Авторы: Васильева Елена Валерьевна, Елена Валерьевна Васильева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 2
Населённый пункт: г Егорьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческой активности на уроках литературы
Раздел: полное образование
Статья на тему:
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
Технический
процесс,
внедряемые
нами
технологии
и
сама
современная
жизнь требует от выпускников – подростков не только усвоенных навыков и
знания
материала,
но
и
собственной
позиции,
навыков
собирать,
обрабатывать и фильтровать огромный объем информации. Это невозможно
без
здорового
творческого
подхода,
способностей
к
модернезации
и
экспромту.
Это возможно заложить в человека только в устойчивый сензитивный период,
в
школьный
возраст,
когда
закладывается
сам
фундамент
личности,
формируются
все
социально
значимые
качества,
основы
мировоззрения,
привычки, развиваются способности и определяет предпочтительный тип
деятельности.
Для этого требуется особая направленность всей системы образования. Для
гармоничного развития личности ребенка необходимо время и деятельность,
нацеленное
на
выявление,
определения
тех
свойств,
что
способствуют
творчеству. В первую очередь, я говорю об творческой активности, движение
к самосовершенствованию, созданию условий реализации себя как личности.
Подчеркнем,
что
развитие
творческой
активности
личности,
готовой
к
реальной активной социальной и гражданской позиции и жизни, является
одной из существенных задач современного общества в целом.
Исследования проблемы творчества и творческой активности проводились в
разное время А.Н. Авериным, Н.А. Бердяевым, А.А. Беляевым, Г.М. Гаком. В
своих наблюдениях я опиралась на исследования М.С. Бернштейна, Д.Б.
Богоявленской,
Я.А.
Пономарева,
О.К.
Тихомирова.
Отдельные
аспекты
развития
творческой
активности
хорошо
рассмотрены
в
работах
И.П.
Волкова, С.В. Диденко, Н.В. Максименко, Л.Н. Петровой.
Все они настаивают, что материала для развития творческой активности на
уроках литературы вполне достаточно. Проблемы проступают не в самом
материале, а в фактических ситуациях: клиповом мышлении детей, низкой
концентрации, частом отвлечении, низком интересе к чтению и неумение
самостоятельно
прорабатывать
материал.
Семьи
редко
участвуют
в
системном подходе школы, а разорванность образовательного процесса часто
мешает и резко снижает качество полученных результатов.
Если опираться на то, что творчество – вид когнитивной деятельности, то
акцент приводит нас к новому и необычному видению проблемы. Если мы
предположим, что творческий процесс в сущности является творчеством, то
нам
необходимо
сосредоточиться
на
следующих
фазах:
подготовка,
1
инкубация,
просветление
и
проверка.
Учитель
на
уроке
способен
сопровождать все этапы: от формулировки задачи до реализации решения.
Существует
объективная
необходимость
разнообразить
сами
методы
литературного
чтения,
дополнять
и
развивать
саму
систему
творческих
упражнений на уроках.
Еще
одним
препятствием
становится
общий
дефицит
культурной
информации, низкий уровень общего эстетического просвещения. В 2019
году выпускники 9 класса единогласно выбрали в качестве «прощальной
хоровой
песни»
на
собственный
«Последний
звонок»
«Владимирский
централ» из репертуара лагерного шансона. Подобный выбор не смутил
никого из родителей.
Потому
крайне
важно,
чтобы
подростки
воспринимали
художественные
тексты
не
только
отвлеченно,
а
собственный
бэкграунд,
необходимый
культурный багаж, преемственный и реализуемый в социальной жизни. Это
диктует выбор приемов, где уже недостаточно просто предлагать ученикам
рассматривать
художественные
полотна
и
слушать
музыкальные
произведения.
Уроки
литературы
могут
и
должны
стать
настоящей
«творческой лабораторий», где эффективность процесса будет измеряться
вовлечением ребенка в собственный поиск.
По утверждению психолога Л.С. Выготского, творчество – норма детского
развития.
Современные
школьники
часто
сводят
её
к
подражательной,
выбирая
из
окружающего
не
всегда
адекватные
и
верные
образцы.
Литература способна подтолкнуть их на новый уровень, а русская классика
предложить
иные
варианты
лексики,
мышления
и
художественных
пристрастий.
На
уроках
мы
с
детьми
выбирали
разные
виды
существующей
художественной
деятельности:
работу
художников
–
иллюстраторов,
сценаристов, продюсеров, режиссёров, менеджеров по кастингу, костюмеров,
дикторов, райтеров, редакторов, экономистов. Так задача нарисовать обложку
на книгу И.А. Тургенева усложнялась условием «повысить продажи книги».
Класс разделялся на соответствующие «отделы», где часть подбирала актеров
на
роли
в
фильме
по
мотивам
«Сказок»
Салтыкова
–
Щедрина,
часть
рисовала макеты костюмов, часть отбирала материал для сценария, а часть
«монтировала» сцены из текста.
Усложняется
задача
и
тем,
что
дети
легко
теряют
интерес
к
любому
выбранному для них виду деятельности. Многократный опыт подводит к
грустному
выводу,
что
домашние
задания
реже
всего
срабатывают.
Проведенный
опрос
среди
учащихся
8
и
9
классов
«Чтобы
вы
хотели
2
изменить
на
уроках?»,
на
первое
место
выдвинул
версию
«Отменить
домашние задания».
У этого есть и объективная причина. Общая загруженность, вынужденная
однотипность
действий
и
поз
приводит
повышенной
мускульной
утомляемости.
Дети
стремятся
изменить
позицию,
отвлечься,
освободить
место для собственной, пусть и не всегда продуктивной, деятельности. Спать,
играть в компьютер, мотаться по улице, танцевать, громко петь.
Я
старалась
включать
это
опцию
в
свои
уроки,
допуская
мышечно-
мимические «пятиминутки» для здорового мимического идиотизма, разрешая
на
них
выпучивать
глаза,
вываливать
язык,
трясти
щеками,
хохотать,
гримасничать
и
кривляться.
Этот
метод
увеличивал
результативность,
помогал расслабить и затем сконцентрировать детей на задаче.
Так частая смена видов проектной деятельности, комфортная обстановка,
учет возрастных особенностей и профориентированность на существующие
творческие
специальности
позволяли
не
только
адаптировать
сложный
материал,
повысить
эффективность
уроков,
но
и
выработать
у
детей
позитивное отношение и навыки творческого процесса. Как только дети
привыкают, что подобное поведение – часть образовательной деятельности,
легче копируют её и переносят на собственные привычки и методы.
3