Напоминание

конспект урока ОРКСЭ в 4 классе. Тема - "Моральный долг".


Автор: Романова Екатерина Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Ангарского педагогического колледжа
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка (конспект урока)
Тема: конспект урока ОРКСЭ в 4 классе. Тема - "Моральный долг".
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока – «Моральный долг»

Класс - 4

Цель урока – формировать у обучающихся представления о моральном долге, моральных обязанностях человека.

Задачи урока:

Дидактические - способствовать усвоению обучающимися понятия «моральный долг»;

Развивающие – создавать условия для развития у обучающихся коммуникативных навыков: умения слушать собеседника, готовности при-

знавать существование различных точек зрения и права каждого человека иметь своё мнение; излагать свою точку зрения, аргументиро -

вать её;

Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к предмету, способствовать воспитанию чувства долга и ответственности, мораль-

ных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Методы и

приемы рабо-

ты

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Фор-

ма

орга-

низа-

ции

учеб-

ной

дея-

тель-

но-

сти

Дидактиче-

ские сред-

ства,

интерак-

тивное обо-

рудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познаватель-

ные, Р - регулятив-

ные, К - коммуни-

кативные)

Личностные

Организационно-мотивационный этап.

Образовательная задача этапа – настрой обучающихся на предстоящую деятельность, вызов у них мотивации к обучению

Беседа

-Здравствуйте, ребята, я рада видеть всех

вас сегодня. Сейчас у нас урок ОРКСЭ, и

сегодня его проведу я. Меня зовут Екате-

рина Сергеевна, и вы можете обращаться

Приветствуют учителя

Ф

Мяч

Р. - саморегуля-

ция

Настрой на

урок

Мотивация

к учебной

Приём

«Нужные

качества»

Беседа

ко мне в ходе урока

-Ребята, в начале нашего урока я предла-

гаю вам поиграть в игру, которая называ-

ется «Нужные качества». Я буду по оче-

реди передавать вам мяч, а задача челове-

ка, у которого окажется мяч – назвать ка-

кое-либо качество, которое может приго-

диться для успешной работы на уроке,

достижения успехов в учёбе. Я начну.

Итак, я считаю, что каждому из вас в учё-

бе поможет такое качество, как внима-

тельность

Далее учитель передаёт мяч кому-то из

ребят.

- Ребята, посмотрите, сколько полезных

качеств мы назвали. Я уверена, каждый

из вас обладает этими прекрасными каче-

ствами, и я надеюсь, что сегодня на уроке

они помогут вам достичь успехов в изу-

чении новой темы

Слушают речь учителя

Ребята предлагают свои вариан-

ты: усидчивость, аккуратность,

ответственность, умение слу-

шать, и т.д., передают мяч друг

другу

деятельно-

сти

Актуализация знаний

Образовательная задача этапа - проверка полученных ранее знаний и приобретённых навыков

Приём

«Продолжи

предложе-

ние»

Ребята, тема прошлого урока была –

«Свобода и ответственность». Я предла-

гаю вам вспомнить то, что вы изучили по

этой теме с помощью игры «Продолжи

предложение». Я буду начинать предло-

жение, а вы должны будете продолжить

его, используя полученные на прошлом

уроке знания.

1.

Итак, под ответственностью понима-

ется…

…черта характера личности и

её действий, которая говорит о

том, что человек отвечает за

Ф

-

Умение ис-

пользовать

приоб-

ретённые

ранее зна-

ния по

теме «Сво-

бода и от-

ветствен-

ность» в

беседе на

уроке.

К.- умение

строить моно-

логические вы-

сказывания,

владеть диало-

гической фор-

мой речи

Р.: умение по-

нимать, прини-

мать и сохра-

нять учебную

Способ-

ность вы-

страивать

совмест-

ную дея-

тельность

со взрослы-

ми и

сверстника-

ми с учётом

прав дру-

гих людей

2.

Человек несёт ответственность за…

3.

Когда поступок совершается специ-

ально, сознательно, он называется…

4.

Отдавать себе отчёт в своих действи-

ях, значит…

собственный выбор

…свой выбор, свои поступки,

слова, и т.д.

…преднамеренным

…осознавать возможные по-

следствия своих действий.

задачу

Этап определения темы и постановки цели урока

Образовательная задача этапа - определение темы урока через проблемную ситуацию и постановка цели на урок

Приём

«шифр»

Беседа

-Ребята, а чтобы нам узнать тему нашего

урока, вам сейчас нужно будет порабо-

тать в парах и разгадать секретный шифр.

- Ну что, как же звучит тема нашего уро-

ка?

Ребята, как вы думаете, что это такое?

- Подумайте, ребята, какую цель можем

поставить себе на урок?

Отлично, тогда приступим к достижению

цели!

Ребята работают в парах, разга-

дывая шифр

- «Моральный долг»

Ребята высказывают свои пред-

положения

- Познакомиться с понятием

«моральный долг»

П

Ф

Карточки

с шифром

Умение

строить

рассужде-

ние, исходя

из имею-

щихся зна-

ний по

предмету

Р. – в сотрудни-

честве с учи-

телем ставить

учебную задачу

(определять

тему и цель

урока.).

Р. – умение

принимать и

сохранять учеб-

ную задачу

П. – стремле-

ние к изучению

нового матери-

ала

П: умение

строить логи-

ческие

цепочки рассу-

ждать; умение

делать умоза-

ключения

Способ-

ность вы-

страивать

совмест-

ную дея-

тельность

со взрослы-

ми и

сверстника-

ми с учётом

прав дру-

гих людей

Умение ис-

пользовать

личный

опыт в ходе

урока

Изучение нового материала

Образовательная задача этапа – организовать процесс изучения понятия «моральный долг» и особенностей данной темы

Приём рас-

пределения

по группам

с помощью

стикеров

Работа с

учебником

Заполнение

кластера

- Ребята, дальше мы продолжим с вами

работать в группах. А чтобы вам узнать, в

какой группе будете вы, обратите внима-

ние на стикер на краю вашего стола.

Займите свои места за столами в соответ-

ствии с цветом вашего стикера

- Откройте учебники на стр. 26. Задача

каждой группы – заполнить кластер, ис-

пользуя учебник. Не забывайте о том, как

мы работаем в группах – вы одна ко-

манда, работайте сообща, слушайте друг

друга и уважайте мнение каждого. Будьте

внимательны!

Итак, ребята, а теперь я предлагаю прове-

рить, что вы успели заполнить за это вре-

мя

- Итак, что такое долг?

- А какое определение морального долга

вы сформулировали?

- Вы выяснили – как иногда называют мо-

ральный долг?

- И какие же моральные обязанности есть

у человека?

Ребята рассаживаются за столы

по группам «Зелёный стол»,

«Жёлтый стол», «Красный

стол», «Синий стол», Оранже-

вый стол»

Ребята работают в группах, за-

полняя кластеры.

- .. это осознание человеком

необходимости исполнения мо-

ральных норм.

Каждая группа предлагают свои

варианты определений

- Моральными обязанностями

- Обязанность исполнять уста-

новленные в

обществе моральные нормы,

обязанность уважать других лю-

дей и их

права, давая обещание что-то

сделать, человек

берёт на себя обязанность сдер-

Ф

Г

Цветные

стикеры,

карты с

кластера-

ми

учебники

Умение на-

ходить

нужную

информа-

цию по

теме урока

в учебнике,

заполнять

кластер,

используя

информа-

цию из

учебника и

получен-

ные ранее

знания

К.: умение ра-

ботать в груп-

пе, слушать и

слышать друг

друга; умение

договариваться

Способ-

ность вы-

страивать

совмест-

ную дея-

тельность

со взрослы-

ми и

сверстника-

ми с учётом

прав дру-

гих людей

Работа с

цитатами

- Как чудесно вы поработали в группах,

ребята! Скажите, а каким может быть ваш

моральный долг?

- Ребята, а теперь я раздам каждой группе

по цитате. Ваша задача – обсудить её в

группе, а затем объяснить всем нам, как

вы её поняли. Не забывайте, что вы –

одна команда и работаете сообща, уважая

друг друга!

-Итак, пришла пора обсудить ваши мыс-

ли

жать его,

бескорыстная помощь

другим людям, благодарность.

Ребята высказывают свои вари-

анты, предположения

Ребята работают в группах, рас-

суждая о смысле цитат, выска-

зываний, пословиц

Группы поочерёдно высказыва-

ют своё мнение, остальные до-

полняют речь групп.

Этап включения нового материала в систему знаний и умений

Образовательная задача этапа – организация использования полученных знаний при работе по теме урока

Просмотр

и обсужде-

ние видео-

фрагмента

Итак, ребята, сейчас я предлагаю вам по-

смотреть видео, которое имеет отноше-

ние к теме нашего урока. Смотрите вни-

мательно, потому что после просмотра я

задам вам вопросы.

-Итак, вы посмотрели видео, а теперь

скажите мне, почему этот мультфильм

имеет отношение к нашей теме?

- Скажите, а обязан ли был мальчик отда-

вать своё пальто замёрзшему ребёнку на

улице? Почему?

- Почему же он отдал пальто, что сподви-

гло его на это?

Ребята смотрят видео

- Потому что мальчик в мульт-

фильме выполнил свой мораль-

ный долг

- Нет, он не был обязан делать

это

- Он пожалел замёрзшего маль-

чика, почувствовал – что отдать

ему пальто, помочь согреться –

его моральный долг

Видео-

фрагмент

- представьте, что вы находитесь на месте

мальчика, которому мама сшила новое

пальто, как бы вы поступили в такой си-

туации и почему?

Ребята высказывают свои мыс-

ли, аргументируют их

Этап подведения итогов урока, рефлексия

Образовательная задача этапа – подведение итогов урока в ходе совместной беседы, организация рефлексии обучающихся

Беседа

Приём

«Лесенка

успеха!

- Итак, ребята, наш урок подходит к кон-

цу, давайте же подведём итоги. Итак, как

звучала тема нашего урока?

- Какую цель себе ставили?

- Ребята, как вы считаете, мы достигли

поставленной цели? Почему?

- Я с вами абсолютно согласна! Итак, мы

с вами подвели итоги, а сейчас я предла-

гаю вам оценить себя, свою работу, ак-

тивность на уроке. Посмотрите, перед

вами лесенка. Нижняя ступенька лесенки

– это ступенька ученика, который недово-

лен собой на сегодняшнем уроке, не до-

волен своей работой, а верхняя ступенька

– ступенька ученика, который выходит с

урока с хорошим настроением, доволь-

ный проделанной работой. Подходите,

берите фигурки учеников и устанавли-

вайте их на ступеньки, которые вам под-

ходят.

- Моральный долг

- узнать, что такое моральный

долг

Высказывают мысли

Ф

Интерак-

тивная

доска

Умение

подводить

итоги уро-

ка исходя

из темы и

видов дея-

тельности

на уроке

К:

умение

слушать;

высказывать

свое мнение;

П: умение

строить логи-

ческие

цепочки рассу-

ждать; умение

делать умоза-

ключения.

Умение

оценивать

результаты

собствен-

ной дея-

тельности



В раздел образования