Авторы: Касимов Ришад Абдурахманович, Беспалов Кирилл Андреевич
Должность: кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель
Учебное заведение: Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»
Населённый пункт: г.Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИКО-ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ
Раздел: среднее профессиональное
Касимов Р.А., кандидат педагогических наук,
доцент, преподаватель
Беспалов К.А., студент колледжа
Стерлитамакский филиал
«Башкирский государственный университет»
г.Стерлитамак
ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИКО-ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ФИЗИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ
Современные
школьные
задачники
содержат
большое
число
задач
обобщенного типа. Решение задач подобного рода имеет важное значение.
Они способствуют формированию у школьников обобщенных системных
знаний, развитию различных способов деятельности. Вместе с тем, отметим,
что задач межпредметного характера в таких задачниках мало. Составители
этих
задачников,
решая
важные
вопросы
формирования
физического
мышления
у
обучаемых,
к
сожалению,
мало
учитывают
особенности
развития восприятия учебного материала и формирования у них на этой
основе мышления.
Общеизвестно, что интерес к изучению естественных наук в последние
десятилетия резко снижается. В ходе бесед, анкетирования студентов, анализа
социальных сетей чаще всего звучит: «неинтересно», «скучно», «непонятно»
и т.д.
На
наш
взгляд,
решение
этой
проблемы
лежит
в
усилении
межпредметных связей в преподавании естественных наук. При освоении
теоретического материала большую роль играет решение задач. Мы считаем,
что на этом этапе обучения необходим многоуровневый подход. На первом
уровне освоения решения задач нужно сочетание ярких образных условий с
четкими физическими (качественными и количественными) вопросами. На
втором уровне – освоение решения задач обобщенного характера.
В содержание материала можно включать интересные и малоизвестные
факты, высказывания ученых, эпизоды из жизни известных физиков с учетом
специфики
профиля
класса.
При
этом
важным,
на
наш
взгляд,
является
использование
не
только
фактов
«вообще»,
а
конкретная
привязка
с
особенностями региона, местного материала.
В
частности,
на
занятиях
раскрывающих
вопросы
энергетики
в
докладах студентов рассказывалось о том, что на юге Башкирии строятся 7
солнечных электростанций, каждая очередь которых имеет мощность 5 МВт.
Уже введена, например, в строй первая очередь Баймакской ГелиоЭС.
Другой
пример.
При
изучении
темы
«Гидростатика»
у
студентов
большой
интерес
и
много
вопросов
вызывает
демонстрация
модели
гидравлического манипулятора. Решение зада по этой теме закрепляют у них
важность понимания физических процессов в технических устройствах.
Достаточно
большой
интерес
у
студентов
вызывает
решение
задач
военно-исторического и военно-технического характера.
Например:
1.
Исторические
источники
сообщают,
что
первые
русские
пушки
«метали ядра и дроб на 2,5 стрелища» (Стрелище – дальность стрельбы из
боевого лука – в среднем 100 м.). Считая, что ядра весили 5 кг, рассчитайте
скорость вылета ядра из пушки при прочих оптимальных условиях
2. Самая гигантская гладкоствольная пушка России находится в Перми.
Отлита она уральскими мастерами. Лафет весит 98,3 тонны, на нем табличка:
«20 дюймовая чугунная гладкоствольная пушка изготовлена на Пермском
сталелитейном заводе в 1868 году. Вес ствола 2800 пудов, вес ядра – 30 пудов,
вес порохового заряда – 4 пуда». Используя данные предыдущей задачи,
рассчитайте максимальную дальность выстрела из этой пушки.
2. Ракеты повторно появились на вооружении русской армии в XIX
веке. Их создатель – генерал А.Д. Засядко. На испытаниях в Петербурге
дальность полета 4-дюймовых ракет достигала 3100 м. Дальность полета
лучших ракет в Европе в то время не превышала 3 тыс. ярдов (2740 м).
Рассчитайте
скорость
движения
ракет
А.Д.
Засядко
при
оптимальных
условиях.
В
группах
технического
профиля
перед
проведением
домашней
экспериментальной работы по электричеству сообщается два факта
1. В апреле 1802 г. русским ученым В.В.Петровым была создана
«огромная наипаче батарея», как назвал ее ученый. Она состояла из 4200
медных и цинковых кружков диаметром 35 мм и толщиной около 2,5 мм.
Между каждой парой металлических пластин прокладывались суконные
кружочки, смоченные раствором нашатыря. Какое напряжение было на
зажимах этой батареи? [1]
2. В опытах с созданной им батареей В.В. Петровым была впервые
получена электрическая дуга. Используя приведенные в предыдущей задаче
данные, рассчитайте силу тока, достаточную для наблюдения электрической
дуги. Оцените величину тепловой энергии выделявшейся при горении дуги,
если сам В.В.Петров отмечал, что в её пламени «серебряный рубль таял как
свеча»
Задание домашней экспериментальной работы: «Создайте свою
небольшую гальваническую батарею из подручного материала. Оцените
характеристики созданной Вами батареи».
Подводя итоги обсуждения, отметим, что использование материалов
межпредметного характера на уроках физики позволяет решать широкий
круг дидактико-методических задач. Одновременно дает возможность
студентам лучше узнать предмет, связать его с особенностями будущей
профессиональной детельности.
Библиографический список
1. Задачи межпредметного характера: учебно-методические материалы
для студентов. Сост.Р.А. Касимов. - Стерлитамак: Стерлитамакская
государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой, 2009
2.
Усова А.В. Межпредметные
связи
в
преподавании
основ
наук
в
школе.- Челябинск, 1995