Напоминание

Индивидуальные образовательные траектории как фактор развития интеллектуальной одаренности обучающихся


Автор: Турновская Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Кирсанов, Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальные образовательные траектории как фактор развития интеллектуальной одаренности обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа №1" города Кирсанова

Тамбовской области

Индивидуальные образовательные траектории как фактор

развития интеллектуальной одаренности обучающихся

Педагогические чтения

Подготовила

Турновская О.А.

Слайд №1

Индивидуальные образовательные траектории как фактор

развития интеллектуальной одаренности обучающихся

Слайд №2

Актуальность обучения по индивидуальным траекториям

Динамичное социальное, экономическое и технологическое развитие современного

общества обусловило возрастающую потребность людей в новой информации для их

полноценной жизни и продуктивной профессиональной деятельности. Информатизация

общества не могла не отразиться на системе общего среднего, специального и высшего

профессионального

образования.

Социальный

заказ

на

подготовку

специалистов,

способных

мобильно

и

гибко

реагировать

на

новые

веяния

времени,

создавать

инновационные продукты и быстро внедрять их в производство, способствовал переходу

от устоявшейся за десятки лет парадигмы «обучение на всю жизнь» к «обучению на

протяжении

всей

жизни».

В

современных

условиях

быстро

развивающегося

мира

образование, полученное однажды в учебном заведении, через два-три года нуждается в

обновлении, а специалисты – в повышении квалификации и переподготовке.

Таким образом, только через постоянное совершенствование специалист может

оставаться «на гребне волны» в быстроменяющемся мире. При этом особую актуальность

и ценность приобретает развитие у обучающихся в процессе обучения в школе умений

самостоятельной

учебной

деятельности

и

способности

выстраивать

индивидуальные образовательные траектории. Эти умения и способности позволят им

по мере необходимости самостоятельно овладевать новейшими знаниями, развивать новые

умения

профессиональной

деятельности

после

окончания

учебного

заведения

на

протяжении всей жизни.

Необходимость

развития

умений самостоятельной

учебной

деятельности

и

способностей выстраивания индивидуальной образовательной траектории определяется

следующими

потребностями.

С

одной

стороны,

социальный

заказ

на

современных

специалистов не мог не найти отражения в новой образовательной политике России и

основных

нормативных

документах.

С

другой

исследования

психологов

в

области

когнитивного

развития

человека,

а

также

реализация

гуманистического

подхода

в

образовании правомерно ставят вопрос о необходимости индивидуализации образования и

необходимости обучения по индивидуальным траекториям.

Слайд №3

Цитата…

Одной из приоритетных задач современного общества является “создание условий,

обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных

возможностей» («Рабочая Концепция одарённости»).

Слайд №4 (Без названия)

На

сегодняшний

день

большинство

психологов

признаёт,

что уровень,

качественное своеобразие и характер развития одарённости

это

всегда результат

сложного

взаимодействия

наследственности (природных

задатков) и социокультурной

среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом

особое

значение

имеют собственная

активность

ребенка,

а

также психологические

механизмы

саморазвития

личности,

лежащие

в

основе

формирования

и

реализации

индивидуального дарования.

Слайд №5

Как одновременно обучать всех по-разному?

Учитель,

желающий

видеть

и

развивать

в

каждом

ученике

индивидуальность,

уникальную личность, оказывается перед сложной педагогической задачей:

как одновременно обучать всех по-разному?

Один

из

таких

подходов

в

обучении

индивидуальная

образовательная

траектория ученика как фактор развития одарённости. Применяя данный опыт, мы

предоставляем

школьнику

возможность

для

личностного

самоопределения

с

целью

удовлетворения

образовательных,

духовных,

культурных

и

жизненных

потребностей

личности,

признаём

школьника

субъектом

учебной

деятельности.

Индивидуальная

образовательная

траектория

позволяет

выработать

персональный

стиль

учебно-

познавательной

деятельности,

помогает

выявлению

и

раскрытию

самобытности

и

личностного своеобразия возможностей ученика.

Слайд №6

Принципы , определяющие специфику образовательной деятельности

В

основе

данного

подхода

лежат

принципы, определяющие

специфику

образовательной

деятельности,

а

также

являются

резервом

повышения

креативности,

продуктивности и индивидуализации обучения, а значит, будут способствовать развитию

одарённости:

1.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения – познавательное развитие и

воспитание личностных качеств учащихся.

2.

Принцип

индивидуализации

и

дифференциации

учёт

индивидуальных

особенностей учащихся.

3.

Принцип учёта возрастных возможностей – соответствие содержания образования

возрастным категориям учащихся.

Слайд №7

Условия конструирования индивидуальных образовательных

траекторий (ИОТ) учащихся

С целью развития интеллектуальной одааренности учащихся в педагогическом

процессе школы необходимо создать условия осознанного и самостоятельного выбора и

конструирования обучающимися индивидуальных образовательных траекторий:

В содержании образования предоставляется:

возможность

выбора

предметов

в

соответствии

с

собственными

приоритетами

в

образовании;

возможность

выбора

уровня

изучения

предметов

избранного

направления:

углубления,обогащения и проблематизации содержания;

возможность получения дополнительного образования в соответствии с собственными

желаниями и жизненными целевыми ориентирами.

Слайд №8

В технологии:

Основу организации образовательного процесса в школе составляет педагогическая

технология.

Для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и учебной мотивации в

технологии предполагается:

ориентация на самостоятельный поиск знаний с использованием различных источников

информации;

выход

учащихся

на

самостоятельное

выстраивание

целей,

побуждение

к

самостоятельному

видению

проблем,

рациональное

планирование

своей

учебно-

познавательной

деятельности,

самоанализ,

самоконтроль,

рефлексия

результатов

и

оптимальности учебно-познавательной деятельности;

привлечение

к

научно-исследовательской,

поисковой

деятельности,

использование

творческих

заданий,

решение

нестандартных

задач,

развивающих

творческую

самостоятельную деятельность;

возможность выбора формы обучения, получения дополнительного учебного времени или

его сокращения в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями.

Слайд №9

Во внеклассной и внешкольной работе:

Во внеклассной и внешкольной работе:

использование сети дополнительного образования в математических, иностранных языков,

художественных, музыкальных, литературных школах;

дополнение

сети

школ

кратковременными

курсами

интенсивной

подготовки,

позволяющими

быстро

восполнять

образование

по

отдельным

направлениям,

образовательным областям.

Слайд №10

Этапы конструирования ИОТ

Указанные условия конструирования ИОТ создаются поэтапно с учетом возрастных

возможностей

обучающихся.

1

этап- пропевдический.

Здесь

реально

можно

говорить

только об индивидуальных образовательных маршрутах в рамках отдельных уроков. 2

этап – формирующий – 5-9 классы.Учитель на этом этапе являеется технологом учебно –

познавательной деятельности учащихся. которые постепенно приобретают возможность

выстраивать индивидуальные образовательные маршруты по предметам в рамках темы,

блока, модуля. 3 этап – конструктивный – средняя школа. На этом этапе осуществляется

конструирование самими учащимися ИОТ.

Слайд №11

I этап - пропедевтический

Предмет выбора ученика на уроке

На 1 этапе, в начальной школе, как уже было сказано, ИОМ реализуется в рамках

отдельных

уроков.

На

этом

этапе

позиция

учителя

является

определяющей.

Основа

обучения

обучение

в

деятельности. Индивидуальная

образовательная

траектория

ученика на уроке реализуется посредством ситуации выбора – это спроектированный

учителем этап (элемент) урока, когда ученики отдают своё предпочтение одному из

вариантов

решения

учебной

задачи,

проявляя

свою

активность,

самостоятельность,

индивидуальный стиль познания.

Предметом выбора ученика на уроке могут выступать:

Цели обучения (собственная цель в изучении конкретной темы, раздела, курса);

Содержание учебного материала (обогащение учебного материала как в сторону

углубления

(переход

на

более

высокий

уровень

сложности),

так

и

в

сторону

расширения – за пределы федерального государственного образовательного стандарта);

Уровень

задания,

его

вид,

способ

соответствии

с

его

индивидуальными

особенностями);

Форма выполнения;

Темп изучения материала и выполнения задания;

Право на собственную оценку результатов своей деятельности.

Слайды №12, 13

Этапы проектирования на уроке

При

проектировании

индивидуальной

образовательной

траектории можно

выделить

следующие этапы:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Диагностический

Проводит диагностику уровня

познавательных возможностей

учеников.

Определяет образовательные

запросы школьников в том или ином

предмете.

Оценивает свои

возможности.

Определяет

предпочтения в том или

ином предмете

Разъяснительный

Создаёт ситуацию выбора,

выступая консультантом.

Осуществляет выбор

индивидуальной

траектории по

предложенным

параметрам.

Этап

моделирования

Оказывает помощь в постановке

целей, определении продукта

деятельности, составлении плана

работы, в отборе средств и способов

достижения результата.

Планирует оценку реализации

учеником ИОТ

Ученик ставит

личностно значимые

цели, определяет

продукт ИОТ

Составляет план

работы, проводит отбор

средств.

Продумывает

рефлексию своей

деятельности

Реализация ИОТ

Принимает ИОТ ученика,

помогает при возникновении

проблем.

Осуществляет обратную связь.

Реализует ИОТ в

виде выбранной формы.

Рефлексия

Проводит рефлексию ИОТ,

переходя с эмоционально-

чувственного уровня на

рациональный (анализ деятельности

и её результатов).

Осуществляет

рефлексию собственной

деятельности (причины

успеха или неудач)

Слайд №14

Образовательный продукт

Результатом движения ученика по индивидуальной образовательной траектории является

образовательный продукт.

Образовательный

продукт

результат

деятельности

ученика,

содержание

которой

соответствует изучаемое теме, разделу, предмету, образовательной области. Иначе говоря,

это полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной

или творческой ситуации, отмечая формирование универсальных учебных действий.

К

способам

фиксации

образовательных

продуктов индивидуальной

траектории

младших школьников можно отнести следующие:

сочинение сказок, стихов;

составление шарад, ребусов, кроссвордов;

составление памятки, алгоритма, схемы, таблицы;

разработка рекомендаций;

защита проектов;

проведение опыта, эксперимента, наблюдения, исследования;

составление теста, задания;

изготовление книжки, брошюры;

составление мини – словаря;

рисунок для энциклопедии;

составление рецензии;

реклама объекта учебной деятельности.

Слайд №15

II этап - формирующий

2

этап

–формирующий.

Первый

и

определяющий

шаг

в

технологии

учебно-

познавательной

деятельности

ученика

– мотивация

изучения

темы

и

озознание,

понимание,

а

в

дальнейшем

и

самостоятельное определение

целей

изучения

темы.

Осознанность

целей

позволяет

ученику

понять

структуру

содержания

темы.

а

далее

определить последовательность своих действий, направленных на достижение целей.

Обучающиеся с высокими учебными возможностями побуждаются к самостоятельному

структурированию

темы,

выбору

рациональных

способов

достижения

цели

самостоятельному формулированию учебных задач,

планированию самообразовательной

деятельности,

самоконтролю,

самоанализу

результатов

изучения

темы.

Методами

самоконтроля

и

самоанализа

каждый

ученик

получает

возможность

установить

соответствие

результатов

пройденного

индивидуального

маршрута целям

изучения

темы и оптимальность собственной познавательной деятельности.

Слайд №16

III этап - конструктивный

3 этап – конструктивный – это старшая школа. На этом этапе осуществляется

конструирование

самими

учащимися

ИОТ.

Основу

ИОТ

составляет индивидуальный

учебный план, в котором обучающиеся определяют уровень изучения базовых предметов в

базисной

части

учебного

плана

школы, профильные

и

профилирующие

предметы,

спецкурсы и элективные курсы в вариативной части учебного плана. Индивидуальные

образовательные

траектории

включают

в

себя

и

индивидуальные

образовательные

маршруты.

В

индивидуальных

образовательных

траекториях

учащиеся

определяют

и

свое

участие

в проектной деятельности, в учебно-исследовательской работе, круг чтения,

использование

новых

информационных

технологий;

учитываются

и

подготовительные

курсы в вузах или учреждениях дополнительного образования.

Слайд №17

Творческая среда

Важным

для

развития

интеллектуальной

одаренности

обучающихся,

проектирования ИОТ является создание в школе творческой среды. Это относится к

любым

сферам

деятельности,

как

учебной,

так

и

внеурочной.

Здесь

школа

должна

придерживаться определенных этических принципов:

школа – это место, где разрешается делать ошибки;

каждый может открыто высказывать свое мнение, свою точку зрения;

критиковать действие или результат;

хвалить личность;

ученик сравнивается только с собой;

помогать обучающимся действовать независимо, избегая прямых инструкций

Слайды №18,19

Функции обучающегося и педагога при выстраивании индивидуальной

образовательной траектории

Аспект выстраивания

индивидуальной

образовательной

траектории

Функция педагога

Функция обучающегося

1. Мотивация

обучающегося

выстраивать индивидуаль-

ную траекторию обучения

Мотивировать обучающегося

выстраивать индивидуальную

траекторию обучения в

соответствии с его

интересами, потребностями,

способностями; разъяснять

необходимость и ценность в

обучении по индивидуальной

траектории

Мотивация обучающегося

совместно с педагогом

выстраивать индивидуальную

траекторию обучения

(осознание обучающимся

пользы в изучении материала

по индивидуальной

траектории, стремление к

самообразованию,

потребность в творческом

поиске, видение, как

сформированные способности

смогут быть им использованы

в будущем для

самообразования и развития)

2. Результат обучения

Ознакомить обучающегося с

ожидаемым результатом

обучения

Ознакомление с

предполагаемым и

ожидаемым результатом

обучения (финальным

продуктом, шкалами оценки

контролируемого вида

деятельности и т. п.)

3. Содержание обучения

Предоставить обучающемуся

выбор в отборе содержания

обучения в зависимости от

его интересов, потребностей

и способностей (в рамках

учебной программы или в

соответствии с тематическим

содержанием,

Отбор содержания обучения

(определение аспектов

изучаемых тем,

интересующих обучающегося)

в рамках учебной программы

или в

соответствии с тематическим

содержанием,

представленным во ФГОС

представленным во ФГОС

4. Методы, темп обучения

и контроля

Предоставить обучающемуся

выбор в формах и методах

обучения, темпа изучения

материала и методов

контроля

Выбор форм и методов

обучения, темпа изучения

материала и методов контроля

5. Непосредственное

обучение по

индивидуальной

траектории

Постоянный мониторинг

обучения ученика / студента

по индивидуальной

траектории. Внесение

изменений в траекторию

обучения по мере

необходимости

Обучение по индивидуальной

траектории. Обсуждение,

согласование, корректировка

выбранной индивидуальной

образовательной траектории с

преподавателем

6. Контроль достижений

Организовать контроль

сформированности

необходимого вида

компетенции (развития

умений, формирования

навыков)

Контроль учебных

достижений в процессе

обучения по индивидуальной

траектории

7. Рефлексия

Осуществляет мониторинг

рефлексии обучающихся

своей образовательной

деятельности по

индивидуальной траектории.

Рефлексия на свое участие в

выстраивании

индивидуальной

траектории обучения

учащегося

Рефлексия на свое участие в

образовательной деятельности

по индивидуальной

траектории с целью

корректировки методов,

средств,приемов овладения

материалом в будущем

Слайд №20

Вывод

Таким образом, выбор образовательной траектории в период обучения в школе –

э т о совместные

действия

педагога

и

обучающегося,

направленные

на

развитие

учеником умений самостоятельной учебной деятельности, постановку адекватных

образовательных целей и соответствующих задач, выбор методов, форм, средств и

содержания обучения, рефлексию, самооценку личностных достижений, инициативу

и

ответственности

за

принятие

решений

и

решение

поставленных

задач

Научившись выстраивать индивидуальные образовательные траектории в период обучения

в

школе,

обучающийся

сможет самостоятельно использовать данную способность на

протяжении всей жизни.

Слайд № 21

Результат

Итак,

Формирование

индивидуального

стиля

учебно–познавательной

деятельности

способствует развитию детской одарённости.

Удовлетворение образовательных запросов школьников с помощью продвижения

по индивидуальной образовательной программе повышает мотивацию.

Деятельность, ведущая к созданию индивидуального образовательного продукта,

развивает индивидуальность школьника.

Создание

индивидуального

образовательного

продукта

ведёт

к

внутренним

и

внешним приращениям ученика, а значит, способствует формированию универсальных

учебных действий.

Возможность

включения

учеников

в

процесс

подготовки

урока

повышает

их

личную заинтересованность в результатах своего труда и персональную значимость.

Слайд № 22

Литература

1.

Конева Л. С., Тарандушка Е. А. Индивидуальные образовательные траектории как

фактор

развития

интеллектуальной

одаренности

обучающихся

//

Одаренный

ребенок. – 2011. - № 3. – С. 39 – 48

2.

Постникова Н. И. Из опыта организации индивидуализированной образовательной

системы на основе индивидуальных учебных планов обучающихся в школе III

ступени // Управление качеством образования. – 2011. - №. 7. – С. 76 – 84

3.

Хоменко И. А. Проектирование образовательного маршрута семьи // Народное

образование. – 2011. - № 8. – С. 158 – 166

4.

Лыкова И. А. Индивидуальный образовательный маршрут // Управление ДОУ. –

2014. - № 2. – С. 83-94

5.

Стерлягова Е. В. Обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам

// Педагогика. – 2014. - № 2. – С. 40-44



В раздел образования