Автор: Будаева Надежда Викторовна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МДОБУ "ЦРР - Детский сад № 12 "Улыбка"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Логоритмика в подготовительной группе
Тема: "Гуси - лебеди" (по мотивам русской народной сказки)
Раздел: дошкольное образование
Занятие по логоритмике для детей подготовительной логопедической
группы
Тема: «Гуси-лебеди» (по мотивам русской народной сказки)
Подготовили:
Воспитатель – Будаева Н.В.
Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и
коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Воспитывать любовь к сказкам.
Задачи:
• Развивать тонкую, общую и артикуляционную моторику, пантомимику,
речевое дыхание, речевой слух, внимание, мелодико – интонационную
сторону речи, чувство ритма, музыкальный слух, слухо – двигательную
координацию;
• Воспитывать выразительность движений, способность переключаться с
одного поля деятельности на другое, умение перевоплощаться, умение
согласовывать музыку с движением.
• Создавать у детей положительную установку на занятия.
Оборудование: Музыкальный центр, Презентация-иллюстрация сказки
«Гуси-лебеди», мячики Су-джок, деревянные палочки, обручи, массажные
коврики.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
СЛАЙД 1
Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии в исполнении
оркестра русских народных инструментов по выбору и встают в круг.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Здравствуйте, ребята! Назовите свои имена ласково и хлопайте в ладоши на
каждый слог.
ДЕТИ: Ко-ле-нька……
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ребята, а вы любите сказки?
Встанем дружно мы рядком
Да поговорим ладком
Про сказки русские, известные
И до сих пор нам интересные.
СЛАЙД 2
ВОСПИТАТЕЛЬ: В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них
дочка Аленушка да сынок Ванюшка. Ждали они как-то к себе гостей. Да
принять-то их надо хорошо, вкусным угостить да разносолами удивить.
Отправились маменька с папенькой в город за покупками. А Аленушке
родители наказали дома прибраться да за Ванюшкой малышом присмотреть.
Сами лошадь в дрожки запрягли и поехали.
Слушайте слова песни и повторяйте за мной движения руками по спине
друга.
МАССАЖ СПИНЫ (под песню «Дождик» Е.Попляновой)
Дождик бегает по крыше –
Бом! Бом! Бом!
По весёлой, звонкой крыше -
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите, -
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите,-
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте -
Бом! Бом! Бом!
А уйду – тогда гуляйте …
Бом… Бом … Бом …
Стоят в кругу, друг за другом и похлопыва-
ют ладонями по спинкам друг друга.
Похлопывают пальчиками.
Поколачивают кулачками.
Растирают рёбрами ладоней.
Кладут ладони на плечи и большими
пальцами растирают плечи круговыми
движениями.
Поглаживают ладонями
ВОСПИТАТЕЛЬ: А Аленушка дома прибирается, хлопочет.
СЛАЙД 3
ВОСПИТАТЕЛЬ: Всё по дому Алёнушка сделала. Услыхала девчушка
голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала
играть да хороводы водить с подружками.
ХОРОВОД «НА ГОРЕ-ТО КАЛИНА» (муз.руководитель)
ИГРА «КАРУСЕЛЬ»
СЛАЙД 4
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пока дети на улице играли, налетели гуси-лебеди,
подхватили мальчика и унесли его в тёмный лес к Бабе-Яге.
Ничего не оставалось Алёнушке, отправилась в лес искать братца. И мы
следом пойдём.
Встаньте за мной, пойдём змейкой.
Узкая дорожка на пути,
Нужно «змейкой» нам идти.
Звучит «Змейка». Дети идут «змейкой по залу».
Куст, пенечек впереди,
Их придется обойти.
Звучит «Этюд». Дети обходят кубики.
Низкие ветви на пути,
Под ними нужно проползти.
Звучит легкая музыка В.А. Моцарта. Дети ползут на четвереньках под
дугами (4 дуги).
Небольшой ручеек
Нам дорожку пересек.
Выше ножки поднимайте
И по камушкам шагайте.
Звучит
полька «Ручеек».
Дети
идут
по
дорожке
из
скакалок,
высоко
поднимая ножки.
Дети останавливаются у экрана.
СЛАЙД 5
Дошла Алёнушка до печки. Просит печка девочку открыть заслонку, вынуть
пышки и пироги, пока не сгорели. Некогда Алёнушке, но пожалела она печку,
вынула пироги.
Мы покажем как пышки да пирожки в печку попали.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
1. «Месим тесто». Толкать языком то в одну, то в другую щёку.
2. «Раскатываем тесто». Проталкивать язык через зубы.
3. «Блинчик». Расслабленный язычок кладем на нижнюю губу.
4. «Кладем начинку». Завернуть края языка.
5. «Печём пирожки». Надуть щёки и медленно выпустить воздух через
расслабленные губы произнося пух-х-х.
6. «Вкусный пирожок». Облизать губы языком.
ВОСПИТАЛЬ: Печка в благодарность угостила Алёнушку румяной
пышечкой.
И приготовила для нас игру с мячом «Назови слово». Я называю первую, а вы
добавляете слог ТИ, и скажите, какое слово получилось.
ДЕ-ТИ, ЗАЙ-ТИ, НАЙ-ТИ, ДОЙ-ТИ, НИ-ТИ.
Сейчас будем добавлять слог ТА:
БИ-ТА, ВА-ТА, БУХ-ТА, ДА-ТА, ИКО-ТА,
А теперь будем добавлять слог ТО:
ЛО-ТО, ТЕС-ТО, МЕС-ТО, ФО-ТО, АВ-ТО.
Молодцы ребята! Печке очень понравилось с нами играть.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пошла Алёнушка дальше. Путь становится всё опаснее.
Смотрите, кто-то потерял корзинку с палочками. Что же с ними можно
сделать?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, это палочки непростые. Если веселые палочки в
руки взять, то они помогут Аленушке дорогу указать.
Присядем поудобнее.
РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ ПАЛОЧКИ» (Муз.рук)
СЛАЙД 6
ВОСПИТАТЕЛЬ: Видит Алёнушка, у дороги яблоня стоит. Спелые яблоки
наклонили её ветви. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки.
Хотя и торопится Алёнушка, но помогла яблоньке, собрала яблочки.
Яблонька угостила Аленушку яблоками.
ЧИСТОГОВОРКА Т-Ть (воспитатель)
Та-та-та – яблочко моя мечта.
Ато-ато-ато – витаминами богато.
Ти-ти-ти – где же яблочко найти?
Ать-ать-ать – надо яблоню искать.
Сжимают и разжимают пальцы.
Хлопают в ладоши.
Поднимают и опускают плечи.
Приставляют к глазам то одну
ладонь, то другую.
СЛАЙД 7
Воспитатель раскладывает на полу обруч и высыпает мячики с корзины.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пошла Алёнушка дальше и вышла к речке. А она едва
течет, завалили русло её камни тяжелые.
Ребята, смотрите, какие необычные камни, они похожи на массажные
шарики. Кто же их заколдовал? Возьмите каждый по одному камню.
САМОМАССАЖ РУК с мячиком СУ-ДЖОК (Логопед)
Камнем я круги катаю
Взад-вперёд его гоняю
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Пальцем я его прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк
Камень катится меж рук.
Движения с мячом по тексту.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пожалела Алёнушка речку, отодвинула камни. Опять
побежала речка весело.
Воспитатель убирает обруч и мячики.
СЛАЙД 8
ВОСПИТАТЕЛЬ: Завела дорога Алёнушку в дремучий лес. Заблудилась
девочка.
Идет она по лесной тропинке, прислушивается к лесным звукам. Боязно
девочке.
От страха Алёнушка с места сдвинуться не может. Только слышит эхо и
повторяет за ним фразы на одном дыхании.
ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ на увеличение выдоха
«СТРАШНАЯ СКАЗКА» В. Емельянова, И. Трифоновой
Дети с логопедом повторяют за муз.руководителем сказку, произнося
каждую строчку на одном дыхании при выдохе.
Слушай …
Слушай шорох …
Слушай шорох чащи …
Слушай шорох чащи леса …
Слушай шорох: чаща леса дышит …
СЛАЙД 9
ВОСПИТАТЕЛЬ: Зашла Алёнушка в самую чащу. Там дом Бабы-Яги стоит.
Ванюшка у нее в избушке сидит плачет. Решила Алёнушка Бабу Ягу
перехитрить, сказала, что хорошие хозяева гостей чаем угощают с пирогами.
Стала Баба Яга пироги печь.
Давайте и мы поможем бабусе испечь пирогов.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА
«ИСПЕКИ НАМ ПИРОГИ»
(Муз. руководитель)
СЛАЙД 10
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пока Баба-Яга возилась с пирогами, Аленушка взяла
братца на руки и побежала домой. А гуси-лебеди отправились в погоню. Но
речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей
от гусей. Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой.
СЛАЙД 11
Вернулись ребята домой целые и невредимые. А тут и родители приехали, и
гости на пороге.
Ребята, а гостей мы встретим веселой песней
ПЕСНЯ «К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ» (Муз.руководитель)
МР: Тут и сказке конец, а кто слушал и смотрел молодец!
Ребята ну и вам пора возвращаться в группу. Попрощайтесь с нашими
гостями.
Дети под русскую народную мелодию выходят из зала.