Напоминание

Всероссийский конкурс «Я - исследователь», как механизм развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников


Автор: Андронова Анастасия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34
Населённый пункт: город Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Всероссийский конкурс «Я - исследователь», как механизм развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Всероссийский конкурс «Я - исследователь», как механизм развития

поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Воспитатель МБДОУ №34г.Новороссийска

Андронова Анастасия Викторовна

Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем

того

мира,

который

его

окружает.

Поэтому

проектная

опытно-

исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего

детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для

детей, так и для взрослых. С 2015 года воспитанники нашего детского сад

принимают

участие

в

конкурсе

исследовательских

работ

и

творческих

проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь».

Целью данного конкурса является

развитие интеллектуально-творческого

потенциала

личности

ребенка

путем

совершенствования

навыков

исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Китайская пословица гласит:

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать и я пойму”.

Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает

все сам.

С

чего

начинается

исследовательская

деятельность? Конечно

же,

с

детского любопытства или с вопроса самого ребенка.

Что делает взрослый в этом случае взрослый?

- Выстраивает линию исследования в соответствии с вопросами и интересами

ребенка.

- Предлагает детям проверить любые их предложения и идеи, не отвергает

сразу неверный вариант ответа, а предоставляет возможность проверить и

убедиться в этом самостоятельно.

- Вместе с детьми фиксирует, описывает результаты наблюдений.

Первый наш опыт исследовательской деятельности был представлен в

г.Крымске на заседании регионального клуба «Содружество» в 2014г. на тему

«Наблюдение

за

прорастанием

семян».

Исследователем

выступил

воспитанник старшей группы Алексей Родыгин, а помощником стала мама,

которая помогала в оформлении презентации и некоторых исследований.

Суть исследования заключалась в поиске причины, почему после того, как

попугаю

поменяли

корм,

он

стал

терять

оперения.

Полученные,

в

ходе

исследования данные о семенах, которыми стали кормить попугая, показали,

что данный корм не пригоден для птицы, так как семена были испорчены. С

этим проектом Алексей выступил перед своими друзьями в детском саду.

Когда ребенок

максимально самостоятельно, при минимальной

помощи

взро слого,

р е а л и зуе т

с о б с т в е н н ы й замысел,

видит

заинтересованность

взрослого и у него есть возможность поделиться с

другими людьми, у ребенка появляется стимул не только себя показать, но и

других посмотреть. Это можно увидеть на конкурсах «Я

исследователь»,

которые

проходят

в

детском

саду.

Участники

конкурса

делятся

своими

работами с другими детьми, причем не только детьми своей группы, так как

на конкурс приходят все желающие. Затем происходит голосование (тайное),

где

определяется

номинация

«Приз

зрительских

симпатий».

Самое

интересное происходит после конкурса, когда беседуешь с участниками и

узнаешь их впечатления. Почти все дети говорят, что хотят еще поучаствовать

в этом конкурсе и представить свои исследования.

На протяжении вот уже пяти лет, в конкурсе приняли участие более 20

воспитанников. Конечно, не все работы, представленный в детском саду на

конкурс

вышли на муниципальный этап,

но даже участие в конкурсе,

проводимом

на

базе

ДОУ,

это

хороший

стимул

для

детей,

педагогов

и

родителей.

Важно

самого

ребенка

сделать

активным

участником

образовательного

процесса. Исследовательское

поведение

один

из

важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. Поэтому

подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям

и

навыкам

исследовательского

поиска

становится

важнейшей

задачей

современного образования. В решении этой задачи нам помогает участие в

конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и

младших школьников «Я исследователь».



В раздел образования