Авторы: Касимов Ришад Абдурахманович, Иванов Максим Олегович
Должность: кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель
Учебное заведение: Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»
Населённый пункт: Научные горизонты (30 сентября - 07 октября 2017 г. , Великобритания )
Наименование материала: статья
Тема: МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В КОЛЛЕДЖЕ
Раздел: среднее профессиональное
Касимов Р.А., кандидат педагогических наук,
доцент, преподаватель
Иванов М.О., студент колледжа
Стерлитамакский филиал
«Башкирский государственный университет»
г.Стерлитамак
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В КОЛЛЕДЖЕ
Сегодня
как
общество,
так
и
школа
сталкиваются
с
огромным
количеством проблем, решение которых предполагает гибкость мышления,
готовность к поиску неординарных решений. Увеличение числа учебных
дисциплин,
резкое
сокращение
числа
часов,
отводимых
на
изучение
естественных
наук,
приводит
к
необходимости
пересмотра
многих
традиционных
подходов
к
обучению,
поиску
способов
и
методик
оптимального обучения школьников.
Одним
из
активно
разрабатываемых
учёными
и
практиками
направлений
является
реализация
межпредметных
связей
(МПС).
Они
выполняют в обучении целый ряд функций [1].
Методологическая функция выражена в том, что на их основе возможно
формирование
у
школьников
диалектико-материалистических
взглядов
на
природу, современных представлений о ее целостности и развитии.
Образовательная функция МПС отражается в том, что учитель с их
помощью
формирует
такие
качества
знаний
учащихся,
как
системность,
глубина,
осознанность,
гибкость.
При
этом
они
выступают
как
средство
развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими
естественнонаучными понятиями.
Воспитывающая
функция
МПС
выражена
в
их
содействии
всем
направлениям воспитания школьников в обучении физике. Конструктивная
функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
физики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы
организации обучения.
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе
обучения тогда, когда учитель физики осуществляет все многообразие их
видов. Выделяют связи внутрицикловые (связи физики с биологией, химией)
и
межцикловые
(связи
физики
с
историей,
трудовым
обучением,
литературой).
Например:
1. Цирковому силачу Самсону на грудь укладывали гранитный валун
весом 50 кг. Ассистенты разбивали валун ударами молота (m=10 кг) [2].
Как объяснить тот факт, что при этом Самсон не испытывал боли и не
получал травм?
2. Почему фермы мостов и крыш чаще всего состоят из треугольных, а
не квадратных узлов?
В
свою
очередь,
виды
межпредметных
связей
делятся
на
группы,
исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов,
форм
организации):
содержательно-информационные
и
организационно-
методические.
Содержательно-информационные МПС разделяют по составу научных
знаний,
отраженных
в
программах
физических
курсов:
фактические,
понятийные, теоретические, философские.
Межпредметные
связи
на
уровне
фактов
(фактические)
–
это
установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в
курсах физики, химии, биологии, географии и их всестороннее рассмотрение
с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах
природы.
Например:
1. Почему перед заморозками рекомендуется обильно поливать рассаду
водой?
2. Как объяснить, что полёт у разных насекомых (мух, шмелей, стрекоз,
комаров и т. д.) сопровождается звуком разной высоты?
Понятийные
МПС
–
это
расширение
и
углубление
признаков
предметных
понятий
и
формирование
понятий,
общих
для
родственных
предметов
(общепредметных).
К
общепредметным
понятиям
в
курсах
естественно-научного цикла относятся понятия теории строения веществ.
Это такие как тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство. А также
общие понятия – явление, процесс, энергия и др.
Например:
1. В цилиндрический сосуд с водой бросили кристалл поваренной соли.
Определите концентрацию этой соли в 1 литре воды. Масса кристалла 0,5 г
2. В истории музыки, рассказывая о силе певческого голоса, приводят
примеры
разрушения
хрустальных
фужеров
под
воздействием
голоса.
Объясните, какое явление при этом происходит?
Теоретические
межпредметные
связи
–
это
развитие
основных
положений
общенаучных
теорий
и
законов,
изучаемых
на
уроках
по
родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории.
Типичным
примером
служит
теория
строения
вещества,
которая
представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия
используются
для
объяснения
биологических
функций
неорганических
и
органических веществ, их роли в жизни живых организмов.
Например:
1. Как с точки зрения физики и химии объяснить механизм ощущения
человеком и животными различных запахов [3]?
2. Пуская кровь заболевшему матросу, корабельный врач Р. Майер
обратил внимание на необычайно алый цвет венозной крови. Его наблюдения
показали,
что
в
жарких
странах
венозная
кровь
гораздо
светлее,
чем
в
северных. Как Вы думаете, почему наблюдалась такая разница в цвете? Как
этот
факт
помог
Майеру
в
открытии
закона
сохранения
и
превращения
энергии?
Особенно актуальной, на наш взгляд, является проблема реализации
межпредметных связей при подготовке будущих специалистов в областях,
связанных с современными направлениями техники. Поскольку именно им
приходится чаще всего решать в своей работе нестандартные задачи. Такие
направления как «Мехатроника и мобильная робототехника», «Эксплуатация
беспилоных
авиационных
систем»,
«Операторы
станков
с
числовым
программным управлением» требуют опоры на широкий круг дисциплин,
основным базисом которых является физика. Опираясь на неё, раскрываются
принципы
работы
сложных
систем
и
механизмов.
Вместе
с
тем,
востребованными являются многие другие научные направления – химия,
информатика, экономика, эргономика и т.д. Соответственно, еще на этапе
освоения
физики
следует
раскрывать
это
многообразие
связей
через
конкретные примеры.
Подводя итоги обсуждения, отметим, что материалы межпредметного
характера обладают большим потенциалом в обучении физике, формируя
представления о многогранном характере окружающего мира.
Библиографический список
1. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.:
Просвещение, 1989.
2. Буздин А.И., Зильберман А.Р., Кротов С.С. Раз задача, два задача. М.:
Наука, 1990.