Напоминание

Раннее формирование у детей привычек здорового образа жизни


Автор: Шахова Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1440 дошкольное отделение № 4
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Раннее формирование у детей привычек здорового образа жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




Раннее формирование у детей привычек здорового образа жизни

Привычка

к

здоровому

образу

жизни

-

это

главная,

основная,

жизненно

важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся

средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения

оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное

учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового

образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском

образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь,

как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его

жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и

приумножать свое здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному

здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин

"здоровье" определяется неоднозначно.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних

(природных

и

социальных)

и

внутренних

(наследственность,

пол,

возраст)

факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма

человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального

развития.

2 . Физическое

здоровье

-

уровень

роста

и

развития

органов

и

систем

организма.

3 . Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой

составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное

здоровье,

основу

которого

определяет

система

ценностей,

установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от

условий

внешней

среды,

т.е.

экологии,

на

10%

-

от

деятельности

системы

здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он

ведёт.

Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие

50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования

здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к

миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с

любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком

пока

еще

неосознанной

информации,

а

дать

возможность

поразмышлять,

подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль

жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в

неожиданных

ситуациях

на

улице

и

дома,

поэтому

главной

задачей

является

развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей,

они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

• Занятия физкультурой, прогулки;

• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание,

создание условий для полноценного сна.

• Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить,

умения отличать ложь от правды.

• Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

• Медицинское

воспитание,

своевременное

посещение

врача,

выполнение

различных рекомендаций.

• Формирование понятия "не вреди себе сам".

Нет

задачи

важнее

и

вместе

с

тем

сложнее,

чем

вырастить

здорового

человека.

В

настоящее

время

значительно

возросло

количество

детей

с

плохим

здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями,

излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать

еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных

— малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка

спокойными

играми:

в

лучшем

случае

рисованием,

интеллектуальными

или

другими

настольными

играми,

в

худшем

-

просмотром

телепередач

или

видеофильмов.

И

это

вполне

понятно:

родители

хотят

отдохнуть

после

напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок,

разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит -

спокойнее будет.

Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой

зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность

ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и

функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а

также средством всестороннего развития дошкольника.

Необходимо

пересмотреть

равнодушное,

потребительское

отношение

к

своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только

тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на

здоровый,

пронизанный

вдумчивой

заботой

и

любовью

к

своему

телу,

душе,

научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное,

приобщить к здоровому образу жизни детей

Воспитание

потребности

в

здоровом

образе

жизни

у

детей

2-3

лет

осуществляется по следующим направлениям:

1. Привитие культурно-гигиенических навыков.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные,

формируются

в

детстве.

Вот

почему

так

важно

с

самого

раннего

возраста

воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они

стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у

детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при

воспитании

детей

этого

возраста.

И

насколько

она

изначально

продумана,

спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению

здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры

поведения.

Главное

то,

что

в

этом

возрасте

происходит

быстрое

и

прочное

формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их

ломка

переделка

с

другой.

Иначе

говоря,

ребенок

легко

воспринимает

определенную

последовательность

действий,

но

очень

трудно

осваивает

изменения в ней.

Для

достижения

эффективности

формирования

культурно-гигиенических

навыков необходимо разработать перспективный план - это изучение на занятиях и

в

повседневной

жизнь,

где

надо

использовать

разные

формы

организации:

дидактические

игры,

игры

упражнения,

беседы,

чтение

художественной

литературы,

рассматривание

иллюстраций,

картин,

наблюдения,

показ

инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

Гигиеническая

культура

столь

же

важна

для

человека,

как

и

умение,

разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты,

здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не

огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и

слаженно работающего организма!

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных,

некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в

первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго

ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.

Необходимо

приучать

ребёнка

к

гигиеническому

индивидуализму:

своя

расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя

зубная щётка.

Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не

только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение детей организовывать не только на занятиях, но и в повседневной

жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по

этой проблеме.

3 . Формирование представлений

о

том,

что полезно

и

что вредно для

организма.

Оформление альбом “ Правила поведения для малышей”, куда подбирают

иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм

человека. Особое внимание обращать на значимость для организма сна, прогулки,

еды и других режимных процессов. Разработать план закаливающих мероприятий

соответствующих возрасту детей.

4

. Формирование

привычки

к

ежедневным

физкультурным

упражнениям.

Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека

к

движениям,

к

физкультурным

упражнениям,

к

использованию

их

в

своей

жизнедеятельности. Сегодня результаты исследования двигательной активности

детей третьего года жизни просто пугают. За время пребывания в детском саду

ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы

необходимо разработать двигательный режим, а также пополнять физкультурный

уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.

5 . Формирование

потребности

семьи

(родителей)

ребенка в

здоровом

образе

жизнедеятельности

и

личного

примера

в

укреплении

и

сохранении

здоровья.

Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому

образу

жизни

у

малышей

являются

родители.

С

первых

дней

знакомства

необходимо показывать и рассказывать всё, что ждёт их детей в детском саду,

обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выполнять

их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и

закаливающие процедуры проводить с согласия родителей.

Но, главное, на что в первую очередь должна быть направлена работа с семьей

-

это

доказать,

что

без

их

участия

педагоги

не

смогут

добиться

хороших

результатов, только родители являются самым ярким примером для своих детей.

В приёмной можно оформить уголок “Это интересно!”, где разместить советы

и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, а

также ящик “Ваш вопрос - наш ответ”, проводить фотовыставки “В здоровом теле

- здоровый дух”.

Привлекать родителей активно принимать участие в спортивных совместных

мероприятиях, посещать открытые просмотры физкультурных занятий, прогулки и

т.д., оказывать помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов,

знакомиться

с

упражнениями

выполняемые

их

детьми

с

целью

проведения

подобных игр - занятий дома.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и

общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша

навыки

охраны

личного

здоровья

и

бережного

отношения

к

здоровью

окружающих.



В раздел образования