Автор: Порватова Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГАОУ " Губкинская СОШ с УИОП"
Населённый пункт: город Губкин
Наименование материала: здоровье сбережение в начальной школе
Тема: Индивидуальный подход учителя к здоровью и физическому воспитанию детей в начальной школе в условиях ФГОС.
Раздел: начальное образование
Индивидуальный подход учителя к здоровью и физическому
воспитанию детей в начальной школе в условиях ФГОС.
Порватова С.А.,
учитель начальных классов
г.Губкин, ОГАОУ « Губкинская СОШ с УИОП»
Человек – высший продукт земной природы.
Человек – сложнейшая и тончайшая система.
Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,
человек должен быть здоровым, сильным и умным.
И.П. Павлов
Охрану
здоровья
детей
можно
назвать
приоритетным
направлением
деятельности
всего
общества,
поскольку
лишь
здоровые
дети
в
состоянии
должным
образом
усваивать
полученные
знания
и
в
будущем
способны
добиваться процветания России.
Здоровье человека – достаточно актуальная тема. Успешность обучения в
школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в
школу, что является исходным фоном на старте обучения. Крылатая фраза
Герчикова
Ильи
Лазаревича,
врача
стоматолога-хирурга
высшей
категории,
гласит «Береги здоровье, оно - твоя частная собственность».
Важно
не
забывать,
что
здоровье
ребёнка,
а
значит
и
его
школьные
успехи,
закладываются
ещё
в
раннем
детстве.
Тем
не
менее
редкая
мама
вспомнит
о
различных
нарушениях
в
развитии
или
свяжет
возникающие
школьные трудности с такими «мелочами», как собственное здоровье, течение
беременности и родов. Ещё реже родители видят связь между состоянием
здоровья
ребёнка
и
семейным
климатом,
взаимоотношениями
родителей
и
детей. На это не всегда обращается должное внимание, а ведь атмосфера в доме
очень важна.
Постоянные
ОРВИ,
гриппы,
ангины,
бронхиты
–
всё
это
снижает
функциональные
возможности
организма
ребёнка,
создаёт
фон
для
возникновения
других,
нередко
хронических
заболеваний,
для
повышенной
утомляемости, низкой умственной работоспособности, нарушений поведения
и, как следствие, низкой успеваемости.
1, 13
Состояние
здоровья
школьников
вызывает
серьёзную
тревогу
специалистов. По данным статистики в последнее время происходит резкое
ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение
числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет бить
тревогу,
поскольку
через
школу
проходит
всё
население,
и
на
этом
этапе
социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего
общества.
Малоподвижный
образ
жизни,
перегрузка
учебного
процесса
многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового
образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация.
2,
88
По
современным
представлениям
в
понятие
здорового
образа
жизни
входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (злоупотребление «ПАВ»);
- личная гигиена;
- рациональное питание;
- закаливание;
- оптимальный двигательный режим;
- положительные эмоции.
Основной
формой
организации
учебного
процесса
является
урок,
на
котором
закладываются
основы
здорового
образа
жизни.
Использование
в
учебном
процессе
различных
методов
и
приёмов,
направленных
на
здоровьесбережение,
позволяет
учащимся
более
успешно
адаптироваться
в
образовательном
и
социальном
пространстве,
раскрыть
творческие
способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального
поведения.
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Пожалуй,
одним
из
важнейших
аспектов
является
именно
психологический комфорт школьников во время урока.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к
каждому
высказыванию,
позитивная
реакция
учителя
на
желание
ученика
выразить
свою
точку
зрения,
тактичное
исправление
допущенных
ошибок,
поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор
или
небольшое
историческое
отступление
—
вот
далеко
не
весь
арсенал,
которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей
каждого ребенка.
Педагоги
школы
используют
различные
здоровьесберегающие
технологии:
личностно
ориентированную,
развивающую,
информационные,
проектно
–
исследовательские,
интерактивные.
Обязательным
условием
эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиНа.
Оздоровительные физкультминутки - это форма двигательной нагрузки,
которая должна использоваться всеми учителями, особенно в младших классах.
Физкультминутки
помогают
снять
утомление,
восстановить
внимание
и
работоспособность
учащихся,
предупредить
нарушение
осанки.
Минута
активного
отдыха
-
это
десятки
минут,
сбереженных
для
полноценного
учебного труда.
Работа по внедрению здоровьесберегающей технологии позволила:
-увеличить плотность урока;
-повысить двигательную активность учащихся;
-улучшить физическое, нравственное их здоровье ;
- обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья;
- повысить работоспособность, внимание, активность;
-
оказывать
стимулирующее
влияние
на
психомоторную
и
умственную
деятельность.
- у ребят отмечается устойчивый интерес к знаниям и успешно формируются
навыки самоконтроля.
Приоритетной
задачей
в
использовании
методики
В.Ф.Базарного
является создание системы здоровьесберегающих технологий, направленных на
сохранение, укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа
жизни, повышение качества образования в школе.
С
удовольствием
учащиеся
выполняют
разминку
для
глаз.
Поднимая
глазки кверху (офтальмологический тренажёр расположен на потолке) ребята
мысленно с одной разноцветной дорожки перепрыгивают на другую.
Так как методика В.Ф.Базарного предполагает обучение в движении, то
учебный материал учащиеся могут найти в любой части класса.
По методике В.Ф.Базарного дети совместно с педагогами и родителями
сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую
их жизненную среду. Что позволяет воспитанникам участвовать со своими
работами в муниципальных, региональных, всероссийских выставках.
3, 70
“Здоровье
–
это
состояние
полного
физического,
психического
и
социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических
дефектов”. (Определение Всемирной организации здравоохранения).
Так, одним из ведущих направлений в работе по охране и укреплению
здоровья
учащихся
должно
быть
гигиеническое
воспитание
и
обучение,
удовлетворяющее реальные потребности детей.
“Заразить здоровьем” - вот цель, к которой стремиться школа.
Вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать:
“Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и
здоровым”.
Литература
1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А.
Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.
2. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по
его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье
и образование)
3.
Базарный
В.Ф.
Программа
экспре сс–диагно стики
д и н а м и к и
психосенсорного,
функционального
и
физического
развития
учащихся/В.Ф.
Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с.
4. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная
школа. - 2003. - № 2.-С.65-66