Автор: Бахарева Надежда Николаевна
Должность: Руководитель физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ РО
Населённый пункт: Россия, Ростовская область, город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Значение физического воспитания для становления духовно-нравственной личности
Раздел: среднее профессиональное
Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - это
направление, которое сегодня сама жизнь выдвинула нам в качестве
приоритетного в системе образования.
Известно, что высшей целью образования является воспитание
высоконравственного, творчески развитого и компетентного гражданина.
Нравственное воспитание молодежи в системе физического воспитания
занимает особое место, и мы знаем, что нашему обществу необходимы
образованные люди, которые при этом должны быть физически здоровы.
Духовно и физически развитый человек - это человек с сильным
национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы
других людей, за будущее своего народа. Поэтому духовно-нравственное
воспитание молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни есть
важнейшая задача, которая должна решаться не только государством, но и
всем обществом. Сегодня, к сожалению, фактически исчезают такие
жизненные ценности, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья,
дружба и целомудрие, и другие нравственные ценности, возвышающие
человеческие чувства.
Воспитание нравственных качеств - сложная педагогическая задача.
Для её решения необходимо создавать психологические ситуации, которые
вызывают эмоциональное отношение воспитанников к действительности, к
людям,
к
своему
поведению.
Физическое
воспитание
имеет
уникальную
возможность
благополучно
решить
проблему
духовно
-
нравственного
воспитания подрастающего поколения.
Наиболее актуальными задачами физического воспитания, влияющими
на духовно-нравственное содержание личности являются:
1 - воспитание приверженности (тяготение) к здоровому образу жизни
(не только занятия по физкультуре, но и секции по интересам, по месту
жительства, занятия в фитнес зале и т.д).
2 - воспитание коллективизма и товарищеской взаимопомощи (все
мероприятия, где участие принимает команда, - это подвижные и спортивные
игры, конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», товарищеские
встречи по различным видам спорта.
3 - воспитание непримиримости к несправедливости, нечестности
(сильный на соревнованиях выполняет то или иное задание вместо слабого, в
команду ставят участников не по возрасту – подставное лицо или
разрядника).
4 - формирование потребности в регулярных занятиях физической
культурой и спортом (у нас созданы условия не только для занятий по
физической культуре согласно плану работы, но и для видов спортивной
деятельности по интересам, - оборудован тренажерный зал, спортивный зал,
во дворе спортивная площадка с элементами полосы препятствий).
5 - воспитание волевых качеств, самодисциплины, смелости, умению
переносить трудности (выполнение упражнений на снарядах или с
оборудованием, вызывающих страх. Студенты учатся формировать смелость,
самообладание и чувство собственного достоинства, что позволяет им
подняться в собственных глазах и завоевать авторитет однокурсников).
6 - привитие навыков самоконтроля за состоянием здоровья,
физического развития, за физической и спортивной подготовкой
(рекомендуем вести студентам дневник самоконтроля).
Формирование тела без формирования духа бессмысленно, поскольку
тело
нужно
человеку
для
действий.
А
то,
какими
будут
действия,
определяется мировоззрением, нравственными качествами человека.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что:
Физическая культура - это важнейший компонент целостного развития
личности обучающегося, значимость которого проявляется через
гармонизацию духовных и физических сил формирование таких
общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое
благополучие, физическое совершенство.