Напоминание

"Я - педагог"


Автор: Котлова Елена Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР дет/сад №35
Населённый пункт: Свердловская область ГО Верхняя Тура
Наименование материала: эссе музыкального руководителя
Тема: "Я - педагог"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе музыкального руководителя Котловой Елены Геннадьевны

«Я – педагог»

«Просторный светлый зал, восторженные лица,

Пытливые глазенки маленьких детей…

Научатся их ангельские души,

Быть с музыкой добрее и сильней»

(Л. С. Грехова)

Как быстро и неукротимо бежит время, особенно в детские годы, когда

все хочется скорей узнать, попробовать на вкус, многому научиться. Как же

горько осознавать, что детство ушло безвозвратно. Но мне повезло. От меня

детство никуда не исчезло, а осталось со мной навсегда, ведь я работаю

музыкальным руководителем в детском саду.

С

самого

детства

меня

всегда

окружала

музыка.

По

утрам

будили

бодрые

песенки

из

радио,

включенным

бабушкой.

На

всех

семейных

праздника,

как

только

дедушка

брал

в

руки

баян,

квартира

наполнялась

мелодиями любимых народных песен. Папа играл на гитаре, и пел песни

популярных в те времена ВИА. Но больше всего меня привлекало большое

черное

фортепиано,

на

котором

играла

мама.

Каждый

вечер

я

слушала

классические произведения в ее исполнении. Я часто пыталась «играть на

пианино как мама», но свое исполнение прекрасным считала только я. Когда

мне исполнилось шесть лет, папа отвел меня в музыкальную школу. Для меня

это был новый мир чудес, волшебства и сказочных превращений. Тогда и

началась моя дружба с большим черным фортепиано. Я проучилась семь лет

у замечательного педагога Пивоваровой Ирины Геннадьевны. Благодаря ей я

всегда занималась с удовольствием и хорошим настроением и в школе и

дома.

Она

научила

меня чувствовать

окружающее

меня

мироздание,

не

просто видеть, но и чувствовать внутри себя, пропуская через сердце и душу.

Я научилась сливаться с музыкой. Мне хотелось быть похожей на нее, учить

детей музыке, но чем старше я становилась, тем больше понимала, что не

хочу просто сидеть за инструментом. Мне всегда хотелось работать с детьми.

Я

часто

представляла

себя

учительницей,

но

когда

пришло

время

определяться

с

профессией,

родители

убедили

меня,

что

воспитатель

детского

сада – это идеальный вариант. Я их послушала, и поступила в

Уральское педагогическое училище ж/д транспорта города Екатеринбург, на

дошкольное

отделение.

В

училище

я

решила

дополнительно

посещать

занятия по методике музыкального воспитания, ведь для меня это была

единственная возможность играть на пианино. Тогда я и представить не

могла, что эти занятия так пригодятся мне в будущем.

Вернувшись в родной город, я начала работать в детском саду «Сказка»

по специальности «воспитатель». Посещая с детьми музыкальные занятия, я

стала

замечать,

что

испытываю

некую

зависть

к

музыкальному

руководителю. Хотелось сказать, что тоже это знаю, тоже могу так сыграть, и

сценарий

составлю.

И

вот,

через

два

года,

мне

предложили

стать

музыкальным руководителем. Я сразу согласилась и ни разу не пожалела о

своем выборе.

В начале своего педагогического пути я и представить не могла, сколько

способностей

и

талантов

раскроет

во

мне

эта

профессия.

Жить

тихо

и

незаметно – это не про мою профессию. Это уже стиль жизни, когда ни дня

не можешь прожить без восторженных детских глаз. Каждый день, открывая

двери зала, начинаешь творить чудеса. В первую очередь, чудеса происходят

в душах детей, ведь фантастическая сила музыки может заставить плакать и

смеяться, переживать и размышлять, творчески мыслить. Я верю, что музыка

способна воспитать в детях только добрые, светлые чувства, главное суметь

их увлечь и повести за собой.

Со стороны многим кажется, что моя работа

сводится к игре на

фортепиано и разучиванию с детьми песен и танцев. Но это далеко не так.

Мной ведется целенаправленная работа по развитию всесторонне развитой

личности ребенка. На встречах в музыкальном зале мне надо применить на

практике

опыт

и

знания

детей

из

различных

областей

образования:

социально-коммуникативной,

художественно-эстетической,

познавательной,

речевой, физического развития и все это провести через призму знакомства с

миром музыки. По сути музыкальный руководитель – это педагог универсал,

который

имеет

возможность

проявить

свои

способности.

Так

кто

такой

современный

музыкальный

руководитель?

Это

-

педагог,

психолог,

аккомпаниатор,

хореограф,

сценарист,

звукооператор,

оформитель

и

костюмер в одном лице.

Современное

Российское

образование

претерпевает

серьезные

изменения во многих аспектах, начиная с процесса обучения и заканчивая

повышением

требования

к

профессионализму

педагога. Встает

вопрос:

"Какие качества педагога должны быть не зависящими от времени, а какие -

необходимыми ему в связи с требованиями современности?» Так какой же

педагог

нужен сегодня детскому саду? Ответ прост: такой, как и во все

времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, образованный,

любознательный, умеющий оставлять все свои личные проблемы за дверью

детского сада. При этом современный педагог – это грамотный специалист,

который свободно ориентируется в современных психолого-педагогических

концепциях

обучения,

разбирается

в

многообразии

программ

и

педагогических технологий. Это человек всегда готовый к сотрудничеству и

взаимопомощи,

успешно

работающий

в

коллективе. Можно

долго

перечислять качества педагога, которые действительно считаются хорошими.

Но

каждый

сам

делает

свой

выбор.

На

мой

взгляд,

мало

иметь

профессиональные

знания,

необходимы

еще

и

такие

качества

личности,

которые делают его в первую очередь хорошим человеком и составляют

личное

достоинство.

Было

бы

слишком

самонадеянным

считать,

что

я

обладаю всеми качествами хорошего педагога, но мое глубокое убеждение

состоит в том, что главное – это желание и стремление таковым стать.

Спустя годы насыщенной музыкальной жизни в детском саду, я поняла

для

себя,

насколько

важна

работа

музыкального

руководителя

для

всего

детского сада в целом. Этот музыкальный мир – душа каждого дошкольного

учреждения. Музыка сплачивает между собой всех детей, их родителей,

воспитателей.

Коммуникативные

свойства

музыки

сильны

и

уникальны.

Порою бывает трудно, но оно стоит того, потому что необыкновенно приятно

видеть в воспитанниках результат своей работы. Очень тепло на душе, когда

видишь, с каким желанием дети стремятся в музыкальный зал, чтобы петь,

танцевать,

играть,

творить.

А

как

приятно

видеть

своих

выпускников

в

составах различных творческих коллективов нашего города и осознавать, что

и я внесла свою лепту в развитие творческих способностей ребенка, дала

путевку в огромный мир искусства.

Я люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность не

просто работать, а интересно, творчески, полноценно жить. Мир детства –

это особый мир: яркий, удивительный, разнообразный, часто неожиданный и

непредсказуемый. Моя задача – не разрушить этот мир, а наполнить его

добром, красотой и творчеством. Важно понимать, что педагог в системе

дошкольного образования не для того, чтобы "научить", а чтобы быть рядом с

детьми, жить с детьми, чтобы они радовались и удивлялись, совершали свои

маленькие открытия, чувствовали себя защищенными и уверенными, чтобы,

взрослея, становились самостоятельными и успешными.

Я убеждена, что неспособных детей, особенно в музыкальном плане,

нет.

Нужно

просто

подобрать

ключик

к

раскрытию

всего

богатства,

заложенного в ребенке Богом, помочь ребенку найти свои доступные формы

общения с музыкой. Поэтому звуки музыки на моих занятиях являются

поводом для игры и фантазии. Музыкальный руководитель непосредственно

отвечает за «строительство» души маленького человечка, его маленького

внутреннего мира. Я стараюсь делать ее богаче, ярче, насыщеннее. Какое

счастье видеть восторженные глаза ребенка, когда он начинает понимать язык

музыки,

знакомится

с

новыми

понятиями,

такими

как

«жанр»,

«тембр»,

« р и т м » . Развитие

музыкальных

способностей

происходит

через

импровизацию,

свободное

музицирование

в

сочетании

с

элементами

ритмопластики,

хореографии

и

театра.

Для

того,

чтобы

увлечь

ребенка

музыкой я использую один простой рецепт: играй, танцуй и пой со мной.

Обязательно вместе со мной. На музыкальных занятиях мы всегда находимся

в творческом поиске вместе с детьми.

Успех

работы

по

музыкальному

воспитанию

не

возможен

без

совместной и согласованной деятельности всех педагогов ДОУ, труд которых

направлен в первую очередь на сохранение здоровья наших воспитанников.

Здоровьесбережение

является

приоритетным

направлением

нашего

сада,

потому

что

по

данным

медицинской

статистики,

детей

с

хроническими

заболеваниями становится с каждым годом больше. Научно доказано, что

музыкальное развитие неразрывно связано с физическим. Пение развивает

голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание.

Ритмика улучшает осанку, координацию, уверенность и пластику движений

ребенка. Слушание музыкальных произведений способствует укреплению

психиче ского

здоровья.

В

связи

с

этим

я

всегда

ис пользую

здоровьесберегающие

технологии,

подвижные

музыкальные

игры,

ритмопластику,

пальчиковые

игры,

дыхательную

г и м н а с т и ку,

музыкотерапию,

куклотерапию.

Все

это

требует

огромной

подготовки,

постоянного повышения самообразования. С большим интересом знакомлюсь

с опытом работы моих коллег, стараюсь следить за новинками

методических

разработок в сфере музыкального воспитания и применять их в своей практике.

Мне посчастливилось каждый день открывать двери в сказку, главные

герои

которой

-

дети

и

музыка.

Вместе

мы

идем

дорогой

искусства,

переживаем разные эмоции: смеемся и грустим, сочувствуем и сострадаем. Я

учу детей, а они учат меня.

Надеюсь, что ощущение сказки останется со мной

навсегда.



В раздел образования