Автор: Романова Екатерина Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Ангарского педагогического колледжа
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка (конспект урока)
Тема: конспект урока ОРКСЭ в 4 классе. Тема - "Моральный долг".
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока – «Моральный долг»
Класс - 4
Цель урока – формировать у обучающихся представления о моральном долге, моральных обязанностях человека.
Задачи урока:
Дидактические - способствовать усвоению обучающимися понятия «моральный долг»;
Развивающие – создавать условия для развития у обучающихся коммуникативных навыков: умения слушать собеседника, готовности при-
знавать существование различных точек зрения и права каждого человека иметь своё мнение; излагать свою точку зрения, аргументиро -
вать её;
Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к предмету, способствовать воспитанию чувства долга и ответственности, мораль-
ных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА
Методы и
приемы рабо-
ты
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Фор-
ма
орга-
низа-
ции
учеб-
ной
дея-
тель-
но-
сти
Дидактиче-
ские сред-
ства,
интерак-
тивное обо-
рудование
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
(П-познаватель-
ные, Р - регулятив-
ные, К - коммуни-
кативные)
Личностные
Организационно-мотивационный этап.
Образовательная задача этапа – настрой обучающихся на предстоящую деятельность, вызов у них мотивации к обучению
Беседа
-Здравствуйте, ребята, я рада видеть всех
вас сегодня. Сейчас у нас урок ОРКСЭ, и
сегодня его проведу я. Меня зовут Екате-
рина Сергеевна, и вы можете обращаться
Приветствуют учителя
Ф
Мяч
Р. - саморегуля-
ция
Настрой на
урок
Мотивация
к учебной
Приём
«Нужные
качества»
Беседа
ко мне в ходе урока
-Ребята, в начале нашего урока я предла-
гаю вам поиграть в игру, которая называ-
ется «Нужные качества». Я буду по оче-
реди передавать вам мяч, а задача челове-
ка, у которого окажется мяч – назвать ка-
кое-либо качество, которое может приго-
диться для успешной работы на уроке,
достижения успехов в учёбе. Я начну.
Итак, я считаю, что каждому из вас в учё-
бе поможет такое качество, как внима-
тельность
Далее учитель передаёт мяч кому-то из
ребят.
- Ребята, посмотрите, сколько полезных
качеств мы назвали. Я уверена, каждый
из вас обладает этими прекрасными каче-
ствами, и я надеюсь, что сегодня на уроке
они помогут вам достичь успехов в изу-
чении новой темы
Слушают речь учителя
Ребята предлагают свои вариан-
ты: усидчивость, аккуратность,
ответственность, умение слу-
шать, и т.д., передают мяч друг
другу
деятельно-
сти
Актуализация знаний
Образовательная задача этапа - проверка полученных ранее знаний и приобретённых навыков
Приём
«Продолжи
предложе-
ние»
Ребята, тема прошлого урока была –
«Свобода и ответственность». Я предла-
гаю вам вспомнить то, что вы изучили по
этой теме с помощью игры «Продолжи
предложение». Я буду начинать предло-
жение, а вы должны будете продолжить
его, используя полученные на прошлом
уроке знания.
1.
Итак, под ответственностью понима-
ется…
…черта характера личности и
её действий, которая говорит о
том, что человек отвечает за
Ф
-
Умение ис-
пользовать
приоб-
ретённые
ранее зна-
ния по
теме «Сво-
бода и от-
ветствен-
ность» в
беседе на
уроке.
К.- умение
строить моно-
логические вы-
сказывания,
владеть диало-
гической фор-
мой речи
Р.: умение по-
нимать, прини-
мать и сохра-
нять учебную
Способ-
ность вы-
страивать
совмест-
ную дея-
тельность
со взрослы-
ми и
сверстника-
ми с учётом
прав дру-
гих людей
2.
Человек несёт ответственность за…
3.
Когда поступок совершается специ-
ально, сознательно, он называется…
4.
Отдавать себе отчёт в своих действи-
ях, значит…
собственный выбор
…свой выбор, свои поступки,
слова, и т.д.
…преднамеренным
…осознавать возможные по-
следствия своих действий.
задачу
Этап определения темы и постановки цели урока
Образовательная задача этапа - определение темы урока через проблемную ситуацию и постановка цели на урок
Приём
«шифр»
Беседа
-Ребята, а чтобы нам узнать тему нашего
урока, вам сейчас нужно будет порабо-
тать в парах и разгадать секретный шифр.
- Ну что, как же звучит тема нашего уро-
ка?
Ребята, как вы думаете, что это такое?
- Подумайте, ребята, какую цель можем
поставить себе на урок?
Отлично, тогда приступим к достижению
цели!
Ребята работают в парах, разга-
дывая шифр
- «Моральный долг»
Ребята высказывают свои пред-
положения
- Познакомиться с понятием
«моральный долг»
П
Ф
Карточки
с шифром
Умение
строить
рассужде-
ние, исходя
из имею-
щихся зна-
ний по
предмету
Р. – в сотрудни-
честве с учи-
телем ставить
учебную задачу
(определять
тему и цель
урока.).
Р. – умение
принимать и
сохранять учеб-
ную задачу
П. – стремле-
ние к изучению
нового матери-
ала
П: умение
строить логи-
ческие
цепочки рассу-
ждать; умение
делать умоза-
ключения
Способ-
ность вы-
страивать
совмест-
ную дея-
тельность
со взрослы-
ми и
сверстника-
ми с учётом
прав дру-
гих людей
Умение ис-
пользовать
личный
опыт в ходе
урока
Изучение нового материала
Образовательная задача этапа – организовать процесс изучения понятия «моральный долг» и особенностей данной темы
Приём рас-
пределения
по группам
с помощью
стикеров
Работа с
учебником
Заполнение
кластера
- Ребята, дальше мы продолжим с вами
работать в группах. А чтобы вам узнать, в
какой группе будете вы, обратите внима-
ние на стикер на краю вашего стола.
Займите свои места за столами в соответ-
ствии с цветом вашего стикера
- Откройте учебники на стр. 26. Задача
каждой группы – заполнить кластер, ис-
пользуя учебник. Не забывайте о том, как
мы работаем в группах – вы одна ко-
манда, работайте сообща, слушайте друг
друга и уважайте мнение каждого. Будьте
внимательны!
Итак, ребята, а теперь я предлагаю прове-
рить, что вы успели заполнить за это вре-
мя
- Итак, что такое долг?
- А какое определение морального долга
вы сформулировали?
- Вы выяснили – как иногда называют мо-
ральный долг?
- И какие же моральные обязанности есть
у человека?
Ребята рассаживаются за столы
по группам «Зелёный стол»,
«Жёлтый стол», «Красный
стол», «Синий стол», Оранже-
вый стол»
Ребята работают в группах, за-
полняя кластеры.
- .. это осознание человеком
необходимости исполнения мо-
ральных норм.
Каждая группа предлагают свои
варианты определений
- Моральными обязанностями
- Обязанность исполнять уста-
новленные в
обществе моральные нормы,
обязанность уважать других лю-
дей и их
права, давая обещание что-то
сделать, человек
берёт на себя обязанность сдер-
Ф
Г
Цветные
стикеры,
карты с
кластера-
ми
учебники
Умение на-
ходить
нужную
информа-
цию по
теме урока
в учебнике,
заполнять
кластер,
используя
информа-
цию из
учебника и
получен-
ные ранее
знания
К.: умение ра-
ботать в груп-
пе, слушать и
слышать друг
друга; умение
договариваться
Способ-
ность вы-
страивать
совмест-
ную дея-
тельность
со взрослы-
ми и
сверстника-
ми с учётом
прав дру-
гих людей
Работа с
цитатами
- Как чудесно вы поработали в группах,
ребята! Скажите, а каким может быть ваш
моральный долг?
- Ребята, а теперь я раздам каждой группе
по цитате. Ваша задача – обсудить её в
группе, а затем объяснить всем нам, как
вы её поняли. Не забывайте, что вы –
одна команда и работаете сообща, уважая
друг друга!
-Итак, пришла пора обсудить ваши мыс-
ли
жать его,
бескорыстная помощь
другим людям, благодарность.
Ребята высказывают свои вари-
анты, предположения
Ребята работают в группах, рас-
суждая о смысле цитат, выска-
зываний, пословиц
Группы поочерёдно высказыва-
ют своё мнение, остальные до-
полняют речь групп.
Этап включения нового материала в систему знаний и умений
Образовательная задача этапа – организация использования полученных знаний при работе по теме урока
Просмотр
и обсужде-
ние видео-
фрагмента
Итак, ребята, сейчас я предлагаю вам по-
смотреть видео, которое имеет отноше-
ние к теме нашего урока. Смотрите вни-
мательно, потому что после просмотра я
задам вам вопросы.
-Итак, вы посмотрели видео, а теперь
скажите мне, почему этот мультфильм
имеет отношение к нашей теме?
- Скажите, а обязан ли был мальчик отда-
вать своё пальто замёрзшему ребёнку на
улице? Почему?
- Почему же он отдал пальто, что сподви-
гло его на это?
Ребята смотрят видео
- Потому что мальчик в мульт-
фильме выполнил свой мораль-
ный долг
- Нет, он не был обязан делать
это
- Он пожалел замёрзшего маль-
чика, почувствовал – что отдать
ему пальто, помочь согреться –
его моральный долг
Видео-
фрагмент
- представьте, что вы находитесь на месте
мальчика, которому мама сшила новое
пальто, как бы вы поступили в такой си-
туации и почему?
Ребята высказывают свои мыс-
ли, аргументируют их
Этап подведения итогов урока, рефлексия
Образовательная задача этапа – подведение итогов урока в ходе совместной беседы, организация рефлексии обучающихся
Беседа
Приём
«Лесенка
успеха!
- Итак, ребята, наш урок подходит к кон-
цу, давайте же подведём итоги. Итак, как
звучала тема нашего урока?
- Какую цель себе ставили?
- Ребята, как вы считаете, мы достигли
поставленной цели? Почему?
- Я с вами абсолютно согласна! Итак, мы
с вами подвели итоги, а сейчас я предла-
гаю вам оценить себя, свою работу, ак-
тивность на уроке. Посмотрите, перед
вами лесенка. Нижняя ступенька лесенки
– это ступенька ученика, который недово-
лен собой на сегодняшнем уроке, не до-
волен своей работой, а верхняя ступенька
– ступенька ученика, который выходит с
урока с хорошим настроением, доволь-
ный проделанной работой. Подходите,
берите фигурки учеников и устанавли-
вайте их на ступеньки, которые вам под-
ходят.
- Моральный долг
- узнать, что такое моральный
долг
Высказывают мысли
Ф
Интерак-
тивная
доска
Умение
подводить
итоги уро-
ка исходя
из темы и
видов дея-
тельности
на уроке
К:
умение
слушать;
высказывать
свое мнение;
П: умение
строить логи-
ческие
цепочки рассу-
ждать; умение
делать умоза-
ключения.
Умение
оценивать
результаты
собствен-
ной дея-
тельности