,
перепрыгивание
и
т.п.).
После
упражнений
с
мячами
с
различной
скоростью
и
выполнением
различных заданий, задаю вопрос: Чем отличаются одни движения
от
других?
(они
отличаются
по
силе,
быстроте,
сложности
выполнения, по набору элементов). После кувырков или стойке на
лопатках:
-
Как
можно
отличить
одни
движения
от
других?»
(посмотреть, сравнить, прочувствовать самому, послушать и т.п.).
Очень
часто
на
практике
рассматриваю
бег
и
прошу
детей
определить:
как
быстрее
или
медленнее
можно
передвигается
с
положением
головы
прямо
или
наклоненной
в
сторону?
Какие
конечности задействованы в беге? Даю задание пробежать с руками,
сцепленными
за
спиной?
Удобно?
(здесь
можно
предложить
передвижения в беге по любому признаку – быстрые и медленные,
прямо или боком, по степени подъёма бедра и т.д. и на данном этапе,
ученики осваивают умение классифицировать). В том же беге, за
основу классификации беру постановку стопы на опору: с пятки, с
носка, на всю стопу, стопы параллельно, стопы с разворотом во вне,
с поворотом во внутрь, одна нога ставится с пятки, другая – с носка
и т.д. После этого, задаю вопросы: как лучше и удобнее бежать? Как
быстрее? Дети отвечают. В итоге, выбираем наиболее удобный бег.
Здесь можно упрекнуть в антипедагогических действиях: обучаю
детей неправильным действиям. Не соглашусь: во-первых, в начале
своего выступления я сказала, что ФГОС это не передача суммы
знаний,
а
развитие
личности
учащегося
на
основе
освоения
способов деятельности. Во-вторых, форма действия зависит от цели
действия. (Приведу пример из жизни: если бежать до автобуса по
гололедице
высоко
на
стопе,
ставя
их
по
одной
линии,
высоко
поднимая колени, то цели мы можем и не достичь. Это в лучшем
случае. А в худшем – можем оказаться на больничной койке). В-
третьих, создаётся база различных движений, на основе которой
формируются ловкость и координация.
Во 2 – 4 классах продолжаю работу, начатую в 1 классе, работаю над
техникой
элементов,
над
системой
последовательных
и
взаимосвязанных
действий
по
созданию
учеником
физического
упражнения,
по
его
исполнению
и
рефлексии,
т.е.
подвожу
к
универсальным
учебным
действиям,
проведению
простых
экспериментов и исследований.
Стараюсь отступать от требований спортивных нормативов (кроме
нормативов комплекса ГТО), считаю, что это задача спорта. Вместо
нормативов,
применяю
различные
физические
упражнения
для
удовлетворения
учениками
своих
потребностей
в
движениях.
А
потребности у них самые разнообразные: для формирования силы
(различные «полосы препятствий», подтягивание и «отжимание»),
проведения
досуга
(«Веселые
старты»,
игры),
повышения
самооценки или повышения социального статуса (сильных, ловких,
красивых уважают) и для здоровья (Гимнастические комплексы и
комплексы общеразвивающих упражнений). А для оценки уровня
физической
подготовленности
учащихся
(высокий,
средний
или
низкий),
предлагаю
продемонстрировать
физические
качества
в
беге,
подтягивании,
прыжках
в
длину
и
гибкости.
Выполнение
задачи
«быть
здоровым,
красивым,
умеющим
выполнять
физические
действия
в
соответствии
со
своими
потребностями»
зависит от того, желает ли этого сам ученик ее выполнить. А задача
учителя – помочь ему решить эту задачу. Так же на своих уроках я
формирую у обучающихся умение анализировать свою деятельность
и корректировать ее. Работу организую в малых группах, в которых
самостоятельно обучающиеся анализируют материал предыдущих
занятий, следят за правильным выполнением упражнений в своих
отделениях,
участвуют
в
судействе
и
т.д.
Система
работы
по
использованию
личностно-
ориентированного
подхода
на
уроках
физкультуры
состоит
в
комбинировании
элементов
личностно-
ориентированных
и
здоровьесберегающих
технологий,
создании
системы использования всех сторон методики урока: организации
урока; подбора средств; использования методов обучения и методов
физического воспитания. В своей педагогической деятельности я не
только формирую жизненно важные двигательные умения и навыки,
но
и
воспитываю
потребность
в
самоорганизации
и
умении
самостоятельно
выполнять
физические
упражнения.
Моя
задача
заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои
способности,
создать
условия
для
их
развития,
способствовать
сохранению
и
укреплению
здоровья
ребенка,
т.е.
осуществлять
личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Для
того
чтобы
преодолеть
трудность
и
внедрить
творческо-
инновационную
деятельность
учителю
необходимо
помнить,
что
любые
действия
должны
быть
осмысленными.
Это
относится
прежде всего к тому, кто требует действия от других. Развивать
внутреннюю мотивацию – это движение вверх. Задачи, которые мы
ставим перед ребенком, должны быть не только понятны, но и
внутренне приятны ему, т. е. они должны быть значимы для него.
Нужно создать атмосферу успеха, помогать ребенку учится легко,
обретать
уверенность
в
своих
способностях. Ведь
физическая
культура - это один из тех предметов, где связь обучения с жизнью
используется
как
стимул
самообразования,
активизируется
физический
потенциал,
прививается
интерес
к
заботе
о
своем
здоровье и его сбережению. А учитель, его отношение к учебному
процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть
способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс,
без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного
образования.