Автор: Лаврова Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО «Детская школа искусств имени А.И. Баева»
Населённый пункт: Северного района Новосибирской области
Наименование материала: авторская разработка методической работы по сольфеджио
Тема: «Воспитание музыкального слуха на уроках сольфеджио через игру»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени А.И. Баева»
Северного района Новосибирской области
Методическая работа по сольфеджио
«Воспитание музыкального слуха на
уроках сольфеджио через игру»
Подготовила:
преподаватель теоретических дисциплин
Лаврова Людмила Анатольевна
с. Северное, 2019 г.
Введение
Музыкальный слух и внутренний слух
Музыкальный
слух
представляет
своеобразную
человеческую
способность,
значительно
отличающуюся
от
биологического
слуха,
развивающуюся
с
приобретением
знаний,
навыков,
опыта.
Это
явление
исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие
стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства и
обладающее бесконечным разнообразием индивидуальных качеств.
Различают
две
разновидности
музыкального
слуха:
1-
способность
слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный
слух; 2 – способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки –
внутренний
музыкальный
слух,
или
внутреннее
слуховое
представление.
Деление музыкального слуха на внешний, как восприятие и внутренний, как
представление
музыкального
материала,
соответствует
двум
психическим
процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в
сознании
людей,
а
именно
восприятию
явлений
и
предметов
и
представлению
их.
Восприятие
–
это
отражение
действия
явлений
и
предметов в данный момент на органы чувств, включающее осмысливание
явлений и предметов на основе предшествующего опыта, то есть на основе
памяти. Представление – это образ предмета или явления, возникающий в
сознании на основе прошлых восприятий. Представлять – значит мысленно
видеть или слышать.
Разделение слуха на внешний и внутренний до некоторой степени
условно, так как оба эти вида взаимосвязаны. Но доля внутреннего слуха
колеблется и в количественном и в качественном отношениях, и именно она
влияет на музыкальный слух в целом.
Внутренний
слух
–
способность
представлять
музыку
в
сознании,
внутренне слышать и переживать не исполняя и реально не слушая ее, а
узнавая и воспроизводя музыку по памяти.
Внутренний
слух
различается
по
степени
яркости
внутренних
слуховых
образов
и
по
сложности
их,
то
есть
может
охватывать
все
перечисленные выше явления, но и ограничиваться несколькими из них, или
даже отдельными, одиночными.
Хороший
внутренний
слух
справедливо
ассоциируется
с
высокой
степенью
профессионального
музыкального
слуха,
поскольку
открывает
широкие возможности для многогранной музыкальной деятельности.
Индивидуальные особенности музыкального слуха
Идеальный внутренний слух обладает свойствами, развитыми самым
наилучшим образом. Относительный или абсолютный, он должен быть и
мелодическим
и
гармоническим,
отличаться
яркостью
представлений,
произвольно или не произвольно опираться на чувство музыкальной логики,
быстрое, точное, полное вспоминание, иметь значительный объем памяти и
охватывать все формы внутреннего воспроизведения.
Как
показывает
педагогическая
практика,
музыкальный
слух
встречается в самых различных формах и степенях развития. Большей частью
мы
наблюдаем
благоприятные
или
неблагоприятные
сочетания
свойств
внутреннего
слуха,
которые
дают
бесконечное
количество
его
разновидностей.
Нет
двух
людей
с
одинаковым
качеством
музыкального
слуха.
В
конкретных
случаях
музыкальный
слух
отличается
как
положительными особенностями, так и недостатками, которые у одних людей
проявляются
в
большей
ступени,
у
других
в
меньшей,
у
одних
легче
исправляются, у других труднее.
Если
говорить
о
недостатках,
то
их
перечень
бесконечен.
Вот
некоторые,
часто
встречающиеся
недостатки,
с
которыми
сталкиваются
преподаватели сольфеджио.
Одни хорошо поют с листа, хорошо пишут одноголосные диктанты, но
плохо
слышат
аккорды,
как
в
отдельности,
так
и
в
последовательности.
Другие прекрасно слышат аккорды и последовательности их, но не пишут
диктанты.
Третьи
пишут
любые
диктанты,
но
не
слышат
аккордовых
последовательностей.
Недостаточно
развитый
внутренний
слух
затрудняет
работу
по
сольфеджированию: учащиеся отстают в определении на слух интервалов,
аккордов, аккордовых последовательностей, в восприятии метроритма при
пении,
записи
диктантов.
Так,
при
определении
на
слух
интервалов
в
тональности одни ученики хорошо слышат фонизм отдельных интервалов, но
не чувствуют их ступеневого значения в ладу, не ощущают соотношения
устойчивых
и
неустойчивых
ступеней;
другие
слышат
гармонические
интервалы в тональности и не определяют мелодических; третьи – наоборот.
В
определении
фонизма
интервалов
одни
путают
интервалы
по
их
ступеневой
величине
(например,
кварту
и
квинту),
не
могут
их
не
представить,
ни
спеть;
другие
ошибаются
в
тоновой
величине
при
одинаковой ступеневой, например не отличают м.3 от б.3; третьи плохо
слышат, представляют и поют мелодические интервалы; четвертые не поют
нисходящие интервалы.
В пении у одних – фальшь: понижение, повышение звуков, потеря
строя; у других – отсутствие ощущения ладовых тяготений, вводного звука.
Отсюда
путаница
при
пении
диатонических
и
хроматических
звуков
(ступеней). Некоторые ошибаются при пении интервальных скачков; другие
поют только восходящие ходы, нисходящие – не могут, не чувствуют ни
интервала, ни тяготения звуков; третьи не чувствуют ходов по аккордовым
звукам и т.д.
Каковы же пути исправления перечисленных недостатков? В данной
работе
рассматривается
вопрос
изучения
одной
из
главных
тем
в
курсе
сольфеджио – интервалов, т.к. интервал – основа музыкальной интонации, он
же лежит в основе аккордов или гармонии. Поэтому так важна работа над
ним и ответственен начальный этап освоения.
Образное восприятие интервалов
«Первоначальная причина всякого
поступка лежит всегда по внешнем
чувственном возбуждении, потому
что без него никакая мысль
невозможна»
(Сеченов И.М.)
В настоящее время в педагогике прочно утвердилась мысль о том, что
учить детей нужно в согласии с природой детского организма. Тогда обучение
любому предмету, в том числе и сольфеджио, проходит успешней и приносит
радость
и
удовлетворение
как
педагогу,
так
и
его
учащимся.
Явившись
руководством
к
действию,
эта
мысль
легла
в
основу
данной
методики
начального изучения интервалов.
Известно,
что
дети,
в
отличие
от
взрослых,
владеют
двумя
взаимообусловленными
особенностями:
активностью
чувственных
форм
восприятия и «чрезвычайной эмоциональностью» (Крупская). Жизнь ребенка
наполнена
предметно-конкретной
деятельностью,
которая
является
первичной по отношению к слову, мысли и, следовательно, на раннем этапе
обучения должна доминировать. Для предмета сольфеджио, включающего в
себя в условиях ДМШ и элементы музыкальной грамоты, это означает, что
зрительные,
двигательные,
слуховые
впечатления,
эмоционально-
одухотворенное
восприятие
музыки
должны
предшествовать
словесным
формулировкам (правилам, определениям, теоретическим выкладкам).
Вспомним слова Б. Асафьева «К терминологии… следует подходить с
таким
расчетом,
чтобы
термин
обобщал
то,
что
уже
все
стало
ясно
из
предшествовавших наблюдений над материалом и без. Никогда термин не
должен дедуктивно предшествовать явлениям, который он определяет, но
которые еще неизвестны».
Предметность
восприятия
предполагает,
помимо
всего
прочего,
активное использование наглядных средств в обучении. Педагог действует по
принципу Я.А. Коменского: «Все, что можно, представлять, для восприятия
чувствами».
Используя
куцановский
метод
знакомства
с
интервалами
по
картинкам (возможный вариант – по игрушкам), мы усиливаем слуховые
впечатления детей зрительными и эмоциональными. Последнее особенно
важно не только потому, что дети «князья чувств» (Я. Корчак), но и в связи с
тем, что состояние эмоционального подъема мобилизует все силы организма,
усиливает
работоспособность
и
ведет
к
более
прочному
запоминанию
материала.
Зрительное воплощение одного и того же интервала у разных педагогов
может
быть
различным.
Так,
чистая
кварта,
звучащая
активно,
чуть
грубовато, может изображаться лягушонком (ква-а-арта) или (квар-р-рта»), а
спокойная
секста
–
добродушным
медведем
или
благородным
оленем.
Главное, чтобы педагог, персонифицируя интервал, учитывал специфику его
звучания и величину расстояния между звуками. Нам показался удобным
следующий зрительный ряд:
Прима – мышка (пищит на одном звуке);
Секунда – ежик («колючее», немного сердитое звучание);
Терция – зайчик («мягкий», узкий консонанс);
Кварта – ворона;
Квинта – снегурочка (звучит спокойно, прозрачно, холодновато);
Секста – мишка;
Септима – тигренок (задиристый, любитель порычать);
Октава – лиса (у нее длинный пушистый хвост, величину которого
ребята изображают руками).
В
картинках
могут
содержаться
подробности,
которые
помогут
педагогу
и
детям
создать
музыкальные
сказки,
например
лиса
сидит
у
самовара, ворона держит в клюве шайбу, мышка несет торт и т.д.
Пользуясь
подобной
системой
картинок,
педагог
опирается
на
имеющиеся у школьников знания, жизненный опыт. Тем самым он приводит
в действие механизм ассоциации («приплюсование» к уже имеющемуся в
памяти»), т.е. ускоряет и облегчает создание нужных слуховых навыков.
Последние будут к тому же весьма прочными, ибо процесс запоминания, как
и ассоциации, строится на связи нового со знанием, уже имеющимися в
«картотеке» мозга. При этом задействуется именно тот тип памяти, который
наиболее
развит
у
младших
школьников
–
память
образная,
наглядно-
чувственная, и, что еще важно – непреднамеренная. Кстати, если педагог
начинает изучение интервалов с определения «Интервал – это расстояние
между двумя звуками», он также включает ассоциативную связь, ведь слово
«расстояние»
детям
знакомо,
но
оно
достаточно
близко
и
абстрактно.
Первоначальное образное восприятие интервалов дает яркость впечатлениям,
строится
на
ассоциации
с
«характером»
знакомых
и
любимых
существ.
Таким образом, с первых уроков дети убеждаются в том, что музыкальный
язык является не формальным набором звуков, а средством «выражения».
Путь изучения интервалов в ДМШ может быть следующим:
I четверть – терция, секунда. Знакомство с ними строится на контрасте
мягкого
(консонанс)
и
колючего
(диссонанс)
звучания.
Оба
интервала
небольшие и легко обозреваются на клавиатуре.
II
и III
четверть
–
квинта,
октава,
прима.
Квинту
учащиеся
фортепианного
отделения
играют
в
начале
обучения.
Сформированные
слуховые навыки помогают созданию технических, подготовят их. Кроме
того, квинта входит в состав трезвучия, вместе с терцией участвуют в его
обозначении.
С октавой и примой учащихся удобней знакомить одновременно, т.к.
оба интервала строятся на повторении одного звука, на месте или через
октаву.
IV четверть – кварта, секста, септима.
После
ознакомления
со
всеми
интервалами
своеобразным
музыкальным обобщением их ряда может служить песенка «От примы до
октавы».
Она пропевается и проигрывается на фортепиано как педагогом, так и
детьми, в восходящем и нисходящем направлениях (тем самым охватываются
все чистые, большие и малые интервалы).
Целесообразно также познакомить первоклассников с большой, малой
секундой,
большой
и
малой
терцией.
Это
становится
возможным
после
изучения тона и полутона. Никаких сложностей с м.2 и б.2 не возникает, ибо
м.2= полутону, а б.2 есть тон. Определение качественной величины терции
также строится на основе знаний тон-полутон. Поначалу учащиеся играют
терции только на белых клавишах. Если в терцию входит полутон «ми-фа»
или
«си-до»,
интервал
определяется
как
малый.
Если
нет
полутона
–
большой.
И
здесь
первоначальные
–
образные
и
слуховые:
м.2
(полутон)
–
плакса, жалуется на то, что он всего лишь половина от целого, б.2 (тон) –
спокойный (взрослый ежик), м.3 – грустный маленький зайчик (потерял
морковку,
или
маму,
нет
друга
–
возможны
различные
объяснения
его
«мирного настроения»), б.3 – бодрый, веселый, большой зайчик.
Существует четыре основных формы работы с интервалами: слуховой
анализ, игра на фортепиано, анализ текст мелодии (пьесы), построение в
тональности
или
от
звука.
Два
последних
вида
работы
является
сугубо
техническими, в связи с чем мало используются в начале обучения. Основной
упор
педагог
должен
делать
на
слуховом
анализе
и
приобретении
практических
навыков
–
игре
на
фортепиано,
ибо
лучший
способ
закрепления знаний – самостоятельное действие. При этом педагог помогает
детям
выработать
оптимальные
приемы
нахождения
интервалов
на
клавиатуре:
Секунда – нажать две соседние клавиши;
Терция – через клавишу;
Квинта – пять пальцев – пять клавиш, нажимает крайние;
Октава – найти такую же клавишу выше или ниже заданной;
Кварта – через две клавиши;
Секста – на 1 звук шире квинты;
Септима – на 1 звук уже октавы.
Учащиеся с удовольствием играют интервалы, ибо думают при этом не
столько
о
ступеневых
величинах,
сколько
о
«персонажах»,
через
эти
величины реализуемых, «оживляемых».
Вот пример того, как процесс узнавания интервалов может быть вписан
в сюжетную канву.
Педагог: «Зима. Крепко спит в берлоге… (убаюкивающее звучат сексты
в нижнем регистре). К своему другу медведю катится на лыжах… (колючие,
острые секунды на педали передают эффект скольжения). Еж поет веселую
песенку (она может быть любой, на выбор педагога), дети ему подпевают.
Секунда стучится в берлогу, секста нехотя просыпается. Еж сообщает мишке,
что видел в дороге:
Зайчата
играют
морковкой,
т.к.
потеряли
шайбу
у
…
(резковато,
каркающее звучит кварта). Друзья отправляются к вороне… бежит впереди, а
…
пыхтит
сзади.
Вот
и
дерево,
на
котором
живет
кварта.
Постучат
по
дереву…
(секунда
сыграла
в
ритме).
Ворона
не
услышала.
Попросили
повторить дятла (дети стучат карандашами по столам). Кварта выглянула из
гнезда, выслушала песенку про зайцев (на этот раз дети, запомнив слова,
активнее помогают учителю). Она решила стать судьей матча и с шайбой
полетела к пруду (звучат кварты в восходящем направлении). За ней семенит
и переваливается…
Смотреть игру собрались: … (спокойная, улыбающаяся своим друзьям
кварта) … (задиристый непоседа тигренок – септима) … (маленькая робкая
мышка – прима) … (октава с пушистым длинным хвостом).
После окончания матча… (октава) пригласила всех на чай. Отказались
только …, побоявшись растерять горячего. А остальные двинулись в путь.
Учитель играет, а дети отвечают в каком порядке идут зверюшки. Все вместе
они поют песенку про дружбу.
Подобную форму слухового анализа можно назвать непроизвольной (по
аналогии с произвольной памятью).
Попутно идет работа над ритмом (ритмическое эхо, например), пение
гаммы (песенка про зайчат), выразительностью исполнения (во всех песнях);
педагог обращает внимание детей на изучение элементов музыкального языка
(трезвучие, тетрахорд, секвенции, реприза и т.д.).
Конечно, столь протяженную форму работы учитель использует не на
каждом
уроке.
Чаще
он
ограничивается
неформальными,
т.е.
несущими
эмоциональную нагрузку, вопросами и заданиями типа: разгадай загадку –
«под соснами, под елками лежит мешок с иголками» - и ответ сыграй; или
послушай
и
скажи,
у
кого
сегодня
день
рождения
в
лесу,
кто
пришел
поздравить именинника, кто торопился, опоздал? При этом выразительность
исполнения интервалов должна соответствовать характеру происходящего
(интервал может звучать торопливо, стеснительно, горделиво, робко и т.д.).
Не
обойтись
на
уроке
и
без
технических,
формальных
заданий
(спой
интервал,
сыграй
его
на
фортепиано,
назови
прозвучавший),
но
в
начальном периоде обучения задания, несущие определенную смысловую
нагрузку, преобладают.
На
первых
порах
педагог
стремится
создать
у
детей
обновленный
зрительный образ того или иного интервала. Затем «внешне» подвергает
измерению, хотя характер интервала остается в общем-то прежним. Здесь
также может быть использована сказка, но такая, где отсутствуют знакомые
герои – вместо них действуют иные персонажи. Учитель советуется с детьми,
какой интервал будет изображать лягушонка? Бабочку? Кузнечика?
Последующим этапом работы по слуховому анализу интервалов будет
осознание изменения специфики звучания «характера» одного и того же
интервала. Ведь в музыке нет ничего неизменного, раз и навсегда данного, и в
контексте
музыкального
произведения
интервалы
могут
приобретать
различные выразительные значения. Вновь призовем на помощь сказку, на
этот раз – русскую народную.
«Заяц-хваста».
В
ней
ворона
–
спокойная,
мудрая,
справедливая
и
кварта
будет
звучать
га
«р»
в
неторопливом
темпе.
А
заяц-хвастун?
Сыгранная терция в нижнем регистре приобретает грубоватый характер, в
верхнем регистре – будет визгливой, и – в быстром темпе – «болтливой».
Подобно
интервалам,
персонифицируются
или
наполняются
определенным смысловым содержанием и трезвучия (б53, м53, ум53,ув53).
Тогда дети смогут познакомиться с ними к концу первого класса (порядок
изучения трезвучия соответствует их перечислению).
Возможны следующие варианты: б53 – день, Иван Царевич; м53 –
вечер, Царевна-Несмеяна, томящаяся у Кощея; ум53 – Баба Яга, Кощей; ув53
– утро, волшебный меч, который будет побеждать Кощея.
И здесь почва для сказок, сценок, мотивационных вопросов и заданий
создается
через
наглядность
и
конкретность,
сопутствующих
слуховому
восприятию, через ассоциативную связь с жизненным опытом.
С помощью такого подхода можно объяснить и обращение аккордов и
интервалов, выразив его в поэтической и зримой формах.
Есть четыре вида в музыке трезвучий,
Тут попробуй угадай, кто из них здесь лучший.
Обозначим буквой М – малое минорное,
А большое – буквой Б – ведь оно мажорное.
Из больших из терций состоит наш УВ.,
А из малых терций получился УМ.
Каждое трезвучие любит обращаться,
Потому что каждый хочет в друга превращаться.
Т- в тонический Т6 или Т64,
Это знают музыканты
Все и во всем мире.
Интервалов знаем восемь:
Малых, чистых и больших.
Про тритоны мы не спросим,
Не совсем он из простых.
Прима – словно балерина
На пуантиках стоит.
Обернется прима-пава
Только в чистую октаву.
А секунда, еж колючий,
Так и колет слух ему.
Обернется еж-секунда
Непременно в септиму.
Лебедь-терция-царевна
Хочет быть невестой.
Только крылышком взмахнет,
Обернется в сексту.
Кварта – чистая опять,
Хочет чисто прозвучать.
Нижний звук наверх поднимет
Станет квинтою Ч5.
И летают интервалы, словно в небе птицы,
Обращенный интервал вновь назад стремится:
Септима – в секунду,
Секста в терцию опять,
А октава станет примой,
Квартой станет наш Ч5.
Много-много прочитать
Я могу о звуках,
Но пора нам начинать
На вопросы отвечать.
Таким
образом,
опираясь
на
самой
природой
данные
возможности
детского организма, мы можем ускорить темп обучения; упрочить знания
маленьких учащихся и, в первую очередь, их слуховые навыки, внести в эти
занятия творческое начало, интерес к предмету.