Напоминание

Технология развития критического мышления на уроках английского языка


Автор: Бугаёва Елена Валерьевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: Ожерельевский железнодорожный колледж - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
Населённый пункт: Кашира
Наименование материала: статья
Тема: Технология развития критического мышления на уроках английского языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Бугаева Елена Валерьевна

преподаватель иностранного языка

Ожерельевский ж/д колледж — филиал федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский

государственный университет путей сообщения Императора Александра I»

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Закономерным итогом внедрения нового образовательного стандарта для

учебных заведений стала острая потребность в изменении подхода к самому

процессу планирования уроков. Перемены затронули формат и структуру урока,

его форму и методику проведения, применяемые технологии и приемы. Если для

традиционного урока характерна простая ретрансляция преподавательских знаний

и опыта, то при проведении современного урока центральной фигурой становится

обучающийся, играющий главную роль в осуществлении образовательного

процесса. Он способен сам спланировать свою работу и дать адекватную

самооценку своих знаний.

В данном случае задача преподавателя быть, своего рода, режиссером,

координировать и направлять действия обучающихся.

В процессе реализации требований ФГОС преподавателю придётся серьёзно

переосмыслить всю свою деятельность, пересмотреть её цели и задачи, а также

методы, средства обучения и способы оценивания, которые он использует в ходе

своей работы.

С

учётом

новых

стандартов

образования

традиционному

уроку,

ориентированному на предметно-знаниевый вектор, не достаёт гибкости и

разнообразия в отношении целей и задач, а также вариативности по методам и

формам обучения.

Современный преподаватель должен обладать способностью к сочетанию и

внедрению разноплановых задач. Во-первых, от него требуется предоставить

обучающимся необходимый объём информации, закрепить знания, полученные в

процессе урока и проверить, насколько эффективно обучающиеся усвоили их. Во-

вторых, он обязан приложить максимум усилий, чтобы отыскать возможности

вовлечь всех обучающихся в работу на уроке с учётом их индивидуальных

особенностей.

Одна

из

важнейших

задач,

которая

ставится

перед

иноязычным

образованием, - сформировать предметные и универсальные (метапредметные)

образовательные результаты обучающихся. Помимо своего прямого назначения, у

предметных областей знаний обучающихся, изучающих английский язык, есть и

другая задача — они выступают в качестве площадки, на которой развиваются

личностные

и

метапредметные

компетенции

обучающихся.

Освоение

обучающимися УУД, как во время урока, так и в процессе внеурочной

деятельности по английскому языку, позволяет в результате сформировать

способность к самостоятельному успешному овладению новыми знаниями,

умениями и компетенциями. В том числе и к самостоятельной организации самого

процесса усвоения знаний, под которым понимают умение учиться и способность

самостоятельно

работать

над

изучением

языка,

а

соответственно

и

саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Среди технологий, которые могут решать задачи, установленные в новых

стандартах, особого внимания заслуживает технология развития критического

мышления.

Главная её цель состоит в расширении способностей к мышлению

обучающихся, которые востребованы не только на уроках, но и в обыденной

жизни. Сюда можно отнести способность принимать обдуманные решения,

работать с данными, проводить анализ и т.д., то есть весь объём коммуникативных

и рефлексивных умений и действий человека в современном мире.

Есть множество формулировок критического мышления. Согласно Дж. А.

Браусу и Д. Вуду оно определяется, как вид разумного мышления, направленного

на решение того, во что стоит верить и что следует делать.

Они относят этот вид мышления к поиску здравого смысла, считая его

способностью отречься от своих предубеждений. Люди, умеющие мыслить

критически, обладают способностью к генерированию новых идей и видят новые

пути их реализации, что имеет большое значение, когда необходимо решить

проблемы задачи.

В работе Дианы Халперн «Психология критического мышления» оно

представляется, как целенаправленный вид мышления, которому присущи

размеренность, логика и целеустремлённость. Его основным отличием является

применение различных познавательных стратегий и навыков, повышающих шанс

получить

желаемый

результат.

Несмотря

на

разнообразие

формулировок

критического мышления, все они близки по смыслу.

Л.С. Выготский считает, что «...всякое размышление есть результат

внутреннего спора, так как если бы человек повторял по отношению к себе те

формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

Если рассматривать именно обучение иностранным языкам, то здесь в

современном учебном процессе на первое место именно коммуникативные

методы. На смену усвоению разных аспектов языка приходит ориентация на

активное внедрение языков в жизнь.

Таким образом, с одной стороны иностранный язык превращается в средство

овладения профессиональной или другими видами информации, с другой в

средство коммуникации. Но коммуникация будет эффективной только тогда, когда

человек научился правильно воспринимать и передавать информацию. Не

случайно многие преподаватели и психологи считают, что для результативности

коммуникативной коммуникации требуется, чтобы человек обладал критическим

мышлением.

Что же необходимо для формирования критического мышления во время

уроков английского языка? Здесь следует выделить два момента. Во-первых, это

достаточно

сложно,

так

как

специфика

изучения

данного

предмета

предусматривает большой объём «внешне созданной» репродуктивной среды.

Но

коммуникативная

природа

преподавания

иностранных

языков

обуславливает наличие творческого подхода, стремление к созданию собственного

речевого

продукта.

Поэтому

выделяют

второй

момент

необходима

креативность, самостоятельность и критичность мышления как преподавателя, так

и обучающихся.

Данная технология базируется на трехфазовой структуре урока.

Фаза вызова (evocation). Основные задачи этого этапа — актуализировать

полученные

ранее

знания,

заинтересовать

обучающихся,

помочь

им

сформулировать свои цели обучения. На данном этапе значимо, чтобы у каждого

была возможность поучаствовать в деятельности, целью которой является

актуализация накопленного личного опыта. Особое внимание в процессе

реализации фазы вызова уделяется систематизации всего объёма информации,

который был накоплен, основываясь на вольных высказываниях обучающихся.

Это позволит им обобщить весь объём имеющихся данных, увидеть «общий

план». Причём структура может состоять из всех мнений, как «правильных», так и

«неправильных».

Важнейшая задача преподавателя на данной стадии — прислушиваться к

каждому

высказыванию.

Мнение

не

может

быть

«правильным»

или

«неправильным».

Основополагающим

должно

стать

правило

«Любое

высказывание обучающихся имеет ценность». По моему личному убеждению,

важнее и труднее всего на данном этапе удержаться от критики, позволить

обучающимся высказать свои взгляды и не пытаться навязать им собственное

мнение.

При реализации этой фазы можно использовать приём «Кластеры». Его суть

состоит в систематизации данных, связанных с определённым явлением, в виде

гроздьев (кластеров) вокруг ядра, в качестве которого выступает ключевое

понятие.

Ядро

вызывает

определённые

ассоциации,

которые

затем

систематизируются, превращаясь, в своего рода, опорные схемы. Данный приём

отлично подходит именно для уроков иностранного языка, ведь его можно

использовать в процессе работы, как с лексическими, так и с грамматическими

явлениями.

По итогам такой деятельности может быть сформирована «корзина идей».

Обучающие

вначале

выполняют

работу

самостоятельно,

затем

делятся

возникшими идеями и обсуждают их. В результате формируется общая корзинка

мнений. Данный приём, который включает в себя элементы индивидуальной и

групповой работы, очень эффективно применять в начале занятия, когда

необходимо актуализировать опыт и знания обучающихся. Это простой способ

выявить, какие знания и мнения имеют обучающиеся относительно темы,

обсуждаемой на уроке. Неплохо для наглядности нарисовать на доске корзину,

куда будут «добавляться» все идеи, предложенные обучающимися, то есть вся

информация, которая имеется у них по рассматриваемой проблеме.

Для организации обмена информацией используется следующая схема:

1. Постановка прямого вопроса, что обучающие знают по изучаемой теме.

2. Сразу после постановки проблемы начинается индивидуальная работа.

Все обучающиеся вспоминают и заносят тетрадь все данные, которые они

почерпнули ранее по изучаемой теме (работа происходит обязательно в

индивидуальном порядке и длится одну-две минуты).

3.

Следующая

стадия

заключается

в

обмене

мнениями,

который

осуществляется в парах иди группах. Каждый обучающий сообщает другим то,

что ему известно(работа в группе). На это отводится не больше трёх минут.

Главное, чтобы данное обсуждение проводилось организованно. К примеру,

обучающимся следует выяснить, где их точки зрения совпадают, а где расходятся.

4. Теперь всем группам (по очереди) необходимо представить какой-либо

один факт или тезис. При этом нельзя повторять предыдущих выступающих.

Таким образом, происходит составление списка идей.

5. Далее преподаватель кратко (тезисами) записывает в «корзину» идей все

полученные сведения (не комментируя их), даже те, которые неправильны. Сюда

же можно добавлять всю информацию, которая имеет отношение к обсуждаемой

теме. В процессе урока эти разобщенные факты найдут подтверждение или будут

опровергнуты.

Рекомендации, которые позволят эффективно использовать этот приём:

1. Время жёстко лимитировано, не более пяти-шести минут.

2. В процессе обсуждения нельзя критиковать предложенные идеи, но

желательно фиксировать разногласия.

3. Все мнения немедленно записываются.

В

данном

случае

можно

использовать

индивидуальную,

парную

и

групповую формы работы. Чаще всего они идут последовательно, однако любая из

них

может

выступать

в

качестве

отдельного

самостоятельного

способа

организации учебного процесса.

Также на фазе вызова эффективен приём «Концептуальное колесо». Рисуется

колесо, центром которого является обсуждаемое понятие. Перед обучающимися

ставится задача — подобрать ряд синонимов к этому слову, которые вписываются

в секторы данного колеса.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов эффективна на любой фазе урока. В

случае применения её на фазе вызова в перечень вопросов войдут те, ответы на

которые обучающие желают получить в ходе рассмотрения изучаемой темы. Во

время работы левая колонка пополняется вопросами, на который необходим

простой односложный ответ. А правая — вопросами, нуждающимися в

развёрнутом ответе или теми, ответ на которые обучающиеся пока не знают, но

желают его получить.

Фаза осмысления содержания (realization of meaning). На данной стадии

обучающиеся получают новую информацию и корректируют поставленные ими

цели. Эту стадию вполне можно называть смысловой фазой. Если отталкиваться от

того, что в процессе фазы вызова обучающиеся смогли определить направление

своей познавательной деятельности, то у преподавателя появляется возможность в

ходе объяснения сфокусировать внимание обучающихся согласно ожиданиям и

заданным вопросам.

На данной стадии могут использоваться различные виды организации

познавательной деятельности. Подача нового материала может происходить в виде

рассказа, парного или группового чтения, просмотра видеоматериалов.

Независимо от выбранного способа организации учебного процесса, всё

сводится к индивидуальному принятию и отслеживанию информации. Главной

целью смысловой фазы является поддержание активности обучающихся, их

интереса и инерции движения, сформированной на этапе вызова.

Хорошие результаты на данном этапе даёт приём «Инсерт»,( аббревиатура,

которая в переводе с английского означает: самоактивизирующая системная

разметка для эффективного чтения и размышления). На данной фазе необходимо,

чтобы обучающиеся сохранили интерес к рассматриваемой теме, работая

непосредственно с текстом.

Инсерт — это приём такой маркировки текста, когда обучающиеся значками

отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является

интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

I – interactive

N - notion

S - system

E - effective

R - reading

T – thinking

при чтении текста главное не упускать существенные моменты, которые в

полном объёме раскрывают его смысл, и создать собственную точку зрения на

содержащуюся в нём информацию.

Используя

технологический

приём

«Инсерт»,

обучающиеся

делают

соответствующие пометки на полях.

Заполнив таблицу, информацию, представленную в ней, можно обсудить на

уроке. Этот приём позволяет выполнять лексические и грамматические задачи. В

процессе работы обучающимся необходимо извлечь информацию, сделать

заметки, заполнить таблицу.

Фаза рефлексии (reflection). Для этой стадии характерно размышление,

создание новых знаний и рождение новых обучающих целей. Процесс рефлексии

преобразует новую информацию в собственные знания.

Рефлексия

превращается

в

основную

деятельность

преподавателя

и

обучающихся. Некоторые суждения могут быть вполне подходящими, чтобы

принять их как свои собственные. Иные побуждают к дискуссии. Независимо от

этого стадия рефлексии активно развивает навыки критического мышления.

Внедрение

технологии

развития

критического

мышления

позволяет

определить и установить личные цели, стимулировать и поддержать активную

деятельность

обучающихся

во

время

урока,

спровоцировать

развитие

продуктивной

дискуссии,

подтолкнуть

обучающихся

к

тому,

чтобы

они

самостоятельно смогли сформулировать и задать вопрос. Кроме того, критическое

мышление даёт возможность выразить своё мнение, мотивирует к чтению и

способствует воспитанию уважения к мнению окружающих людей.

Самое существенное достоинство работы в сфере развития критического

мышления заключается в том, что она способствует развитию личностно-

ориентированного

учебного

процесса,

становлению

и

решению

новых,

нетрадиционных образовательных задач, в том числе и в сфере формирования и

развития коммуникативных, информационных и исследовательских способностей,

мышления и креативности обучающихся. А также даёт возможность сформировать

модельные представления об окружающем мире.

Основываясь

на

вышесказанном,

можно

утверждать,

что,

применяя

технологию критического мышления при изучении английского языка можно

существенно увеличить количество времени, отводимое на речевую практику во

время уроков для каждого из обучающихся, достичь значимых результатов

усвоения

информации всеми

обучающимися,

а

также решить

множество

разнообразных воспитательных и развивающих задач. Преподаватель в данном

случае

выступает

в

качестве

организатора

самостоятельной

учебно-

познавательной, творческой и коммуникативной активности обучающихся. Он

получает

возможность

совершенствовать

образовательный

процесс,

коммуникативную компетенцию обучающихся и целостное развитие их личности.

Список литературы:

1. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в

системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд. - Спб.:

Каро, 2014. - 144 с.

2. Поташник М.М. Освоение ФГОС: Методические материалы для учителя.

Методическое

пособие/М.М.

Поташник,

М.В.Левит.

-

М.:

Педагогическое

общество России, 2016. - 208 с.

3. Сафонова В.П. Современный урок иностранного языка6 Рекомендации,

разработки уроков/ В.П. Сафонова, И.Г. Мамо. - Волгоград: Учитель, 2015. - 111 с.



В раздел образования