Напоминание

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В КОЛЛЕДЖЕ


Авторы: Касимов Ришад Абдурахманович, Иванов Максим Олегович
Должность: кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель
Учебное заведение: Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»
Населённый пункт: Научные горизонты (30 сентября - 07 октября 2017 г. , Великобритания )
Наименование материала: статья
Тема: МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В КОЛЛЕДЖЕ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Касимов Р.А., кандидат педагогических наук,

доцент, преподаватель

Иванов М.О., студент колледжа

Стерлитамакский филиал

«Башкирский государственный университет»

г.Стерлитамак

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В КОЛЛЕДЖЕ

Сегодня

как

общество,

так

и

школа

сталкиваются

с

огромным

количеством проблем, решение которых предполагает гибкость мышления,

готовность к поиску неординарных решений. Увеличение числа учебных

дисциплин,

резкое

сокращение

числа

часов,

отводимых

на

изучение

естественных

наук,

приводит

к

необходимости

пересмотра

многих

традиционных

подходов

к

обучению,

поиску

способов

и

методик

оптимального обучения школьников.

Одним

из

активно

разрабатываемых

учёными

и

практиками

направлений

является

реализация

межпредметных

связей

(МПС).

Они

выполняют в обучении целый ряд функций [1].

Методологическая функция выражена в том, что на их основе возможно

формирование

у

школьников

диалектико-материалистических

взглядов

на

природу, современных представлений о ее целостности и развитии.

Образовательная функция МПС отражается в том, что учитель с их

помощью

формирует

такие

качества

знаний

учащихся,

как

системность,

глубина,

осознанность,

гибкость.

При

этом

они

выступают

как

средство

развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими

естественнонаучными понятиями.

Воспитывающая

функция

МПС

выражена

в

их

содействии

всем

направлениям воспитания школьников в обучении физике. Конструктивная

функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель

физики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы

организации обучения.

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе

обучения тогда, когда учитель физики осуществляет все многообразие их

видов. Выделяют связи внутрицикловые (связи физики с биологией, химией)

и

межцикловые

(связи

физики

с

историей,

трудовым

обучением,

литературой).

Например:

1. Цирковому силачу Самсону на грудь укладывали гранитный валун

весом 50 кг. Ассистенты разбивали валун ударами молота (m=10 кг) [2].

Как объяснить тот факт, что при этом Самсон не испытывал боли и не

получал травм?

2. Почему фермы мостов и крыш чаще всего состоят из треугольных, а

не квадратных узлов?

В

свою

очередь,

виды

межпредметных

связей

делятся

на

группы,

исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов,

форм

организации):

содержательно-информационные

и

организационно-

методические.

Содержательно-информационные МПС разделяют по составу научных

знаний,

отраженных

в

программах

физических

курсов:

фактические,

понятийные, теоретические, философские.

Межпредметные

связи

на

уровне

фактов

(фактические)

это

установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в

курсах физики, химии, биологии, географии и их всестороннее рассмотрение

с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах

природы.

Например:

1. Почему перед заморозками рекомендуется обильно поливать рассаду

водой?

2. Как объяснить, что полёт у разных насекомых (мух, шмелей, стрекоз,

комаров и т. д.) сопровождается звуком разной высоты?

Понятийные

МПС

это

расширение

и

углубление

признаков

предметных

понятий

и

формирование

понятий,

общих

для

родственных

предметов

(общепредметных).

К

общепредметным

понятиям

в

курсах

естественно-научного цикла относятся понятия теории строения веществ.

Это такие как тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство. А также

общие понятия – явление, процесс, энергия и др.

Например:

1. В цилиндрический сосуд с водой бросили кристалл поваренной соли.

Определите концентрацию этой соли в 1 литре воды. Масса кристалла 0,5 г

2. В истории музыки, рассказывая о силе певческого голоса, приводят

примеры

разрушения

хрустальных

фужеров

под

воздействием

голоса.

Объясните, какое явление при этом происходит?

Теоретические

межпредметные

связи

это

развитие

основных

положений

общенаучных

теорий

и

законов,

изучаемых

на

уроках

по

родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории.

Типичным

примером

служит

теория

строения

вещества,

которая

представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия

используются

для

объяснения

биологических

функций

неорганических

и

органических веществ, их роли в жизни живых организмов.

Например:

1. Как с точки зрения физики и химии объяснить механизм ощущения

человеком и животными различных запахов [3]?

2. Пуская кровь заболевшему матросу, корабельный врач Р. Майер

обратил внимание на необычайно алый цвет венозной крови. Его наблюдения

показали,

что

в

жарких

странах

венозная

кровь

гораздо

светлее,

чем

в

северных. Как Вы думаете, почему наблюдалась такая разница в цвете? Как

этот

факт

помог

Майеру

в

открытии

закона

сохранения

и

превращения

энергии?

Особенно актуальной, на наш взгляд, является проблема реализации

межпредметных связей при подготовке будущих специалистов в областях,

связанных с современными направлениями техники. Поскольку именно им

приходится чаще всего решать в своей работе нестандартные задачи. Такие

направления как «Мехатроника и мобильная робототехника», «Эксплуатация

беспилоных

авиационных

систем»,

«Операторы

станков

с

числовым

программным управлением» требуют опоры на широкий круг дисциплин,

основным базисом которых является физика. Опираясь на неё, раскрываются

принципы

работы

сложных

систем

и

механизмов.

Вместе

с

тем,

востребованными являются многие другие научные направления – химия,

информатика, экономика, эргономика и т.д. Соответственно, еще на этапе

освоения

физики

следует

раскрывать

это

многообразие

связей

через

конкретные примеры.

Подводя итоги обсуждения, отметим, что материалы межпредметного

характера обладают большим потенциалом в обучении физике, формируя

представления о многогранном характере окружающего мира.

Библиографический список

1. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.:

Просвещение, 1989.

2. Буздин А.И., Зильберман А.Р., Кротов С.С. Раз задача, два задача. М.:

Наука, 1990.



В раздел образования