Напоминание

«В праве - наша сила!»


Автор: Перекатьева Ольга Владимировна
Должность: учитель истории, обществознания и права
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Ростовская обл.,г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Авторская программа 1 отделения Межрегионального молодежного движения «За права молодёжи» как система воспитательной работы в школе.
Тема: «В праве - наша сила!»
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Авторская программа

1 отделения Межрегионального молодежного движения

«За права молодёжи»

как система воспитательной работы в школе.

«В праве - наша сила!»

Учитель истории, обществознания и права

МБОУ «Гимназия №19»

Перекатьева Ольга Владимировна

г. Ростов-на-Дону

2020 г.

Содержание программы.

2

1.

Пояснительная записка……………………………………….стр.3-12

2.

Актуальность и новизна программы………………...............стр. 13

3.

Краткая характеристика деятельности 1 местного Отделения

межрегионального Движения «За права молодёжи»……….стр. 14-16

3.1.

Цель программы 1 Отделения.

3.2.

Задачи программы 1 Отделения.

3.3.

Предмет деятельности 1 местного Отделения

4.

Особенность структуры 1 местного Отделения межрегионального

Движения «ЗА Права молодёжи»…………………………….стр.17-18

5.

Сроки реализации и материальное обеспечение Программы...стр. 19

6.

Ожидаемые результаты реализации программы…………….стр.19-20

6.1 Начальная школа.

6.2 Основная школа.

6.3 Средняя школа.

7. Источники и литература……………………………………...стр.21-22

8.

План работы 1 местного отделения регионального Движения «ЗА

права молодёжи» на 2017-2018 год…………………………………….стр.23-24

9. План работы 1 местного отделения регионального Движения «ЗА

права молодёжи» на 2018-2019 год…………………………………….стр.25-27

10. План работы 1 местного отделения регионального Движения «ЗА

права молодёжи» на 2019-2020 год…………………………………….стр.28-29

11.Приложение. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям.стр.30-93

В праве - наша сила!

3

Всегда мы готовы помочь, всегда мы на шаг впереди!

Встречай активистов Россия!

И желай нам удачи на трудном пути!

(Из гимна 1 отделения регионального Движения «За Права Молодёжи!»)

1. Пояснительная записка.

Современная

школа

столкнулась

с

необходимостью

изменения

подходов

к

организации

работы

по

профилактике

безнадзорности

и

правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где

ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности.

Одной

из

важнейших

задач

перед

нами

на

данном

этапе

является

предупреждение

совершения

правонарушений

и

преступлений

среди

несовершеннолетних,

правовое

информирование

и

правовая

культура

школьников.

Одним из аспектов всестороннего развития личности является высокая

правовая

культура.

Ведь

нельзя

считать

физически

здорового

человека

гармонично развитой, если, имея обширные знания, хорошо работая или

обучаясь, нарушает законы, права. Способность человека понимать правила

общежития

и

требования

законов

и

соответственно

вести

не

является

врожденной,

она

формируется

под

воздействием

специальных

воспитательных

мероприятий,

является

следствием общения

с

другими

людьми, участия в различных видах деятельности.

Правовое воспитание - воспитательная деятельность школы, семьи,

правоохранительных

органов,

направленная

на

формирование

правового

сознания и навыков, и привычек правомерного поведения школьников.

Необходимость организации правового воспитания учащейся молодежи

обусловлена

развитием

правового

государства,

существование

которой

немыслимо без соответствующего уровня правовой культуры ее граждан,

трансформацией правовой системы, необходимостью преодоления правового

нигилизма и правовой неграмотности.

Социально-экономическая ситуация в начале XXI в. в обществе не

способствует

формированию

надлежащего

нравственного

среды

для

воспитания

детей

и

молодежи. Неблагоприятное

бытовое

окружение,

тяжелое материальное становление выше семей и ухудшение в связи с этим

внутрисемейных

отношений,

недостатки

в

организации

школьного

воспитания

и

сокращение

количества

внешкольных

учреждений

предопределяют

увеличение

количества

детей

и

подростков,

поведение

4

которых выходит за пределы моральных и правовых норм. Увеличивается

количество подростков, которые не учатся и не работают, растет детская

преступность.

Целью правового воспитания учащихся является формирование у них

правовой культуры гражданина РФ, состоящий из сознательного отношения к

своим

правам

и

обязанностям

перед

обществом

и

государством,

закрепленных в Конституции РФ, с глубокого уважения законов и правил

человеческого общежития, готовности соблюдать и выполнять их требования,

выражают волю и интересы народа, активного участия в управлении дер

дарственными делами, борьбы с нарушителями законе.

Приобщение учащихся к правовой культуре обогащает их духовную

жизнь, а знания ими своих прав и обязанностей расширяет возможности их

самореализации.

Правовое

воспитание

укрепляет

жизненную

позицию,

повышает общественную активность, обостряет чувство непримиримости к

негативным

явлениям.

Его

специфика

обусловлена

социально-правовым

статусом учащейся молодежи в обществе. Школьники материально зависимы

от родителей или опекунов их самостоятельность и активность корректирует

педагогический коллектив, им не хватает правовых знаний и опыта правовых

отношений, они усваивать правовые законы, которые регулируют их жизнь и

деятельность как несовершеннолетних, и правовые нормы, которыми им

придется руководствоваться в будущем.

Недостатками воспитательной работы в школах на современном этапе

является

превалирование

в

ее

содержании

вопросам

уголовного

права,

предпочтение изучению прав личности, недостаточное внимание к изучению

обязанностей,

личной

ответственности

человека

за

свое

поведение.

Отсутствует

обоснование

справедливости

правовых

норм,

раскрытие

содержания

нравственных

принципов,

согласно

которым

формулируются

правовые запреты, ограничения, разрыв между содержанием правовых норм

и конкретным поведением учеников.

Правовое воспитание предполагает решение следующих

вопросов:

1. Вооружение учащихся знаниями законов, повышения их юридической

осведомленности, систематическое информирование об актуальных вопросах

права, ведь правовые знания являются основой, на которой формируется

правовое сознание. Они помогают ученикам соотносить свои поступки и

поведение

своих

товарищей

не

только

с

общеизвестными

моральными

нормами,

но

и

с

требованиями

законов,

корректировать,

изменять

ее

в

правильном направлении.

Значительная часть школьников, хотя и не знает конкретных правовых

норм, но не допускает правонарушений. Регулятором их поведения является

соблюдение норм морали и обычаев. Такие школьники не наносят вреда

другим,

не

совершают

краж

и

других

правонарушений,

потому

что

руководствуются в конкретных ситуациях моральными принципами.

2. Формирование у учащихся правового сознания - совокупности правовых

представлений,

взглядов,

убеждений

и

чувств,

определяющих

отношение

5

личности к требованиям законов, регулирующих ее поведение в конкретной

правовой

ситуации

"Становление

правового

сознания,

-

утверждает

О.

Вишневский, - одно из основных направлений формирования гражданина. В

семье

и

в

школе

ребенок

должен

не

только

научиться

уважать

законы,

отстаивать свои права и свободы, но и уважать чужие, толерантно относиться

к чужим взглядам, уважать права других на самовыражение, собственные

культурные ценности, выбор конфессий, участие в политической жизни и т.д.

Все это чрезвычайно важная сфера воспитания, прежде всего с точки зрения

потребностей государственного строительства".

Правовые взгляды должны быть основаны на общих правовых знаниях

и представлениях о государстве и праве, правовые отношения между людьми,

конституционные права и обязанности личности Важно, чтобы эти знания и

представления

правильно

отражали

определенные

правовые

нормы,

ведь

иначе правовые взгляды будут ложными.

Одним

из

важнейших

компонентов

правового

сознания

является

убеждение

-

осознание

человеком

истинности

мировоззренческих

и

нравственных понятий и ее личная готовность действовать согласно этим

правилам и понятий.

В

процессе

правового

воспитания

важно

воспитывать

у

учащихся

высшие правовые чувства, регулирующих их поведение (ответственность,

справедливость и др.), иначе главным регулятором ее станут простые эмоции

(гнев, страх и т.д.), которые вызывают ситуативное поведение.

3. Формирование у учащихся уважения к государству и праву, понимание

необходимости

соблюдения

требований

законов.

Такие

каче ства

воспитывают, раскрывая социальную сущность и роль государства и права.

Воспитание у школьников уважения к закону и правопорядку, убежденности

в

необходимости

соблюдения

правовых

норм

осуществляется

через

воспитание

уважения

к

правоохранительным

органам,

людей,

которые

охраняют законы. Однако не следует запугивать учеников этими органами,

поскольку

они

не

смогут

осознать,

что

законы

выполняют

не

только

карательную функцию, но и защищают интересы общества, граждан.

4.

Выработка

у

учащихся навыков

и

умений

правомерного

поведения.

Привычку

и

умение

соблюдать

требования

права

и

морали

следует

рассматривать как продукт сознательного отношения учащихся к признанию

своего гражданского долга, соблюдение правовых норм. Как правомерное,

так и неправомерное поведение зависят от определенных мотивов. Одни

ученики придерживаются правовых норм вследствие глубокой убежденности,

другие - потому, что находятся под постоянным контролем взрослых или

опасаются возможного наказания; третьи приличным поведением пытаются

достичь своих эгоистических целей. Нередко такое поведение обусловлено

привычкой соблюдать правила общежития. Педагог должен знать, какими

мотивами руководствуется ученик, следуя нормам закона.

5. Формирование у учащихся нетерпимого отношения к правонарушениям и

преступности, стремление противодействовать этим негативным явлениям,

6

умение противостоять им. В юридической литературе рассматривают разные

уровни активности в личности относительно требований закона. Соблюдение

правовых норм свидетельствует о минимальном уровне активности личности,

поскольку

ей

следует

лишь

избегать

запрещенных

законом

действий.

Выполняя

правовые

нормы,

индивид

представляет

большую

активность,

используя их, - обнаруживает высшую степень активности. Третий уровень

активности

предполагает,

чтобы

учащиеся

не

только

добросовестно

выполняли свои обязанности, но и требовали этого от других. Такая позиция

формируется в результате их деятельности, направленной на обеспечение

дисциплины

и

порядка

в

школе

и

за

ее

пределами.

Любые

попытки

изолировать

детей

от

негативного,

замалчивать

и

скрывать

и

от

них

недостатки жизни не воспитывает в них непримиримого отношения к этим

явлениям, не мобилизует их на борьбу с ними, не вырабатывает иммунитета

против их влияния.

6. Преодоление в правовом сознании ложных представлений, сложившихся

под

влиянием

негативных

явлений

жизни.

Специфическим

недостатком

правового сознания отдельных учащихся является ложные представления о

содержании правовых норм. Они видят наличие запретов, но неправильно

представляют себе их суть, последствия невыполнения. Многие уверены, что

за правонарушения отвечают только взрослые, а несовершеннолетние якобы

освобождаются от такой ответственности. Они не уверены в действенности

положение, что \"незнание закона не освобождает от ответственности тех, кто

его нарушает\", нередко не умеют сопоставлять свои действия и поступки с

требованиями

права.

При

необходимости

давать

правовую

оценку

конкретному правонарушению, они исходят из собственных представлений о

противоправном, что, как правило, основываются не на знаниях конкретных

положений

закона,

а

прежде

на

известных

им

нормах

морали.

Такие

недостатки

правового

сознания

является

одной

из

причин

совершения

правонарушений несовершеннолетними.

Административное

право

регулирует

организацию

и

деятельность

аппарата

государственного

управления.

Школьники

должны

иметь

представление

об

органах

государственного

управления

и

нормы

админист ративного

права,

которые

охватывают

с а н и т а р н ы е ,

противопожарные

правила,

а

также

правила

дорожного

движения,

пользование

транспортом,

поведения

в

общественных

местах,

воинского

учета

и

многие

другие,

которые

регулируют

деятельность

различных

учреждений,

их

работников,

поведение

граждан.

Если

человек

нарушает

установленные правила, считается правонарушителем и накладывают на нее

административное взыскание.

Нормы права и морали, регулирующих семейные отношения людей, в

процессе

правового

воспитания

учащихся

знакомят

с

семейными

правоотношениями, правами и обязанностями родителей относительно друг

друга, по воспитанию детей.

7

В

процессе

правового

воспитания

ученики

усваивают

и

отдельные

положения

трудового

права,

ведь

вскоре

им

придется

работать

в

учреждениях,

на

предприятиях,

где

они

будут

сталкиваться

со

многими

вопросами, в которых х должны быть компетентными (условия приема на

работу, перевода и увольнения, продолжительность рабочего дня и времени

отдыха, охрана и оплата труда, моральная и материальная ответственность и

т.д..

Знакомясь

с

вопросами

уголовного

права,

ученики

должны

четко

представлять,

что

такое

преступление,

ответственность

за

подготовку

и

намерение

преступления,

соучастие

в

преступлении,

возраст

уголовной

ответственности,

необходимая

оборона,

уголовное

наказание,

отбывания

наказания

в

местах

лишения

свободы,

а

также

осознать,

что

ни

одно

преступление не остается безнаказанным.

Раскрывая

содержание

правового

воспитания,

важно

ознакомить

школьников с Конвенцией о правах ребенка, согласно положению которой

ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего

возраста концепция гласит: \"Государства-участники обеспечивают ребенку,

способному

сформулировать

свои

собственные

взгляды,

право

свободно

выражать

свои

взгляды

по

всем

вопросам,

касающихся

ребенка,

причем

взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и

зрелости ребенка (в 12ст. 12).

Ребенок имеет право оказывать свое собственное мнение, это право

включает свободу поиска, содержания и выдачи информации и идей любого

вида, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в

форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору

ребенка 13/13/1).

Государства-участники

определяют

право

ребенка

на

свободу

ассоциации и свободу мирных собраний (ст. 15/1).

Ни

один

ребенок

не

может

быть

объектом

произвольного

или

незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь,

семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции

или незаконного посягательства я на его честь и репутацию (ст. 16/16/1).

Государства-участники принимают все необходимые законодательные,

административные, социальные и просветительные меры с целью защиты

ребенка

от

всех

форм

физического

или

психологического

насилия,

оскорбления

или

злоупотребления,

отсутствия

заботы

или

небрежного

отношения, грубого обращения или эксплуатации любой другим лицом (в

19/1)/1)".

Реализация

задач и

содержания

правового

воспитания

учащихся

осуществляется прежде всего в процессе обучения. Изучение гуманитарных

предметов направлено на формирование у них высоких идеалов, морально-

правовых

как,

например,

непримиримости

к

аморальных

явлений,

правонарушений

и

преступности

дисциплины

естественнонаучного

цикла

позволяют коснуться вопросов из различных отраслей права, в частности его

8

нормативных

актов

по

охране

природы,

охраны

труда,

охраны

здоровья

человека и др. Важная роль в правовом воспитании школьников принадлежит

курса правоведения, в процессе изучения которого они знакомятся со всеми

отраслями права, получают знания, умения и навыки в системном виде.

Усвоенные на уроках правовые знания углубляются и расширяются во

внеклассной

воспитательной

работе.

Выбор

формы

или

метода

воспитательного воздействия зависит от цели, содержания, возрастных и

индивидуальных особенностей учащихся и возможностей педагогического

коллектива. Выбирая методы и формы воспитательной работы, важно также

учитывать популярность их среди школьников.

Осуществляя правовое воспитание на уроках и во время специальных

воспитательных мероприятий, важно раскрывать содержание всех отраслей

права, не сосредотачивая внимания учащихся на одной из них. Раскрывая

конкретные

правовые

нормы,

следует

показывать

их

связь

с

правилами

морали, на которых они базируются; иллюстрируя случаи нарушений норм

права, не злоупотреблять негативными примерами, лучше приводить те, что

демонстрируют, как надо действовать в подобной ситуации. Рассказывая о

преступлениях, не стоит детализировать факты, это может научить отдельных

школьников

методики

совершения

преступления;

необходимо

раскрывать

суть негативных фактов так, чтобы они вызывали отвращение, а не увлечение

ими.

Решающим моментом в правовом воспитании школьников является

высокая

правовая

культура

педагогов

и

соответствующий

правовой

психологический

климат

в

школе

и

в

семье

ученика.

В

правой

воспитательной работе школы важную роль играет привлечение учащихся к

посильной

деятельности,

которая

предусматривает

определенный

объем

правовых знаний, умений и навыков. Это, прежде всего, участие школьников

в детских объединениях.

Детские

объединения

в

России

берут

свое

начало

еще

в

первой

трети

прошлого

века.

С

тех

пор

количество

и

характер

их

деятельности

кардинально

поменялись.

На

сегодняшний

день детское

общественное

объединение — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте

до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной

деятельности.

Молодежные

общественные

объединения

зарегистрированные

в

установленном законодательством порядке объединения граждан в возрасте

от 14 до 30 лет, созданные на основе общих интересов для осуществления

совместной деятельности.

На

основе

сравнения

двух

понятий

можно

сделать

вывод

о

том,

что

существенно они отличаются друг от друга только ограничением по возрасту.

В

детском

объединение

участником

может

стать

лицо

до

18

лет,

а

в

молодежном

объединении

лицо

от

14

до

30

лет.

Но

в

молодежное

объединение могут вступить как дети, так и совершеннолетние.

9

Основные свои права и обязанности человек получает в несовершеннолетнем

возрасте, но после 14 лет. Также подростковый возраст считается самым

уязвимым,

но

при

этом

подростки

это

всё

еще

дети,

их

возможно

образумить и наставить. Подростки быстро загораются новыми и идеями и

также быстро заражают ими своих товарищей, тем самым рождая единый

механизм

передачи

информации.

В

данный

момент

движение

взаимодействует больше со школами, нежели с вузами, поэтому участниками

движения в большинстве являются дети.

Таким образом, руководство движения выбрало идеальный возрастной ценз

для участников движения.

Приобщение школьников к правоохранительной и природоохранной

деятельности в школе и за ее пределами следует оценивать с точки зрения

проведения профилактической работы с учащейся молодежью и с точки

зрения

вступления

правового

опыта,

воспитание

у

нее

непримиримого

отношения к негативным явлениям жизни. Воспитанные в таких условиях

школьники активно противодействовать этим явлениям.

Сегодняшняя школа должна стать не только, местом где постигаются

разнообразные науки, но и школой практического гуманизма. Необходимо

создать целостное пространство духовно – нравственного развития, а так же

правового воспитания школьников, которое определяет не только урочную,

но и внеурочную, внешкольную деятельность обучающихся. Для организации

такого пространства и его полноценного функционирования требуются

объединить усилия всех социальных субъектов – участников воспитания:

семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного

образования, культуры и спорта. Совместная работа может обеспечить

высокую результативность в формировании духовно - нравственных

ценностей будущего поколения, таких как:

патриотизм – любовь к Родине, к своему народу;

социальную солидарность – доверие к людям, справедливость,

милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству, закон и правопорядок;

уважение к семье – любовь, здоровье, забота о старших и младших;

трудолюбие и творчество – уважение к труду, творчество и созидание,

целеустремленность и настойчивость;

интерес к наукам и любознательность – понимание ценности знаний,

стремление к истине;

духовность – представления о вере, ценности религиозного

мировоззрения;

толерантность – интерес к многообразию культур, доброжелательное

отношение к людям других народов;

правовое просвещение;

10

формированию у молодёжи ответственного отношения к себе, семье

и окружающим.

Создание программы 1 отделения регионального молодежного движения «За

права молодёжи» обусловлена необходимостью создания системы развития и

воспитания обеспечивающей формирование личности школьника как

идеального представителя гражданского общества, способного осознавать и

оценивать свои мысли и действия.

Движение

активно

взаимодействует

с образовательными

организациями

Ростовской

области

в сфере

правового

просвещения,

способствует

формированию

у молодёжи

ответственного

отношения

к себе,

семье

и окружающим,

наполняя

деятельность

каждого

участника

новым

содержанием.

Участники

движения

приобретают

навыки,

необходимые

в повседневной

жизни:

умение

диагностировать

ситуацию

с правовой

точки

зрения

и выбирать

наиболее

эффективные

способы

реализации

права;

развитие

организаторских и лидерских способностей.

Д в и ж е н и е

а к т и в н о

в з а и м о д е й с т в у е т с

г о с уд а р с т в е н н ы м и

и него сударственными

органами

и организациями,

призванными

содействовать реализации и защите прав молодёжи. Заключены соглашения о

взаимодействии в правовом просвещении несовершеннолетних с:

Министерством общего и профессионального образования Ростовской

области,

Уполномоченным по правам ребёнка в Ростовской области,

Нотариальной палатой Ростовской области,

Управлением образования города Ростова-на-Дону,

Национальным

центром

информационного

противодействия

терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети интернет ФГАНУ

НИИ «Спецвузавтоматика» Минобрнауки России.

Региональное молодёжное общественное движение правового просвещения

«ЗА ПРАВА МОЛОДЁЖИ» — это активная жизненная позиция молодёжи,

позитивный вклад в своё будущее и будущее Российской Федерации, одним

словом — это неотъемлемая часть настоящего и будущего России.

Каждый участник Движения получает возможность развивать не только свою

правовую грамотность, но и через волонтёрскую деятельность содействовать

правовому воспитанию и просвещению своих сверстников.

Одним из социальных проектов движения является проект «Волонтёр

правового просвещения».

«ВОЛОНТЁР ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» — это уникальный проект

правового просвещения, рождённый на Дону. Общественная значимость

проекта заключается в активном вовлечении молодёжи в осуществление

11

правовой просветительской деятельности под руководством опытных

наставников.

Активные участники общественного движения «ЗА ПРАВА МОЛОДЁЖИ»

12 апреля 2018 года стали первыми волонтёрами правового просвещения и

среди

первых

волонтёров

были

ребята

из

нашего,

1

отделения.

В торжественной

обстановке

они

приняли

присягу

волонтёра

правового

просвещения

и получили

паспорта

волонтёра

правового

просвещения.

Участвуя в волонтёрской деятельности, молодые люди приобретают навыки,

необходимые

в повседневной

жизни:

умение

диагностировать

ситуацию

с правовой

точки

зрения

и выбирать

наиболее

эффективные

способы

реализации права; развитие организаторских и лидерских способностей.

Исходя из этих основных задач, правовое воспитание следует, по моему

мнению, сосредоточить

на

формировании

в

правосознании

граждан

такой совокупности, которая включала бы:

- знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и

уяснение их содержания и значения;

-

глубокое

внутреннее

уважение

к

праву,

законам,

законности

и

правопорядку;

-

умение

самостоятельно

применять

правовые

знания

на

практике,

согласовывать

повседневное

поведение

и

личное

отношение

к

реальной

действительности,

свою

практическую

деятельность

с

полученными

правовыми знаниями;

- привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми

знаниями;

-

п р о ч н ы й

и

у с т о й ч и в ы й

д у хо в н ы й

п р а в о в о й

и м м у н и т е т

(невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм

Для

реализации

выше

изложенных

задач

можно применять

следующие

методы:

- тематические

классные

часы.

Например,

урок

на

тему

«Мои

права

в

семье», «Гражданские права детей». Обсуждение на уроке Декларации прав

человека,

Конституции

России.

Беседа

«Твоя

уличная

компания.

Как

попадают

в

преступную

группу?»

«Ответственность

за

нарушение

ПДД

пешеходом». Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним».

- Встречи и беседы с сотрудниками правоохранительных органов. На таких

встречах

ученики

могут

напрямую

задать

интересующие

их

вопросы,

а

сотрудники правоохранительных органов объяснят права школьников с точки

зрения

закона,

о

правилах

дорожного

движения

и

ответственность

за

нарушение этих прав.

- Уроки-диспуты в

ст арших

класс ах

по

т аким

худ ож е с т в е н н ы м

произведениям,

как

Ф.М.Достоевский

«Преступление

и

наказание»,

А.П.Чехов «В суде».

- участие в создании школьной газеты на тему «Мы и наши права» или

«Семья и я», «Правила ДД» и т.д.

12

- Индивидуальная работа социального и психолога с «проблемными» детьми

и их родителями.

- профилактика вредных привычек

-

правовое

просвещение родителей

(темы

родительских

собраний:

Законы

воспитания в семье. Какими им быть? Воспитание ненасилием в семье.

Как

научить

сына

или

дочь

говорить

«нет»;

Детская

агрессивность,

ее

причины и последствия; Свободное время - для души и с пользой, или Чем

занят

ваш

ребенок?;

Как

уберечь

подростка

от

насилия?;

Конфликты

с

собственным

ребенком

и

пути

их

разрешения.; Как

научится

быть

ответственным за свои поступки?; Что делать, если ваш ребенок попал в

милицию?; Закон и ответственность родителей).

- Привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе.

- Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.

Правовая воспитанность, ведет в итоге к процветанию государства -

подкованные

в

правовом

смысле

граждане

активизируются

и

в

экономическом. Развитие надлежащего активного правосознания, сознания

собственных прав, важно в педагогике и с точки зрения развития житейской

(хозяйственной и т.д.) деятельности. Оно сообщает необходимую для жизни

твердость и уверенность, энергию и предприимчивость.

2.Актуальность и новизна

программы.

Актуальность работы 1 отделения регионального движения заключается в

том, как детские, молодежные объединения, такие как движение «ЗА ПРАВА

МОЛОДЕЖИ», сегодня помогают развиваться подросткам в самых

различных сферах общественной жизни.

Актуальность и новизна программы обусловлена несколькими причинами.

Во – первых, в российском обществе не первый год звучит тема о

привлечении детей и подростков в различные молодежные организации -

клубы, волонтерские движения, которые способны решить ряд актуальных

задач, связанных с развитием духовно - нравственной личности.

13

Во – вторых, именно в школе формируются качественно новые и

закрепляются уже сформированные ранее духовно – нравственные ценности

личности ребенка.

В-третьих, программа 1 отделения регионального молодежного движения

«За права молодёжи» объединяет социальные субъекты: семью, школу,

детскую и взрослую библиотеки, ДК, - для решения приоритетных задач в

воспитании будущего поколения.

3.

Краткая характеристика деятельности 1 местного Отделения

межрегионального Движения «За права молодёжи».

Программа 1 отделения регионального молодежного движения «За права

молодёжи» отражает принципы комплексного подхода в воспитании. В

процессе совместной работы семьи, школы, детской и взрослой библиотеки,

ДК – подростки приобретают социальные правовые знания, понимание

социальной реальности в повседневной жизни, получают опыт переживания

и позитивного отношения к базовым ценностям общества и самостоятельного

общественного действия.

Основное назначение программы – объединить действия и опыт социальных

субъектов – участников воспитания для развития и воспитания

высоконравственной, ответственной, инициативной, компетентной личности

ребенка.

14

3.1. Цель программы 1 Отделения:

содействие правовому воспитанию и правовому просвещению

молодёжи, формированию у молодёжи эффективных навыков

правозащитной культуры,

развитию добровольческой (волонтёрской) деятельности молодёжи

по вопросам правового воспитания и правового просвещения

молодёжи.

Участники Движения содействуют правовому просвещению,

принимают участие в мероприятиях и акциях, организованных

Движением.

Создание благоприятных условий для формирования социально –

активной, высоконравственной, инициативной личности, оказание

педагогической поддержки в раскрытии внутренних резервов, развитии

творческих способностей подростков.

защита прав и законных интересов молодежи.

3.2 Задачи программы 1 Отделения:

формирование гражданской личности, осознание человеком себя как

гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины

и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;

приобщение подростков к ведущим ценностям отечественной и

мировой культуры; понимание и уважение ценностей иных культур,

осознание человеком своей сопричастности к судьбам человечества;

развитие самоуважения, самодостоинства, возможности человека быть

самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных

социальных ситуациях;

развитие ответственности за принятые решения, действия и поступки

перед самим собой и другими людьми;

15

формирование доброжелательности, доверия и внимательности к

людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем,

кто в ней нуждается;

развитие уважения к окружающим, умение слушать и слышать,

признавать право каждого на собственное мнение;

принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива

и стремления следовать им;

формирование чувства прекрасного благодаря знакомству с мировой и

отечественной культурой;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,

ответственности за их результаты;

формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и

влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности

личности и общества в пределах своих возможностей.

Участники движения содействуют правовому просвещению,

принимают участие в мероприятиях и акциях, организованных

движением

Волонтеры правого просвещения приобретают умение диагностировать

ситуацию с правовой точки зрения и выбирать наиболее эффективные

способы реализации права;

развитие организаторских и лидерских способностей.

3.3 . Предмет деятельности 1 местного Отделения:

осуществление правовой просветительской деятельности среди

обучающихся гимназии;

вовлечение обучающихся гимназии в деятельность по правовому

воспитанию себя и сверстников;

профилактика социально опасных форм поведения молодежи;

осуществление взаимодействия с заинтересованными органами

государственной власти и органами местного самоуправления,

общественными объединениями, некоммерческими организациями,

научными, образовательными и иными организациями по вопросам

деятельности Движения и 1 местного отделения;

реализация различных форм добровольческой (волонтерской)

деятельности молодежи по вопросам правового воспитания и

правового просвещения молодежи;

16

организация и проведение правовых просветительских мероприятий с

участием обучающихся гимназии (в том числе конференций,

семинаров, круглых столов, лекций, конкурсов, уроков, олимпиад);

разработка и реализация программ и проектов, направленных на

правовое воспитание молодежи;

4.

Особенность структуры 1 местного Отделения

межрегионального Движения «ЗА Права молодёжи».

Структурными подразделениями Движения являются местные отделения,

созданные по решению Совета Движения и действующие на основании

Устава и утвержденного Положения межрегионального Движения «ЗА Права

молодёжи».

4.1 Местные отделения создаются в административно-территориальных

образованиях Ростовской области и осуществляют свою деятельность в

пределах любой образовательной организации, действующей на территории

Ростовской области. В пределах территории образовательной организации

может быть создано только одно местное отделение Движения.

17

4.2 Высшим руководящим органом местного отделения является Общее

собрание отделения Движения.

4.3 Общее собрание местного отделения Движения созывается

Председателем местного отделения один раз в два года. Внеочередные Общие

собрания местного отделения Движения могут созываться по решению

Совета Движения, Председателя Движения, а также по требованию не менее

½ участников, числящихся в данном местном отделении Движения.

4.4 В работе Общего собрания местного отделения Движения с правом

совещательного голоса имеют право принимать участие члены Совета

Движения, Председатель Движения, заместители Председателя Движения и

Исполнительный директор Движения.

4.5 Решение о созыве Общего собрания принимается не менее, чем за две

недели до его проведения. В решении о созыве Общего собрания должны

быть указаны дата и место проведения, повестка дня.

4.6. Общее собрание правомочно, если в его работе принимают участие более

половины участников местного отделения Движения. Решения принимаются

большинством голосов участников Общего собрания при наличии кворума,

решения по вопросам исключительной компетенции Общего собрания

местного отделения принимаются квалифицированным большинством

(не менее 2/3) голосов от числа присутствующих участников Общего

собрания при наличии кворума. Решения Общего собрания местного

отделения Движения, противоречащие Уставу Движения, решениям

вышестоящих органов Движения, а также принятые с нарушением

законодательства Российской Федерации могут быть отменены решением

Совета Движения, Председателем Движения.

4.7. К исключительной компетенции Общего собрания местного отделения

Движения относится:

избрание делегатов на Съезд Движения.

4.8. Высшим выборным должностным лицом местного отделения Движения -

руководителем местного отделения Движения – является Председатель

местного отделения Движения.

4.9. Председатель местного отделения Движения назначается Советом

Движения сроком на четыре года. Председателем местного отделения

Движения может быть назначен по должности уполномоченный по правам

ребенка в образовательной организации, избранный в данной

образовательной организации, при условии, что он является участником

Движения.

18

4.10. Председатель местного отделения Движения подотчетен Совету

Движения и непосредственно Председателю Движения.

4.11. Председатель местного отделения Движения:

председательствует на Общих собраниях местного отделения

Движения;

руководит деятельностью местного отделения Движения в пределах

своей компетенции, организует выполнение решений, принятых

Съездом Движения, Советом Движения;

содействует укреплению авторитета местного отделения Движения и

Движения в целом, популяризации роли и значения деятельности

Движения.

ведет реестр участников местного отделения Движения.

5. Сроки реализации и материальное обеспечение Программы.

Сроки реализации Программы:

4 года (с 2017г. по 2021г)

Материальное обеспечение программы.

Оборудование: компьютерная техника, мультимедийный проектор и

видеоаппаратура - для дополнительного привлечения и эффективного

использования информационных ресурсов.

При поведении диагностики используются тесты.

6. Ожидаемые результаты реализации программы:

19

6. 1 Начальная школа:

знакомство в доступных, игровых формах с основами правовых норм и

основными правами ребенка;

осознание важности и значимости для каждого человека соблюдение

правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, бытовых

ситуациях);

Приобретение школьниками первоначального опыта регулирования

отношений со сверстниками и взрослыми;

Приобретение и использование конкретных правил и правовых норм: -

наиболее важных прав ребенка; - правил, обеспечивающих безопасность

человека (в особенности правил дорожного движения); - этических правил и

норм (правил поведения в общественных местах, в ОУ, в транспорте); -

правил, регулирующих жизнедеятельность конкретного образовательного

учреждения;

Получение первичного опыта разработки групповых норм поведения

(общение в классе, дежурство и т.д.)

6.2 Основная школа:

Формирование у школьников отношения к праву как социальной ценности

понимания необходимости правовых знаний в общественной жизни;

Знание и грамотное использование в речи элементарных правовых

понятий: «закон», «право», «права человека», «норма права»,

«правонарушения» и др.;

Выработка готовности и формирование способности разрешать конфликты

мирным путем с использованием различных норм и правил;

Формирование способности к реальным действиям в ситуациях,

регулируемых правовыми нормами;

Отработка умения выделять правовое содержание жизненных ситуаций и

обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

Накопление опыта собственных групповых правил и норм;

Получение знаний об основных отраслях и наиболее важных источниках

права и умение их использовать для решения практических задач.

6.3 Средняя школа:

Осознание себя гражданином Росси на основе принятия общих

национальных нравственных ценностей.

Снижение количества правонарушений, совершенных учениками

школы.

Воспитание сознательных, активных граждан, хороших организаторов,

способные к сознательному систематическому участию в

общественной жизни класса и школы.

Формирование правового сознания.

20

Осознание ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к

многонациональному народу Российской Федерации.

Приобретение подростками социальных знаний (об общественных

нормах, устройстве общества и т.п.).

Готовность и способность к духовному развитию, нравственному

самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей

жизни.

Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных

отечественных традициях.

Формирование морали как осознанной личностью необходимости

определенного поведения, основанного на принятых в обществе

представлениях о добре и зле.

Развитие совести как нравственного самосознания личности,

способности формулировать собственные нравственные обязательства

7. Источники и литература:

1. Конституция Российской Федерации – основной закон государства,

определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы

власти, каковы права и обязанности граждан и др.

2. Закона РФ «Об образовании»;

3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.;

4. Конвенция ООН «О правах ребенка»;

5. Семейный кодекс РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над

детьми);

6.Уголовный кодекс РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства),

ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной

нравственности, о наркотиках);

7.Избирательный Кодекс России - регулирует процесс выборов на

территории нашей области;

8. Материалы из сети Интернет;

9. Учебные пособия по праву.

21

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в

области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8.

2. Н.К. Бортулева Социальный педагог подросткового молодежного клуба

//Воспитание школьников. –М. Изд. Школьная пресса. №5/ 2010

3. Володина С.И. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. – М.:

Издательский дом «Новый учебник, 2005. – 287с.

4. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа "Защити меня". - Самара,

2002.

5. В.А.Караковский Воспитание в школе будущего//Классный руководитель

№5/2010

6.Кашанина Т.В. Право: учебник для 10-11 классов. – 5-е изд. – М

7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.

8. Конвенция о правах ребенка. Дидакт, декабрь 1993 - март 1994. - №2-3.

9. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. - 2000. - №6.

10. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека //

Педагогика. - 1992. - №1-2..

11. Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М., 2005.

12. Права ребенка: Сборник документов и статей. - М., 1992.

13. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный

руководитель. - 2002. - №2.

14. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся

начальных классов. - М., 1995.

15. Н.Е.Щуркова Программа воспитания школьника//Классный руководитель

№5/2010

16. Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2004.

17. Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.

22

8. План работы 1 местного отделения Движения «ЗА права молодёжи»

На 2017-2018 год

п/п

Тема

Классы

Формы

проведения

Сроки

1

Адвокат-независимый

профессиональный

советник семьи и

несовершеннолетних по

правовым вопросам

9-11

Лекции

сентябрь

2

Родители- защитники прав

и интересов детей

5-9

Классные часы, с

приглашением

родителей

октябрь

3

Правоохранительные

органы: деятельность по

защите прав граждан и

профилактике

правонарушений

8-11

Встречи с

представителями

компетентных

органов

ноябрь

4

Конституция РФ-

основной закон

1-11

Уроки,

внеклассные

декабрь

23

государства

Правовое просвещение в

Активном ритме

10-11

10-11

мероприятия

Конкурс

«Знатоки

Конституции»

Участие в

региональном

молодежном

форуме

правового

просвещения

"Право- наша

сила"

5

Права ребенка в

международных и

российских правовых

документах

1-4

5-9

Внеклассные

мероприятия

январь

6

Молодёжь против

наркотиков

8-11

5-7

Акция

«Скажи

наркотикам нет»

Выставка

плакатов

февраль

7

Законы и правила для тебя

1-11

Выставка

рисунков и

плакатов,

посвященных

Дню

толерантности

март

8

Стратегические

направления правовой

политики Ростовской

области в современных

социально-экономических

условиях

10-11

Участие в V

Донском

юридическом

форуме

«Стратегические

направления

правовой

политики

Ростовской

области в

современных

апрель

24

социально-

экономических

условиях»

9

Система правовой защиты

семьи и

несовершеннолетних в

Ростовской области:

взаимодействие и

перспективы развития

ВСТРЕЧА

ПРЕЗИДЕНТА

АДВОКАТСКОЙ

ПАЛАТЫ

РОСТОВСКОЙ

ОБЛАСТИ С

ЛИДЕРАМИ 1

ОТДЕЛЕНИЯ

май

9. План работы 1 местного отделения Движения «ЗА права молодёжи»

На 2018-2019 год

п/п

Тема

Классы Формы проведения

Сроки

1

Мои права- мои

обязанности

5-8

9-11

Открытые уроки

Круглый стол

сентябрь

2

ЗПМ против экстремизма

7-11

Открытые уроки

Лекции

У ч а с т и е

в

Региональном

студенческом

форуме

«Молодёжь

против

экстремизма!»

октябрь

3

Всемирный день ребёнка.

2-4

Внеклассное

занятие «Знай свои

права»

ноябрь

25

8-11

9-11

Лекции:

«Права ребенка:

механизм правовой

защиты»

«Механизм защиты

прав ребенка в

России»

Встреча

руководителя

следственного

управления

Следственного

комитета

Российской

Федерации по

Ростовской области

Аслан Гарунович

Хуаде с

активистами

Ростовского

местного отделения

№ 1

4

Знатоки

Конституционного права

9-11

Внеклассные

мероприятия

Конкурсы

декабрь

5

Права человека в

современном мире

3-5

7-8

9-11

Внеклассные

мероприятия

Конкурсы

Викторины

январь

6

Нотариат: защита прав и

интересов

несовершеннолетних.

9-11

Лекции, встреча со

специалистом

февраль

7

Мы-За здоровый образ

жизни!

1-4

5-11

Конкурс рисунков

Конкурс плакатов,

март

26

видеороликов

8

ежегодный региональный

конкурс эссе «Миссия

адвоката XXI века»

"История

парламентаризма на Дону.

Из прошлого в

современность»

9-11

9-11

Конкурс

видеороликов,

презентаций, эссе

Участие

гимназистов 1

отделения в научно-

практической

конференции

апрель

9

Адвокатура- в школе

9-11

Участие во

Всероссийском

форуме молодых

адвокатов и

наставников

"Профессиональная

этика адвоката: от

декларации до

философии жизни

"

май

27

10. План работы 1 местного отделения Движения «ЗА права молодёжи»

На 2019-2020 год

п/

п

Тема

Класс

ы

Формы проведения

Сроки

1

«Мой любимый город-

мой любимый Ростов!»

1-4

5-8

9-11

Конкурс рисунков

Викторина

«История становления

права на Дону» - уроки,

лекции

сентябрь

2

«Право-наша сила!»

9-11

УЧАСТИЕ В

МЕЖРЕГИОНАЛЬНО

М ФОРУМА

ВОЛОНТЁРОВ

ПРАВОВОГО

ПРОСВЕЩЕНИЯ

«ПРАВО – НАША

СИЛА»

октябрь

3

«Общество

и

власть

солидарная

ответственность»

10-11

Участие состоялся IV

Гражданский форум

Ростовской области

«Общество и власть –

солидарная

ноябрь

28

8-9

ответственность»

Урок-диспут

4

«Конституция для

каждого важна!»

4-11

Внеурочные

мероприятия, открытые

уроки

декабрь

5

«Марафон

толерантности»

5-11

Конкурс рисунков

Внеклассные

мероприятия

январь

6

Модуль «Законодательств

о о военной службе»

10-11

Лекции

Уроки-диспуты

февраль

7

ЗПМ против экстремизма

(новый модуль) Молодёжь

против экстремизма!

5-11

Открытые уроки

март

8

Ежегодный региональный

конкурс эссе «Миссия

адвоката XXI века»

9-11

Конкурс видеороликов,

презентаций, эссе

апрель

9

Мероприятия,

посвященные 75-летию

Дня Победы

8-11

Проект, посвящённый

Юбилею Победы

Февраль

-май

29

11.Приложение.

Материалы к урокам

и внеклассным

мероприятиям.

30



В раздел образования