Автор: Кейлин Андрей Русланович
Должность: Студент
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт»
Населённый пункт: Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ
Раздел: полное образование
Кейлин Андрей Романович
студент 6 курса группы ППДП ГБОУ ВО СГПИ,
г. Ставрополь, Российская Федерация
Научный руководитель: Никабадзе О.С.,
к.пед.н., доцент ГБОУ ВО СГПИ,
г. Ставрополь, Российская Федерация
ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ
НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ
Изучение агрессии и агрессивного поведения является на сегодняшней
день одной их актуальных проблем большинства гуманитарных наук. Это
обусловлено ростом негативных тенденций в среде несовершеннолетних и
связанно
с
проявлением
различных
форм
и
видов
отклоняющегося
поведения.
Агрессивность
часто
становится
главной
причиной
конфликтов,
трудностей во взаимоотношениях между людьми, а зачастую приводит к
травматическим
последствиям. Опыт практической работы в школьных
образовательных учреждениях показывает, что жалобы на появление детской
агрессивности одно из наиболее распространённых явлений у родителей и
учителей.
Все чаще органы правопорядка и социальные службы бьют тревогу,
указывая
на
значительный
рост
агрессивности
и
жестокости
детей
и
подростков.
До
последнего
времени
проблема
детской
агрессивности
в
отечественной науке была рассмотрена не достаточно полно. Более того, в
течение длительного периода эта тема была практически закрытой, так как
считалось,
что
агрессивное
поведение
может
быть
свойственно
только
педагогически
запущенным
и
социально
дизадаптированным
детям.
Не
секрет, что нередкими являются случаи проявления агрессивности у детей
даже из внешне «благополучных» семей.
Тема
детской
агрессии
сейчас
вызывает
пристальный
интерес
психологов,
в
исследованиях
которых
представлены
фундаментальные
теоретические
разработки,
систематизированы
знания
о
причинах
возникновения
агрессивного
поведения
(Р.
Бэрон,
Д.
Ричардсон,
А.
Берковитц, А. Бандура и др.).
Проблема агрессии и агрессивного является предметом исследований
З. Фрейда, К. Лоренца, Дж. Долларда, Э. Миллера и др.
В науке представлены различные точки зрения на природу и генез
агрессивного
поведения
детей,
среди
которых:
психоаналитическая
(З.
Фрейд, Г. Паренс), поведенческая (А. Басс), гуманистическая (А. Маслоу, К.
Роджерс, В. Франкл) и др. Все исследователи единодушны в оценке данного
феномена, утверждая, что агрессивные дети не проявляют интерес к эмоциям
и переживаниям сверстников, им не свойственна бескорыстная помощь или
поддержка, реакция на успех друзей неадекватна (злорадство при неудаче,
протест при достижениях).
Изучение феномена агрессивного поведения в подростковом возрасте
связано с необходимостью теоретического обоснования основных понятий:
«агрессии»,
«агрессивности»
и
«агрессивного
поведения».
Как
показал
анализ научных литературных источников, взгляды как отечественных, так и
зарубежных исследователей на данную проблему во многом расходятся. На
данный момент не существует однозначной трактовки основных понятий. По
мнению Т.Г. Румянцевой: «…термин «агрессивность» часто используется в
самом широком контексте и поэтому нуждается в серьёзном очищении от
целого ряда наслоений и обыденных смыслов» [7; с. 8].
В переводе с латинского «агрессия» (aggredi) означает «нападение».
До
начала
XIX
в.
агрессивным
считалось
поведение,
характеризуемое
повышенной активностью, причем, характер этой активности мог быть, как
доброжелательным, так и враждебным. Позднее под агрессии стали понимать
враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Как отмечает Х. Хекхаузен: «В обыденном языке слово «агрессия»
означает
множество
разнообразных
действий,
которые
нарушают
физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему
материальный
ущерб,
препятствуют
осуществлению
его
намерений,
противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению". По
мнению
автора,
данный
феномен
включает
в
себя
различные
явления,
начиная с детской ссоры и, заканчивая - войной [11, с. 365-405].
Таким
образом,
феномен
агрессии:
во-первых
-
рассматривается
исследователями в самом широком смысле; во-вторых - учёные по словам Т.Г.
Румянцевой, трактуют данный феномен: «…в строго поведенческой манере,
понимая
агрессию
в
терминах
переменных,
которые
могут
быть
непосредственно наблюдаемы» [7, с.18].
Р. Бэрон и Д. Ричардсон видят в агрессии поведение, направленное на
причинение
любого
вида
ущерба
другому
живому
существу,
которое
стремится устраниться от источника агрессии [3]. Более широкое объяснение
предлагает Э. Фромм, отмечая, что: «Любые действия, которые причиняют,
или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или
животным,
а
также
как
причинение
ущерба
вообще
всякому
неживому
объекту» [9].
Психологический
словарь
предлагает
нам
следующее
определение:
«Агрессия
-
мотивированное
деструктивное
поведение,
противоречащее
нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред
объектам
нападения
(одушевлённым
или
неодушевлённым),
приносящее
физический
ущерб
людям
или
вызывающее
у
них
психологический
дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха,
подавленности)» [6, с.244].
Как мы уже отмечали выше, в психолого-педагогической науке часто
используются
термины
«агрессивность»
и
«агрессивное
поведение».
«Агрессивность»
понимается
исследователями,
как
одна
из
особенных
человеческих черт, как склонность к агрессивному поведению. Эта черта
формируется в процессе онтогенеза в результате социального научения. К
возникновению
агрессивности
приводят
частые,
несоответствующие
раздражителям агрессивные реакции большой интенсивности, направленные
на
широкий
круг
социальных
объектов.
Вместе
с
тем,
агрессивность
характеризуется отсутствием контроля со стороны индивида своих реакций,
а так же неспособностью преодолевать враждебные установки в системе
разнообразных отношений.
Агрессивное
поведение
понимается
исследователями,
«…как
специфическая форма действия человека, демонстрирующая превосходство,
возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу
(или
неживому
объекту)»
[8,
с.22].
Формулируя
данное
понятие,
Т.Г.
Румянцева опирается на нормативный подход, центральное место которого
отводится норме в поведении. Под нормой автор понимает существующие в
данном
социуме
или
группе
правила
поведения,
регулирующие
взаимоотношения людей [7]. Таким образом, агрессивным можно назвать
такое
поведение, которое вызывает
пагубные для жертвы последствия и
нарушения норм поведения в обществе.
Анализ научной литературы дал нам возможность выделить следующие
теоретические концепции, объясняющие проявления агрессивности: теория
влечения (инстинкта), фрустрационная теория, теория социального научения
и мотивационная теория.
К. Лоренц и его последователи
понимают агрессию как инстинкт,
присоединяясь тем самым к основателю психоаналитического подхода З.
Фрейду, предложившему гидравлическую модель агрессивности. Согласно
данной концепции, агрессия имеет внутренний источник, она заложена в
человеческой
природе
и
имеет
бессознательную
составляющую.
Для
снижения
риска
возникновения
неконтролируемого
насилия,
необходима
постоянная разрядка агрессивной энергии. Так как агрессивность, по мнению
Фрейда, является неким постоянно присутствующим в психике человека
подвижным импульсом, она постоянно направлена на разрушение, либо себя,
либо другого индивида.
По
мнению
К.
Лоренца
человеческая
агрессивность
является
врождённой и, как у животных, способствует выживанию, как отдельной
особи, так и всего вида. К. Лоренц предлагает сублимировать агрессивную
энергию посредством спорта, который по мнению автора, имеет агрессивное
начало
и
поэтому
даёт
возможность
истощения
и
отвода
спонтанной
агрессивности [4].
Проблему детской агрессивности глубоко исследовала Анна Фрейд. По
ее
мнению,
уже
в
раннем
детстве
ребенку
свойственны
не
только
сексуальные
влечения,
но
и
аутоагрессивные
действия.
К
различным
проявлениям
агрессивности
в
дошкольном
возрасте
А.
Фрейд
относит
следующие
виды
поведения:
кусание,
плевание,
цепляние
(оральная
агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма);
властолюбие, хвастовство, зазнайство (фаллическая стадия); диссоциальные
начала (в предпубертатности и пубертатности) [10].
Таким
образом,
теория
влечения
(инстинкта),
как
источника
агрессивности
у
человека,
объясняет
агрессию,
как
следствие
инстинктивных
механизмов
поведения,
неотъемлемую
и
естественную
сторону личности, ослабить которую возможно посредством преобразования
агрессивной энергии в социально приемлемые формы.
Представители
фрустрационной
теории
указывают
на
наличие
причинно-следственных
отношений
между
агрессией
и
агрессивностью.
Исследователи видят в агрессии различные модальности и формы поведения,
а агрессивность трактуют, как приобретённое качество личности. В русле
данной
теории,
ученые
рассматривают
агрессию,
как
способ
выхода
из
фрустрации,
отмечая,
что
агрессия
может
являться
следствием
многих
факторов, помимо фрустрации. Основателями данной концепции являются Л.
Берковитц и А. Бандура [1;2]. Л. Берковитц указывает, что: «… побуждение к
агрессии
может
быть
вызвано
привлекательными
последствиями
агрессивных действий, а сама агрессия может выступать в виде инструмента
действия» [2, с. 18].
А.
Бандуре
принадлежит
теория
социального
научения,
в
русле
которой автор считает, что агрессивность имеет двойственную природу. С
одной стороны она базируется на биологических факторах, в с другой -
провоцируется
воздействием
социальных
шаблонов,
неприемлемым
обращением и побудительными мотивами. Регуляторами агрессии являются
внешние поощрения и наказания (материальное вознаграждение, неприятные
последствия); викарные подкрепления (наблюдением за тем как поощряют и
наказывают других); механизмы саморегуляции (гордость, вина) [1].
В качестве, как тормозящих, так и побуждающих к детской агрессии
факторам исследователи относят позицию взрослых, особенно родителей.
Эти мысли мы находим в работах Р.С. Сирса, Е.Е. Маккоби и К. Левина,
посвятивших свои исследования проблеме социализации агрессии. Авторы
считают, что проявления детской агрессии необходимо осуждать и доводить
это до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.
Характеризуя мотивационную теорию, Р.С. Немов отмечает наличие у
человека различных мотивационных тенденций, связанных с агрессивным
поведением. «Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать
многие
ситуации
и
действия
людей
как
угрожающие
ему
и
стремление
отреагировать на них собственными агрессивными действиями» [5, с.39].
В
мотивационной
теории
агрессивность
трактуется,
как
свойство
личности, выражающееся в готовности к агрессии, а агрессия - есть акт
проявления
агрессивности.
Агрессивное
поведение
включает
в
себя
следующие положения: агрессивное поведение предполагает обязательное
парное
взаимодействие
(агрессор
-
жертва);
агрессия
направлена
на
преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве.
Таким, агрессия - достаточно сложное и противоречивое явление. Она
предстаёт
во
множестве
форм
и
проявлений.
Агрессия
тесно
связана
с
проявлением чувства ревности, ненависти, зависти, обиды, злости, страха,
гнева.
Особенно
открыто
это
проявляется
в
детском
возрасте,
когда
эмоциональная
сфера
ещё
не
устойчива.
Подростковый
кризис
является
катализатором агрессивных тенденций, заложенных и сформировавшихся за
годы
взросления
личности,
что
приводит
к
проблемам
со
стороны
самоконтроля и саморегуляции ребенка.
Список литературы
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния
воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель - Пресс: ЭКСМО - Пресс,
2000. - 508 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.:
Нева, 2002. - 510 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2000 – 352с.
4. Лоренс
К.
Агрессия.
-
М.:
Издательская
группа
«Прогресс»,
«Универс», 1994. - 272 с.
5. Немов Р.С. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2008. - 208 с.
6. Психология. Полный энциклопедический справочник /Сост. и общ.
ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2017 - с.191,
397.
7. Румянцева
Т.Г.
Критический
анализ
концепции
«человеческой
агрессивности». - Минск.: Изд-во БГУ, 2012. - 128 с.
8. Семенюк
М.М.
Психологические
особенности
агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие. - М., 2018.
- с. 22.
9. Фромм
Э.
Анатомия
человече ской
диструктивно сти
/ /
Социологические исследования. - 1992.- №7. – с. 56.
10.
Фрейд
А.
Психология
«я»
и
защитные
механизмы.
-
М.:
Педагогика-Пресс, 2013 – 140 с.
11.
Хекхаузен
Х.
Агрессия.
Мотивация
и
д е я т е л ь н о с т ь .
– М.: Педагогика, 1986. - с. 365-405.