Напоминание

Программа объединения дополнительного образования "Художники ""


Автор: Пурис Ирина Николаевна
Должность: Учитель швейного дела
Учебное заведение: Школа № 3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Населённый пункт: г.Кострома
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа объединения дополнительного образования "Художники ""
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа №3 Костромской

области для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по ВР______Наумова Н.Г. Директор школы______Рублевская С.В.

«___» ____________ 2019г. «___» ____________ 2019г.

Рассмотрено на педагогическом совете

«___» ____________ 2019г.

Протокол №

Программа объединения дополнительного образования

«Художники» (изобразительное искусство)

Возраст – 7-16 лет

Срок реализации – 1 год (108ч.)

Составитель:

Пурис И.Н., учитель ИЗО высшей

квалификационной категории

Кострома – 2019

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа объединения дополнительного образования «Художники» (изобразительное

искусство) реализуется в рамках внеурочной деятельности, является общеразвивающей,

художественного профиля и нацелена на духовно-нравственное и эстетическое развитие

личности. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся во второй половине дня в 2-

х возрастных подгруппах. Первая подгруппа (72 часа в год, по 2 часа в неделю) –

обучающиеся младших классов (7-11 лет), в т.ч. обучающиеся по АООП вариант 2. Вторая

подгруппа (36 часов в год, 1 час в неделю) – обучающиеся 5-9 классов (11-16 лет).

Актуальность программы определяется потребностью детей в развитии собственных

способностей

и

творческого

потенциала,

духовных

и

нравственных

начал

личности.

Занятия

изобразительным

искусством

способствуют

формированию

ассоциативно-

образного, пространственного мышления обучающихся, развитию эмоциональной сферы,

наблюдательности,

мелкой

моторики.

Доминирующее

значение

имеет

направленность

курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и

художественно-творческой

деятельности.

что

поможет

младшим

воспитанникам

при

освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего

человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

В обучении

изобразительному искусству педагог использует проблемно -

деятельностный подход, который диктует необходимость экспериментирования с разными

художественными материалами, понимание их свойств и возможностей для создания

выразительного

образа.

Разнообразие

художественных

материалов

и

техник,

используемых

на

занятиях,

поддерживает

интерес

учащихся

к

художественному

творчеству.

В

данную

программу

введен

региональный

компонент.

Ряд

тем

рассматривается

на

примере

национальных

особенностей,

традиций

родного

края

(Костромской области), на примере творчества местных художников таких как, Белых

А.П., Белых Л.А., Катилина В.А., Рассыпнова В.И., Шувалова Н.В., Шуваловой Т.В. и др.

Цель: создание условий для обогащения нравственного опыта обучающихся,

посредством выражения в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,

декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

– овладение элементарной художественной грамотой;

- формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных

видах художественно-творческой деятельности различными художественными

материалами;

- развитие интереса к изобразительному искусству;

– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности

творчески,

– развитие эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего

мира;

– развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни

(музеи, архитектура, дизайн, скульптура, живопись и др.);

– воспитание эстетических чувств, эстетического вкуса;

- воспитание нравственных чувств, представлений о добре и зле;

- развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности;

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В процессе освоения содержания программы «Художники» учащиеся приобретут

Подгруппа 1-4 классы:

знания: основных цветов палитры;

правила пользования акварельными красками,

карандашами, способов штриховки, приемов кистевого письма, правил композиционного

размещения на листе.

умения:

изображать геометрические фигуры по трафарету, штриховать внутри контура,

писать акварельными красками.

Кроме того, учащиеся приобретут ценностно-смысловые установки (личностные

результаты) и опыт самооценки, самоконтроля, самоорганизации (базовые учебные

действия).

Подгруппа 5-9 классы:

знания: основных и дополнительных цветов палитры; правила пользования

фломастерами, акварельными и гуашевыми красками, приемов кистевого письма, правил

композиционного размещения на листе.

умения: изображать фигуры сложной формы от руки, рисовать фломастерами, писать

акварельными, гуашевыми красками, составлять простую композицию.

Кроме того, учащиеся приобретут ценностно-смысловые установки (личностные

результаты) и опыт самооценки, самоконтроля, самоорганизации (базовые учебные

действия)

III. ПОРЯДОК И СОДЕРЖАНИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Промежуточная аттестация (для подгруппы 1-4 классы)

Срок проведения: декабрь.

Цель: оценка роста качества исполнительского мастерства за полугодие Форма

проведения: собеседование, творческое задание и выставка работ.

Содержание аттестации. Сравнительный анализ качества выполненных работ начала и

середины учебного года (выявление роста качества исполнительского мастерства).

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

№п/п

Параметры оценки

Критерии оценки

1.

Правильное обведение шаблонов геометрических фигур.

+ /-

2.

Правильно держит карандаш и кисть.

+ /-

3.

Равномерное распределение штриховки по поверхности листа.

+ /-

4.

Правильное пользование акварельными красками.

+ /-

5.

Использует приемы кистевого письма (примакивание)

+ /-

6.

Композиционное размещение на листе

+ /-

Итого

Уровень учащегося определяется по количеству набранных «+»:

6+, 5+ - высокий уровень

4+3+ - средний уровень

2+, 1+, 0+ - низкий уровень

Параметры

оценки

Критерии оценки

Высокий уровень

80% - 100%

Средний уровень

60% - 79%

Низкий уровень

40%-59%

1. Правильное

обведение

шаблонов

геометрических

фигур.

Различает форму

предметов при

помощи зрения,

осязания и обводящих

движений руки;

Узнает и показывает

основные

геометрические

фигуры (круг, квадрат,

прямоугольник).

Путается в различии

формы предметов

при помощи зрения,

осязания и

обводящих движений

руки

Затрудняется в

узнавании и показе

основных

геометрических

фигур (круг, квадрат,

прямоугольник).

Может различить 1-2

фигуры.

Не узнает основные

геометрические

фигуры (круг,

квадрат,

прямоугольник).

2. Правильно

держит карандаш

и кись.

Правильно

удерживает карандаш

и кисть; умеет

владеть карандашом;

обладает навыком

произвольной

регуляции нажима;

произвольного темпа

движения (его

замедление и

ускорение),

прекращения

движения в нужной

точке; направления

движения.

Правильно

удерживает карандаш

и кисть; умеет

владеть карандашом;

слабо обладает

навыком

произвольной

регуляции нажима;

произвольного темпа

движения (его

замедление и

ускорение),

прекращения

движения в нужной

точке; направления

движения.

Меняет руки при

удерживании

карандаша и кисти; с

трудом владеет

карандашом; не

обладает навыком

произвольной

регуляции нажима;

произвольного темпа

движения (его

замедление и

ускорение),

прекращения

движения в нужной

точке; направления

движения.

3. Равномерное

распределение

штриховки по

поверхности

листа.

Удерживает

карандаш, фломастер

в руке под

определённым

наклоном к плоскости

поверхности листа.

Освоил технику

правильного

положения

карандаша,

фломастера в руке

при рисовании.

Рисует без отрыва

руки с постоянной

силой нажима и

изменением силы

нажима на карандаш.

Завершает

изображения,

Удерживает

карандаш, фломастер

в руке под

определённым

наклоном к

плоскости

поверхности листа.

Освоил технику

правильного

положения

карандаша,

фломастера в руке

при рисовании.

Рисует с отрывом

руки с непостоянной

силой нажима и

изменением силы

нажима на карандаш.

С трудом удерживает

карандаш, фломастер

в руке под

определённым

наклоном к

плоскости

поверхности листа,

быстро устает.

Не освоил технику

правильного

положения

карандаша,

фломастера в руке

при рисовании.

Рисует с отрывом

руки со слабым

нажимом.

Может не завершить

изображение,

дорисовывание

предметов несложных

форм (по образцу).

Может не завершить

изображение,

дорисовывание

предметов

несложных форм (по

образцу).

дорисовывание

предметов

несложных форм (по

образцу).

4. Правильное

пользование

акварельными

красками.

Понимает значение

слов: «цвет»,

«краски», «акварель»,

«гуашь», и т.д. Знает

цвета солнечного

спектра (основные).

Знает и соблюдает

следующие правила:

Правильно

держит

кисть между большим

и средним пальцами,

придерживая

сверху

указательным

не

слишком

близко

к

ворсу.

Не

сжимает

кисть

сильно.

Аккуратно

набирает

краску на кисточку.

Лишнюю

краску

с

кисти снимает о край

баночки, а не руками.

Вытирает

кисть

о

т р я п оч к у

л е г к и м

прикосновением.

По окончании работы

промывает

кисть

в

воде.

Не достаточно

понимает значение

слов: «цвет»,

«краски»,

«акварель», «гуашь»,

и т.д. Знает цвета

солнечного спектра

(основные).

Знает, но не всегда

соблюдает

следующие правила:

Правильно

держит

к и с т ь

м е ж д у

большим

и

средним

пальцами,

придерживая

сверху

указательным

не

слишком

близко

к

ворсу.

Не

сжимает

кисть

сильно.

Аккуратно

набирает

краску на кисточку.

Лишнюю

краску

с

кисти снимает о край

баночки, а не руками.

Вытирает

кисть

о

т р я п оч ку

л е г к и м

прикосновением.

По окончании работы

промывает

кисть

в

воде.

Не достаточно

понимает значение

слов: «цвет»,

«краски»,

«акварель», «гуашь»,

и т.д. Знает цвета

солнечного спектра

(основные).

Знает, но не всегда

соблюдает

следующие правила:

Правильно

держит

к и с т ь

м е ж д у

большим

и

средним

пальцами,

придерживая

сверху

указательным

не

слишком

близко

к

ворсу.

Не

сжимает

кисть

сильно.

Аккуратно

набирает

краску на кисточку.

Лишнюю

краску

с

кисти снимает о край

баночки, а не руками.

Вытирает

кисть

о

т ряпоч ку

л е г к и м

прикосновением.

По окончании

работы промывает

кисть в воде.

5. Использует

приемы кистевого

письма

(примакивание,

наращивание)

Правильно выполняет

приемы работы-

примакивание

кистью; наращивание

массы;

Умеет выполнять

изображение узких и

широких полос

Испытывает

трудности в

правильном

выполнении приемов

работы-

примакивание

кистью; наращивание

массы;

Выполнение

приемов работы-

примакивание

кистью;

наращивание массы

при помощи

педагога;

Выполняет

(концом кисти,

плашмя), кольца,

дуги, точки

Выполняет

изображение узких и

широких полос

(концом кисти,

плашмя), кольца,

дуги, точки небрежно

и неточно.

изображение узких и

широких полос

(концом кисти,

плашмя), кольца,

дуги, точки

небрежно и неточно.

6.Композиционное

размещение на

листе

Располагает

детали предметных

изображений или

силуэтов на листе

бумаги в

соответствующем

пространственном

положении;

составляет по образцу

композиции из

нескольких объектов

без фиксации на

плоскости листа.

Располагает детали

предметных

изображений или

силуэтов на листе

бумаги в

соответствующем

пространственном

положении;

составляет по

образцу композиции

из нескольких

объектов без

фиксации на

плоскости листа с

опорой на помощь

педагога.

Не может

расположить детали

предметных

изображений или

силуэтов на листе

бумаги в

соответствующем

пространственном

положении

самостоятельно; не

умеет составлять по

образцу композиции

из нескольких

объектов без

фиксации на

плоскости листа,

только с опорой на

помощь педагога.

Промежуточная аттестация (для подгруппы 5-9 классы)

Срок проведения: декабрь.

Цель: оценка роста качества исполнительского мастерства за полугодие (промежуточная

аттестация).

Форма проведения: собеседование, творческое задание и выставка работ.

Содержание аттестации. Сравнительный анализ качества выполненных работ начала и

середины учебного года (выявление роста качеств исполнительского мастерства).

Форма оценки: уровень (высокий, выше среднего, средний, низкий).

№п/п

Параметры оценки

Критерии оценки

1.

1.

Раскрытие темы.

+ /-

2.

Владение основами изобразительной грамоты.

+ /-

3.

Умение использовать основные изобразительные средства

выражения.

+ /-

4.

Правильное пользование акварельными красками.

+ /-

5.

Создание композиции в зависимости от сюжета.

+ /-

6.

Степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий

+ /-

Итого

Уровень учащегося определяется по количеству набранных «+»:

6+,5+ - высокий уровень

4+,3+- средний уровень

2+, 1+, 0+ - низкий уровень

Параметры

Критерии оценки

оценки

Высокий уровень

80% - 100%

Средний уровень

60% - 79%

Низкий уровень

35%-59%

1.

Раскрытие

темы.

Правильное понимание

поставленных задач при

выполнении учебных и

творческих работ

Использование

собственных впечатлений

при выполнении работы;

Не достаточное

понимание поставленных

задач при выполнении

учебных и творческих

работ. (организующая

помощь педагога)

о

смысление темы

и достижение образной

точности отсутствует.

2

Владение

основами

изобразительной

грамоты.

Умеет

последовательного

выполнения работы в

заданном формате, передачи

пропорций и характера

изображаемого объекта.

Есть сходства изображения с

предметами реальной

действительности

(реалистический рисунок).

Есть нарушения в

передаче пропорций и

размеров; обучающийся

допустил

малозначительные

ошибки, но может

самостоятельно

исправить ошибки с

небольшой подсказкой

учителя.

Владеет знаниями из

различных разделов, но

испытывает затруднения в

их практическом

применении при

выполнении рисунка;

путается в понимании

последовательности

создания рисунка.

3.

. Умение

использовать

основные

изобразительные

средства

выражения.

Умеет использовать

основные изобразительные

средства выражения

замысла: точка, штрих,

линия, пятно, цвет.

Владеет

различными техниками и

приемами в области

изобразительного искусства.

Умеет использовать

основные

изобразительные

средства выражения

замысла: точка, штрих,

линия, пятно, цвет.

Владеет

различными техниками и

приемами в области

изобразительного

искусства с

организующей помощью

педагога

Не знает и не применяет

основные элементы

процесса рисования,

работает опорой на

педагогическую помощь.

4.

Правильное

пользование

акварельными

красками.

Понимает значение слов:

«цвет», «краски»,

«акварель», «гуашь», и

т.д. Знает цвета солнечного

спектра (основные).

Знает и соблюдает

следующие правила:

Правильно

держит

кисть

между большим и средним

пальцами,

придерживая

сверху

указательным

не

слишком близко к ворсу.

Не сжимает кисть сильно.

Аккуратно

набирает

краску

на кисточку.

Лишнюю

краску

с

кисти

снимает о край баночки, а не

руками.

Вытирает кисть о тряпочку

легким прикосновением.

П о

о ко н ч а н и и

р а б о т ы

промывает кисть в воде.

Не достаточно понимает

значение слов: «цвет»,

«краски», «акварель»,

«гуашь», и т.д. Знает

цвета солнечного спектра

(основные).

Знает, но не всегда

соблюдает следующие

правила:

Правильно держит кисть

м е ж д у

б о л ь ш и м

и

с р е д н и м

п а л ь ц а м и ,

придерживая

с в е р ху

у к а з а т е л ь н ы м

н е

слишком близко к ворсу.

Н е

с ж и м а е т

к и с т ь

сильно.

Аккуратно

н а б и р а е т

краску на кисточку.

Лишнюю краску с кисти

снимает о край баночки,

а не руками.

В ы т и р а е т

к и с т ь

о

т р я п о ч к у

л е г к и м

прикосновением.

По

окончании

работы

Не достаточно понимает

значение слов: «цвет»,

«краски», «акварель»,

«гуашь», и т.д. Знает цвета

солнечного спектра

(основные).

Знает, но не всегда

соблюдает следующие

правила:

Правильно

держит

кисть

между большим и средним

пальцами,

придерживая

сверху указательным – не

слишком близко к ворсу.

Не сжимает кисть сильно.

А к к у р а т н о

н а б и р а е т

краску на кисточку.

Лишнюю

краску

с

кисти

снимает о край баночки, а

не руками.

В ы т и р а е т

к и с т ь

о

т р я п о ч к у

л е г к и м

промывает кисть в воде.

прикосновением.

По окончании работы

промывает кисть в воде.

5.

Создание

композиции в

зависимости от

сюжета.

Знание, понимание

и применение на практике

основных законов

композиции.

Органичность и

целостность

композиционного решения.

Уровень выполнения

требований высокий,

отсутствуют ошибки в

разработке композиции,

работа отличается

грамотно продуманной

цветовой гаммой, все

объекты связаны между

собой.

Уровень выполнения

требований достаточный,

минимальный; допущены

ошибки в разработке

композиции.

6

. Степень

самостоятельности

учащихся при

выполнении

заданий

Работа выполнена в

заданное время,

самостоятельно, с

соблюдением

технологической

последовательности,

качественно и творчески.

Работа выполнена в

заданное время,

самостоятельно.

Работа не выполнена в

заданное время, с

нарушением

технологической

последовательности.

Форма подведения итогов: выставки работ, участие в школьных и городских конкурсах.

Промежуточная аттестация проводится в декабре, итоговая (в конце

учебного года)

Технологии организации образовательного процесса:

– личностно-деятельностная;

– проблемно-диалогическая;

– коллективная;

– проектная деятельность

Формы и методы обучения: ведущими являются групповая форма обучения с

индивидуальным подходом к каждому ученику, практические, наглядные, словесные,

репродуктивные методы, методы стимулирования, устного контроля и самоконтроля.

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Распределение учебных часов по разделам программы осуществляется следующим

образом:

Подгруппа 1(1-4классы)

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Правила и приемы работы. ТБ.

2

4

2

Основы композиции.

8

14

3

Рисование с натуры.

10

30

4

Обучение восприятию произведений искусства

3

3

Итого: 74

23

51

Подгруппа 2(5-9классы)

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Правила и приемы работы. ТБ.

1

-

2

Основы композиции.

4

13

3

Рисование с натуры.

5

8

4

Обучение восприятию произведений искусства

3

3

Итого: 37

13

24

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПОДГРУППЫ 1

(1-4 классы)

Тема занятия

Кол

иче

ство

часо

в

Вид занятия

(программное

содержание)

Наглядные

пособия,

технические

средства.

Дата

прове

дени

я

1-2

Правила и приемы

работы. Т.Б.

«Знакомство с

королевой

Кисточкой».

2

Урок-игра. Условия

безопасной работы.

(Введение в

образовательную

программу.)

Работы учащихся,

таблицы, цветовой

круг

3-4

Правила и приемы

работы. Т.Б.

«Что могут

краски?»

2

Изобразительные

свойства

акварели.

Основные

цвета.

Смешение красок. Холодная

и

тёплая

палитра

цветов.

Радуга.

Репродукция

пейзажа

Ю.Пименова

«Лесная дорога»,

работы учащихся,

фотографии.

5-6

Рисование с натуры и по

представлению.

«Изображать можно

пятном».

2

Акварель, отработка приёма

рисования

кругов

в

разных

направлениях.

П л а в н о е

д в и ж е н и е .

Р а с к р а с и т ь

приёмом «размыть пятно».

Репродукция

пейзажа А.Рылова

«Зеленый шум»,

работы учащихся,

фотографии.

7-8

Правила и приемы

работы. Т.Б.

Выполнение

линий

разного

характера:

прямые,

волнистые

л и н и и

к р а с о т ы ,

зигзаг.

2

Орнаментальная

композиция.

Организация

плоскости.

Ю.Г.Аксенов

«Основы

живописи»

9-10

Основы композиции.

«Осень. Листопад».

2

Смешение теплых цветов.

Акварель. Отработка

приёма: примакивание кисти

боком, от светлого к

тёмному. Беседа на тему

«Осень» с использованием

иллюстративного материала.

Творчество великих

художников в

произведениях.

И.Левитан «Золотая

осень»

Д.Левин «Грибной

дождь»

11-12

Основы композиции.

«Грустный

дождик».

2

Акварель. Беседа о передаче

чувств через

иллюстративный материал

ограниченная палитра.

Репродукция

картины А.Жиляева

«Бриллианты

дождя»,

иллюстрации.

13-14

Рисование с натуры и по

представлению.

«Плывёт кораблик».

2

О б р а з

в од ы .

Б е с ед а

о

передаче

настроения

через

иллюстрации.

Работы

учащихся,

репродукция

картины

И.Левитана

«Свежий ветер»

15-16

Основы композиции

«Волшебная

птица

осени».

2

Тёплая палитра. Пятно,

линия, точка.

Иллюстрации

сказки «Жар-

птица»

17-18

Основы композиции

Туманное утро.

2

Работа с размывкой по

мокрой бумаге

Репродукция

картины

И.Левитана

«Дорога», работы

учащихся.

19-20

Рисование с натуры и по

представлению.

«Узоры снежинок».

2

Ритм.

Орнамент

в

круге.

Гуашь.

Отработка

приёма:

смешение цвета с белилами

Фотографии,

иллюстрации,

работы учащихся.

21-22

Рисование с натуры и по

представлению.

Волшебные

бабочки и жуки.

2

Работа из симметричного

Понятие

симметрии,

печать

пятном.

Иллюстрации,

таблицы.

23-24

Рисование с натуры и по

представлению.

«Силуэт

зимнего

дерева».

2

Передача в рисунке формы,

очертания и цвета

изображаемого предмета.

Изображение дерева по

представлению.

Ф о т о г р а ф и и

и

изображения

цветов.

25-26

Рисование

с

натуры

и

по представлению.

« Ё л о ч к а

красавица».

2

Впечатления о прошедшем

празднике. Творческая

работа. Свободный выбор

материала.

Работы учащихся.

27-28

Рисование

с

натуры

и

по представлению.

«Красивые рыбы».

2

Гуашь. Отработка приёма –

волнистые линии.

Закрепление навыка

примакивание кистью.

Беседа с показом

иллюстративного и

природного материала.

Книги,

иллюстрации

29-30

Основы композиции

«Зимний лес».

2

Пейзаж на цветной бумаге

Характер деревьев.

Ограниченная палитра.

Изобразительные свойства

гуаши.

Репродукция

пейзажа

И.Шишкина «В

зимнем лесу»,

работы учащихся.

31-32

Основы композиции

«Художники»

новогодний выпуск.

2

Коллективная работа

Шаблоны,

краски,

кисти, карандаши.

33-34

Обучение восприятию

произведений искусства

Нарисуй одёжку

для своей

матрёшки.

2

Работа над заданной формой

для росписи.

Примеры

росписи,

фотографии,

таблицы

35-36

Рисование

с

натуры

и

по представлению.

Эти милые

маленькие друзья.

2

Как нарисовать кота

Фотографии

природы,

книги

со

стихами. в технике

аппликации

37-38

Рисование

с

натуры

и

по представлению.

«Расписная посуда»

2

Рисование старинной

посуды

ИКТ, иллюстрации.

39-40

Основы композиции

Загадки и

прибаутки.

2

Иллюстрирование загадок,

пословиц, поговорок.

Создание рисунка-загадки.

Книги,

иллюстрации,

работы учащихся.

41-42

Основы композиции

«Открытка для

папы»

2

Приемы написания

заголовка композиционное

размещение на листе.

Шрифт. его

разновидности.

43-44

Обучение

восприятию

произведений искусства

Как

одевались

на

Руси. Создаём эскиз

платка

2

Орнамент

в

квадрате

или

треугольнике.

Платки,

таблицы,

иллюстрации.

45-46

Рисование

с

натуры

и

2

Эскиз щита русского

Иллюстрации.

по представлению.

Щит и меч.

былинного богатыря

Создание орнамента в круге.

Трафареты.

47-48

Рисование

с

натуры

и

по представлению.

Посуда

из

дерева.

Разделочная доска

2

Работа

по

созданию

эскиза

росписи разделочной доски.

Примеры

д о с о к ,

таблицы,

трафареты

49-50

Рисование

с

натуры

и

по представлению.

Ложки-подружки,

весёлые кружки.

2

Работа по трафарету: ложка,

кружка.

Примеры

посуды,

образцы росписи

51-52

Основы композиции

«Волшебная

птица

весны».

2

Тёплая палитра. Гуашь.

Пятно, линия, точка.

Репродукция

картины

В.Васнецова

«Гамаюн, птица

вещая»

53-54

Основы композиции

Иллюстрирование

сказки

В.Катаева

«Цветик-

семицветик».

2

Работа на тонированной

бумаге в технике

разбрызгивания.

Фотографии,

иллюстрации,

работы учащихся.

55-56

Основы композиции

Фантазия и

фантастика.

2

Рисование по смятой и

намоченной бумаге.

Работы учащихся

57-58

Основы композиции

День Победы

2

Создание эскиза

поздравительной открытки

Примеры

открыток

и плакатов.

59-60

Основы композиции

Салют

2

Создание рисунка при

помощи смешения восковых

мелков и акварели.

Плакаты,

книжные

иллюстрации.

61-62

Рисование

с

натуры

и

по представлению.

Н е б о

и

п т и ц ы .

Коллективный

проект.

2

Создание коллективного

проекта.

Таблицы с

изображением птиц

63-64

Рисование

с

натуры

и

по представлению.

Букет

из

цветов

России.

2

Создание

коллективного

проекта

Таблицы с

изображением

цветов.

65-66

Основы композиции

«Бусы из ягод»

2

Гуашь. Приемы рисования

прозрачных круглых

предметов.

Иллюстрации,

трафареты

67-68

Основы композиции

Лето на пороге.

2

Рисуем летний пейзаж

(наброски) Работа

акварельными красками на

пренэре.

Репродукция

картины русского

художника

И.Шишкина «Лето

на пороге»

69-70

Основы композиции

И л л ю с т р а ц и я

к

сказке «Колобок»

2

Создание сюжета и

композиционное решение

рисунка

Книга, сюжетные

картинки

71-72

Обучение

восприятию

произведений искусства

Э к с к у р с и я

в

Костромской

музей

изобразительного

искусства

2

Знакомство

с

творчеством

местных художников

Коллективный

выход

73-74

Рисование

с

натуры

и

по представлению.

Мой город

2

Создание сюжета и

композиционное решение

рисунка

Репродукция

картин костромских

художников: Белых

А.П., Шувалова

Н.В. и др.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПОДГРУППЫ 2

(5-9классы)

Тема занятия

Количес

тво

часов

Вид занятия

(программное

содержание)

Наглядные пособия,

технические

средства.

Дата

проведен

ия

1

Правила и приемы

работы. Т.Б.

Н а ш и

к р а с к и

и

палитра

1

Работа с

акварельными

красками

Работы учащихся,

таблицы, цветовой

круг

2

Рисование с натуры и по

представлению.

Краски

и

листья.

Техника печати

1

Работа с

использованием

природного

материала.

Примеры узоров и

орнаментов.

3

Основы композиции

Осень в лесу.

Осеннее дерево

1

Техника сухая

кисть

Репродукция пейзажа

И.Левитана «Золотой

Плес», работы

учащихся,

фотографии.

4

Основы композиции

Туманное утро.

Техника по мокрой

бумаге.

1

Работа с

размывкой по

мокрой бумаге

Репродукция картины

М.Иваненко «Осенняя

мелодия», фотографии

природы.

5

Основы композиции

Создание школьной

газеты

«Художники»

выпуск №1

«День Учителя»

1

Коллективная

работа

Краски, кисти.

Шаблоны,

6

Основы композиции

Я люблю пушистое,

я люблю колючее

1

Работа ватными

палочками и

жёсткой кистью

Иллюстрации,

фотографии животных

и растений.

7

Рисование с натуры и по

представлению.

Краски на столе.

Понятие

натюрморт.

1

Работа простым

карандашом.

Работы учащихся,

репродукция картины

И.Машкова

«Натюрморт»

8

Рисование с натуры и по

представлению.

С и л у э т

и

т е н ь .

Печать с эффектом

негатива. Проект

1

Работа с

разбрызгиванием

красок

(коллективная)

Работы учащихся.

9

Рисование с натуры и по

представлению.

Натюрморт из

пятен

1

Работа смятой

бумагой.

Репродукция в технике

пуантилизм

И.Машкова

«Натюрморт из

фруктов», работы

учащихся.

10

Рисование с натуры и по

представлению.

Эти милые

маленькие друзья.

Как нарисовать кота

1

Работа от общего

к частному.

Фотографии,

иллюстрации, работы

учащихся.

11

Рисование с натуры и по

представлению.

Волшебные

1

Работа из

симметричного

Иллюстрации,

таблицы.

бабочки и жуки.

Понятие

симметрии, печать

пятном.

12

Основы композиции

Хрупкие цветы.

Печать смятой

бумагой. Проект

поздравления ко

Дню матери,

коллективная

работа

1

Коллективная

работа на

большом листе.

Фотографии и

изображения цветов.

13

Рисование с натуры и по

представлению.

Предметы труда.

Лопатка, веник,

совок и др.

1

Первичное

выявление объёма

светотенью.

Натурная поставка

14

Основы композиции

Кисти и краски, мы

шагнули

в

сказку.

Сказки

о

добрых

делах.

1

Выстраиваем

композицию.

Книги, иллюстрации

15

Основы композиции

Зима и природа.

1

Пейзаж на

цветной бумаге

Репродукция пейзажа

И.Шишкина «Зима»,

работы учащихся.

16

Основы композиции

Создание школьной

газеты

«Художники»

новогодний выпуск.

1

Коллективная

работа

17

Основы композиции

Нарисуй

одежду

для снегурочки.

1

Работа над

заданной формой

для росписи.

Примеры росписи,

фотографии, таблицы

18

Основы композиции

Аппликация

к а к

вид картины

1

Создание

зимнего

пейзажа

Фотографии природы,

книги со стихами. в

технике аппликации

19

Обучение

восприятию

произведений искусства

Как

питались

на

Руси?

1

Рисование

старинной посуды

ИКТ, репродукции,

иллюстрации.

20

Основы композиции

Загадки и

прибаутки.

Иллюстрирование

загадок, пословиц,

поговорок.

1

Создание рисунка-

загадки.

Книги, иллюстрации,

работы учащихся.

21

Основы композиции

Герои прошлого и

наших дней.

Создание панно ко

Дню защитника

Отечества.

1

Коллективная

работа.

Краски, кисти,

карандаши.

22

Обучение

восприятию

произведений искусства

Как одевались на

Руси. Создаём эскиз

платка

1

Орнамент в

квадрате или

треугольнике.

Платки, таблицы,

иллюстрации.

23

Рисование с натуры и по

1

Создание

Иллюстрации.

представлению.

Щит и меч. Эскиз

щита русского

былинного

богатыря

о р н а м е н т а

в

круге.

24

Рисование с натуры и по

представлению.

Посуда

из

дерева.

Разделочная доска

1

Работа по

созданию эскиза

росписи

разделочной

доски.

Примеры досок,

таблицы, трафареты

25

Рисование с натуры и по

представлению.

Ложки-подружки,

весёлые кружки.

1

Работа по

трафарету: ложка,

кружка.

Примеры посуды,

образцы росписи

26

Основы композиции

Создание школьной

стенной газеты

«Художники» №3.

«С праздником8

Марта»

1

Коллективная

работа

Краски, кисти,

карандаши.

27

Основы композиции

Шаг в космос.

Техника

разбрызгивания

1

Работа на

тонированной

бумаге в технике

разбрызгивания.

Фотографии,

иллюстрации, работы

учащихся.

28

Основы композиции

Фантазия и

фантастика. Работа

по смятой бумаге

1

Рисование по

смятой и

намоченной

бумаге.

Работы учащихся

29

Основы композиции

День Победы

1

Создание эскиза

поздравительной

открытки

Примеры

открыток

и

плакатов.

30

Основы композиции

Салют

в

технике

граттаж.

1

Создание рисунка

при помощи

смешения

восковых мелков

и акварели.

Плакаты, книжные

иллюстрации.

31

Рисование с натуры и по

представлению.

Небо и птицы.

Коллективный

проект.

1

Создание

коллективного

проекта.

Таблицы с

изображением птиц

32

Рисование с натуры и по

представлению.

Букет из цветов

России.

Аппликация.

1

Создание

коллективного

проекта

Таблицы с

изображением цветов.

33

Основы композиции

Создание школьной

стенной газеты

«Художники»

выпуск №4

«Выпускники

2020года»

1

Коллективная

работа

Краски, кисти,

карандаши.

34

Основы композиции

Лето на пороге.

Рисуем летний

пейзаж (наброски)

1

Работа

акварельными

красками на

пренере.

Репродукция картин

русских художников

И.Левитан «Лето».

35

Основы композиции

1

Создание

сюжета

Книга, сюжетные

И л л ю с т р а ц и я

к

книге «Я помогаю»

и композиционное

решение рисунка

картинки

36

Обучение

восприятию

произведений искусства

Экскурсия в

Костромской музей

изобразительного

искусства

1

Знакомство с

творчеством

местных

художников

Коллективный выход

37

Рисование с натуры и по

представлению.

Мой город

1

Создание

сюжета

и композиционное

решение рисунка

Репродукция

картин

костромских

художников:

Белых

А.П., Шувалова Н.В. и

др.

Список использованной литературы:

1. И.Е.Аллаярова. «Симфония красок», Москва: ГНОМ и Д, 2007г.

2. З.А. Богатеева «Аппликация по мотивам народного орнамента», М., Просвещение.,

1982г.

3. В. Блейк «Как начать рисовать», пер. с англ. -5-издание-Минск: «Попурри», 2010г.

4. Г.Н.Давыдова. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», часть 1, М., изд.

Скрипторий, 2007г.

5. Р.Г.Казакова. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники,

сценарии занятий, планирование», М., ЦТ Сфера, 2008г.

6. С.Корнилова. А.Гапонов. «Уроки изобразительного искусства для

детей 5-9 лет», М. Айрис Пресс; Рольф изд. «Мир детства»2000г.

7. О.А.Никологорская. «Волшебные краски», М., ЦТ Сфера, 2008г.

8. Ю.В.Рузанова. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной

деятельности», СПБ «Каро», 2010г. К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин. «Увлекательное

рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

9. Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство», Учебник для уч. 5-8кл., Обнинск:

Титул, 1996г.

10. А.А.Фатеева. «Рисуем без кисточки», изд. Академия развития, 2004г.



В раздел образования