Автор: Московченко Галина Авенировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГОУ "Детский дом №3 г. Сыктывкар" Населённый пункт: Сыктывкар, Республика Коми Наименование материала: методическая разработка Тема: Маркетинг в домашней экономике Раздел: среднее образование
«Маркетинг в домашней экономике»
Подготовила и провела воспитатель ГОУ «Детский дом № 3
г. Сыктывкар» Московченко Г.А.
Используемая литература:
1.
В.Д. Симоненко, О.И. Шулепова «Семейная экономика», учебник для
7-8 кл.
2.
И.В. Липсиц «Экономика», учебник для 7-8 кл.
3.
Л.Б. Азимов «Преподавание курса «Введение в экономику», пособие
для учителя.
4.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь».
Специальная юридическая литература:
1.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части - 1, 2, 3, 4: текст с
изменениями и дополнениями на 2016г. - М.: Экономика, 2016г. – 640с.
– (Все кодексы РФ).
2.
Закон «О защите прав потребителей» с комментариями на 2016 г./
В.Пустовойтов – М.: АСТ: Омега-Л, 2016г. -101с.
3.
Все о защите прав потребителей.- М.: Мартин, 2016г. -165с.
Оформление:
Таблицы, плакаты, схемы, кроссворд к заданиям, тесты на значимость
приобретения товара, ярлыки та товары, руководства и сертификаты на
товары и изделия, книга Закон РФ «О правах потребителей», книга
Гражданский кодекс РФ, книга «Толковый словарь» - С.И. Ожегова.
Ход занятия:
Сегодня мы вместе поговорим и поработаем по теме: «Маркетинг в
домашней обстановке».
Как вы понимаете слово «маркетинг»? (Обсуждаются ответы, которые
высказывают дети.) Давайте посмотрим в словаре это понятие.
(Дети ищут термин и находят понятие «маркетинг» в толковом словаре,
зачитывают его вслух).
«Маркетинг – система организации хозяйственной деятельности, основанная
на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации
услуг», а именно в домашних условиях это означает: организация
хозяйственной деятельности в своей семье с учетом экономических
возможностей и потребностей каждого члена семьи.
Отсюда - цель нашего занятия:
Обсудить вопросы, связанные с организацией хозяйственной
деятельности в семье, основанной на изучении рыночного спроса;
Выяснить, какие проблемы решает домашний маркетинг;
Научиться правильно организовывать совершение покупок;
Узнать правила совершения покупок;
Узнать новые понятия и термины домашнего маркетинга;
И самое главное – выяснить, для чего необходим маркетинг в домашнем
хозяйстве.
Для начала давайте обсудим, какие проблемы решает домашний маркетинг.
(Выслушивается высказывания и мнения детей).
Домашний маркетинг решает следующие проблемы:
1.
Покупка вещей, продуктов или услуг;
2.
Изготовление и ремонт вещей (своими руками);
3.
Экономное, бережное отношение к вещам.
1.
Покупка вещей или продуктов – это в некотором смысле событие, в
котором собираются многие виды экономической деятельности в семье.
Покупке должна предшествовать кропотливая и долговременная
подготовка. Как правило, любая спешка при покупке товара либо
услуги у недобросовестного продавца разорительна. В семье
существуют два традиционных подхода к совершению покупок. Как вы
думаете, какие?
(Выслушиваются варианты ответа на вопрос у детей).
Вывод: Одни покупают все, что им хочется, другие – лишь то, что
необходимо. А какой же подход более оправданный и правильный?
(Обсуждение).
2.Некоторые покупки можно и не делать, если хозяйство ведется разумно,
ведь что-то можно изготовить дома и при этом не тратить деньги, не
совершать покупки, т.е. организовать хозяйственную деятельность
(маркетинг) разумно.
Что же можно изготовить дома? (Каждый высказывает по одному примеру).
Вывод: Все это обойдется вам дешевле, поможет избежать лишних расходов.
А если бережнее относится к обуви, одежде, портфелям и др. вещам, то
много денежных средств будет сэкономлено, и эти деньги можно потратить
для других более важных дел.
Возвращаю ваше внимание к первому пункту – покупка вещей или
продуктов.
Давайте вместе продумаем, как совершить покупку эффективно.
Какие этапы совершения покупок вы можете предложить? (Выслушиваются
все варианты ответов и высказываний ). Попробуем систематизировать ваши
ответы и составим план совершения покупок.
1)
Составление списка необходимых товаров, создание комплекта
желаемых вещей.
2)
«Привязка» составленного списка к соответствующим магазинам:
хозяйственным, книжным, универмагам и т.д.
Для чего это нужно? (Выслушиваются мнения.) Подобные списки избавят
вас от совершения ненужных покупок, от неоправданных вещевых соблазнов.
3)
Сбор информации.
что мы узнаем, собирая информацию о вещи, которую мы планируем
купить? (ответы детей - Возможные варианты изделий, качество товара,
срок службы и гарантии).
4)
Момент совершения покупки.
5)
Оценка приобретенного товара или услуги. Придя домой, необходимо
изучить правила пользования товаром; возможно, продемонстрировать
свою покупку родственникам, друзьям либо близким.
Намечая покупку, мы должны взвесить все «за» и «против». Поэтому и мы с
вами попробуем сейчас продумать все плюсы и минусы при покупке
необходимых человеку товаров. Я вам предлагаю выполнить задание по
анализу покупки. Каждый участник заполняет свой лист-таблицу:
«за»
«против»
Лыжи:
Куртка:
Ж.резинка:
Туфли:
(Варианты покупок: пластиковые лыжи, модная куртка, жевательная резинка,
туфли, модная сумка и т.д.).
(Обсуждение выполненного задания).
Вывод: Прежде чем покупать что-либо, вы взвешиваете все «за» и
«против»,т.к.
- вещь должна подходить к вашему гардеробу;
- вещь должна быть добротной, хорошего качества, тогда расходы себя
оправдают;
- не надо покупать слишком экстравагантную одежду, т.к. мода быстро
меняется, следовательно, надо тщательно выбирать каждую вещь и не
покупать, что попало, т.е. необходимо решить, какие из качеств наиболее
привлекательны: удобство пользования или соответствие интерьеру,
гардеробу; определить, не являются ли отрицательные качества более
весомыми относительно положительных.
Но вот покупка намечена.
Что вы чувствуете в тот момент, пока еще не совершили покупки, но уже
наметили ее? (Высказываются участники).
Вывод:
1)
Сначала нужно понять свое чувство: нравится или не нравится.
2)
Сравнить с другими подобными вещами.
3)
Вообразить эту вещь на себе, если эта одежда, обувь, заколка и т.п. или
представить изделие в интерьере вашей квартиры.
И лишь после этого можно идти в магазин за приобретением товара.
И вот вы пришли в магазин для приобретения необходимой вещи.
Что же нужно знать, приобретая вещи? Какие основные правила покупки
необходимо знать? (Высказываются участники).
Давайте посмотрим все это на схеме:
Правила покупки:
1.
Продавец не должен быть случайным .
2.
Изучите конъюнктуру рынка, т.е. «где, что и почем»; возможность
бесплатной доставки товара на дом, условия гарантийного ремонта.
3.
Сомневаетесь в товаре – не покупайте: требуйте интересующую вас
информацию о товаре, услуге.
4.
Оцените реально перевозку крупногабаритного груза, с учетом
возможных поломок при транспортировке, если услуга без настройки и
ввода в эксплуатацию.
5.
Проверьте качество товара, его работоспособность до совершения акта
покупки и при нагрузке и по возможности более длительно
6.
При покупке аппаратуры, бытовой техники, мебели проверьте
гарантийный талон (требуйте его правильного заполнения), а также
руководство по эксплуатации и сертификат.
7.
Сохраняйте чек, правильно оформленный договор покупки либо
услуги, накладную приема-передачи с констатацией возможных
повреждений и нарушений перевозки товара, тару гарантийного
хранения изделия и паспорт товара с актом ввода в эксплуатацию.
А теперь попробуем закрепить правила покупки товара,
которыми люди пользовались с давних времен.
Задание: собрать предложение (пословицу или загадку) и сопоставить ее с
пунктом правил покупок.
- За рекой телка полушка, да рубль перевоз (к 4).
- Посмотрит – рублем одарит (к 1).
- Не покупай кота в мешке (к 5,3).
- Покупаешь жеребца – смотри зубы (к 6).
- Дорогое покупаешь: левой рукой грамоту берешь; правой – деньги отдаешь
(к 7).
- У трех Иванов телка по рублю, а у Петра полушка (к 2).
Покупая вещи, мы приобретаем их не на один день, поэтому надо обращать
внимание на свойства товаров. Какие бывают свойства товаров, мы сейчас
вспомним. В этом нам поможет наша корзинка:
1.
Соответствие моде (модность).
2.
Надежность в использовании, полезность, соответствие назначению
(практичность).
3.
Соответствие по отношению к другим вещам, способность вписаться в
интерьер жилища, стать органичной составляющей набора обуви,
одежды (общность).
4.
Создание покупкой удобства, уюта не только в доме, но и в чувствах
людей (комфортность).
5.
Нестандартность, своеобразие, соответствие индивидуальным вкусам,
способность подчеркнуть свою (индивидуальность).
6.
Свойство вещи сохранять и даже увеличивать свою потребительскую
ценность (ценность).
7.
Соответствие одежды, мебели вашим эстетическим вкусам (красота).
8.
Свойство товара, которое многосторонне удовлетворит покупателя
(качество).
Выводы:
Для чего нужно знать свойство товара?
Иногда выгоднее купить более дорогую вещь и пользоваться ею дольше,
помня при этом, что «дешевый сыр бывает только в мышеловке». Ведь в
повседневной жизни вам необходимо иметь много качественных и удобных
вещей.
Что именно? (Каждый участник дискуссии перечисляет по одному примеру).
Чтобы вещи, которые вы перечислили, нам служили дольше, мы пользуемся
информацией, прочитанной … на чем? (На товарных ярлыках и в руководстве
по эксплуатации).
Что же написано на товарных ярлыках и в руководстве по эксплуатации?
Давайте посмотрим вместе и обсудим. (Участникам заранее раздаются
товарные ярлыки и руководство по эксплуатации).
После обсуждения сделаем вывод о том, какая информация должна быть на
товарном ярлыке и руководстве по эксплуатации по следующим схемам.
Руководство по эксплуатации:
-Наименование.
-Общие указания.
-Техника безопасности при использовании.
-Устройства, подготовка к работе, порядок работы.
-Комплектность.
-Правила хранения.
-Технические данные товара.
-Гарантийные обязательства.
Товарный чек:
-Наименование товаров.
-Производитель.
-Размер.
-Цена.
-Дата выработки.
-Срок хранения, гарантия.
Участники сами делают вывод о том, что каждый товар должен
сопровождаться товарным ярлыком и руководством по эксплуатации. Это
входит в правила покупки.
А что же еще нужно знать, приобретая товар? Какие законы существуют,
которые могут вас защитить в непредвиденных ситуациях, связанных с
покупкой? (Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января
1996 г.).
Давайте вспомним наиболее запомнившиеся статьи. (Обсуждение, участники
читали этот закон заранее).
Этот закон способствует правильной организации вашей хозяйственной
деятельности в семье, т.е. маркетингу в домашней обстановке.
Вот на этом мы и закончим изучение темы «Маркетинг в домашней
экономике». И в заключение давайте вспомним и подумаем: что же мы узнали
с вами нового и чему научились? Какие новые понятия узнали?
Отвечают участники.
Понятия: маркетинг, товарный чек, руководство по эксплуатации …
Научились:
- правильно организовывать совершение покупок;
- выяснили основные правила покупки;
- определять основные свойства товаров;
- видеть достоинства и недостатки покупок.
Что нового узнали:
- для чего нужен маркетинг в домашнем хозяйстве;
- какие проблемы он решает;
- федеральный закон «О защите прав потребителей».
А для чего все это нам необходимо знать? (Ответы участников)
Чтобы правильно расходовать время, деньги - необходимо правильно
организовывать свою хозяйственную деятельность в семье, т.е. маркетинг в
домашней экономике.