Авторы: Неверова Екатрина Александровна, Лукавцева Ольга Михайловна
Должность: воспитатель, учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи""
Населённый пункт: г. Семилуки
Наименование материала: статья
Тема: ЗАНЯТИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ И БЫТОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА САМОПОДГОТОВКАХ И ВО ВРЕМЯ УРОКОВ
Раздел: начальное образование
КОУ
ВО
«Семилукский
центр
психолого-педагогической,
медицинской
и
социальной помощи», г. Семилуки
ЗАНЯТИЯ
В
МУЗЫКАЛЬНОМ
АНСАМБЛЕ
КАК
ФАКТОР
СОЦИАЛЬНОЙ
И
БЫТОВОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ
МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА САМОПОДГОТОВКАХ И ВО ВРЕМЯ УРОКОВ
Неверова Е.А. – воспитатель
Лукавцева О.М. – учитель начальных классов
Эстетическое
воспитание
ребенка,
поступившего
на
обучение
и
воспитание в наш центр, носит многоаспектный характер и находит свое
отражение
в
школьном
расписании.
Но
существует
настоятельная
необходимость в дополнительных
занятиях
для реализации творческих
склонностей
детей,
находящихся
в
условиях
нашего
образовательного
учреждения. Наше учреждение совмещает в себе функции оздоровительные
и образовательные, поэтому возникает необходимость объединить эти два
направления для полноценной реабилитации детей, поступающих к нам для
получения необходимой
педагогической, медицинской и психологической
помощи.
Чаще всего в такой комплексной помощи
нуждаются дети из семей
социального
риска,
уже
в
раннем
детстве
лишенные
полноценного
родительского
воспитания
и
страдающие
от
обедненной
духовно-
эмоциональной сферы, дети из социально неблагополучных семей или дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации. Для компенсации недостатков
семейного
воспитания
и
реализации
творческих
возможностей
мы
разработали
Программу
эстетической
реабилитации
детей.
В
рамках
ее
реализации в школе создан ансамбль детских музыкальных инструментов
для младших школьников «Жаворонушки». Участие в ансамбле младших
школьников воспитывает в учащихся дух коллективизма, формирует интерес
к народному музыкально-песенному творчеству. Кроме того, игра на таких
музыкальных инструментах как ложки, бубны, колокольчики, трещотки и др.
развивают
мелкую
моторику
рук,
чувство
ритма
и
повышают
общий
жизненный тонус, что важно и с медицинской точки зрения.
Курс эстетической реабилитации воспитанников рассчитан на четыре
года,
разбит
на
три
этапа
и
построен
на
принципах
сообразности,
преемственности
и
прогнозируемости.
На
всех
этапах
реализации
Программы
используются
индивидуальные
и
групповые
формы
работы,
включая ролевые, музыкально-дидактические игры, включенные в
ткань
уроков и самоподготовок, конкурсы, творческие и отчетные вечера, участие в
общешкольных мероприятиях, выездные концерты.
На первом, подготовительном этапе работа строится с учащимися 1, 2
классов.
Здесь
происходит
знакомство
с
простейшими
музыкальными
инструментами
и
приемами
игры
на
них,
основными
произведениями
русского музыкального фольклора. На уроках учащиеся с интересом играют
в ролевые и развивающие игры, связанные с изучением истории того или
иного инструмента.
На втором развивающем этапе учащиеся узнают правила поведения
на
сцене,
на
выездных
концертах,
правила
обращения
со
сценическими
костюмами,
закрепляются
и
развиваются
навыки
игры
на
музыкальных
инструментах. Такие элементы включаются
в уроки культуры общения,
литературного чтения.
Третий
этап
-
творческая
самореализация.
Ансамбль
становится
сложившимся
коллективом
со
своими
традициями
и
правилами,
активно
участвует в концертах. Учащиеся самостоятельно проводят индивидуальные
занятия с младшей подгруппой, помогают им осваивать приемы игры на
различных
инструментах,
участвуют
в
работе
общешкольной
игры-
путешествия «Незнайка в Солнечном городе», осуществляют музыкальное
сопровождение школьных театрализованных представлений.
В
занятия
на
самоподготовке,
на
уроках
у
младших
школьников
включаются элементы работы с музыкальным коллективом «Жаворонушки»
для
развития
мелкой
моторики
рук,
релаксационных
перерывах,
физкультминутках, что положительно сказывается на психофизиологическом
состоянии воспитанников, снимает мышечную и
умственную усталость,
позволяет в полной мере реализовать свои творческие возможности.
Программа
эстетической
реабилитации
воспитанников
прошла
апробацию
в
условиях
Центра
психолого-педагогической,
медицинской
и
социальной помощи, была утверждена Воронежским институтом повышения
квалификации педагогических работников и рекомендована для применения
как имеющая несомненную практическую ценность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Битянова
М.Р.
Адаптация
ребенка
в
школе:
диагностика,
коррекция, педагогическая поддержка, М., 2000
2.Вакуленко Ю.А. Эстетическое воспитание в начальной школе. М.,
2010
3.
Власенко
О.П.
Музыкально-эстетическое
воспитание
в
коррекционных классах, М., 1999
4.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986