Автор: Кошелева Елена Николаевна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: РГБОУ
Населённый пункт: г. Черкесск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ К-ЧМК В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Раздел: среднее профессиональное
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СТУДЕНТОВ К-ЧМК В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Е.Н. Кошелева,
Во время обучения при освоении общеобразовательных дисциплин
студент
должен
овладеть
определенным
уровнем
общепрофессиональнной
компетентности.
Используя компетентностный подход, как
преподаватель
математики, считаю необходимым, доносить до студента знания, умения и
навыки,
чтобы
он
мог
осуществлять
продуктивную
и
осознанную
деятельность
в
профессиональной
области.
Одна
из
главных
ролей
принадлежит учебно–познавательной компетенции, в ее рамках определяются
требования
соответствующей
грамотности:
владение
измерительными
навыками,
использование
вероятностных,
статистических
и
иных
методов
познания. В своей методической работе применяю четыре направления для
ф о р м и р о в а н и я познавательной
компетентности:
1)использование
профессионально-ориентированных
сведений; 2)создание проблемных
ситуаций;
3)организация
проектной
деятельности;
4)техниче ское
усовершенствование дидактического материала.
Первое направление заключается в использовании профессиональных
сведений на уроках математики. Например: тема
«Метрическая
система
единиц» тесно
переплетается
с темами
по
фармакологии: «Жидкие,
твердые, мягкие лекарственные формы», «Рецептура»; тема: «Пропорция.
Задачи на проценты» имеет непосредственную межпредметную связь с
темой: «Приготовление растворов для дезинфекции.» ПМ Решение проблем
пациента посредством сестринского ухода. Практика работы показывает, что
именно
с
помощью
профессиональной
направленности,
которая
методически правильно включена в содержание урока, можно формировать у
студентов
представления
о
необходимости
математических
навыков
в
профессиональной деятельности.
Второе направление – создание на уроках проблемных ситуаций,
наряду
с
которыми
целесообразно
применить
и
проблемные
задачи
с
недостающими,
избыточными,
противоречивыми
данными,
с
заведомо
допущенными ошибками. Подать ошибку можно по разному, но наиболее
продуктивный
способ
–
«парадоксальный».
Для
лучшего
запоминания
ошибку нужно
осознать,
и «пережить», т.е. получить
положительные
эмоции, оттого, что ошибку ликвидировали.
Третье направление - организация проектной деятельности студентов.
Меняется роль студентов в обучении. Они выступают уже не как статисты, а
как активные участники, так как в основе метода проектов лежит тезис: «Я
знаю, для чего мне надо всё, что я познаю». Проект активизирует и развивает
познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания и
ориентироваться в информационном пространстве. Назову
темы,
которые
выбирались студентами для проекта: «Золотое сечение в стоматологии»,
«Математика
в
генетике»,
«Оценка
пропорциональности
развития
ребенка», «Использование математики в профессиональной деятельности
медицинских работников среднего звена»
Четвёртое
направление –
техническое
усовершенствование
дидактического материала. Для студентов разработана система методических
заданий – дидактические тренажёры, тесты с использованием компьютерных
технологий, что способствует активизации их мыслительной деятельности.
В
основе
всех
направлений
для
формирования познавательной
компетентности
лежит
деятельностный
подход,
предполагающий
максимальное
включение
студентов
в
различные
виды
самостоятельной
познавательной
деятельности.
Это
способствует
более
глубокому
и
осмысленному
усвоению
математики,
приобретению
умений
и
навыков
непосредственно
по
дисциплине, а
так же закладывает
фундамент, на
котором будет строиться дальнейший
профессиональный рост выпускника
среднего медицинского учебного заведения, как компетентного специалиста.
Библиографический список:
1. В оровщиков
С .Г.
Уч ебно-познавательная
ко м п е т е н т н о с т ь
старшеклассников:
состав,
структура,
деятельностный
компонент:
Монография. – М.: АПK и ППРО, 2006.
2. Зимняя
И.
А.
Ключевые
компетенции
–
новая
парадигма
результата
современного образования. / Интернет-журнал «Эйдос», 2006
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты /
Интернет-журнал «Эйдос», 2002.