Автор: Шпилёва Екатерина Андреевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ - детский сад № 30
Населённый пункт: г.о.Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие речи детей дошкольного возраста»
Шпилёва Е.А., старший воспитатель
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых
важных
психических
функций
в
жизни
человека.
Все
мы
знаем,
какое
значение
имеет
период
дошкольного
детства
для
развития
речи
детей.
Именно
в
дошкольном
возрасте
язык
становится
главным
средством
установления
контактов
с
окружающими,
а
внеречевые
формы
(жесты,
мимика) начинают играть вспомогательную роль.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:
1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит,
надо
сформировать
устную
речь
детей
на
таком
уровне,
чтобы
они
не
испытывали
трудностей
в
установлении
контактов
со
сверстниками
и
взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2)
обогащение
активного
словаря
(происходит
за
счет
основного
словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей,
для
расширения
словаря
детей
создаются
благоприятные
условия
при
комплексно - тематическом планировании работы);
3)
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и
монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение
грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в
предложения);
4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что,
дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают
участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете
сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого
условия);
5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание
на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема
состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети
не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать
спутником детей);
6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки
обучения
грамоте
(подготовка
к
обучению
грамоте
-
это
формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка
к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного
произношения);
7)
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры,
фонематического
слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение
выразительно
говорить,
читать
стихи;
ребенок
учится
называть
слова
с
определенным звуком, определяет место звука в слове).
Развитие
ребёнка
дошкольного
возраста
наиболее
успешно
осуществляется
в
условиях
обогащённой
развивающей среды,
которая
обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную
деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение,
важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на
становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая среда, созданная в определённой группе - это фактор либо
сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка,
поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого
развития, интересы, способности детей данной группы.
Речевая среда строится в следующих направлениях: коммуникативно-
речевая среда, развивающая предметно-пространственная среда.
Коммуникативно
–
речевая
среда
подразумевают
взаимодействие:
ребенок и ребенок, педагог и ребенок, родитель и ребенок.
Ребенок - ребенок. Подразумевает взаимодействие в самостоятельной
игровая деятельность, на прогулках, взаимодействие в режимных моментах.
Родитель – ребенок. Взаимодействие во всех сферах жизнедеятельности
(чтение
книг,
сказок,
выполнение
домашних
заданий,
совместная
игра,
наблюдение на прогулках по советам педагога).
Педагог
–
ребенок.
Ознакомление
с
художественной
литературой,
организация
наблюдений,
экскурсий,
специально
организованная
игровая
деятельность, любые формы занятий, взаимодействие внутри специальных
объектов, образец речи во всех режимных моментах.
Требования к речи педагога:
1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая
педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за
неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.
2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно
отражается
действительность
и
однозначно
обозначено
словом
то,
что
должно быть сказано.
3)
ЛОГИЧНО СТЬ
–
т.
е.
на личие
в
высказывании
3 - х
смыслообразующих
компонентов:
начало,
основная
часть
и
конец
высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично
связывать между собой все предложения и части высказывания.
4)
ЧИСТОТА
–
т.
е.
отсутствие
в
речи
элементов,
чуждых
литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление
им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.
5)
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
–
это
особенность
речи,
захватывающая
внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой
насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и
синтаксическое
понятие
богатства:
это
использование
говорящим
предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых,
сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с
уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.
7)
УМЕСТНОСТЬ
–
т.
е.
употребление
в
речи
ед и н и ц ,
соответствующих
ситуации
и
условиям
общения.
Уместность
требует
от
педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность
и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее
предусмотреть работу по их усвоению.
Развивающая предметно-пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда делиться на:
А. Специальные объекты;
Б. Развивающие игры и игрушки;
В. Дидактические пособия и материалы.
А. Специальные объекты:
Уголок природы и мини-лаборатории;
Библиотека и уголок речевой деятельности;
Театральная и конструктивная зона;
Пространство для сюжетно-ролевых и режиссерских игр;
Центр двигательной активности;
Кабинет дефектолога и логопеда;
Музыкальный и физкультурный залы.
Б. Развивающие игры и игрушки:
Крупный и мелкий строительный материал;
Конструктор, мозаика;
Макеты;
Игры-вкладыши, сборно-разборные и сенсорные игрушки;
Стенды и др.
В. Дидактические пособия и материалы используются:
На подгрупповых занятиях;
На индивидуальных занятиях;
В режимных моментах.
Электронные
образовательные
ресурсы.
Мультимедийное
оборудование используется:
•
В театрализованной деятельности;
•
В комплексных занятиях;
•
Во время досугов и праздников.
Организация
коммуникативно-речевой
и
развивающей
предметно-
пространственной
среды
напрямую
зависит
от
особенностей
речевого
развития детей каждой возрастной группы.
Особенности речевого развития детей 2 – 3 лет
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства
общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);
3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и
слышать (рассказы, чтение);
4.
самостоятельное
рассматривание
картинок,
игрушек,
книжек
(на
развитие инициативной речи)
Особенности речевого развития детей 3 – 4 лет
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства
общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия
посредством речи в разных видах деятельности);
3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и
слышать (разговоры, рассказы, чтение);
4.
организация
«Уголка
интересных
вещей»
(стимулирование
самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для
развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей
об окружающем).
Особенности речевого развития детей 4 – 5 лет
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства
общения
(удовлетворение
потребности
в
получении
и
обсуждении
информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с
формулами речевого этикета);
3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и
слышать
(выслушивание
детей;
уточнение
ответов;
подсказ;
рассказы
воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);
4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы
картинок,
фотографий,
открыток,
лупы,
магниты
и
др.
для
развития
объяснительной
речи).
организация
деятельности
в
«Уголке
интересных
вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для
развития объяснительной речи).
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства
общения
(знакомство
с
формулами
речевого
этикета,
целенаправленное
формирование
всех
групп
диалогических
умений;
умений
грамотного
отстаивания своей точки зрения);
3.
методы
и
приёмы,
направленные
на
формирование
навыков
самостоятельного
рассказывания
(поощрение
рассказов
д е т е й ;
трансформация
высказываний
в
связные
рассказы;
запись
и
повторение
рассказов; уточнения, обобщения);
4.
организация
деятельности
в
«Уголке
интересных
вещей»
(пополнение
уголка
–
акцент
на
расширении
представлений
детей
о
многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим
обсуждением);
5.
создание
индивидуального
«авторского
речевого
пространства»
каждого ребёнка.