Напоминание

Практика применения здоровьесберегающих технологий на занятиях во внеурочное время в начальной школе


Авторы: Неверова Екатрина Александровна, Ключникова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель, учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи""
Населённый пункт: -г. Семилуки
Наименование материала: статья
Тема: Практика применения здоровьесберегающих технологий на занятиях во внеурочное время в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




КОУ

ВО

«Семилукский

центр

психолого-педагогической,

медицинской

и

социальной помощи», г. Семилуки

Практика применения здоровьесберегающих технологий

на занятиях во

внеурочное время в начальной школе

Неверова Е.А. – воспитатель

Ключникова С.Н. – воспитатель

Лукавцева О.М. – учитель начальных классов

Определение

Устава

Всемирной

организации

здравоохранения

гласит:

«Здоровье – это состояние полного благополучия, а не отсутствие болезней и

физических дефектов». Здоровье детей, воспитанников нашего центра

– это

значимая проблема, в решение которой должны принимать участие и психологи,

и медики, и педагоги нашего образовательного Центра.

Воспитанники нашего Центра – это дети из неблагополучных, неполных

семей, семей социального риска. Все они имеют серьезные отклонения в здоровье,

обусловленные

тяжелой

наследственностью,

недостатками

воспитания,

социальной

запущенностью.

Нейтрализовать

эти

негативные

влияния,

восстановить

и

сохранить

здоровье

детей,

обеспечить

им

комфортное

существование в современном образовательном и воспитательном процессе -

общая задача коллектива нашего Центра, для решения которой скоординированы

действия медиков, психологов и педагогов.

Ранее наше учреждение называлось санаторной школой-интернатом, затем

было

переименовано

в

Центр

психолого-педагогической,

медицинской

и

социальной помощи. Но

сущность и

социальная направленность остались

прежними: сохранение психического и физического здоровья детей, попавших в

трудную жизненную ситуацию.

Долгие годы работы в учреждении для детей, нуждающихся в длительном

лечении, позволили нам накопить опыт общения с учащимися, требующими к

себе особого подхода. Требуется учет возрастных и психофизиологических

особенностей развития младших школьников, целенаправленное применение во

время самоподготовок и во внеурочное время здоровьесберегающих технологий.

В настоящее время они являются неотъемлемой частью занятий в любой школе,

тем более в нашем Центре.

Основные характеристики здоровьесберегающего занятия (самоподготовки),

урока в начальной школе:

-

выполнение

требований

СанПиНа

по

освещенности,

проветриваемости,

соответствии температурному режиму, оснащенности мебелью;

-

выполнение

динамических

разминок

(дыхательная,

глазная

гимнастики,

мышечная разминка, физкультпауза), контроль посадки ребенка;

-

осуществление

личностно-ориентированного

подхода

к

ученику,

т.е.

учет

психофизиологического настроя ученика, его темперамента, работоспособности;

-

осуществление

дифференцированного

подхода

к

подаче

и

восприятию

учеником учебного материала;

- создание комфортного психологического

климата на занятии, уроке,

т.е.

создание

для

ученика

ситуации

успеха,

осуществление

«психологического

поглаживания»,

поощрение ученика, создание

оптимистичного тона занятия,

умение сглаживать возникающие «острые углы»;

- отслеживание темпа утомляемости и умелое варьирование видов деятельности

в

ходе

занятия

(устные

и

письменные

работы,

групповая,

парная

и

индивидуальная работа, игровые моменты).

Свою

работу

выстраиваем

на

принципах

доступности,

наглядности,

личностной ориентированности, дифференцированности и мотивированности. Во

время

занятий стараемся

максимально задействовать игровые формы подачи

материала, так как именно игра позволяет младшим школьникам комфортно и

доступно воспринимать необходимые знания, умения и навыки. Используем как

групповые, так и индивидуальные формы работы, красочные наглядные пособия,

игрушки, поделки, особенно выполненные

руками самих ребят

на уроках

технологии

и

на

занятиях

кружка.

Положительный

психофизиологический

настрой формируют музыкальные паузы: прослушивание релаксирующей музыка,

игра на музыкальных инструментах, исполнение фрагментов песенок. Для таких

моментов

нами

разработан

и

успешно

используется

цикл

занятий

музыкотерапией, который дает стойкий положительный эффект.

Все это позволяет в полной мере сформировать у младшего школьника

мотивацию

к

получению

новых

знаний,

умений

и

навыков,

психологически

подготовить его к выполнению в дальнейшем функций здорового и полноценного

гражданина общества.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Баенская

Е.Р.

Помощь

в

воспитании

детей

с

особым

эмоциональным

развитием// АЛЬМАНАХ ИКП, 2001.- №4

2.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. -СПб. Питер, 2007

3.

Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- Саратов:

СГУ, 1999

4.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку.

Книга

для

педагогов

и

родителей.-

СПб.:

Институт

специальной

педагогики и психологии, 2000.

5.

Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., 2010



В раздел образования