Напоминание

Реферирование как эффективный способ контроля прочитанного материала в системе среднего специального образования


Автор: Бугаёва Елена Валерьевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: Ожерельевский железнодорожный колледж - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
Населённый пункт: Кашира
Наименование материала: статья
Тема: Реферирование как эффективный способ контроля прочитанного материала в системе среднего специального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Бугаёва Елена Валерьевна, преподаватель иностранного языка, 1

квалификационная категория,

Ожерельевский железнодорожный колледж – филиал федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Петербургский государственный университет путей

сообщения Императора Александра I» в г. Кашира

Реферирование как эффективный способ контроля прочитанного материала

в системе среднего специального образования

Согласно программе по иностранным языкам в ССУЗе одной из целей

обучения иностранному языку является формирование и развитие навыков чтения

и понимания текстов. Степень понимания содержания прочитанного текста можно

проверить следующими способами: ответы на вопросы по тексту, подтверждение

или

опровержение

данной

информации,

пересказ

текста,

перевод

текста,

реферирование, аннотирование и др.

В

условиях

среднего

специального

образования

владение

навыком

реферирования приобретает особое значение. При большом объёме учебного

материала

и

небольшом

количестве

часов

реферирование

выступает

как

эффективный способ контроля,позволяющий преподавателю проверить работу

всех студентов, затрачивая при этом минимум времени.

Реферирование представляет собой такой вид деятельности, при котором

происходят восприятие, переосмысление, реконструкция первичного документа и

фиксация результатов данной деятельности в своеобразной форме — в форме

реферата. Основное назначение реферата заключается в том, чтобы в доступной,

сжатой форме передать наиболее существенную информацию реферируемого

источника.

Однако практика работы в ССУЗе показывает, что студенты при выполнении

заданий по реферированию выделяют в тексте предложения или абзацы, которые

не всегда передают суть содержания. Это говорит о том, что у студентов нет

чёткого представления о реферировании, которое предусматривает беглое чтение

про себя, понимание читаемого материала, умение ориентироваться в тексте,

извлекать нужную информацию.

В связи с вышеизложенным представляется интересным высказывание А.Р.

Лурии, который определяет процесс чтения как «процесс вычленения фраз,

имеющих ведущее значение, нахождение фразы, которая подтверждает, развивает

или противоречит им, сопоставление элементов текста друг с другом, сближение

разных пунктов целого текста, отвлечение от побочных, не существенных

элементов, второстепенных деталей и выделение из всего текста основной

ведущей мысли» [2;79].

Таким образом, процесс понимания текста представляет собой процесс

отбора

и

сокращения,

при

котором

читающий

выделяет

существенное,

устанавливает иерархию смыслов, как бы отвлекаясь от тех элементов сообщения,

которые второстепенны по смыслу.

Понимание содержания текста обусловлено следующими умениями:

1. Умение что-то выделить в тексте (основную мысль; факты (детали)

относящиеся к определённой теме (вопросу)).

2. Умение обобщить изложенные факты (определить тему, основную мысль

и т. д.).

3. Умение соотнести отдельные части текста (организовать изложенные

факты и события) в логической, хронологической и иной последовательности;

сгруппировать факты; установить связь между событиями (героями); найти начало

и конец темы (смыслового куска).

4. Умение вывести на основе фактов суждение (сделать вывод, обобщение)

предсказать продолжение, возможное завершение и т. д.

5. Умение оценить изложенные факты (содержание) в целом.

6. Умение интерпретировать (понять подтекст, имплицитное значение, идею

и т. д. ) [3; 312].

Опыт работы в ССУЗе показывает, что далеко не все первокурсники владеют

вышеперечисленными умениями, что затрудняет процесс реферирования, в основе

которого лежит аналитико-синтетическая обработка текста. Анализ позволяет

проникнуть

в

смысл

читаемого,

выделить

смысловые

вехи,

и

отсеять

несущественные по смыслу детали. Одновременно с анализом происходит синтез,

т. е. логическое соединение полученной в ходе анализа информации. Очевидно,

что для реферирования недостаточно понимать содержание прочитанного,

необходимо научиться выделять основную мысль текста, кратко излагать и

представлять его в логической последовательности, создавая при этом вторичный

текст.

Реферирование включает в себя ряд последовательных мыслительных

операций:

а)

аналитико-синтетические

операции

осмысления

композиционно-

смысловой структуры первоисточника;

б)поиск наиболее существенной информации в реферируемом тексте;

в)соотнесение

полученных

при

чтении

первоисточника

сведений

со

знаниями референта;

г) логическое переосмысление текста и перераспределение информации по

степени важности;

д)выбор формы выражения мысли [1; 35-36].

Процесс реферирования предусматривает несколько этапов. На начальном

этапе происходит ознакомление с текстом первоисточника, далее референт

выделяет основную информацию в тексте и определяет его логическую схему.

После этого наступает этап компрессии текста до формы реферата.

Таким образом, можно считать, что создание реферата возможно на

основании детального изучения первоисточника, его глубокого и точного

понимания. Реферирование представляет собой не просто передачу содержания

прочитанного материала, как например, при пересказе, а трансформацию

воспринимаемой информации. Причём по характеру трансформации можно судить

как об уровне владения языковым материалом референта, так и о глубине и

точности понимания им прочитанной информации.

Более того, готовый реферат позволяет судить о степени сформированности

нижеперечисленных умений:

- извлекать из текста определённую информацию;

- осмысливать информацию текста и запоминать её;

-

интерпретировать

полученную

информацию

и

передавать

её

в

соответствующей форме [1; 38-39].

Итак, всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Реферирование представляет собой творческий процесс, включающий

чтение и осмысление реферируемого источника.

2. Реферирование способствует совершенствованию навыков аналитико-

синтетической обработки текста.

3. В процессе реферирования развиваются умения и навыки зрелого чтения.

4. Реферирование является эффективным способом контроля понимания

прочитанного материала.

Список литературы:

1. Ковальчук Т.И. Реферироание как средство контроля прочитанного Из. кн.:

Чтение и работа с иноязычным текстом: Сб. Науч.тр. Свердловск: УрГУ, 1985 - С.

33-40.

2. Лурия А.Р. Курс общей психологии. Мышление и речь. М.: Издательство

Московского университета, 1970 — 172 с.

3. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней

школе/Под ред. А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова; Науч. Исслед. ин-т

содержания и методов обучения Акад. пед. наук — М.: Педагогика, 1990 — 456 с.



В раздел образования