Автор: Шахова Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1440 дошкольное отделение № 4
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Раннее формирование у детей привычек здорового образа жизни
Раздел: дошкольное образование
Раннее формирование у детей привычек здорового образа жизни
Привычка
к
здоровому
образу
жизни
-
это
главная,
основная,
жизненно
важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся
средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения
оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное
учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового
образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском
образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь,
как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его
жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и
приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному
здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин
"здоровье" определяется неоднозначно.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних
(природных
и
социальных)
и
внутренних
(наследственность,
пол,
возраст)
факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма
человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального
развития.
2 . Физическое
здоровье
-
уровень
роста
и
развития
органов
и
систем
организма.
3 . Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой
составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное
здоровье,
основу
которого
определяет
система
ценностей,
установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от
условий
внешней
среды,
т.е.
экологии,
на
10%
-
от
деятельности
системы
здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он
ведёт.
Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие
50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования
здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к
миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с
любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком
пока
еще
неосознанной
информации,
а
дать
возможность
поразмышлять,
подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль
жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в
неожиданных
ситуациях
на
улице
и
дома,
поэтому
главной
задачей
является
развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей,
они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки;
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание,
создание условий для полноценного сна.
• Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить,
умения отличать ложь от правды.
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
• Медицинское
воспитание,
своевременное
посещение
врача,
выполнение
различных рекомендаций.
• Формирование понятия "не вреди себе сам".
Нет
задачи
важнее
и
вместе
с
тем
сложнее,
чем
вырастить
здорового
человека.
В
настоящее
время
значительно
возросло
количество
детей
с
плохим
здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями,
излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать
еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных
— малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка
спокойными
играми:
в
лучшем
случае
рисованием,
интеллектуальными
или
другими
настольными
играми,
в
худшем
-
просмотром
телепередач
или
видеофильмов.
И
это
вполне
понятно:
родители
хотят
отдохнуть
после
напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок,
разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит -
спокойнее будет.
Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой
зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность
ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и
функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а
также средством всестороннего развития дошкольника.
Необходимо
пересмотреть
равнодушное,
потребительское
отношение
к
своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только
тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на
здоровый,
пронизанный
вдумчивой
заботой
и
любовью
к
своему
телу,
душе,
научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное,
приобщить к здоровому образу жизни детей
Воспитание
потребности
в
здоровом
образе
жизни
у
детей
2-3
лет
осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные,
формируются
в
детстве.
Вот
почему
так
важно
с
самого
раннего
возраста
воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они
стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у
детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при
воспитании
детей
этого
возраста.
И
насколько
она
изначально
продумана,
спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению
здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры
поведения.
Главное
то,
что
в
этом
возрасте
происходит
быстрое
и
прочное
формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их
ломка
–
переделка
с
другой.
Иначе
говоря,
ребенок
легко
воспринимает
определенную
последовательность
действий,
но
очень
трудно
осваивает
изменения в ней.
Для
достижения
эффективности
формирования
культурно-гигиенических
навыков необходимо разработать перспективный план - это изучение на занятиях и
в
повседневной
жизнь,
где
надо
использовать
разные
формы
организации:
дидактические
игры,
игры
–
упражнения,
беседы,
чтение
художественной
литературы,
рассматривание
иллюстраций,
картин,
наблюдения,
показ
инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая
культура
столь
же
важна
для
человека,
как
и
умение,
разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты,
здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не
огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и
слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных,
некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в
первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго
ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.
Необходимо
приучать
ребёнка
к
гигиеническому
индивидуализму:
своя
расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя
зубная щётка.
Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не
только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение детей организовывать не только на занятиях, но и в повседневной
жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по
этой проблеме.
3 . Формирование представлений
о
том,
что полезно
и
что вредно для
организма.
Оформление альбом “ Правила поведения для малышей”, куда подбирают
иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм
человека. Особое внимание обращать на значимость для организма сна, прогулки,
еды и других режимных процессов. Разработать план закаливающих мероприятий
соответствующих возрасту детей.
4
. Формирование
привычки
к
ежедневным
физкультурным
упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека
к
движениям,
к
физкультурным
упражнениям,
к
использованию
их
в
своей
жизнедеятельности. Сегодня результаты исследования двигательной активности
детей третьего года жизни просто пугают. За время пребывания в детском саду
ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы
необходимо разработать двигательный режим, а также пополнять физкультурный
уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.
5 . Формирование
потребности
семьи
(родителей)
ребенка в
здоровом
образе
жизнедеятельности
и
личного
примера
в
укреплении
и
сохранении
здоровья.
Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому
образу
жизни
у
малышей
являются
родители.
С
первых
дней
знакомства
необходимо показывать и рассказывать всё, что ждёт их детей в детском саду,
обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выполнять
их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и
закаливающие процедуры проводить с согласия родителей.
Но, главное, на что в первую очередь должна быть направлена работа с семьей
-
это
доказать,
что
без
их
участия
педагоги
не
смогут
добиться
хороших
результатов, только родители являются самым ярким примером для своих детей.
В приёмной можно оформить уголок “Это интересно!”, где разместить советы
и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, а
также ящик “Ваш вопрос - наш ответ”, проводить фотовыставки “В здоровом теле
- здоровый дух”.
Привлекать родителей активно принимать участие в спортивных совместных
мероприятиях, посещать открытые просмотры физкультурных занятий, прогулки и
т.д., оказывать помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов,
знакомиться
с
упражнениями
выполняемые
их
детьми
с
целью
проведения
подобных игр - занятий дома.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и
общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша
навыки
охраны
личного
здоровья
и
бережного
отношения
к
здоровью
окружающих.