"Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста"
Автор: Шиловская Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 4 Населённый пункт: город Мыски Кемеровской области Наименование материала: методическая разработка Тема: "Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста" Раздел: дошкольное образование
Задачи: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь
различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий»,
«длиннее — короче», развивать воображение, мышление.
Руководство : Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по
длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной
длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и
короткая палочки.
Д/И «ВКЛАДЫШИ»
Задачи: Учить выполнять действия с геометрическими фигурами (круг,
квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление
внимание.
Руководство: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель
сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям,
как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять
название фигур — круг, квадрат, треугольник.
Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
Задачи : Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4
основных цвета, умение по показу назвать цветы
.Руководство :Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает
детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают,
какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по 4 маленьких
карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой
показывает воспитатель.
Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»
Задачи : Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение
заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник,
закрепить основные цвета.
Руководство : Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты
геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель
показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же
карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты,
карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет
карандаша к трафарету.
Д/И «ОДИН – МНОГО»
Задачи: Развивать первые математические способности, развивать внимание
мышление, умение различать цвет предметов.
Руководство: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на
магнитной доске картинки игрушек — одну, много, закрепляет цвет. Потом
предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.
Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»
Задачи: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять
знание цвета, развивать внимание, воображение.
Руководство: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется,
что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по
клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно
вовлекать детей в результативную активность.
Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи : Продолжать формировать умение различать геометрические фигуры
по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение
различать основные цвета.
Руководство : Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор
геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и
предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую.
Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник
красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого
цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.
Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
Задачи : Продолжать закреплять сенсорные способности детей, умение
набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память,
мышление.
Руководство : Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки
с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных
цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает
действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в
баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие
оговаривается с каждым ребенком.
Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»
Задачи: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую
фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь
умение называть цвет фигуры.
Руководство : Игра проводится с 2-3 чел., так как надо сосредоточить
внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с
геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала
воспитатель по отдельности показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает
наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно
вовлекая его в речевую активность.
Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
Задачи: Формировать умение различать, называть и показывать картинки по
цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
Руководство: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе
изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов).
Воспитатель показывает или картинку определенного цвета или предмет
такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же
изображением и цветом.
Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»
Задачи : продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать
мышление, память, разговорную речь.
Руководство : Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек
красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки.
Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке.
Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название
цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в
речевую активность.
Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»
Задачи : Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление
Руководство : Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает
плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и
обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.
Д/И «БУСИНКИ»
Задачи: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и
раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление,
память.
Руководство: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого
внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и
бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.
Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»
Задачи: Формировать умение выполнять действия со шуровкой, развивать
мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.
Руководство: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из
другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель
выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и
предлагает зашнуровать для куклы сапожок.
Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
Задачи : Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем
отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
Руководство: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных
домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино
такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок.
Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ
РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»
Задачи : Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг,
треугольник, квадрат), но разной величины.
Руководство : Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные
изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно
разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои
геометрические фигуры.