Напоминание

ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ


Автор: Кейлин Андрей Русланович
Должность: Студент
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт»
Населённый пункт: Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ
Раздел: полное образование





Назад




Кейлин Андрей Романович

студент 6 курса группы ППДП ГБОУ ВО СГПИ,

г. Ставрополь, Российская Федерация

Научный руководитель: Никабадзе О.С.,

к.пед.н., доцент ГБОУ ВО СГПИ,

г. Ставрополь, Российская Федерация

ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ

НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Изучение агрессии и агрессивного поведения является на сегодняшней

день одной их актуальных проблем большинства гуманитарных наук. Это

обусловлено ростом негативных тенденций в среде несовершеннолетних и

связанно

с

проявлением

различных

форм

и

видов

отклоняющегося

поведения.

Агрессивность

часто

становится

главной

причиной

конфликтов,

трудностей во взаимоотношениях между людьми, а зачастую приводит к

травматическим

последствиям. Опыт практической работы в школьных

образовательных учреждениях показывает, что жалобы на появление детской

агрессивности одно из наиболее распространённых явлений у родителей и

учителей.

Все чаще органы правопорядка и социальные службы бьют тревогу,

указывая

на

значительный

рост

агрессивности

и

жестокости

детей

и

подростков.

До

последнего

времени

проблема

детской

агрессивности

в

отечественной науке была рассмотрена не достаточно полно. Более того, в

течение длительного периода эта тема была практически закрытой, так как

считалось,

что

агрессивное

поведение

может

быть

свойственно

только

педагогически

запущенным

и

социально

дизадаптированным

детям.

Не

секрет, что нередкими являются случаи проявления агрессивности у детей

даже из внешне «благополучных» семей.

Тема

детской

агрессии

сейчас

вызывает

пристальный

интерес

психологов,

в

исследованиях

которых

представлены

фундаментальные

теоретические

разработки,

систематизированы

знания

о

причинах

возникновения

агрессивного

поведения

(Р.

Бэрон,

Д.

Ричардсон,

А.

Берковитц, А. Бандура и др.).

Проблема агрессии и агрессивного является предметом исследований

З. Фрейда, К. Лоренца, Дж. Долларда, Э. Миллера и др.

В науке представлены различные точки зрения на природу и генез

агрессивного

поведения

детей,

среди

которых:

психоаналитическая

(З.

Фрейд, Г. Паренс), поведенческая (А. Басс), гуманистическая (А. Маслоу, К.

Роджерс, В. Франкл) и др. Все исследователи единодушны в оценке данного

феномена, утверждая, что агрессивные дети не проявляют интерес к эмоциям

и переживаниям сверстников, им не свойственна бескорыстная помощь или

поддержка, реакция на успех друзей неадекватна (злорадство при неудаче,

протест при достижениях).

Изучение феномена агрессивного поведения в подростковом возрасте

связано с необходимостью теоретического обоснования основных понятий:

«агрессии»,

«агрессивности»

и

«агрессивного

поведения».

Как

показал

анализ научных литературных источников, взгляды как отечественных, так и

зарубежных исследователей на данную проблему во многом расходятся. На

данный момент не существует однозначной трактовки основных понятий. По

мнению Т.Г. Румянцевой: «…термин «агрессивность» часто используется в

самом широком контексте и поэтому нуждается в серьёзном очищении от

целого ряда наслоений и обыденных смыслов» [7; с. 8].

В переводе с латинского «агрессия» (aggredi) означает «нападение».

До

начала

XIX

в.

агрессивным

считалось

поведение,

характеризуемое

повышенной активностью, причем, характер этой активности мог быть, как

доброжелательным, так и враждебным. Позднее под агрессии стали понимать

враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Как отмечает Х. Хекхаузен: «В обыденном языке слово «агрессия»

означает

множество

разнообразных

действий,

которые

нарушают

физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему

материальный

ущерб,

препятствуют

осуществлению

его

намерений,

противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению". По

мнению

автора,

данный

феномен

включает

в

себя

различные

явления,

начиная с детской ссоры и, заканчивая - войной [11, с. 365-405].

Таким

образом,

феномен

агрессии:

во-первых

-

рассматривается

исследователями в самом широком смысле; во-вторых - учёные по словам Т.Г.

Румянцевой, трактуют данный феномен: «…в строго поведенческой манере,

понимая

агрессию

в

терминах

переменных,

которые

могут

быть

непосредственно наблюдаемы» [7, с.18].

Р. Бэрон и Д. Ричардсон видят в агрессии поведение, направленное на

причинение

любого

вида

ущерба

другому

живому

существу,

которое

стремится устраниться от источника агрессии [3]. Более широкое объяснение

предлагает Э. Фромм, отмечая, что: «Любые действия, которые причиняют,

или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или

животным,

а

также

как

причинение

ущерба

вообще

всякому

неживому

объекту» [9].

Психологический

словарь

предлагает

нам

следующее

определение:

«Агрессия

-

мотивированное

деструктивное

поведение,

противоречащее

нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред

объектам

нападения

(одушевлённым

или

неодушевлённым),

приносящее

физический

ущерб

людям

или

вызывающее

у

них

психологический

дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха,

подавленности)» [6, с.244].

Как мы уже отмечали выше, в психолого-педагогической науке часто

используются

термины

«агрессивность»

и

«агрессивное

поведение».

«Агрессивность»

понимается

исследователями,

как

одна

из

особенных

человеческих черт, как склонность к агрессивному поведению. Эта черта

формируется в процессе онтогенеза в результате социального научения. К

возникновению

агрессивности

приводят

частые,

несоответствующие

раздражителям агрессивные реакции большой интенсивности, направленные

на

широкий

круг

социальных

объектов.

Вместе

с

тем,

агрессивность

характеризуется отсутствием контроля со стороны индивида своих реакций,

а так же неспособностью преодолевать враждебные установки в системе

разнообразных отношений.

Агрессивное

поведение

понимается

исследователями,

«…как

специфическая форма действия человека, демонстрирующая превосходство,

возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу

(или

неживому

объекту)»

[8,

с.22].

Формулируя

данное

понятие,

Т.Г.

Румянцева опирается на нормативный подход, центральное место которого

отводится норме в поведении. Под нормой автор понимает существующие в

данном

социуме

или

группе

правила

поведения,

регулирующие

взаимоотношения людей [7]. Таким образом, агрессивным можно назвать

такое

поведение, которое вызывает

пагубные для жертвы последствия и

нарушения норм поведения в обществе.

Анализ научной литературы дал нам возможность выделить следующие

теоретические концепции, объясняющие проявления агрессивности: теория

влечения (инстинкта), фрустрационная теория, теория социального научения

и мотивационная теория.

К. Лоренц и его последователи

понимают агрессию как инстинкт,

присоединяясь тем самым к основателю психоаналитического подхода З.

Фрейду, предложившему гидравлическую модель агрессивности. Согласно

данной концепции, агрессия имеет внутренний источник, она заложена в

человеческой

природе

и

имеет

бессознательную

составляющую.

Для

снижения

риска

возникновения

неконтролируемого

насилия,

необходима

постоянная разрядка агрессивной энергии. Так как агрессивность, по мнению

Фрейда, является неким постоянно присутствующим в психике человека

подвижным импульсом, она постоянно направлена на разрушение, либо себя,

либо другого индивида.

По

мнению

К.

Лоренца

человеческая

агрессивность

является

врождённой и, как у животных, способствует выживанию, как отдельной

особи, так и всего вида. К. Лоренц предлагает сублимировать агрессивную

энергию посредством спорта, который по мнению автора, имеет агрессивное

начало

и

поэтому

даёт

возможность

истощения

и

отвода

спонтанной

агрессивности [4].

Проблему детской агрессивности глубоко исследовала Анна Фрейд. По

ее

мнению,

уже

в

раннем

детстве

ребенку

свойственны

не

только

сексуальные

влечения,

но

и

аутоагрессивные

действия.

К

различным

проявлениям

агрессивности

в

дошкольном

возрасте

А.

Фрейд

относит

следующие

виды

поведения:

кусание,

плевание,

цепляние

(оральная

агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма);

властолюбие, хвастовство, зазнайство (фаллическая стадия); диссоциальные

начала (в предпубертатности и пубертатности) [10].

Таким

образом,

теория

влечения

(инстинкта),

как

источника

агрессивности

у

человека,

объясняет

агрессию,

как

следствие

инстинктивных

механизмов

поведения,

неотъемлемую

и

естественную

сторону личности, ослабить которую возможно посредством преобразования

агрессивной энергии в социально приемлемые формы.

Представители

фрустрационной

теории

указывают

на

наличие

причинно-следственных

отношений

между

агрессией

и

агрессивностью.

Исследователи видят в агрессии различные модальности и формы поведения,

а агрессивность трактуют, как приобретённое качество личности. В русле

данной

теории,

ученые

рассматривают

агрессию,

как

способ

выхода

из

фрустрации,

отмечая,

что

агрессия

может

являться

следствием

многих

факторов, помимо фрустрации. Основателями данной концепции являются Л.

Берковитц и А. Бандура [1;2]. Л. Берковитц указывает, что: «… побуждение к

агрессии

может

быть

вызвано

привлекательными

последствиями

агрессивных действий, а сама агрессия может выступать в виде инструмента

действия» [2, с. 18].

А.

Бандуре

принадлежит

теория

социального

научения,

в

русле

которой автор считает, что агрессивность имеет двойственную природу. С

одной стороны она базируется на биологических факторах, в с другой -

провоцируется

воздействием

социальных

шаблонов,

неприемлемым

обращением и побудительными мотивами. Регуляторами агрессии являются

внешние поощрения и наказания (материальное вознаграждение, неприятные

последствия); викарные подкрепления (наблюдением за тем как поощряют и

наказывают других); механизмы саморегуляции (гордость, вина) [1].

В качестве, как тормозящих, так и побуждающих к детской агрессии

факторам исследователи относят позицию взрослых, особенно родителей.

Эти мысли мы находим в работах Р.С. Сирса, Е.Е. Маккоби и К. Левина,

посвятивших свои исследования проблеме социализации агрессии. Авторы

считают, что проявления детской агрессии необходимо осуждать и доводить

это до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

Характеризуя мотивационную теорию, Р.С. Немов отмечает наличие у

человека различных мотивационных тенденций, связанных с агрессивным

поведением. «Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать

многие

ситуации

и

действия

людей

как

угрожающие

ему

и

стремление

отреагировать на них собственными агрессивными действиями» [5, с.39].

В

мотивационной

теории

агрессивность

трактуется,

как

свойство

личности, выражающееся в готовности к агрессии, а агрессия - есть акт

проявления

агрессивности.

Агрессивное

поведение

включает

в

себя

следующие положения: агрессивное поведение предполагает обязательное

парное

взаимодействие

(агрессор

-

жертва);

агрессия

направлена

на

преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве.

Таким, агрессия - достаточно сложное и противоречивое явление. Она

предстаёт

во

множестве

форм

и

проявлений.

Агрессия

тесно

связана

с

проявлением чувства ревности, ненависти, зависти, обиды, злости, страха,

гнева.

Особенно

открыто

это

проявляется

в

детском

возрасте,

когда

эмоциональная

сфера

ещё

не

устойчива.

Подростковый

кризис

является

катализатором агрессивных тенденций, заложенных и сформировавшихся за

годы

взросления

личности,

что

приводит

к

проблемам

со

стороны

самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Список литературы

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния

воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель - Пресс: ЭКСМО - Пресс,

2000. - 508 с.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.:

Нева, 2002. - 510 с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2000 – 352с.

4. Лоренс

К.

Агрессия.

-

М.:

Издательская

группа

«Прогресс»,

«Универс», 1994. - 272 с.

5. Немов Р.С. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2008. - 208 с.

6. Психология. Полный энциклопедический справочник /Сост. и общ.

ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2017 - с.191,

397.

7. Румянцева

Т.Г.

Критический

анализ

концепции

«человеческой

агрессивности». - Минск.: Изд-во БГУ, 2012. - 128 с.

8. Семенюк

М.М.

Психологические

особенности

агрессивного

поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие. - М., 2018.

- с. 22.

9. Фромм

Э.

Анатомия

человече ской

диструктивно сти

/ /

Социологические исследования. - 1992.- №7. – с. 56.

10.

Фрейд

А.

Психология

«я»

и

защитные

механизмы.

-

М.:

Педагогика-Пресс, 2013 – 140 с.

11.

Хекхаузен

Х.

Агрессия.

Мотивация

и

д е я т е л ь н о с т ь .

– М.: Педагогика, 1986. - с. 365-405.



В раздел образования