Напоминание

Взаимодействие и сотрудничество с родителями и социальными институтами с целью оказания помощи и поддержки растущей личности.


Автор: Ахмедулина Людмила Геннадьевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска №41
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие и сотрудничество с родителями и социальными институтами с целью оказания помощи и поддержки растущей личности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие и сотрудничество с родителями и социальными

институтами с целью оказания помощи и поддержки растущей

личности.

Ахмедулина Л.Г.

заместитель заведующего МБДОУ г. Иркутска №41

Образовательная деятельность дошкольного учреждения рассматривается как

специфическая

сфера

социальной

жизни,

стимулирующая

личностное

и

социальное развитие ребенка – дошкольника. Выполнение жизненно важной

функции образовательной деятельности – оказание помощи и поддержки

растущей личности при вхождении в мир, формировании самостоятельного

социального опыта. Такое понимание сущности образовательных влияний в

этом возрасте восходит к классической российской дошкольной педагогике

К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и др.

Новые

задачи,

встающие

перед

педагогами

и

ДОУ,

предполагают

его

открытость,

тесное

сотрудничество

и

взаимодействие

с

другими

социальными

институтами,

помогающими

ему

решать

образовательные

задачи. Детский сад постепенно превращается в открытую образовательную

систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения

становится свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны

педагогического

коллектива,

с

другой

педагоги

ориентируются

на

сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными

институтами.

Логика

изложения

материала

предполагает

уточнения

понятий

«сотрудничество»

и

«взаимодействие».

Сотрудничество

предполагает

общение

на

равных,

где

никому

не

принадлежит

привилегия

указывать,

контролировать,

оценивать.

Взаимодействие

способ

организации

совместной деятельности разных сторон в условиях открытости.

Т.И.

Александрова

выделяет

внутренние

и

внешние

взаимосвязи

дошкольного

образовательного

учреждения.

К

внутренним

она

относит

сотрудничество

воспитанников,

родителей

и

педагогов.

К

внешним

партнерство

с

государством,

школами,

вузами,

культурными

центрами,

медицинскими

учреждениями,

спортивными

организациями

д р . ,

обеспечивающее целостное развитие ребенка дошкольного возраста.

Внутренние

взаимосвязи

дошкольного

образовательного

учреждения

предполагают

реализацию

личностно-ориентированной

модели

взаимодействия взрослых и детей на основе общедоступности дошкольного

образования,

его

адаптивности

к

уровню

и

особенностям

развития

воспитанников, через создание условий для развития каждого.

На современном этапе, на фоне становления новых отношений между детьми

и взрослыми, нового осмысления таких понятий, как «детство», «культура

детства»,

«мир

детства»,

«жизненное

пространство

ребенка»

и

др.,

изменяется

смысл

взаимодействия

педагогов

и

во спитанников,

переосмысливается

позиция

педагога

по

отношению

к

воспитаннику:

делается опора на имеющийся природный потенциал, идет поиск и развитие

дарований,

стимулирование

внутренних

духовных

сил

ребенка.

Поэтому

главная цель образования на этапе дошкольного детства состоит в создании

условий

и

подготовке

детей

к

непрерывному

развитию.

Современное

поколение

детей

психологически

иное:

внутренне

свободное

и

менее

зависимое

от

взрослых.

Однако

на

ступени

дошкольного

детства

важно

сохранить,

культивировать

отношения

сотрудничества

между

субъектами

образовательного процесса. Доверительное сотрудничество в этот период

ориентировано

в

большей

степени

не

на

«обмен

информацией»,

а

на

осмысление,

систематизацию

укорененных

в

сознании

идей,

ценностных

приоритетов и , главное , выявление общего между педагогом и ребенком, т.е.

соединение, согласование их усилий как единомышленников. Педагог

и

ребенок

должны

стать

равноправными

со-участниками

образовательного

процесса.

Установление

подобных

отношений

следует

рассматривать

как

показатель успешности и завершенности образовательных взаимодействий,

р а з в и ва ю щ и х

л и ч н о с т ь

ко н к р е т н о го

р е бе н ка .

В

а т м о с ф е р е

доброжелательности

ребенок

не

боится

сделать

ошибку,

высказать

свои

соображения, отстаивать свое мнение.

Обращенность

к

личности,

стремление

удовлетворить

ее

растущие

познавательные

потребности,

запросы

позволят

образовательной

деятельности

в

дошкольном

учреждении

максимально

адаптироваться

к

индивидуальным особенностям детей, гибко реагировать на социокультурные

изменения среды.

В

поставленных

условиях

задачи

сотрудничества

дошкольного

образовательного учреждения и семьи определяются через:

- воспитание уважения к детству и родительству;

- повышение психолого – педагогической компетентности родителей;

- привлечение родителей к сотрудничеству;

- воспитание привычки обращаться за помощью к специалистам в вопросах

воспитания, обучения и развития ребенка;

- повышение уровня общей культуры родителей.

Организация

сотрудничества

дошкольного

образовательного

учреждения

родителей включает:

- единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями,

понимание

нужд

и

интересов

ребенка

и

своих

обязанностей

как

воспитателей;

- установление правильных отношений на основе доброжелательной критики

и самокритики;

- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский

сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь

родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной работе;

-

изучение

лучшего

опыта

семейного

воспитания,

пропаганда

его

среди

широкого круга родителей;

- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их

взаимосвязи:

ознакомление

с

родителями

и

другими

членами

семьи,

консультации,

групповые

и

общие

родительские

собрания,

конференции,

лектории, родительские университеты, наглядные формы пропаганды и др.

Положительным

опытом

взаимодействия

детского

сада

с

родителями

является

организация

совместных

детско

родительских

праздников

и

досугов,

способствующих

неформальному

общению

участников

педагогического

процесса.

Родители

обычно

с

удовольствием

принимают

участие

в

таких

мероприятиях:

читают

стихи,

поют

песни,

играют

на

музыкальных инструментах, показывают свои знания, смекалку, эрудицию.

Важной формой работы с родителями является родительское собрание. Цель

– привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в

семье

с

учетом

их

индивидуальных

потребностей.

Теоретическая

часть

готовится педагогами. Чтобы выявить мнения родителей по обсуждаемой

проблеме, заблаговременно проводится их анкетирование и подводятся его

итоги. Интервьюирование родителей помогает педагогам установить контакт

с родителями воспитанников, наладить обратную связь с семьей. Телефон

доверия позволяет родителям задать любые интересующие их вопросы как в

устной, так и в письменной форме.

Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний

среди родителей становятся организуемые детскими садами циклы лекций,

педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену

опытом семейного воспитания, школы молодых родителей, университеты

педагогических

знаний

и

др.

эти

формы

работы

при

умелом

сочетании

дополняют друг друга. Содержание их может быть различно, в зависимости

от потребностей родителей, задач, выдвинутых в плане работы на год, и др.

Конференции с участием родителей. Их организуют дошкольные учреждения

на

базе

библиотеки.

Темы

конференций

многообразны

и

могут

быть

посвящены

физическому,

умственному,

эстетическому,

нравственному

воспитанию

детей,

а

также

тем

вопросам,

которые

особо

интересуют

родителей. На конференциях в занимательной форме педагоги, профильные

специалисты. Родители моделируют жизненные ситуации, проигрывают их.

Занятия

в

педагогических

кружках

имеют

целью

вооружить

родителей

разнообразными практическими знаниями и умениями, которые понадобятся

им в процессе организации жизни и воспитания детей. Интересно проходят

занятия, на которых родители узнают, как следует читать детям. Разучивать с

ними стихи, слушать музыку, рассматривать художественные произведения.

Выступления специалистов иллюстрируются практическим показом методов

и приемов работы.

Широкое применение в работе с родителями нашли деловые игры. Они

предполагают

решение

педагогических

задач

и

ситуаций,

требуют

от

участников принятия определенной роли и выбора способов взаимодействия.

Это творческая, свободная деятельность, увлекающая родителей.

Актуальным на сегодняшний день остается участие родителей в совместных

субботниках,

организуемых

детским

садом

с

целью

уборки

помещений,

территории, ремонтных работ. Таким образом, взаимодействие с родителями

можно

осуществлять

по

разному.

Если

отдать

предпочтение

нетрадиционным

формам

работы,

то

родители

активнее

включатся

в

совместную работу по вопросам воспитания детей, они с интересом будут

посещать

мероприятия,

станут

их

непосредственными

участниками.

Социальные

институты

могут

и

должны

стать

партнерами

дошкольного

образовательного. Это:

-

школы,

обеспечивающие

приемственность

образовательного

процесса,

участвующие

в

совместных

с

педагогами

детского

сада

встречах,

совещаниях, обменивающиеся опытом образования детей;

- медицинские учреждения, обеспечивающие систему охраны и сбережения

здоровья

через

углубленные

осмотры

дошкольников,

медицинские

рекомендации родителям, оказание медицинской помощи детям;

- библиотеки, осуществляющие как приобщение дошкольников к чтению, так

и

методическое

сопровождение

образовательного

процесса

дошкольного

учреждения;

- театры, приобщающие детей к театральной культуре, воспитывающие у них

эстетический вкус, расширяющие кругозор;

-

музыкальные

школы,

осуществляющие

приобщение

дошкольников

к

музыкальному искусству и музыкальному творчеству;

- спортивные школы и секции, помогающие ребенку дошкольного возраста

разнообразить

досуговую

деятельность,

обеспечивающие

сохранение

здорового образа жизни в течение жизнедеятельности;

-

дворцы

культуры,

дворцы

творчества,

обеспечивающие

творческую

деятельность ребенка;

-

другие

дошкольные

образовательные

учреждения,

организующие

образовательное

пространство

за

счет

совместных

совещаний.

Встреч,

обмена

опытом

для

определения

перспектив

развития

территориальных

образовательных округов;

- педагогические вузы и колледжи, обеспечивающие научно – методическое

сопровождение образовательного процесса дошкольного учреждения.

У субъектов образовательного процесса партнерские отношения могут быть

как единовременными, так и долговременными, скрепленными договором о

сотрудничестве, который определяет не только содержание взаимосвязей, но

и формы, методы, приемы совместной деятельности.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение в последние годы

становится

все

более

открытой

образовательной

системой,

способной

реагировать

на

изменения

внутренней

и

внешней

среды,

активно

взаимодействовать

с

различными

социальными

группами

и

социальными

институтами с целью обеспечения целостного и перспективного образования

растущей личности в течение всей жизнедеятельности.



В раздел образования