Авторы: Неверова Екатрина Александровна, Ключникова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель, учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи""
Населённый пункт: -г. Семилуки
Наименование материала: статья
Тема: Практика применения здоровьесберегающих технологий на занятиях во внеурочное время в начальной школе
Раздел: начальное образование
КОУ
ВО
«Семилукский
центр
психолого-педагогической,
медицинской
и
социальной помощи», г. Семилуки
Практика применения здоровьесберегающих технологий
на занятиях во
внеурочное время в начальной школе
Неверова Е.А. – воспитатель
Ключникова С.Н. – воспитатель
Лукавцева О.М. – учитель начальных классов
Определение
Устава
Всемирной
организации
здравоохранения
гласит:
«Здоровье – это состояние полного благополучия, а не отсутствие болезней и
физических дефектов». Здоровье детей, воспитанников нашего центра
– это
значимая проблема, в решение которой должны принимать участие и психологи,
и медики, и педагоги нашего образовательного Центра.
Воспитанники нашего Центра – это дети из неблагополучных, неполных
семей, семей социального риска. Все они имеют серьезные отклонения в здоровье,
обусловленные
тяжелой
наследственностью,
недостатками
воспитания,
социальной
запущенностью.
Нейтрализовать
эти
негативные
влияния,
восстановить
и
сохранить
здоровье
детей,
обеспечить
им
комфортное
существование в современном образовательном и воспитательном процессе -
общая задача коллектива нашего Центра, для решения которой скоординированы
действия медиков, психологов и педагогов.
Ранее наше учреждение называлось санаторной школой-интернатом, затем
было
переименовано
в
Центр
психолого-педагогической,
медицинской
и
социальной помощи. Но
сущность и
социальная направленность остались
прежними: сохранение психического и физического здоровья детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию.
Долгие годы работы в учреждении для детей, нуждающихся в длительном
лечении, позволили нам накопить опыт общения с учащимися, требующими к
себе особого подхода. Требуется учет возрастных и психофизиологических
особенностей развития младших школьников, целенаправленное применение во
время самоподготовок и во внеурочное время здоровьесберегающих технологий.
В настоящее время они являются неотъемлемой частью занятий в любой школе,
тем более в нашем Центре.
Основные характеристики здоровьесберегающего занятия (самоподготовки),
урока в начальной школе:
-
выполнение
требований
СанПиНа
по
освещенности,
проветриваемости,
соответствии температурному режиму, оснащенности мебелью;
-
выполнение
динамических
разминок
(дыхательная,
глазная
гимнастики,
мышечная разминка, физкультпауза), контроль посадки ребенка;
-
осуществление
личностно-ориентированного
подхода
к
ученику,
т.е.
учет
психофизиологического настроя ученика, его темперамента, работоспособности;
-
осуществление
дифференцированного
подхода
к
подаче
и
восприятию
учеником учебного материала;
- создание комфортного психологического
климата на занятии, уроке,
т.е.
создание
для
ученика
ситуации
успеха,
осуществление
«психологического
поглаживания»,
поощрение ученика, создание
оптимистичного тона занятия,
умение сглаживать возникающие «острые углы»;
- отслеживание темпа утомляемости и умелое варьирование видов деятельности
в
ходе
занятия
(устные
и
письменные
работы,
групповая,
парная
и
индивидуальная работа, игровые моменты).
Свою
работу
выстраиваем
на
принципах
доступности,
наглядности,
личностной ориентированности, дифференцированности и мотивированности. Во
время
занятий стараемся
максимально задействовать игровые формы подачи
материала, так как именно игра позволяет младшим школьникам комфортно и
доступно воспринимать необходимые знания, умения и навыки. Используем как
групповые, так и индивидуальные формы работы, красочные наглядные пособия,
игрушки, поделки, особенно выполненные
руками самих ребят
на уроках
технологии
и
на
занятиях
кружка.
Положительный
психофизиологический
настрой формируют музыкальные паузы: прослушивание релаксирующей музыка,
игра на музыкальных инструментах, исполнение фрагментов песенок. Для таких
моментов
нами
разработан
и
успешно
используется
цикл
занятий
музыкотерапией, который дает стойкий положительный эффект.
Все это позволяет в полной мере сформировать у младшего школьника
мотивацию
к
получению
новых
знаний,
умений
и
навыков,
психологически
подготовить его к выполнению в дальнейшем функций здорового и полноценного
гражданина общества.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Баенская
Е.Р.
Помощь
в
воспитании
детей
с
особым
эмоциональным
развитием// АЛЬМАНАХ ИКП, 2001.- №4
2.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. -СПб. Питер, 2007
3.
Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- Саратов:
СГУ, 1999
4.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку.
Книга
для
педагогов
и
родителей.-
СПб.:
Институт
специальной
педагогики и психологии, 2000.
5.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., 2010