Автор: Котлова Елена Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР дет/сад №35
Населённый пункт: Свердловская область ГО Верхняя Тура
Наименование материала: эссе музыкального руководителя
Тема: "Я - педагог"
Раздел: дошкольное образование
Эссе музыкального руководителя Котловой Елены Геннадьевны
«Я – педагог»
«Просторный светлый зал, восторженные лица,
Пытливые глазенки маленьких детей…
Научатся их ангельские души,
Быть с музыкой добрее и сильней»
(Л. С. Грехова)
Как быстро и неукротимо бежит время, особенно в детские годы, когда
все хочется скорей узнать, попробовать на вкус, многому научиться. Как же
горько осознавать, что детство ушло безвозвратно. Но мне повезло. От меня
детство никуда не исчезло, а осталось со мной навсегда, ведь я работаю
музыкальным руководителем в детском саду.
С
самого
детства
меня
всегда
окружала
музыка.
По
утрам
будили
бодрые
песенки
из
радио,
включенным
бабушкой.
На
всех
семейных
праздника,
как
только
дедушка
брал
в
руки
баян,
квартира
наполнялась
мелодиями любимых народных песен. Папа играл на гитаре, и пел песни
популярных в те времена ВИА. Но больше всего меня привлекало большое
черное
фортепиано,
на
котором
играла
мама.
Каждый
вечер
я
слушала
классические произведения в ее исполнении. Я часто пыталась «играть на
пианино как мама», но свое исполнение прекрасным считала только я. Когда
мне исполнилось шесть лет, папа отвел меня в музыкальную школу. Для меня
это был новый мир чудес, волшебства и сказочных превращений. Тогда и
началась моя дружба с большим черным фортепиано. Я проучилась семь лет
у замечательного педагога Пивоваровой Ирины Геннадьевны. Благодаря ей я
всегда занималась с удовольствием и хорошим настроением и в школе и
дома.
Она
научила
меня чувствовать
окружающее
меня
мироздание,
не
просто видеть, но и чувствовать внутри себя, пропуская через сердце и душу.
Я научилась сливаться с музыкой. Мне хотелось быть похожей на нее, учить
детей музыке, но чем старше я становилась, тем больше понимала, что не
хочу просто сидеть за инструментом. Мне всегда хотелось работать с детьми.
Я
часто
представляла
себя
учительницей,
но
когда
пришло
время
определяться
с
профессией,
родители
убедили
меня,
что
воспитатель
детского
сада – это идеальный вариант. Я их послушала, и поступила в
Уральское педагогическое училище ж/д транспорта города Екатеринбург, на
дошкольное
отделение.
В
училище
я
решила
дополнительно
посещать
занятия по методике музыкального воспитания, ведь для меня это была
единственная возможность играть на пианино. Тогда я и представить не
могла, что эти занятия так пригодятся мне в будущем.
Вернувшись в родной город, я начала работать в детском саду «Сказка»
по специальности «воспитатель». Посещая с детьми музыкальные занятия, я
стала
замечать,
что
испытываю
некую
зависть
к
музыкальному
руководителю. Хотелось сказать, что тоже это знаю, тоже могу так сыграть, и
сценарий
составлю.
И
вот,
через
два
года,
мне
предложили
стать
музыкальным руководителем. Я сразу согласилась и ни разу не пожалела о
своем выборе.
В начале своего педагогического пути я и представить не могла, сколько
способностей
и
талантов
раскроет
во
мне
эта
профессия.
Жить
тихо
и
незаметно – это не про мою профессию. Это уже стиль жизни, когда ни дня
не можешь прожить без восторженных детских глаз. Каждый день, открывая
двери зала, начинаешь творить чудеса. В первую очередь, чудеса происходят
в душах детей, ведь фантастическая сила музыки может заставить плакать и
смеяться, переживать и размышлять, творчески мыслить. Я верю, что музыка
способна воспитать в детях только добрые, светлые чувства, главное суметь
их увлечь и повести за собой.
Со стороны многим кажется, что моя работа
сводится к игре на
фортепиано и разучиванию с детьми песен и танцев. Но это далеко не так.
Мной ведется целенаправленная работа по развитию всесторонне развитой
личности ребенка. На встречах в музыкальном зале мне надо применить на
практике
опыт
и
знания
детей
из
различных
областей
образования:
социально-коммуникативной,
художественно-эстетической,
познавательной,
речевой, физического развития и все это провести через призму знакомства с
миром музыки. По сути музыкальный руководитель – это педагог универсал,
который
имеет
возможность
проявить
свои
способности.
Так
кто
такой
современный
музыкальный
руководитель?
Это
-
педагог,
психолог,
аккомпаниатор,
хореограф,
сценарист,
звукооператор,
оформитель
и
костюмер в одном лице.
Современное
Российское
образование
претерпевает
серьезные
изменения во многих аспектах, начиная с процесса обучения и заканчивая
повышением
требования
к
профессионализму
педагога. Встает
вопрос:
"Какие качества педагога должны быть не зависящими от времени, а какие -
необходимыми ему в связи с требованиями современности?» Так какой же
педагог
нужен сегодня детскому саду? Ответ прост: такой, как и во все
времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, образованный,
любознательный, умеющий оставлять все свои личные проблемы за дверью
детского сада. При этом современный педагог – это грамотный специалист,
который свободно ориентируется в современных психолого-педагогических
концепциях
обучения,
разбирается
в
многообразии
программ
и
педагогических технологий. Это человек всегда готовый к сотрудничеству и
взаимопомощи,
успешно
работающий
в
коллективе. Можно
долго
перечислять качества педагога, которые действительно считаются хорошими.
Но
каждый
сам
делает
свой
выбор.
На
мой
взгляд,
мало
иметь
профессиональные
знания,
необходимы
еще
и
такие
качества
личности,
которые делают его в первую очередь хорошим человеком и составляют
личное
достоинство.
Было
бы
слишком
самонадеянным
считать,
что
я
обладаю всеми качествами хорошего педагога, но мое глубокое убеждение
состоит в том, что главное – это желание и стремление таковым стать.
Спустя годы насыщенной музыкальной жизни в детском саду, я поняла
для
себя,
насколько
важна
работа
музыкального
руководителя
для
всего
детского сада в целом. Этот музыкальный мир – душа каждого дошкольного
учреждения. Музыка сплачивает между собой всех детей, их родителей,
воспитателей.
Коммуникативные
свойства
музыки
сильны
и
уникальны.
Порою бывает трудно, но оно стоит того, потому что необыкновенно приятно
видеть в воспитанниках результат своей работы. Очень тепло на душе, когда
видишь, с каким желанием дети стремятся в музыкальный зал, чтобы петь,
танцевать,
играть,
творить.
А
как
приятно
видеть
своих
выпускников
в
составах различных творческих коллективов нашего города и осознавать, что
и я внесла свою лепту в развитие творческих способностей ребенка, дала
путевку в огромный мир искусства.
Я люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность не
просто работать, а интересно, творчески, полноценно жить. Мир детства –
это особый мир: яркий, удивительный, разнообразный, часто неожиданный и
непредсказуемый. Моя задача – не разрушить этот мир, а наполнить его
добром, красотой и творчеством. Важно понимать, что педагог в системе
дошкольного образования не для того, чтобы "научить", а чтобы быть рядом с
детьми, жить с детьми, чтобы они радовались и удивлялись, совершали свои
маленькие открытия, чувствовали себя защищенными и уверенными, чтобы,
взрослея, становились самостоятельными и успешными.
Я убеждена, что неспособных детей, особенно в музыкальном плане,
нет.
Нужно
просто
подобрать
ключик
к
раскрытию
всего
богатства,
заложенного в ребенке Богом, помочь ребенку найти свои доступные формы
общения с музыкой. Поэтому звуки музыки на моих занятиях являются
поводом для игры и фантазии. Музыкальный руководитель непосредственно
отвечает за «строительство» души маленького человечка, его маленького
внутреннего мира. Я стараюсь делать ее богаче, ярче, насыщеннее. Какое
счастье видеть восторженные глаза ребенка, когда он начинает понимать язык
музыки,
знакомится
с
новыми
понятиями,
такими
как
«жанр»,
«тембр»,
« р и т м » . Развитие
музыкальных
способностей
происходит
через
импровизацию,
свободное
музицирование
в
сочетании
с
элементами
ритмопластики,
хореографии
и
театра.
Для
того,
чтобы
увлечь
ребенка
музыкой я использую один простой рецепт: играй, танцуй и пой со мной.
Обязательно вместе со мной. На музыкальных занятиях мы всегда находимся
в творческом поиске вместе с детьми.
Успех
работы
по
музыкальному
воспитанию
не
возможен
без
совместной и согласованной деятельности всех педагогов ДОУ, труд которых
направлен в первую очередь на сохранение здоровья наших воспитанников.
Здоровьесбережение
является
приоритетным
направлением
нашего
сада,
потому
что
по
данным
медицинской
статистики,
детей
с
хроническими
заболеваниями становится с каждым годом больше. Научно доказано, что
музыкальное развитие неразрывно связано с физическим. Пение развивает
голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание.
Ритмика улучшает осанку, координацию, уверенность и пластику движений
ребенка. Слушание музыкальных произведений способствует укреплению
психиче ского
здоровья.
В
связи
с
этим
я
всегда
ис пользую
здоровьесберегающие
технологии,
подвижные
музыкальные
игры,
ритмопластику,
пальчиковые
игры,
дыхательную
г и м н а с т и ку,
музыкотерапию,
куклотерапию.
Все
это
требует
огромной
подготовки,
постоянного повышения самообразования. С большим интересом знакомлюсь
с опытом работы моих коллег, стараюсь следить за новинками
методических
разработок в сфере музыкального воспитания и применять их в своей практике.
Мне посчастливилось каждый день открывать двери в сказку, главные
герои
которой
-
дети
и
музыка.
Вместе
мы
идем
дорогой
искусства,
переживаем разные эмоции: смеемся и грустим, сочувствуем и сострадаем. Я
учу детей, а они учат меня.
Надеюсь, что ощущение сказки останется со мной
навсегда.