Напоминание

САМОПОДГОТОВКА УЧЕНИКОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБЩЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Дударева Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: САМОПОДГОТОВКА УЧЕНИКОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБЩЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: среднее образование





Назад




САМОПОДГОТОВКА УЧЕНИКОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дударева Валентина Михайловна,

воспитатель ГБОУ Уфимская

коррекционная школа-интернат №13

Ни у кого не вызывает возражения утверждение, что эффективность

самостоятельного усвоения знаний учениками

может быть повышена не

только за счет использования методологически обоснованных дидактических

средств

управления

учебным

процессом

на

уроке,

а

также

в

результате

формирования

у

обучающегося

высокомотивированного

отношения

к

личному самосовершенствованию во внеучебной деятельности. Поэтому мы

поддерживаем в каждом обучающемся стремление добывать новые знания

в процессе самостоятельного труда, ведь для обучающихся коррекционной

школы очень важно научиться работать самостоятельно, не только

под

наблюдением

учителя,

но

самостоятельно

и

при

подготовке

домашних

заданий.

О б щ е и з в е с т н о ,

ч т о у м е н и е

в ы п о л н и т ь

у ч е б н у ю

работу самостоятельно считается

показателем

качества коррекционной

работы.

Самостоятельность

деятельности

обучающихся

обеспечивается

общеучебными, общетрудовыми умениями, к которым относят не только

умение анализировать условия задачи и определить способ ее решения, но и

умение

планировать свою деятельность, обеспечивать самоконтроль хода

самостоятельной деятельности и оценивать ее конечный результат.

Общеучебные

умения

формируются

и

на

уроках,

но

только

при

выполнении

домашних

заданий,

где

воспитатель

имеет

возможность

проводить не очередной

дополнительный урок под своим

руководством,

появляется

больше

возможностей

для

организации

дифференцированного

подхода к выполнению поставленных задач перед каждым обучающимся

школы-интерната.

Воспитатель

может

регулировать

время

выполнения

работы каждым учеником, дополнительно объяснять способы выполнения

работы и восполнения пробелов в знаниях.

На

самоподготовке

воспитатель

решает

чрезвычайно

важную

для

реальной трудовой жизни ученика задачу, он приучает своего воспитанника

действовать

по

определенному

алгоритму

организации

любой

своей

деятельности. Этот алгоритм начинается с общеучебного умения

читать

задание, (инструкцию, памятку, рекомендацию и т.д.), сверяться с образцом

до

выполнения

работы,

просить

помощь,

если

возникают

проблемы

с

поиском

самостоятельного

образца.

Обучающийся

должен

научиться

контролировать время выполнения работы. Все эти действия необходимы для

формирования привычки

правильной

организации

работы

в

условиях

относительной

самостоятельности,

этим

мы

расширяем

круг задач,

решаемых учеником.

Кроме уже названных задач, воспитатель формирует такие качества, как

ответственное

отношение

к

учебному

труду,

настойчивость,

готовность

прийти

на

помощь

товарищу,

дисциплинированность,

организованность,

способствует пробуждению у них чувства долга по отношению друг к другу,

к коллективу группы, к учителю и воспитателю.

Одним из способов активизации процесса самостоятельной учебной

деятельности под руководством (наблюдением) воспитателя является подбор

необходимого

материала,

составление

заданий,

упражнений,

тренингов,

конструирование

образовательных

и

педагогических

задач

на

основе

проблемного

обучения,

создание

условий

для

поисковой

учебно-

познавательной

деятельности.

Большинству

наших

учеников

требуется

помощь воспитателя при выполнении домашних заданий, причем помощь

заключается

в

необходимости

обеспечивать

условия,

поддерживающие

мотивацию ученика к самостоятельной работе над заданиями.

Самостоятельная

работа

выполняется

с

использованием

опорных

дидактических материалов, призванных корректировать работу учеников и

совершенствовать

ее

качество.

Она

носит

деятельностный

характер

и

поэтому

в

ее

структуре

можно

выделить

компоненты,

характерные

для

деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной

задачи,

выбор

способов

выполнения,

исполнительское

звено,

контроль.

Рассмотрим

некоторые

формы

самостоятельной

работы

учащихся

во

внеурочное время.

Главным же средством, направляющим самостоятельную деятельность,

является выполнение различных заданий по тексту, например, ответить на

вопросы проблемного характера, сделать графические схемы, опорную схему.

Воспитатель в данном случае направляет деятельность ученика, помогает ему

систематизировать

материал,

используемый

для

выполнения

домашней

работы, предупреждать забывание необходимых сведений.

Опорные конспекты и схемы подкрепляет словесную форму изложения

материала

наглядно-образным

его

видением,

и

помогают

ученику

подготовиться к работе в классе.

Обучающимся необходима разноплановая педагогическая поддержка в

поиске

и

овладении

ими

приемами

и

способами

эффективной

самостоятельной учебной работы. Самостоятельная учебно-познавательная

деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты.

Овладевая

все

более

сложными

интеллектуальными

действиями,

ученик

коррекционной

школы

приходит

к

активной

смысловой

ориентировке,

позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы

самообразования.

Рассмотренные в статье формы самостоятельной работы позволяют не

только

получить знания

и

умения

решать

традиционные

задачи,

но

и

расширяют опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-оценочной

деятельности.

Библиографический список

1. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов

обучения. – М., Просвещение, 1990.

2.

Игумнова

С.А.

Формирования

учебной

самостоятельности

школьников на уроках в коррекционной школе VIII вида.// Педагог – М.: 2017

3.

Попова

И.Н.,

Исаева

С.А.

Организации

и

содержание

работы

в

группе продленного дня». - М.: 2004г.



В раздел образования