Организация работы дополнительного образования в направлении декоративно-прикладного творчества
Автор: Маслова Наталья Васильевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: КГБОУ "Назаровская общеобразовательная школа" Населённый пункт: г .Назарово, Красноярский край Наименование материала: Статья с методической разработкой инструкционно-технологической карты Тема: Организация работы дополнительного образования в направлении декоративно-прикладного творчества Раздел: среднее профессиональное
направлении декоративно-прикладного творчества в КГБОУ
«Назаровская общеобразовательная школа».
Цель: Ознакомление участников мастер-класса с организацией работы
дополнительного образования через участие в творческой мастерской.
Задачи:1. Познакомить участников мастер-класса с организацией
дополнительного образования КГБОУ «Назаровская общеобразовательная
школа».
2. Организовать групповую и парную работу при создании коллективного
продукта «Панно».
Доклад.
( Доклад сопровождается показом презентации, где использованы
фотографии с проведённых в школе мастер-классов, творческих
мастерских, и других мероприятий дополнительного образования) 5 минут.
Дорогие коллеги, несомненно, что организация и проведение занятий
дополнительного образования является неотъемлемой частью работы учителя
предметника и особенно учителя технологии, т.к. специфика этого предмета
предполагает не только приобретение учащимися ЗУНов, но и их
применение на практике, расширение видов деятельности, развитие
инициативы, интереса и творчества детей.
Деятельность учителя по организации дополнительного образования должна
осуществляться в системе, а не сводиться только к разработке программ и
проведению традиционных кружковых занятий.
Наряду с занятиями в кружке, педагоги дополнительного образования нашей
школы используют и другие организационные формы.
В нашей школе уже традиционно проводятся «Недели технологии», где мы
организуем, на ряду с открытыми уроками , интегрированные уроки,
мастер-классы, творческие мастерские , внеклассные мероприятия с
родителями, викторины и конкурсы по профилям трудового обучения.
Одной из форм проведения являются Творческие мастерские – педагогом
организуется занятие для целевой группы участников, в итоге которого
появляется реальный продукт коллективного труда. Это может быть панно,
карнавальные декорации, изделие определённой тематики и т.д. А главным
результатом творческой мастерской является положительная мотивация
школьников, сплочение группы, повышение интереса к труду.
Нашей «находкой» является «Творческий поезд» - это проведение
одновременно нескольких творческих мастерских, ограниченных по времени
( =20 минут) и сменных по составу групп. Как это происходило: учащиеся
получили «билеты-путёвки» , по которым каждая группа побывала на
нескольких «станциях» и украшала на каждой станции отдельный вагон
изделиями из различных материалов и в различных декоративных техниках.
Ребята со своим «вагонвожатым» переходили из одной мастерской в другую,
где каждый ученик выполнял небольшое изделие и тут же помещал на
подготовленные основы (вагоны). По окончании работы всех мастерских эти
нарядные вагоны были перенесены в общее помещение и составили целый
поезд- выставку. После этого все гости школы и родители смогли видеть и
оценить работу наших школьников. Учащиеся с удовольствием делились
полученными умениями друг с другом, с интересом разглядывали все
вагоны, потом долго ещё вспоминали данное мероприятие. Значительно
повысился интерес к занятиям дополнительного образования.
Творческие мастерские с участием родителей - проводятся самими
учащимися для родителей в рамках Дня открытых дверей в школе.
Результатом является социализация и самореализация учащихся,
положительная мотивация по отношению к дополнительному образованию.
Выездные мастер-классы , проводимые учащимися. Проводятся на
городских праздниках, мероприятиях, в городском обществе инвалидов.
После выездных мастер-классов получена масса отзывов от целевой
аудитории. А главное, результатом таких мероприятий является значительная
социализация ребят.
Мастер-классы для педагогов школы - проводятся учащимися для
педагогов нашей школы. И, как результат, - повышение мотивации и
интереса к дополнительному образованию, улучшение собственных умений и
личностных качеств.
Дополнительное образование в нашем образовательном учреждении
развивается. Мы с ребятами стараемся участвовать в выставках, конкурсах,
мероприятиях разного уровня, имеем успехи и занимаем призовые места. И
это очень важно для наших учеников, для их развития и самоутверждения.
Для дальнейшего успешного развития дополнительного образования в школе
в этом учебном году создан и в данный момент продолжает оборудоваться
специальный кабинет декоративно-прикладного творчества, где занимаются
учащиеся во второй половине учебного дня.
Установка на работу в творческой мастерской \2 минуты.
Дорогие гости, разрешите мне предложить вам участвовать в работе
творческой мастерской. В итоге нашей работы мы получим продукт нашей
совместной деятельности - настенное панно. Наша работа пройдёт в два
этапа. Перед вами в коробочках лежат цветные жетоны. Возьмите по одному
жетону. Теперь прошу пройти участников с красными жетонами в правую от
меня группу, а участников, кому достались зелёные жетоны, прошу пройти в
левую от меня группу.
Основная часть \25 минут.Работа в творческой мастерской
Первый этап - работа в группах. Каждой группе я приготовила всё
необходимое для работы: материалы , инструменты. Так же у вас на столе
есть технологические инструкционные карты, где вы видите технологию
изготовления детали цветка. (Повторение ТБ). На эту работу вам отводится
12 минут.
Второй этап – работа в парах. Итак, вы успешно справились с первым
заданием. Теперь, чтобы продолжить, нам необходимо организовать работу в
парах. Для этого я попрошу сесть рядом участников с жетонами одинакового
цвета. Дорогие участники , теперь перед вами задача: из тех деталей, которые
вы сделали своими руками вам предстоит собрать целые цветы. Какие
получатся цветы? Верно, это цветы виолы( анютины глазки).Проверьте
готовность к работе. Так же у вас на столе есть технологические
инструкционные карты, где вы видите технологию изготовления целого
цветка из шёлковой ленты. На выполнение этого задания вам отводится 12
минут.
Заключительный этап работы. \ 1 минута.
Прошу вас готовые цветочки прикрепить на приготовленную основу
(участники подходят и приклеивают свои цветы на основу при помощи
термо-пистолета). Итог( продукт)-нарядное настенное панно.
Рефлексия. \ 5 минут. Дорогие участники мастер-класса, вы только что
работали в творческой мастерской. Я не преследовала цель показать вам
новый или неизвестный вид прикладной техники, наоборот, предложила
довольно простое задание. Но организацию работы в творческой мастерской
выстроила в два этапа: в форме работы в группе и работы в паре. В итоге
получился реальный продукт – вот такое нарядное панно. Очень хотелось бы
выслушать ваши отзывы по отношению к нашей работе .
Подведение итога 5минут
На нашем мастер-классе мне хотелось поделиться с вами апробированными
формами работы по организации дополнительного образования в школе,
позволяющими повысить интерес учащихся к занятиям в направлении
декоративно-прикладного творчества, расширить творческий потенциал,
фантазию и круг практических умений ребят.
Разработала: Н.В. Маслова
Изготовление фиалки из шёлковых лент.
Инструкционно -технологическая карта
Работа в группах.
Группа № 1
№
п\п
Описание этапа работы
Изображение
Инструменты,
материалы
1
Сделать шов вперёд
иголку по намеченным
линиям, как показано на
рисунке .
Лента, иголка с
ниткой
2
Стянуть плотно нить,
соединить края ленты
стежками и закрепить.
Лента, иголка с
ниткой
3
Расправить деталь- это
нижние лепестки фиалки.
Проверить качество,
отрезать лишнюю нить.
Ножницы
Группа № 2
№
п\п
Описание этапа работы
Изображение
Инструменты,
материалы
1
Сделать шов вперёд иголку
по намеченным линиям, как
показано на рисунке.
Лента, иголка с
ниткой
2
Стянуть плотно нить,
соединить края ленты
стежками и закрепить.
Лента, иголка с
ниткой
3
Расправить деталь- это
верхние лепестки фиалки.
Проверить качество,
отрезать лишнюю нить.
Ножницы
Изготовление фиалки из шёлковых лент.
Инструкционно -технологическая карта
Работа в парах.
№
п\п
Описание этапа
работы
Изображение
Инструменты,
материалы
1
Соединить два вида
лепестков так, чтобы
вверх был направлен
самый крупный
лепесток из детали с
тремя лепестками, а
деталь из двух
лепестков разместить
снизу и чуть
выдвинуть.
Две детали
цветка фиалки,
иголка с ниткой.
2
Соединить верхние и
нижние лепестка
цветка швом вперёд
иголку, придавая им
форму фиалки.
Две детали
цветка фиалки,
иголка с ниткой.
3
Прикрепить цветок на
основу (зелень).
Украсить середину
цветка бусинами.
Проверить качество,
отрезать лишнюю нить.
Заготовка
фиалки, бусины,
ленты,
ножницы.
Коллективная
работа. 1.
Разме стить
готовые
цветы
фиалок
н а
подготовленную основу и приклеить. Проверить качество работы, убрать
излишки клея.
Мастер-класс. Организация работы дополнительного
образования в направлении декоративно-прикладного
творчества в КГБОУ «Назаровская общеобразовательная
школа».
Цель: Ознакомление участников мастер-класса с организацией работы
дополнительного образования в направлении декоративно-прикладного
творчества в КГБОУ «Назаровская общеобразовательная школа».
Задачи:
*Познакомить участников мастер-класса с организацией дополнительного
образования в КГБОУ «Назаровская общеобразовательная школа»
*Организовать групповую, парную работу в творческой мастерской при
создании коллективного продукта (панно).
Разработала: учитель технологии
КГБОУ «Назаровская общеобразовательная школа»
Наталья Васильевна Маслова.
Организационный план
1 . Доклад с презентацией «Организация работы дополнительного
образования в направлении декоративно-прикладного творчества в КГБОУ
«Назаровская общеобразовательная школа». ( 5 минут)
2.Работа в творческой мастерской: изготовление фиалки из шёлковой ленты.
*
а. Работа в группах. (12 минут)
*
б. Работа в парах. (10 минут)
*
в. Коллективное оформление панно. (3 минуты)
*
Рефлексия
*
Подведение итогов
Для отзывов, заметок, замечаний, предложений
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Участник мастер-класса_______________________________
Доклад. Организация работы дополнительного образования в направлении
декоративно-прикладного творчества в КГБОУ «Назаровская общеобразовательная
школа».
1 Представиться.
2.
Дорогие коллеги, несомненно, что организация и проведение
занятий дополнительного образования является неотъемлемой частью работы учителя
предметника и особенно учителя технологии, т.к. специфика этого предмета предполагает
не только приобретение учащимися ЗУНов, но и их применение на практике, расширение
видов деятельности, развитие инициативы, интереса и творчества детей
. (1, 2слайд)
3.Неделя технологии в школе. 3 слайд
4.
Творческие мастерские . 4,5,6,7,8,9,10 слайд
А главным результатом творческой мастерской является положительная
мотивация школьников, сплочение группы, повышение интереса к
коллективному труду.
5. Нашей «находкой» является «Творческий поезд»
11,12,13 слайд
Результат: Значительно повысился интерес к занятиям дополнительного
образования, возросла активность детей, ребята заметно стали дружнее и
позитивнее в общении.
6. Творческие мастерские с участием родителей 14,15,16 слайд
Результатом : является социализация и самореализация учащихся, развитие
инициативы, интереса и творчества детей.
7. Выездные мастер-классы . После выездных мастер-классов получена
масса отзывов от целевой аудитории. А главное, результатом таких
мероприятий является значительная социализация ребят, они открываются
для общения с людьми. 17,18,19,20 слайд
8.Мастер-классы для педагогов школы как результат: повышение
мотивации и интереса к дополнительному образованию, улучшение
собственных умений и личностных качеств. 21,22 слайд
Дополнительное образование в нашем образовательном учреждении
развивается. Мы с ребятами стараемся участвовать в выставках, конкурсах,
мероприятиях разного уровня, имеем успехи и занимаем призовые места. И
это очень важно для наших учеников, для их развития и самоутверждения.
Для дальнейшего успешного развития дополнительного образования в школе
в этом учебном году создан и в данный момент продолжает оборудоваться
специальный кабинет декоративно-прикладного творчества,
Доклад. Организация работы дополнительного образования в направлении
декоративно-прикладного творчества в КГБОУ «Назаровская общеобразовательная
школа».
1 Представиться.
2.
Дорогие коллеги, несомненно, что организация и проведение
занятий дополнительного образования является неотъемлемой частью работы учителя
предметника и особенно учителя технологии, т.к. специфика этого предмета предполагает
не только приобретение учащимися ЗУНов, но и их применение на практике, расширение
видов деятельности, развитие инициативы, интереса и творчества детей
. (1, 2слайд)
3.Неделя технологии в школе. 3 слайд
4.
Творческие мастерские . 4,5,6,7,8,9,10 слайд
А главным результатом творческой мастерской является положительная
мотивация школьников, сплочение группы, повышение интереса к
коллективному труду.
5. Нашей «находкой» является «Творческий поезд»
11,12,13 слайд
Результат: Значительно повысился интерес к занятиям дополнительного
образования, возросла активность детей, ребята заметно стали дружнее и
позитивнее в общении.
6. Творческие мастерские с участием родителей 14,15,16 слайд
Результатом : является социализация и самореализация учащихся, развитие
инициативы, интереса и творчества детей.
7. Выездные мастер-классы . После выездных мастер-классов получена
масса отзывов от целевой аудитории. А главное, результатом таких
мероприятий является значительная социализация ребят, они открываются
для общения с людьми. 17,18,19,20 слайд
8.Мастер-классы для педагогов школы как результат: повышение
мотивации и интереса к дополнительному образованию, улучшение
собственных умений и личностных качеств. 21,22 слайд
---Я предлагаю вам сегодня принять участие в работе творческой мастерской.
Работа в творческой мастерской: изготовление фиалки из шёлковой ленты.
слайд 23
Орг план
слайд 24
Рефлексия.
Коллеги, на ваш взгляд, какие коррекционные задачи мы решаем, применяя
подобные формы организации дополнительного образования?
А какие вообще задачи мы решаем, привлекая детей в дополнительное
образование?
Подведение итогов.
При работе с детьми с ОВЗ необходимо как можно чаще менять формы
работы, позы, ведь наши дети быстрее утомляются, не могут долго
удерживать внимание. Кроме того, при работе в группах и парах происходит
формирование умения общаться, сотрудничать, договариваться.
Я считаю, что использование инструкционно-технологических карт –это
правильное решение при развитии навыков самостоятельного труда и умения
работать по алгоритму. Как раз при этом включаются все анализаторы,
ребёнку становится легче строить план работы.
На занятиях дополнительного образования ребята понимают, что их умения
можно применять в обычной жизни, делиться своими знаниями с
окружающими, что является решением наиглавнейшей задачей школы
-социализацией учащихся с ОВЗ.
Вопросы.