Напоминание

ЗАНЯТИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ И БЫТОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА САМОПОДГОТОВКАХ И ВО ВРЕМЯ УРОКОВ


Авторы: Неверова Екатрина Александровна, Лукавцева Ольга Михайловна
Должность: воспитатель, учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи""
Населённый пункт: г. Семилуки
Наименование материала: статья
Тема: ЗАНЯТИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ И БЫТОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА САМОПОДГОТОВКАХ И ВО ВРЕМЯ УРОКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




КОУ

ВО

«Семилукский

центр

психолого-педагогической,

медицинской

и

социальной помощи», г. Семилуки

ЗАНЯТИЯ

В

МУЗЫКАЛЬНОМ

АНСАМБЛЕ

КАК

ФАКТОР

СОЦИАЛЬНОЙ

И

БЫТОВОЙ

РЕАБИЛИТАЦИИ

МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ НА САМОПОДГОТОВКАХ И ВО ВРЕМЯ УРОКОВ

Неверова Е.А. – воспитатель

Лукавцева О.М. – учитель начальных классов

Эстетическое

воспитание

ребенка,

поступившего

на

обучение

и

воспитание в наш центр, носит многоаспектный характер и находит свое

отражение

в

школьном

расписании.

Но

существует

настоятельная

необходимость в дополнительных

занятиях

для реализации творческих

склонностей

детей,

находящихся

в

условиях

нашего

образовательного

учреждения. Наше учреждение совмещает в себе функции оздоровительные

и образовательные, поэтому возникает необходимость объединить эти два

направления для полноценной реабилитации детей, поступающих к нам для

получения необходимой

педагогической, медицинской и психологической

помощи.

Чаще всего в такой комплексной помощи

нуждаются дети из семей

социального

риска,

уже

в

раннем

детстве

лишенные

полноценного

родительского

воспитания

и

страдающие

от

обедненной

духовно-

эмоциональной сферы, дети из социально неблагополучных семей или дети,

находящиеся в трудной жизненной ситуации. Для компенсации недостатков

семейного

воспитания

и

реализации

творческих

возможностей

мы

разработали

Программу

эстетической

реабилитации

детей.

В

рамках

ее

реализации в школе создан ансамбль детских музыкальных инструментов

для младших школьников «Жаворонушки». Участие в ансамбле младших

школьников воспитывает в учащихся дух коллективизма, формирует интерес

к народному музыкально-песенному творчеству. Кроме того, игра на таких

музыкальных инструментах как ложки, бубны, колокольчики, трещотки и др.

развивают

мелкую

моторику

рук,

чувство

ритма

и

повышают

общий

жизненный тонус, что важно и с медицинской точки зрения.

Курс эстетической реабилитации воспитанников рассчитан на четыре

года,

разбит

на

три

этапа

и

построен

на

принципах

сообразности,

преемственности

и

прогнозируемости.

На

всех

этапах

реализации

Программы

используются

индивидуальные

и

групповые

формы

работы,

включая ролевые, музыкально-дидактические игры, включенные в

ткань

уроков и самоподготовок, конкурсы, творческие и отчетные вечера, участие в

общешкольных мероприятиях, выездные концерты.

На первом, подготовительном этапе работа строится с учащимися 1, 2

классов.

Здесь

происходит

знакомство

с

простейшими

музыкальными

инструментами

и

приемами

игры

на

них,

основными

произведениями

русского музыкального фольклора. На уроках учащиеся с интересом играют

в ролевые и развивающие игры, связанные с изучением истории того или

иного инструмента.

На втором развивающем этапе учащиеся узнают правила поведения

на

сцене,

на

выездных

концертах,

правила

обращения

со

сценическими

костюмами,

закрепляются

и

развиваются

навыки

игры

на

музыкальных

инструментах. Такие элементы включаются

в уроки культуры общения,

литературного чтения.

Третий

этап

-

творческая

самореализация.

Ансамбль

становится

сложившимся

коллективом

со

своими

традициями

и

правилами,

активно

участвует в концертах. Учащиеся самостоятельно проводят индивидуальные

занятия с младшей подгруппой, помогают им осваивать приемы игры на

различных

инструментах,

участвуют

в

работе

общешкольной

игры-

путешествия «Незнайка в Солнечном городе», осуществляют музыкальное

сопровождение школьных театрализованных представлений.

В

занятия

на

самоподготовке,

на

уроках

у

младших

школьников

включаются элементы работы с музыкальным коллективом «Жаворонушки»

для

развития

мелкой

моторики

рук,

релаксационных

перерывах,

физкультминутках, что положительно сказывается на психофизиологическом

состоянии воспитанников, снимает мышечную и

умственную усталость,

позволяет в полной мере реализовать свои творческие возможности.

Программа

эстетической

реабилитации

воспитанников

прошла

апробацию

в

условиях

Центра

психолого-педагогической,

медицинской

и

социальной помощи, была утверждена Воронежским институтом повышения

квалификации педагогических работников и рекомендована для применения

как имеющая несомненную практическую ценность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Битянова

М.Р.

Адаптация

ребенка

в

школе:

диагностика,

коррекция, педагогическая поддержка, М., 2000

2.Вакуленко Ю.А. Эстетическое воспитание в начальной школе. М.,

2010

3.

Власенко

О.П.

Музыкально-эстетическое

воспитание

в

коррекционных классах, М., 1999

4.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986



В раздел образования