Автор: Галеева Фарида Яннуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2
Населённый пункт: с.Стерлибашево
Наименование материала: Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Чистый мир»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ д/с №2 с. Стерлибашево
муниципального района Стерлибашевский район
Республики Башкортостан
Проект
по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
«Чистый мир»
Разработала воспитатель
Галеева Фарида
Яннуровна
2020г.
Актуальность темы.
Современные
проблемы
взаимоотношений
человека
с
окружающей
средой
могут
быть
решены
только
при
условии
формирования
экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической
грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов
устойчивого развития.
Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого
на
духовный
мир
ребенка-дошкольника
трудно
переоценить.
Природа
является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний,
часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении
с
природой,
пробуждается
интерес
к
окружающему
миру,
формируется
умение делать открытия и удивляться им.
Не
секрет,
что
дети
дошкольного
возраста
по
природе
своей
исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,
постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведения
о
мире
традиционно
рассматриваются
как
важнейшие
черты
детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное
состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.
Исследовать,
открыть,
изучить
–
значит
сделать
шаг
в
неизведанное
и
непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для
того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как
процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
практического
взаимодействия
с
окружающей
средой
обеспечивает
становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль
в
этом
направлении
играет
поисково-познавательная
деятельность
дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их
процессе
дети
преобразуют
объекты
с
целью
выявить
их
скрытые
существенные связи с явлениями природы. Уже с дошкольного возраста
необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается
в экологически чистой окружающей среде. Так важно научить ребенка беречь
красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно
здоровье, и стремился к здоровому образу жизни.
Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей
невозможно без эмоционального, положительного отношения к ней, поэтому
все общение с природой маленького человека должно быть направлено на
воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать
красоту природы.
Удовлетворяя
свою
любознательность
в
процессе
активной
познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны,
расширяет
представления
о
мире,
с
другой
начинает
овладевать
основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-
следственными, родовыми, пространственными и временными отношениями,
позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Цель исследования: отбор и систематизация экологически значимого
содержания знаний о природе для детей старшего дошкольного возраста.
Объект проекта: процесс экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в окружающем мире.
Предмет
проекта:
педагогиче ские
технологии
в
п р о ц е с с е
формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
Гипотеза
проекта.
Экологическое
воспитание
в
дошкольном
образовательном учреждении будет эффективным, если:
1)
используются экологически ориентированные активные технологии
обучения,
направленные
на
формирование
экологической
культуры
дошкольников;
2)
содержание
экологиче ского
во спитания
в
дошкольном
образовательном
учреждении
разрабатывается
с
учетом
прогрессивных
идей, опыта, традиций и средств народной педагогики, а также с опорой на
краеведческий материал.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой определены
следующие задачи проекта
–
проанализировать развитие идей об экологическом образовании и
воспитании
в
психолого-педагогической
литературе,
раскрыть
теоретические
и
методические
основы
экологического
воспитания
в
дошкольном образовательном учреждении;
–
определить
объем
экологических
знаний
детей
старшего
дошкольного
возраста
и
выделить
основные
направления
содержания
экологического воспитания детей;
–
раскрыть основы реализации прогрессивных идей, опыта и средств
в воспитании и обучении дошкольников;
–
содействовать развитию творческой исследовательской активности
детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Подготовительный этап
1.
Сбор и анализ литературы по данной теме.
2.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3.
Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на
реализацию проекта.
5.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
1.
Апробация содержания краткосрочного проекта “Чистый мир”.
2.
Проведение мероприятий в группах.
3.
Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с
проектной деятельностью.
Заключительный этап
1.
Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2.
Фотомонтаж.
3.
Подведение итогов.
4.
Презентация проекта.
Участники проекта:
дети;
воспитатели;
родители.
Срок реализации проекта: апрель2019–сентябрь2019г.
В
дошкольных
образовательных
учреждениях
широко
применяются
следующие
формы
и
методы
экологического
воспитания:
наблюдения
за
природой,
беседы,
экологические
занятия
познавательного
цикла,
экологические
экскурсии,
уроки
доброты,
экологические
кружки,
экологические
конкурсы,
КВНы,
аукционы,
марафоны,
викторины,
экологические акции, обсуждения, проигрывание ситуаций, трудовой десант,
зеленый патруль, клуб исследователей природы; лаборатория юного эколога,
составление экологических карт, ведение «Панорамы добрых дел», ведение
фенологических календарей природы, коллекционирование, экологические
выставки и экспозиции, экологические музеи, дни экологического творчества,
экологические праздники и фестивали, экологические игры (дидактические,
имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, путешествия),
экологические
сказки,
экологические
тренинги,
ознакомление
детей
с
произведениями
художественной
литературы
и
фольклором
народов
Башкортостана
и
России,
изобразительная
деятельность
детей,
создание
экологической тропы и т. д.
Рассмотрим некоторые из них.
Наблюдения. С раннего детства ребенка надо знакомить с тайнами
природы.
Восприятие
природы
помогает
развивать
такие
качества,
как
жизнерадостность,
эмоциональность,
чуткое,
внимательное
отношение
ко
всему живому. Основное средство познания природы – наблюдение. У детей
оно острее, чем у взрослых, так как ребенок соприкасается с природой
впервые.
Уроки
доброты.
Проводятся
индивидуально
или
с
небольшой
подгруппой детей в минуты их обращения к миру природы. Цели: развивать
интерес к природе, формировать положительное эмоциональное отношение к
ней, желание беречь ее и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство
сопереживания.
Примерная
тематика
уроков
доброты:
«Что
значит
быть
добрым?»,
«Когда
я
был
добрым
к
природе?»,
«Кто
может
считаться
заботливым?»,
«Кто
заботиться
о
комнатных
растениях?»,
«Гармония
красок», «Гармония звуков», «Что значит быть ответственным?», и другие.
Обсуждение и проигрывание ситуации. Эта форма работы способствует
закреплению
в
сознании
норм
и
правил
поведения
в
природе.
Можно
обсудить и проиграть следующие ситуации: 1. Дети нарвали большой букет
ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему? 2. Из гнезда выпал
птенец. Какие действия мы предпримем?
Уроки
мышления.
Можно
проводить
в
разные
режимные
отрезки
времени.
Основным
условием
их
проведения
является
интерес
детей,
с
органичным включением художественных произведений.
Экологические
экскурсии.
Цель:
найти
ответы
на
поставленные
вопросы,
накопить
информацию,
научиться
наблюдать
и
«читать»
книгу
природы.
Экспедиции
планируются
в
рамках
изучения
темы.
Результаты
работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекции.
Коллекционирование. Это еще один способ привлечь внимание детей к
окружающему миру. Коллекционирование может положить начало беседам о
к р а с от е
и
п р и р од н ы х
б о гат с т ва х
Ро с с и и
и
Б а ш ко р т о с т а н а .
Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы,
открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок,
музеев, организуемых детьми.
Экологические
выставки
и
экспозиции.
Цель
их
–
ознакомление
с
природными
явлениями,
недоступными
для
наблюдения
детям.
Тематика
разнообразна:
«Лес
–
друг
человека»,
«Богатства
недр
нашей
Земли»,
«Космос»,
«Человек
и
Земля»
и
т.
д.
На
выставке
представлены
художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные
коллекции.
Практическая
деятельность
детей.
Ее
цель
–
закрепление
норм
поведения
в
природе,
формирование
понимания
разумного
ограничения
потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях.
Например,
«Покормите
птиц
зимой»,
«Умелые
руки
не
знают
скуки»,
«Санитарный день» (уборка участка).
Экологические сказки. Если в сказку внести некоторые биологические знания
и
понятия
о
взаимоотношениях
живых
организмов
между
собой
и
с
окружающей
их
средой,
то
сказка
станет
экологической.
Экологическая
сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть
сложные
явления
природы,
дает
возможность
стать
членом
интересного
общества
верных
друзей
(животных,
растений),
научиться
понимать
их
потребности и взаимоотношения. Таким образом, я могу предположить, что
на
основе
знаний,
которые
дети
получают
через
экологическую
сказку,
закладываются
начальные
формы
осознанно
правильного
отношения
к
природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть
красоту
природы
в
разных
ее
формах
и
проявлениях,
выражать
свое
эмоциональное отношение к ней.
Экологические игры. Игра «Экосистема водоема» позволяет проследить
роль
каждого
компонента
этой
системы,
смоделировать
последствия
антропогенного
воздействия
на
биоценозы,
а
игра
«Экологические
пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что
нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).
Соревновательные
экологические
игры
стимулируют
активность
их
участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков,
умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, марафон, КВН, викторина «Поле
чудес». Игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на
Северный полюс, на дно океана и т.д. В работе большое значение имеют
дидактические
игры:
«Кто
где
живет?»,
«Летает,
бегает,
прыгает»
(о
приспособлении
животных
к
среде
обитания),
«У
кого
какой
дом»
(об
экосистемах),
«Живые
–
неживые»,
«Птицы
–
рыбы
–
звери»
(на
классификацию по заданным признакам), «Что сначала, что потом» (рост и
развитие
живых
организмов),
«Выбери
правильно
дорогу»
(о
правилах
поведения в природе) и др.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей
старшего дошкольного возраста
1 Содержание познавательно – исследовательской
деятельности детей.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в
виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства
вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и
систематизацию.
Мы
понимаем
живое
исходя
из
опыта
собственных
ощущений. И в этом – залог «родства» со всем, что существует на земле.
Поэтому, когда мы хотим объяснить ребенку, что стоит за словами «беречь
природу, охранять природу», мы должны обращаться к его опыту. Малышу
понятно, что значит «обижать». И что значит «делать больно». Живое, как и
ребенок, чувствует боль. Живому нельзя делать больно. С этого и начинается
бережное отношение к природе.
Маленькие дети в силу возрастных особенностей – «деструкторы». Они
склонны выяснять, «что внутри». Они экспериментаторы: им интересно, что
получится, «если». Если оторвать мухе крылышки. Если сломать веточку,
наступить в муравейник, раздавить птичье яйцо. Возникают новые звуки,
новые
формы…
но
всего
этого
как
раз
нельзя
делать.
На
подобные
«эксперименты» должен быть наложен запрет. Просто потому, что муха –
живая, дерево – живое.
Основное место в системе экологического воспитания следует отвести
деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения
ребенка,
нормально
развивается
(растет,
дает
потомство,
цветет).
Эта
деятельность ни что иное, как создание и поддержание условий для растений
и
животных,
находящихся
в
различных
«экологических
пространствах»
дошкольного учреждения. Методом эта деятельность становится лишь в том
случае,
если
она
включена
в
педагогический
процесс
и
выполняется
совместно – взрослыми и детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника
в
естественной
форме
проявляется
в
виде
так
называемого
детского
экспериментирования
с
предметами
и
в
виде
вербального
исследования
вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
Результаты работы над проектом должны быть «осязаемыми», в итоге
дети должны получить продукт готовый к использованию в повседневной
жизни. В своей работе я исходила из предположения о том, что одним из
важных
условий
развития
познавательного
интереса
у
ребенка
является
выбор им собственной деятельности.
Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними
задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный
ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности должно сочетаться
с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой
высказать
собственные
гипотезы
и
предположения.
Мне
кажется,
такая
стратегия проблемного обучения выстраивается по «принципу развивающей
интриги».
Именно
в
познавательно-исследовательской
деятельности
дошкольник получает:
в о з м ож н о с т ь
в п р я м у ю
уд о в л е т в о р я т ь
п р и с у щ у ю
е м у
любознательность,
практикуется в установлении причинно-следственных, родовидовых,
пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что
позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления
о мире.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все
виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и
пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные
способности,
умение
изобретать,
использовать
нестандартные
решения
в
трудных ситуациях, создавать творческую личность. В процессе организации
опытно-экспериментальной
деятельности
предполагалось
решение
следующих задач:
создание
условий
для
формирования
основного
целостного
мировидения
ребенка
старшего
дошкольного
возраста
средствами
физического эксперимента.
развитие
наблюдательности,
умение
сравнивать,
анализировать,
обобщать,
развитие
познавательного
интереса
детей
в
процессе
экспериментирования,
установление
причинно-следственной
зависимости,
умение делать выводы.
развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
создание предпосылок формирования у практических и умственных
действий.
Опытно-экспериментальную
деятельность
я
распределила
по
направлениям:
живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-
к л и мат и ч е с к и х
зо н ,
м н о го о б р а зи е
ж и в ы х
о р га н и зм о в
и
и х
приспособленность к окружающей среде.
неживая природа: ветер, воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и
их свойства.
2. Формы работы познавательно – исследовательской
деятельности детей старшего дошкольного возраста
Внедрение в практику своей работы нового направления дошкольной
педагогики
–
экологического
воспитания
детей
–
я
считаю,
что
можно
осуществить лишь в условиях строго определенной организации, эколого-
педагогической
работы
основываясь
на
материалах
программы
С.Н.Николаевой «Юный эколог».
П р о г р а м ма
« Ю н ы й
э кол о г »
п о з в ол и л о
с о зд ат ь
м о д е л ь
технологического процесса – воспитательно-образовательного, цель которого
формирование начал экологической культуры у дошкольников. Эта модель
включает
ряд
модулей,
которые
имеют
обще
развивающее
значение
и
используются
в
работе
с
детьми
любого
возраста.
К
ним
относятся
следующие:
циклы наблюдений за обитателями живого уголка и участка детского
сада;
систематическое моделирование в специальных календарях длительно
протекающих
изменений
в
природе,
связанных
с
сезонными
явлениями,
ростом и развитием растений и животных;
систематическое,
целенаправленное
проведение
разных
типов
экологических
занятий
с
использованием
регионального
компонента
и
исследовательских работ (Приложения 1-6).
Был разработан тематический план с использованием краеведческого
материала (Приложение 13).
Одним
из
важных
условий
реализации
системы
экологического
воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и
экологизация
развивающей
предметной
среды
(РПС),
которая
должна
создавать условия для:
–
познавательного
развития
ребенка
(создание
условий
для
его
познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с
природным
материалом,
систематических
наблюдений
за
объектами
живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к
поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых
вопросов);
–
оздоровления
ребенка
(использование
экологически
безопасных
материалов для оформления интерьеров, игрушек: оценка экологической
ситуации
территории
дошкольного
учреждения;
грамотное
озеленение
территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
–
формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для
каждодневного
ухода
за
живыми
объектами
и
общения
с
ними;
формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы;
воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды,
эмоционального отношения к природным объектам);
–
формирование
экологически
грамотного
поведения
(развитие
навыков
рационального
природопользования;
ухода
за
животными,
растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);
–
экологизация различных видов деятельности ребенка (условия для
самостоятельных
игр
с
природным
материалом,
использование
природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
Таким
образом,
экологизация
развивающей
природной
среды
в
дошкольных
учреждениях
должна
способствовать
реализации
всех
компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и
деятельностного.
Любая
развивающая
предметная
среда
состоит
из
разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную
роль.
Экологическая комната (класс, комната природы) – новый элемент
развивающей
предметной
среды.
Предназначена
для
проведения
комплексных
занятий
по
экологии,
самостоятельной
работы
и
самостоятельных
детских
игр.
Комната
подразделяется
на
ряд
функциональных зон.
Уголок обучения должен быть хорошо освещен; в нем размещаются
столы. За столами дошкольники находятся только тогда, когда они выполняют
определенную практическую работу.
Уголок коллекций предназначен для знакомства детей с различными
природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов
по различным признакам и сенсорных навыков.
Уголок
релаксации
представляет
собой
уголок
с
разнообразными
комнатными растениями, аквариумами, фонтаном. Предназначен
прежде
всего для отдыха детей, самостоятельных игр и выработки навыков ухода за
растениями.
Лаборатория – новый элемент развивающей предметной среды. Она
создается
для
развития
у
детей
познавательного
интереса,
интереса
к
исследовательской
деятельности
и
способствует
формированию
научного
мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической
игровой
деятельности
ребенка
(работа
в
лаборатории
предполагает
превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты,
наблюдения). Дети опытным путем «открывают» свойства воздуха и воды,
особенности
почвы,
рассматривают
под
лупой
насекомых,
выращивают
растения, наблюдают за их изменениями в процессе роста.
Дети
дошкольного
возраста
обладают
поистине
огромными
возможностями
и
способностями
познавать.
В
них
природой
заложен
инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я, как воспитатель,
должна
помочь
детям
развить
и
реализовать
свои
возможности.
Понять
ребенку,
общую
связь
живого
организма
с
внешней
средой,
помогает
экологическая
тропа,
поскольку
решает
многочисленные
педагогические,
психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на
экологиче ских
тропах,
прогулочных
участках
дети
получают
непосредственное
представление
о
предметах
и
явлениях,
которые
его
окружают.
Детям
важно
потрогать
объект,
прикоснуться
к
нему,
чтобы
понять.
Народная
китайская
мудрость
гласит
«покажи
мне
–
я
забуду,
расскажи
мне
–
я
запомню,
дай
потрогать
–
я
пойму».
Свою
работу
я
стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью
В этой работе с детьми использовалась такая форма работы, как проект
(Приложение
13).
Такой
подход
позволяет
обеспечить
последовательное
освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических
представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. Еще одной из
интересных
форм
работы
с
детьми
является акция.
В
г р у п п е
разрабатывались и проводились ряд экологических акций: «Подари цветок
детскому саду», «Птичья столовая», «Полиэтиленовый пакет», «Чистый двор
Основной
целью
является
воспитание
у
детей
гуманно-ценностного
отношения к природе. В поле зрения попадает то, мимо чего множество
людей
проходят,
не
замечая
–
забота
об
исчезающих
видах
растений
(ландыши, подснежники).
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу
нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного
взаимопонимания
между
родителями
и
педагогом.
В
индивидуальных
беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды
наглядной агитация я убеждаю родителей в необходимости повседневного
внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка
узнать
новое,
самостоятельно
выяснить
непонятное,
вникнуть
в
суть
предметов и явлений. Привлекаю к созданию познавательно-развивающей
среды
в
группе.
Родители
помогают
в
оборудовании
у гол ка
экспериментирования,
пополнении
необходимыми
материалами,
с п о с о б с т ву ю т
уд о в л е т в о р е н и ю
п о з н а в а т е л ь н ы х
и н т е р е с о в
экспериментированием в домашних условиях.
Были
разработаны
советы
родителям
«Как
помочь
маленькому
исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые
можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не
только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в
холодильнике),
«Цветная
вода»,
«Салют
в
молоке».
На
родительском
собрании
были
предложены
игры,
в
которых
используются
результаты
экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо
молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом;
написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).
Вместе
дети
с
родителями
рисовали
плакаты
экологического
содержания.
Рисунки
показывали
пример
положительного
отношения
к
природе. Дети рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое
видение состояния и сохранения природы, воспевают ее красоту. В акции
«Мой чистый двор» я хочу донести до сознания детей народную мудрость
«чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
Для
систематизации
полученных
знаний
я
использую
чтение
художественных
произведений,
беседы,
рассматривание
картин
и
иллюстраций. Просмотр фильмов.
Изготовила разнообразные пособия и игры для индивидуальной и
групповой работы с детьми по экологическому воспитанию. Например,
развивающая игра «Компьютер – Познавайка».
Я соорудила «компьютер» из подручных материалов. Конструкция
игрового «компьютера» проста и легка в применении. Она отвечает
предъявляемым
требованиям
по
эстетичности,
оригинальности,
безопасности, гигиеничности. Игра предназначена для детей от 3 до 7
лет (в зависимости от возраста меняются задания).
«Познавайка»
способствует
активизации
внимания
ребёнка,
развитию
памяти,
речи,
логического
мышления,
воображения,
удовлетворяет
познавательные
интересы
детей,
расширяет
их
представление об окружающем мире и взаимодействии человека с
природой.
Наборы к игровым заданиям легко заменяются, они составляются
по разным разделам программы.
Примеры игр для «компьютера» «Познавайка»:
1.
Игры на классификацию (животный и растительный мир).
2.
Приспособление животных к условиям окружающей среды.
3.
Времена года.
4.
Правила поведения в природе.
Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на
природе,
расширить
свои
представления
о
ней.
Дети
стали
более
эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и
выражать
свое
отношение
в
художественно-творческой
деятельности.
В
процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как
самостоятельность,
любознательность,
общительность,
умение
находить
компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень
воспитанности
ребенка
как
личность.
Дети
охотно
учатся
овладевать
приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей,
умеют
устанавливать
причинно-следственные
связи,
выдвигать
гипотезы,
делать
умозаключения,
что,
безусловно,
приводит
к
развитию
личности.
Достижение
определенных
результатов
в
работе
невозможно
без
сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как
субъект
деятельности.
Таким
образом,
можно
сказать
о
том,
что
экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать
средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей
действительности
Забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и
поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в
жизненном
пространстве
детей,
являются
главным
методом,
который
обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых
практических
умений
детского
взаимодействия
с
природой
ближайшего
окружения.
Я
обращаю
больше
внимания
на
работу
со
всеми видами
календарей (Приложение
12),
т.к.
они
развивают
наглядно-образное,
наглядно-схематическое и логическое мышление детей, временные понятия.
Я применяю на практике пособие – дневник-картинка (Приложение
11). С помощью, которого можно научить малышей, не умеющих ещё
писать, вести
дневник
наблюдения
за растениями и за зимующими
птицами. Из плотного цветного картона изготовляется форма плода –
гороховый стручок, картофелина, морковка, ягода, лук, то есть плоды того
растения, которое дети посадили в огороде. (Зимний сад в ящиках на
окошке группы или настоящий огород, разбитый на участке детского
сада). К этой форме с помощью маленьких крючочков прикрепляются
карточки с изображением этапов развития растения. Я предлагаю детям
самостоятельно отыскать нужную карточку. При этом ребёнку нужно
соотнести свои наблюдения с рисунком на карточке.
Карточка
показывает
не
только
видимые, но
и
невидимые
изменения, происходящие с растениями, она сообщает ребёнку новую
интересную информацию. Точно также ведется дневник – наблюдение за
птицами, которые прилетают на участок. При этом ребенок самостоятельно
находит карточку с изображением той птицы, которую он увидел на прогулке,
и вставляет на кормушку на уголке природы.
В
ст аршей
группе
я
уделяю
много
внимания
д е т с ком у
экспериментированию
с
растениями,
с
неживой
природой.
Была
создана
экспериментальная
группа
детей
из
семи
человек:
Валиуллина
Зарина,
Ярмиев Арсен, Гималетдинова Алсу, Сахаутдинов Тагир, Файзуллин Ильмир,
Чербаев Данил, Гайфуллина Лилия и руководитель этой группы воспитатель
Галеева Фарида Яннуровна.
В своей экспериментальной работе мы
организовываем следующие
«типы исследования»:
1 Опыт (экспериментирование) – освоение причинно-следственных
связей и отношений;
2
Коллекционирование
(классификационная
работа)
–
освоение
родовидовых отношений.
Примерное содержание по «типам исследования»
Опыты:
Состояние и превращения вещества (Приложение 8)
Движения воздуха, воды
Свойства почвы и минералов
Условия жизни растений
Свет и цвет в природе (оптические эффекты) (Приложение 7)
Простейшие механические устройства и т.д.
Коллекционирование:
Виды растений
Виды насекомых
Виды полезных ископаемых
Являясь
носителем
экологической
культуры,
владея
методикой
экологического воспитания, воспитатель организует деятельность детей так,
чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала
формированию
практических
навыков
и
необходимых
представлений
о
природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей.
Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и
ребенка.
Взрослый
своим
поведением
создает
образец
взаимодействия
с
природой. Как же следует организовать эту деятельность, чтобы реализовать
ее
ведущий
мотив
–
воспитание
у
дошкольников
начал
экологической
культуры.
Остановимся на экспериментах, проводимых на тему «Человек в мире
природы».
Закон первый: «все связано со всем». Если нарушается какая-то
связь,
могут
произойти
нарушения
во
всей
системе.
Особенно
сильным
разрушителем этих связей может быть человек.
Большая роль в экологическом образовании и воспитании детей старшего
дошкольного
возраста
принадлежит
игровой
деятельности.
Особенно
эффективны игры по экологии и охране природы: «Угадай правило», «Угадай,
какой ты зверь», «Пирамидки», «Хищник и добыча», «Одуванчик», «Назови
меня», «Птички на кормушках» и др., которые не только представляют детям
возможность
получить
определенные
знания,
но
и
воспитывают
в
них
экологическую грамотность, активизируют их интерес к проблемам защиты
окружающей среды, формируют нравственные качества. Рассмотрим игру
«Пищевые
цепочки» (Приложение
10).
Цель
игры:
обобщить
и
систематизировать представления детей о том, как получаются в природе
пищевые связи растений и животных (цепи питания), подвести к пониманию
невозможности извлечения отдельных элементов природы без нарушения
целостности
экосистемы,
показать,
что
изменение
одного
звена
ведет
к
изменению всей цепочки; объяснить, что природа – великое единство всего
существующего в ней. Во время игры использовались несколько бечевок и
карточки
с
изображением
растений
и
животных,
которые
встречаются
в
нашей
республике
и
хорошо
знакомы
детям,
например,
карточки
с
изображением совы, змеи, певчих птиц, мышей, насекомых, луговых трав,
микробов,
белки,
гусеницы,
ежа,
дятла,
ели.
Игровое
действие:
поиск
органически
связанных
элементов
экосистемы.
Игровое
правило:
звеном
цепочки с определенным названием становится ребенок, который первым
правильно назвал объект природы. В ходе игры, задавая детям вопросы,
воспитатель выясняет, как связан этот объект с другими объектами природы и
таким образом воспитатель вместе с детьми «плетет сеть» до тех пор, пока
все
объекты
природы
не
будут
объединены
в
свою
«собственную»
экосистему. Через эту игру нужно подвести детей к тому, что в природе все
взаимосвязано: растения, животные, окружающая среда. Это все составляет
экосистему.
Очень
важно
добиться
понимания
того,
что
все
растения
и
животные нужны в природе, даже если они чем-то нам не нравятся. Знать
природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы
ни жили.
Эта же тема закреплялась на материале художественного текста, сказки
В.В.Бианки «Сова». Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать
друзей, а еще и в том, что все в природе крепко-накрепко связано между
собой.
Казалось
бы,
какое
имеет
отношение
сова
к
молоку?
А
вот,
оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове, к
молоку. Именно через народное творчество, через художественное слово, в
игровой
деятельности
формируются
такие
положительные
качества,
как
интерес и развитие познавательных способностей, творческой активности,
мышления, способности к анализу ситуации, постановки и решения задач.
Второй закон природы:
«всё должно куда-то деваться». В природе
этот закон действует в полную силу: отбросы и останки одних организмов
могут служить источником существования других. Например, на земле не
скапливаются тела умерших растений и животных, так как ими питаются
другие организмы. Отходы животных, например, навоз, служит удобрением
для
почв,
а
затем
питанием
для
растений.
В
своей
хозяйственной
деятельности
человек
еще
не
достаточно
учитывает
этот
закон.
Вот
и
накапливаются на земле отходы производства, мусор, с которыми природа не
может справиться с такой же скоростью, с какой эти отходы производятся
человеком (Приложение 9).
С
целью
изучения
этой
проблемы,
с
детьми
был
проведен
опыт.
Осенью дети-экспериментаторы, закопали в три ямы различные виды отхода:
в первую яму – опавшие листья, во вторую яму – бумажные отходы, в третью
– полиэтиленовые мешочки, пластмассовые бутылки, стеклянные предметы.
Весной этого года раскопали эти ямы, и дети сами пришли к выводу, что
природа
не
может
вместить
любое
количество
и
разные
виды
отходов.
Поэтому человек должен соблюдать законы и беречь природу.
Акция
«Полиэтиленовый
пакет».
Полиэтиленовые
пакеты
заполонили собой всё вокруг. Они практически неуничтожаемые. И, кажется,
от них нет спасения. А мы взяли да и нашли им благородное применение
.Например превратили в детскую игрушку.
Возьмем
несколько
чистых
(заранее
вымытых
и
высушенных)
полиэтиленовых
пакетов
разных
цветов,
картон
и
ножницы.
Из
картона
нарежем
несколько
пар
колец
разной
величины.
Кольца
каждой
пары
положим одно на другое. Из пакетов нарежем полоски разной ширины.
Этими полосками будем обматывать сложенные попарно кольца до тех пор,
пока
ленточки
не
заполнят
собой
отверстие
кольца.
Затем
разрежем
получившуюся
полиэтиленовую
обмотку
по
краю
кольца
ножницами
по
образовавшемуся
желобку
перетянем
изделие
крепкой
ниткой.
Снимем
картонки и получился готовый шуршунчик.
Третий закон природы «ничто не дается даром». Этот закон как бы
объединяет
два
предыдущих.
Вся
деятельность
человека
строилась
и,
к
сожалению, продолжает строиться на убеждении, что богатства природы
неисчерпаемы и что природа может вместить любое количество отходов. Но
это, ты уже убедился, не так. И расплата за наше необдуманное отношение к
природе уже наступает: мы платим своим здоровьем, а нередко и жизнью.
Важной в этой работе является представление детей о доме, в котором
живут. «Домом» для каждого человека является улица, родной поселок, лес,
парк, в котором часто гуляют. Свой дом надо любить, быть в нем добрым,
заботливым
хозяином.
Таким
образом,
все
мероприятия,
связанные
с
исследовательской деятельностью, воспитывают в детях на экологической
основе чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе, к своей
Земле.
Акция
«чистый
двор».
Родилась
как
реакция
на
загрязнение
окружающей среды. В ее рамках были разработаны мероприятия с детьми,
сотрудниками и родителями. Дети склонны к аналитической деятельности, у
них достаточно высокий уровень развития доказательной и объяснительной
речи, поэтому мы провели беседу с родителями из цикла «Край, в котором я
живу».
После
этого,
дети
вместе
с
родителями
принимали
участие
в
благоустройстве территории своего двора: собирали мусор, сажали цветы.
Т.о. вместе с детьми мы решаем задачу по восстановлению и улучшению
природной среды. В результате проделанной работы, дети лучше осознают,
что мусорить в лесу, в парке, на улице нельзя, так как это ухудшает экологию
и отрицательно сказывается на здоровье человека. В итоге дети вместе с
родителями создали альбом «Таким хотим видеть свой двор».
После проведенных экспериментов, опираясь на полученные знания,
дети обсуждали, что необходимо сделать, для того чтобы экономно и разумно
использовать хозяйственные и природные отходы. Для поддержания интереса
к теме
и
закрепления
знания
о
круговороте
веществ,
мы
проводили
опыты, что бы дети могли воочию убедиться в том, что в природе ничего не
пропадает зря, все взаимосвязано и взаимозависимо. В апреле месяце на
цветнике где растут пионы, высевали остатки сухого корма для грызунов,
остающегося
после
чистки
клеток.
Взошедшая
нежно-зеленая
травка,
подстриженная
ножницами,
служит
и
украшением
и
подкормкой
для
животных.
А
под
жердочки,
где
сидят
попугаи,
ставили
пластмассовые
ванночки с водой, куда падает птичий помет, их «производственные отходы»
сгодились в дело: помет использовали для подкормки комнатных растений и
рассады овощных культур.
П р о д о л ж а л и устанавливать
экологические
связи
между
культурными растениями и неживой и живой природой; растениями и
деятельностью человека. Разработала конспекты занятий по темам: «Что
такое растения?»; «Растения, которые кормят»; «Растения, которые одевают
и создают уют в нашем дворе»; «Растения, которые лечат». (Приложение)
В заключение проводила занятие на тему «Могут ли овощи навредить
нашему
здоровью». Сформировала
представление
детей
о
нитратах.
Овощам, также как и человеку, нужно питание. Если растению не хватает
питания,
оно
может
погибнуть.
И
тогда
растению
помогает
человек,
подкармливает
его
удобрением
(навоз,
зола,
мочевина,
и
др.)
Все
эти
удобрения нужны для роста растения. Человек должен соблюдать норму
подкормку,
и
перекармливать
растение
нельзя.
Лишнее
удобрение
сохраняется
в
растении,
и
образуются
вредные
вещества,
которые
называются нитратами, это опасно для человека. На занятии раскрыла, в
какой части овоща больше всего содержаться нитратов, и что нужно сделать,
чтобы
они
не
попали
в
наш
организм.
Целью
эксперимента
является
ознакомление детей с особенностями растений, которые мы употребляем в
пищу, произрастанием в различных экологических условиях и способами
получения экологически чистых овощей
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по экологическому
воспитанию дошкольников.
Было проведено тестирование, целью которого было выявление уровень
экологических знаний, умений, навыков в начале и в конце учебного года.
Был разработан тест из 10 вопросов. Перейдем к рассмотрению полученных
результатов тестирования детей в конце учебного года.
При определении качественных различий формирования экологической
образованности
дошкольников
анализ
ответов
проводился
на
основе
выделенных критериев по трем уровням.
Таблица 1. Уровни экологических знаний детей
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
З
Н
А
Н
И
Я
Неустойчивое
представление
о
некоторых особенностях живого –
существенных и несущественных.
Ж и в ы м и
сч и т а ю т
н е ж и в ы е
объекты,
не
относят
к
живому
р а с т е н и я ,
и м е ю т
недифференцированные
представления о живом существе.
Относят
неживое
по
сходным
с
живым признакам.
З н а ю т
н а и б о л е е
существенные
представления
о
живом.
К
живому
они
относят
преимущественно
животных.
У
конкретных
ж и в о т н ы х
и
р а с т е н и й
выделяют отдельные признаки
живого
(у
животных
–
в
основном движение, питание;
у растений – рост).
Сформирован
широкий
круг
представлений
о
природе,
з н а н и й
с у щ е с т в е н н ы х
признаков живого у отдельных
объектов
и
групп.
Знания
о
живом
носят
обобщенный
характер:
характеризуют
всю
группу живого в целом.
О
Т
Н
О
Ш
Е
Н
И
Я
Неустойчиво е
отношение
к
животным
и
растениям
б е з
выраженной
п ол ож и т е л ь н о й
направленно сти.
Отношение
ситуативно.
Могут
проявлять
к
объектам
небрежность,
и
даже
а г р е с с и в н о с т ь .
Х а р а к т е р н о
неприязненное
и
негативно е
отношение
к
живым
существам.
Наблюдают
по
предложению
взрослого.
К
природе
положительное
отношение
избирательной
направленности
ситуативно.
Неустойчивость в проявлении
интереса,
интересуют
лишь
знакомые,
привлекательные
для
них
объекты
природы,
к о т о р ы е
и м е ю т
непосредственное
к
ним
о т н о ш е н и е .
О т н о ш е н и е
эмоциональное,
общение
с
живым
в
деятельности,
в
получении
эмоционального
удовольствия.
Х а р а к т е р н а
в ы р а ж е н н а я
положительная направленность
отношения к природе. Сильные
эмоциональные
проявления,
р а д о с т ь
о т
о б щ е н и я
с
животными
и
растениями.
Интерес
к
познанию
живого.
П р оя вл я ют
с оч у в с т в и е
к
попавшим
в
беду,
стремятся
с а м о с т о я т е л ь н о
п о м о ч ь ,
проявляют
о с о з н а н н о с т ь ,
п р а в и л ь н о
о п р е д е л я ю т
с о с т о я н и е
о б ъ е к т а ,
у с т а н а в л и в а ю т
с в я з и
и
н е о б х о д и м о с т ь
у х о д а .
Гуманные чувства к живому.
У
М
Е
Н
И
Я
Не
умеют
ухаживать
за
живыми
существами, в трудовом процессе
могут
выполнить
лишь
трудовые
действия. Качество труда низкое.
Не достигают результата.
Сформированы
некоторые
умения
ухода
за
живыми
существами,
но
до
конца
не
осмыслены.
Детей
увлекает
процесс выполнения трудовых
действий,
а
не
получение
качественного
результата,
важного для жизни живого.
Дошкольники
предпочитают
деятельность
с
природными
объектами,
не
наблюдается
н е г ат и в н ы х
п р о я в л е н и й .
Охотно,
самостоятельно
и
к ач е с т в е н н о
в ы п о л н я ю т
знакомые трудовые процессы.
Первый
вопрос
«Что
нужно
растениям,
чтобы
хорошо
расти?»
на
определение базы экологических знаний. При анализе ответов на данный
вопрос можно увидеть, что правильно ответили 18 детей, а остальные - дали
неполный
ответ.
Второй
вопрос
теста:
«Зачем
нужны
корни
деревьям?»
помогает выявить базу знаний о частях растений. Правильность ответа – 83%,
2 ребенка дали неполный ответ. Третий вопрос: «Какое домашнее животное
нашего
края
дает
человеку
мясо,
шкуру,
целебный
напиток
кумыс?»
определяет базу знаний по региональному материалу. Верно назвали 75%
детей
домашнее
животное
–
лошадь.
На
четвертый
вопрос:
«Назовите
культурные растения нашего края?» правильно ответили 58% детей. Пятый
вопрос: «Почему клесту будет легче жить в еловом и сосновом лесу, чем в
березняке?» определяет базу экологических знаний. Правильность ответа –
54%. Шестой вопрос на выявление знаний детей и осознание взаимосвязи
«Природа и человек»: «Зачем нужны животные и растения? могут ли люди
прожить без них? Почему?». Полный ответ дали 42% детей группы. Седьмой
вопрос:
«Что
происходит
с
растениями
зимой,
весной,
летом
и
осенью?
Почему?» направлен на выявление экологических знаний о сезонном развитии
растений, о связях и зависимости между явлениями природы и объектами
природы. Правильность ответа – 33%. Восьмой вопрос: «Какие народные
пословицы, поговорки о хлебе и загадки о природе ты сможешь назвать?». От
пяти до семи пословиц, загадок назвали 33% детей. Девятый вопрос направлен
на выявление знаний о приспособлении животных, растений к окружающей
среде и взаимосвязи между ними: «Хорошо ли разным животным и растениям
жить вместе (в лесу, на лугу, в водоеме)?». 30% детей указали именно на
экосистему.
О
бережном
отношении
к
родной
природе,
об
охране
и
приумножении ее богатств говорится в десятом вопросе: «Что ты можешь
сделать для охраны природы у себя в селе?». Правильность ответа – 30%.
Анализ
результатов
опытно-экспериментальной
работы
показал,
что
методически
правильная
организация
системы
экологического
воспитания
дошкольников
позволила
совершенствовать
все
элементы
экологической
образованности.
Это
выразилось
в
том,
что
уровень
экологической
образованности
до
формирующего
эксперимента
у
детей
контрольной
и
экспериментальной
групп
не
имел
существенных
различий.
После
формирующего
эксперимента
произошли
положительные
изменения.
Полученные данные отражены в таблице 8.
Таблица
2.
Распределение
детей
по
уровням
экологиче ской
образованности до и после формирующего эксперимента
№
Группа
Уровни
Высокий (в%)
Средний (в%)
Низкий (в%)
до
после
до
после
до
после
1.
Эксперименталь
ная (24 детей)
12,3
36,9
41
57,4
45,1
4,1
Эти
данные
подтверждают
эффективность
введения
в
содержание
экологического
образования
регионального
и
краеведческого
материала.
Обучение
и
воспитание,
основанное
на
использовании
средств
народной
педагогики, позволяет прививать дошкольникам чувство ответственности за
природу родного края, бережное отношение ко всему живому.
Итак,
по
результатам
анализа
контрольного
тестирования
можно
сделать
вывод, что формирующий эксперимент дал заметный эффект в изменении
знаний детей как по критерию полноты, так и по критерию осознанности.
Проведенный в процессе исследования педагогический эксперимент позволяет
сделать выводы о том, что разработанные задания доступны дошкольникам,
применение намеченных методов и средств целесообразно и обеспечивает
довольно высокую эффективность усвоения знаний по экологии.
Таблица 3. Результаты тестирования детей в начале учебного года.
№
п/п
Фамилия, имя ребенка
Вопросы теста
Правиль
ность
выполне
ния
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Ахметшина Амелия
Валиуллина Зарина
Гайфуллина Лилия
Галиуллина Назгуль
Гизатуллина Азалия
Гималетдинова Алсу
Гафиева Айгуль
Казакбаева Айгиза
Кутлушин Алмаз
Латыпов Амаль
Мусакаева Аделина
Мухаметова Рита
Назыров Аяз
Павлова Марина
Саляева Юлия
Сахаутдинов Тагир
Сулейманова Айгуль
Файзуллина Ильмира
Файзуллин Ильмир
Фахрутдинов Ильдан
Хайбуллин Мурат
Хафизова Ильнара
Чербаев Данил
Ярмиев Арсен
1
1
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1
1
2
1
2
2
2
1
1
1
1
2
2
2
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1
1
2
2
2
1
2
1
2
2
0
2
2
0
2
2
2
1
1
1
0
2
1
1
1
1
0
1
1
2
2
0
1
2
0
2
2
1
1
0
1
2
0
1
1
0
0
2
0
0
1
1
1
2
2
1
0
1
1
1
2
0
1
1
2
1
2
2
0
0
2
1
0
1
0
0
1
1
2
2
0
2
0
1
1
1
2
0
0
2
0
1
0
0
0
1
1
0
1
0
0
1
1
1
1
2
0
0
2
0
1
0
0
0
1
1
0
0
1
0
0
0
0
1
0
0
2
1
0
1
1
0
1
1
0
1
0
1
2
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
0
1
1
0
1
0
1
1
1
0
0
1
1
0
1
1
0
1
0
1
0
0
1
0
1
1
0
1
1
0
1
0
1
0
1
1
1
0
1
0
1
1
0
0
0
1
0
1
1
50%
35%
80%
30%
60%
80%
30%
50%
30%
55%
60%
50%
50%
30%
20%
50%
50%
20%
20%
25%
40%
30%
55%
80%
Таблица 4. Результаты тестирования детей после проведения
экспериментальной работы.
№
п/п
Фамилия, имя ребенка
Вопросы теста
Правиль
ность
выполне
ния
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Ахметшина Амелия
Валиуллина Зарина
Гайфуллина Лилия
Галиуллина Назгуль
Гизатуллина Азалия
Гималетдинова Алсу
Гафиева Айгуль
Казакбаева Айгиза
Кутлушин Алмаз
Латыпов Амаль
Мусакаева Аделина
Мухаметова Рита
Назыров Аяз
Павлова Марина
Саляева Юлия
Сахаутдинов Тагир
Сулейманова Айгуль
Файзуллина Ильмира
Файзуллин Ильмир
Фахрутдинов Ильдан
Хайбуллин Мурат
Хафизова Ильнара
Чербаев Данил
Ярмиев Арсен
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1
2
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
0
1
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
2
1
0
1
1
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
2
1
0
2
1
2
2
2
1
0
2
1
0
2
1
1
2
2
2
1
2
1
2
0
2
1
2
1
2
1
0
0
2
1
2
1
0
2
0
2
1
2
1
0
1
2
0
1
2
0
0
1
1
0
1
2
1
1
2
2
1
2
0
1
2
2
1
1
1
2
1
1
2
0
1
1
2
1
1
1
2
0
2
0
1
2
1
1
0
2
2
0
1
2
2
1
2
0
0
0
1
1
1
1
2
0
2
2
1
0
0
0
1
2
1
1
2
2
1
0
2
1
0
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
0
1
2
2
60%
85%
95%
70%
60%
100
35%
55%
65%
80%
60%
50%
55%
85%
50%
90%
60%
55%
85%
50%
55%
75%
90%
85%
Заключение
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что
методически правильная организация системы экологического воспитания
дошкольников
позволила
совершенствовать
все
элементы
экологической
образованности.
Это
выразилось
в
том,
что
уровень
экологической
образованности у детей в конце года существенно выше, чем в начале года.
Полученные данные отражены в таблице 1.
Эти
данные
подтверждают
эффективность
введения
в
содержание
экологического
образования
регионального
и
краеведческого
материала.
Обучение
и
воспитание,
основанное
на
использовании
средств
народной
педагогики, педагогических технологий проведения учебных исследований с
дошкольниками,
содействие
развитию
творческой
исследовательской
активности
детей
позволяет
прививать
дошкольникам
чувство
ответственности за природу родного края, бережное отношение ко всему
живому.
Из опыта своей работы, я считаю, только совместная с воспитателем
поисковая
деятельность
дошкольников
делает
занятия
интересным
и
занимательным, сближает детей, формирует любовь и бережное отношение к
природе.
Таким
образом,
опираясь
на научно-педагогический
опыт
выдающихся
исследователей А.И.Савенкова, Л.Венгера и многих других, можно сделать
вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует
развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;
во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-
третьих,
облегчает
овладение
методом
научного
познания
в
процессе
поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию
личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть
исследователем.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Агишева Р. Л.
Я – Башкортостанец: Программа – руководство по
работе с детьми старшего дошкольного возраста. - Уфа 2003. – 39с.
2.
Ахияров
К.Ш.,
Петрова
Т.И.,
Наумова
Л.Г.
Экологическое
образование: опыт, прогнозы: Монография. – Стерлитамак: СГПИ, 2001. –
139 с.
3.
Башкирское народное творчество. Пословицы, поговорки, приметы,
загадки. – Уфа: Китап, 1993. – Т.7. – 464 с.
4.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». – М.,
1991.
5.
Закон
Республики
Башкортостан
«О
государственной
политике
в
области
экологического
образования
в
Республике
Башкортостан»
//
Известия Башкортостана. – 1997. – 24 января.
6.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Куршаков С.В. Экология Башкортостана.
Учебник для 9 кл. – Уфа: Китап, 1995. – 144 с.
7.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в
детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 224 с.
8.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду:
Работа с детьми сред. и ст гр. дет. сада: Кн. для воспитателей дет. сада. –
2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.
9.
Фазлыева Ф. Н. Урал – Родимый Край. – У.: «Китап», 1994. – 120 с.