Автор: Ахмедулина Людмила Геннадьевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска №41
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие и сотрудничество с родителями и социальными институтами с целью оказания помощи и поддержки растущей личности.
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие и сотрудничество с родителями и социальными
институтами с целью оказания помощи и поддержки растущей
личности.
Ахмедулина Л.Г.
заместитель заведующего МБДОУ г. Иркутска №41
Образовательная деятельность дошкольного учреждения рассматривается как
специфическая
сфера
социальной
жизни,
стимулирующая
личностное
и
социальное развитие ребенка – дошкольника. Выполнение жизненно важной
функции образовательной деятельности – оказание помощи и поддержки
растущей личности при вхождении в мир, формировании самостоятельного
социального опыта. Такое понимание сущности образовательных влияний в
этом возрасте восходит к классической российской дошкольной педагогике
К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и др.
Новые
задачи,
встающие
перед
педагогами
и
ДОУ,
предполагают
его
открытость,
тесное
сотрудничество
и
взаимодействие
с
другими
социальными
институтами,
помогающими
ему
решать
образовательные
задачи. Детский сад постепенно превращается в открытую образовательную
систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения
становится свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны
педагогического
коллектива,
с
другой
–
педагоги
ориентируются
на
сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными
институтами.
Логика
изложения
материала
предполагает
уточнения
понятий
«сотрудничество»
и
«взаимодействие».
Сотрудничество
предполагает
общение
на
равных,
где
никому
не
принадлежит
привилегия
указывать,
контролировать,
оценивать.
Взаимодействие
–
способ
организации
совместной деятельности разных сторон в условиях открытости.
Т.И.
Александрова
выделяет
внутренние
и
внешние
взаимосвязи
дошкольного
образовательного
учреждения.
К
внутренним
она
относит
сотрудничество
воспитанников,
родителей
и
педагогов.
К
внешним
–
партнерство
с
государством,
школами,
вузами,
культурными
центрами,
медицинскими
учреждениями,
спортивными
организациями
д р . ,
обеспечивающее целостное развитие ребенка дошкольного возраста.
Внутренние
взаимосвязи
дошкольного
образовательного
учреждения
предполагают
реализацию
личностно-ориентированной
модели
взаимодействия взрослых и детей на основе общедоступности дошкольного
образования,
его
адаптивности
к
уровню
и
особенностям
развития
воспитанников, через создание условий для развития каждого.
На современном этапе, на фоне становления новых отношений между детьми
и взрослыми, нового осмысления таких понятий, как «детство», «культура
детства»,
«мир
детства»,
«жизненное
пространство
ребенка»
и
др.,
изменяется
смысл
взаимодействия
педагогов
и
во спитанников,
переосмысливается
позиция
педагога
по
отношению
к
воспитаннику:
делается опора на имеющийся природный потенциал, идет поиск и развитие
дарований,
стимулирование
внутренних
духовных
сил
ребенка.
Поэтому
главная цель образования на этапе дошкольного детства состоит в создании
условий
и
подготовке
детей
к
непрерывному
развитию.
Современное
поколение
детей
психологически
иное:
внутренне
свободное
и
менее
зависимое
от
взрослых.
Однако
на
ступени
дошкольного
детства
важно
сохранить,
культивировать
отношения
сотрудничества
между
субъектами
образовательного процесса. Доверительное сотрудничество в этот период
ориентировано
в
большей
степени
не
на
«обмен
информацией»,
а
на
осмысление,
систематизацию
укорененных
в
сознании
идей,
ценностных
приоритетов и , главное , выявление общего между педагогом и ребенком, т.е.
соединение, согласование их усилий как единомышленников. Педагог
и
ребенок
должны
стать
равноправными
со-участниками
образовательного
процесса.
Установление
подобных
отношений
следует
рассматривать
как
показатель успешности и завершенности образовательных взаимодействий,
р а з в и ва ю щ и х
л и ч н о с т ь
ко н к р е т н о го
р е бе н ка .
В
а т м о с ф е р е
доброжелательности
ребенок
не
боится
сделать
ошибку,
высказать
свои
соображения, отстаивать свое мнение.
Обращенность
к
личности,
стремление
удовлетворить
ее
растущие
познавательные
потребности,
запросы
позволят
образовательной
деятельности
в
дошкольном
учреждении
максимально
адаптироваться
к
индивидуальным особенностям детей, гибко реагировать на социокультурные
изменения среды.
В
поставленных
условиях
задачи
сотрудничества
дошкольного
образовательного учреждения и семьи определяются через:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- повышение психолого – педагогической компетентности родителей;
- привлечение родителей к сотрудничеству;
- воспитание привычки обращаться за помощью к специалистам в вопросах
воспитания, обучения и развития ребенка;
- повышение уровня общей культуры родителей.
Организация
сотрудничества
дошкольного
образовательного
учреждения
родителей включает:
- единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями,
понимание
нужд
и
интересов
ребенка
и
своих
обязанностей
как
воспитателей;
- установление правильных отношений на основе доброжелательной критики
и самокритики;
- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский
сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь
родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной работе;
-
изучение
лучшего
опыта
семейного
воспитания,
пропаганда
его
среди
широкого круга родителей;
- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их
взаимосвязи:
ознакомление
с
родителями
и
другими
членами
семьи,
консультации,
групповые
и
общие
родительские
собрания,
конференции,
лектории, родительские университеты, наглядные формы пропаганды и др.
Положительным
опытом
взаимодействия
детского
сада
с
родителями
является
организация
совместных
детско
–
родительских
праздников
и
досугов,
способствующих
неформальному
общению
участников
педагогического
процесса.
Родители
обычно
с
удовольствием
принимают
участие
в
таких
мероприятиях:
читают
стихи,
поют
песни,
играют
на
музыкальных инструментах, показывают свои знания, смекалку, эрудицию.
Важной формой работы с родителями является родительское собрание. Цель
– привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в
семье
с
учетом
их
индивидуальных
потребностей.
Теоретическая
часть
готовится педагогами. Чтобы выявить мнения родителей по обсуждаемой
проблеме, заблаговременно проводится их анкетирование и подводятся его
итоги. Интервьюирование родителей помогает педагогам установить контакт
с родителями воспитанников, наладить обратную связь с семьей. Телефон
доверия позволяет родителям задать любые интересующие их вопросы как в
устной, так и в письменной форме.
Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний
среди родителей становятся организуемые детскими садами циклы лекций,
педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену
опытом семейного воспитания, школы молодых родителей, университеты
педагогических
знаний
и
др.
эти
формы
работы
при
умелом
сочетании
дополняют друг друга. Содержание их может быть различно, в зависимости
от потребностей родителей, задач, выдвинутых в плане работы на год, и др.
Конференции с участием родителей. Их организуют дошкольные учреждения
на
базе
библиотеки.
Темы
конференций
многообразны
и
могут
быть
посвящены
физическому,
умственному,
эстетическому,
нравственному
воспитанию
детей,
а
также
тем
вопросам,
которые
особо
интересуют
родителей. На конференциях в занимательной форме педагоги, профильные
специалисты. Родители моделируют жизненные ситуации, проигрывают их.
Занятия
в
педагогических
кружках
имеют
целью
вооружить
родителей
разнообразными практическими знаниями и умениями, которые понадобятся
им в процессе организации жизни и воспитания детей. Интересно проходят
занятия, на которых родители узнают, как следует читать детям. Разучивать с
ними стихи, слушать музыку, рассматривать художественные произведения.
Выступления специалистов иллюстрируются практическим показом методов
и приемов работы.
Широкое применение в работе с родителями нашли деловые игры. Они
предполагают
решение
педагогических
задач
и
ситуаций,
требуют
от
участников принятия определенной роли и выбора способов взаимодействия.
Это творческая, свободная деятельность, увлекающая родителей.
Актуальным на сегодняшний день остается участие родителей в совместных
субботниках,
организуемых
детским
садом
с
целью
уборки
помещений,
территории, ремонтных работ. Таким образом, взаимодействие с родителями
можно
осуществлять
по
–
разному.
Если
отдать
предпочтение
нетрадиционным
формам
работы,
то
родители
активнее
включатся
в
совместную работу по вопросам воспитания детей, они с интересом будут
посещать
мероприятия,
станут
их
непосредственными
участниками.
Социальные
институты
могут
и
должны
стать
партнерами
дошкольного
образовательного. Это:
-
школы,
обеспечивающие
приемственность
образовательного
процесса,
участвующие
в
совместных
с
педагогами
детского
сада
встречах,
совещаниях, обменивающиеся опытом образования детей;
- медицинские учреждения, обеспечивающие систему охраны и сбережения
здоровья
через
углубленные
осмотры
дошкольников,
медицинские
рекомендации родителям, оказание медицинской помощи детям;
- библиотеки, осуществляющие как приобщение дошкольников к чтению, так
и
методическое
сопровождение
образовательного
процесса
дошкольного
учреждения;
- театры, приобщающие детей к театральной культуре, воспитывающие у них
эстетический вкус, расширяющие кругозор;
-
музыкальные
школы,
осуществляющие
приобщение
дошкольников
к
музыкальному искусству и музыкальному творчеству;
- спортивные школы и секции, помогающие ребенку дошкольного возраста
разнообразить
досуговую
деятельность,
обеспечивающие
сохранение
здорового образа жизни в течение жизнедеятельности;
-
дворцы
культуры,
дворцы
творчества,
обеспечивающие
творческую
деятельность ребенка;
-
другие
дошкольные
образовательные
учреждения,
организующие
образовательное
пространство
за
счет
совместных
совещаний.
Встреч,
обмена
опытом
для
определения
перспектив
развития
территориальных
образовательных округов;
- педагогические вузы и колледжи, обеспечивающие научно – методическое
сопровождение образовательного процесса дошкольного учреждения.
У субъектов образовательного процесса партнерские отношения могут быть
как единовременными, так и долговременными, скрепленными договором о
сотрудничестве, который определяет не только содержание взаимосвязей, но
и формы, методы, приемы совместной деятельности.
Таким образом, дошкольное образовательное учреждение в последние годы
становится
все
более
открытой
образовательной
системой,
способной
реагировать
на
изменения
внутренней
и
внешней
среды,
активно
взаимодействовать
с
различными
социальными
группами
и
социальными
институтами с целью обеспечения целостного и перспективного образования
растущей личности в течение всей жизнедеятельности.