Напоминание

"Развитие речи детей дошкольного возраста"


Автор: Шпилёва Екатерина Андреевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ - детский сад № 30
Населённый пункт: г.о.Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие речи детей дошкольного возраста»

Шпилёва Е.А., старший воспитатель

Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых

важных

психических

функций

в

жизни

человека.

Все

мы

знаем,

какое

значение

имеет

период

дошкольного

детства

для

развития

речи

детей.

Именно

в

дошкольном

возрасте

язык

становится

главным

средством

установления

контактов

с

окружающими,

а

внеречевые

формы

(жесты,

мимика) начинают играть вспомогательную роль.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит,

надо

сформировать

устную

речь

детей

на

таком

уровне,

чтобы

они

не

испытывали

трудностей

в

установлении

контактов

со

сверстниками

и

взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2)

обогащение

активного

словаря

(происходит

за

счет

основного

словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей,

для

расширения

словаря

детей

создаются

благоприятные

условия

при

комплексно - тематическом планировании работы);

3)

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и

монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение

грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в

предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что,

дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают

участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете

сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого

условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание

на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема

состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети

не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать

спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки

обучения

грамоте

(подготовка

к

обучению

грамоте

-

это

формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка

к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного

произношения);

7)

развитие

звуковой

и

интонационной

культуры,

фонематического

слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение

выразительно

говорить,

читать

стихи;

ребенок

учится

называть

слова

с

определенным звуком, определяет место звука в слове).

Развитие

ребёнка

дошкольного

возраста

наиболее

успешно

осуществляется

в

условиях

обогащённой

развивающей среды,

которая

обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную

деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение,

важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на

становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе - это фактор либо

сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка,

поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого

развития, интересы, способности детей данной группы.

Речевая среда строится в следующих направлениях: коммуникативно-

речевая среда, развивающая предметно-пространственная среда.

Коммуникативно

речевая

среда

подразумевают

взаимодействие:

ребенок и ребенок, педагог и ребенок, родитель и ребенок.

Ребенок - ребенок. Подразумевает взаимодействие в самостоятельной

игровая деятельность, на прогулках, взаимодействие в режимных моментах.

Родитель – ребенок. Взаимодействие во всех сферах жизнедеятельности

(чтение

книг,

сказок,

выполнение

домашних

заданий,

совместная

игра,

наблюдение на прогулках по советам педагога).

Педагог

ребенок.

Ознакомление

с

художественной

литературой,

организация

наблюдений,

экскурсий,

специально

организованная

игровая

деятельность, любые формы занятий, взаимодействие внутри специальных

объектов, образец речи во всех режимных моментах.

Требования к речи педагога:

1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая

педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за

неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно

отражается

действительность

и

однозначно

обозначено

словом

то,

что

должно быть сказано.

3)

ЛОГИЧНО СТЬ

т.

е.

на личие

в

высказывании

3 - х

смыслообразующих

компонентов:

начало,

основная

часть

и

конец

высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично

связывать между собой все предложения и части высказывания.

4)

ЧИСТОТА

т.

е.

отсутствие

в

речи

элементов,

чуждых

литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление

им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5)

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

это

особенность

речи,

захватывающая

внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой

насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и

синтаксическое

понятие

богатства:

это

использование

говорящим

предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых,

сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с

уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7)

УМЕСТНОСТЬ

т.

е.

употребление

в

речи

ед и н и ц ,

соответствующих

ситуации

и

условиям

общения.

Уместность

требует

от

педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность

и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее

предусмотреть работу по их усвоению.

Развивающая предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда делиться на:

А. Специальные объекты;

Б. Развивающие игры и игрушки;

В. Дидактические пособия и материалы.

А. Специальные объекты:

Уголок природы и мини-лаборатории;

Библиотека и уголок речевой деятельности;

Театральная и конструктивная зона;

Пространство для сюжетно-ролевых и режиссерских игр;

Центр двигательной активности;

Кабинет дефектолога и логопеда;

Музыкальный и физкультурный залы.

Б. Развивающие игры и игрушки:

Крупный и мелкий строительный материал;

Конструктор, мозаика;

Макеты;

Игры-вкладыши, сборно-разборные и сенсорные игрушки;

Стенды и др.

В. Дидактические пособия и материалы используются:

На подгрупповых занятиях;

На индивидуальных занятиях;

В режимных моментах.

Электронные

образовательные

ресурсы.

Мультимедийное

оборудование используется:

В театрализованной деятельности;

В комплексных занятиях;

Во время досугов и праздников.

Организация

коммуникативно-речевой

и

развивающей

предметно-

пространственной

среды

напрямую

зависит

от

особенностей

речевого

развития детей каждой возрастной группы.

Особенности речевого развития детей 2 – 3 лет

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства

общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и

слышать (рассказы, чтение);

4.

самостоятельное

рассматривание

картинок,

игрушек,

книжек

(на

развитие инициативной речи)

Особенности речевого развития детей 3 – 4 лет

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства

общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия

посредством речи в разных видах деятельности);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и

слышать (разговоры, рассказы, чтение);

4.

организация

«Уголка

интересных

вещей»

(стимулирование

самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для

развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей

об окружающем).

Особенности речевого развития детей 4 – 5 лет

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства

общения

(удовлетворение

потребности

в

получении

и

обсуждении

информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с

формулами речевого этикета);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и

слышать

(выслушивание

детей;

уточнение

ответов;

подсказ;

рассказы

воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);

4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы

картинок,

фотографий,

открыток,

лупы,

магниты

и

др.

для

развития

объяснительной

речи).

организация

деятельности

в

«Уголке

интересных

вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для

развития объяснительной речи).

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного

возраста

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства

общения

(знакомство

с

формулами

речевого

этикета,

целенаправленное

формирование

всех

групп

диалогических

умений;

умений

грамотного

отстаивания своей точки зрения);

3.

методы

и

приёмы,

направленные

на

формирование

навыков

самостоятельного

рассказывания

(поощрение

рассказов

д е т е й ;

трансформация

высказываний

в

связные

рассказы;

запись

и

повторение

рассказов; уточнения, обобщения);

4.

организация

деятельности

в

«Уголке

интересных

вещей»

(пополнение

уголка

акцент

на

расширении

представлений

детей

о

многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим

обсуждением);

5.

создание

индивидуального

«авторского

речевого

пространства»

каждого ребёнка.



В раздел образования